Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ К РОДАМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ К РОДАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
593
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ГЕСТАЦИОННЫЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / РОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДАМ / ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алиева А. Д., Тарасова А. Ю., Палиева Н. В., Петров Ю. А.

В статье представлен краткий обзор психологических изменений во время беременности, современных методов психологической диагностики и выявления симптомов тревоги, депрессии, а также астении у женщин в перинатальном периоде. Тесная взаимосвязь физиологических изменений в организме женщины с психологическими аспектами ее готовности к рождению ребенка определяет необходимость комплексного подхода к оказанию медико-психологической помощи. Раннее выявление психоэмоциональных нарушений позволяет не только оказать своевременную помощь женщине, но и не допустить вторичных осложнений для матери и ребенка. Стресс в этот период и наличие негативных эмоций усложняют процесс подготовки к родам и быстрой качественной адаптации в послеродовой период. По мнению некоторых исследователей, значительная доля здоровых матерей не может развить адекватное отношение к ребенку на фоне негативных эмоциональных состояний и плохого качества жизни в течение первого года жизни ребенка. Актуальность изучения психологической готовности женщины к родам, разработки диагностических методов и методов психологической подготовки обусловлена тем, что в настоящее время в женских консультациях и родильных домах внедряются должности психологов, но пока нет необходимого методического обеспечения их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF A WOMAN'S READINESS FOR CHILDBIRTH

This article provides a brief overview of psychological changes during pregnancy, modern methods of psychological diagnosis and detection of symptoms of anxiety, depression, and asthenia in women in the perinatal period. The close relationship of physiological changes in a woman's body with the psychological aspects of her readiness for the birth of a child determines the need for an integrated approach to providing medical and psychological assistance. Early detection of psychoemotional disorders allows not only to provide timely assistance to a woman, but also to prevent secondary complications for the mother and child. Stress during this period and the presence of negative emotions complicate the process of preparing for childbirth and rapid qualitative adaptation in the postpartum period. According to some researchers, a significant proportion of healthy mothers cannot develop an adequate attitude to the child against the background of negative emotional states and poor quality of life during the first year of the child's life. The relevance of studying a woman's psychological readiness for childbirth, the development of diagnostic methods and methods of psychological training is due to the fact that currently positions of psychologists are being introduced in women's consultations and maternity hospitals, but there is no necessary methodological support for their work yet.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИНЫ К РОДАМ»

гшми||®1Д АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ ./

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Особенности гормонального и вегетативного статуса женщин при физиологической и осложненной беременности в зависимости от пола плода / О. Д. Саргсян, Т. Л. Боташева, А. Н. Рымашевский, Н. В. Палиева, А. А. Фролов, В. В. Васильева // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14111.

2. Сюсюка В. Г. Психоэмоциональный статус и изменения гормонального профиля беременных женщин // Акушерство и гинекология. 2016. №5. С. 76-81.

3. Филатова-Сафронова М. А., Филатов В. С., Фатыхова Э. Ф. Медико-психологические основы здорового потомства / Материалы IX Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты». Казань, 2020. С. 7-12.

4. Семенова М. В., Набеева Д. А. Психологические особенности и состояние здоровья беременных женщин, угрожаемых на преждевременные роды // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 1-4.

5. Психологическое здоровье женщины в период беременности / Г. Р. Мешвелиани, А. Ю. Тарасова, Ю. А. Петров, Н. В. Палиева // Главный врач Юга России. 2023. №1 (87). С. 37-40. EDN LSPPGA.

6. Богрова К. Б., Аптекарь И. Е. Психопрофилактика беременных в дородовой период // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства. 2020. С. 8-11.

7. Алимерзоева С. А. Психологические особенности беременной женщины в разные фазы пренатального периода / Тезисы III Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук» в 2-х т. Том 1. М., 2020. С. 1-4.

8. Особенности личностной трансформации в послеродовом периоде / А. П. Скороход, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева, Ю. А. Петров // Главный врач Юга России. 2023. №1 (87). С. 44-47.

9. Ледовских Я. В., Шпикс Т. А. Особенности эмоционального состояния женщины в период беременности / Педагогический профессионализм в современном медицинском образовании. Новосибирск, 2018. С. 67-74.

10. Психологические факторы в возникновении послеродовых осложнений / В. Н. Смелова, Н. В. Палиева, А. Ю. Тарасова, Ю. А. Петров // Главный врач Юга России. 2022. №4 (85). С. 74-77.

11. Саркисова Л. В., Насретдинова Д. Э. Преждевременные роды в современном аспекте // АтаПу va tibbiyot fanlari ilmiy jurnali. 2022. Т. 1. №6. С. 225-231.

12. Лустин С. И., Щука Е. А. Психологические особенности беременных женщин // Царскосельские чтения. 2016. Т. 3. №20. С. 241-244.

13. Роготнева А. В. Анализ страхов у женщин на разных триместрах беременности // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. 2018. С. 362-365.

14. Гурина Е. В., Охапкин М. Б. Особенности психологического статуса женщин при медикаментозных и хирургических абортах // Вестник Ивановской медицинской академии. 2012. Т. 17. №2. С. 45-47.

15. Комаровская А. И. Влияние беременности на психологическое состояние в норме и патологии // Forcipe. 2019. №1. С. 1029-1030.

16. Федяинова К. К. Психологические особенности беременной женщины / Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука, технологии, образование: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития». М., 2020. С. 60-64.

17. Роготнева А. В. Анализ страхов у женщин на разных триместрах беременности // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. 2018. С. 362-365.

18. Планирование семьи. Контрацепция - инструмент регуляции рождаемости. История, настоящее и будущее / Под ред. Ю. А. Петрова, Н. В. Палиевой. М.: Медицинская книга, 2022. 304 с.

19. Болзан В. А. Психологическое благополучие женщины в период беременности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. №5. С. 53-58.

20. Ерина А. С. О важности оказания психологической помощи женщинам в период беременности // Вестник науки. 2020. Т. 4. №11 (32). С. 163-166.

21. Саидниезова Н. К. Психоэмоциональное состояние женщины во время беременности и перед родами // Theory and practice of scientific research. 2018. С. 228-230.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедра акушерства и гинекологии №2, г. Ростов-на-Дону.

Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-2278-5198.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-2348-8809.

Чернавский Виктор Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-8773-0000. Медико-психологический центр ЛЮМОС, г. Ростов-на-Дону.

Тарасова Анастасия Юрьевна — психолог центра, магистр психологических наук; e-mail: [email protected].

УДК 618.5-07;159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ

ЖЕНЩИНЫ К РОДАМ

А. Д. Алиева, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева, Ю. А. Петров

Аннотация. В статье представлен краткий обзор психологических изменений во время беременности, современных методов психологической диагностики и выявления симптомов тревоги, депрессии, а также астении у женщин в перинатальном периоде. Тесная взаимосвязь физиологических изменений в организме женщины с психологическими аспектами ее готовности к рождению ребенка определяет необходимость комплексного подхода к оказанию медико-психологической

помощи. Раннее выявление психоэмоциональных нарушений позволяет не только оказать своевременную помощь женщине, но и не допустить вторичных осложнений для матери и ребенка. Стресс в этот период и наличие негативных эмоций усложняют процесс подготовки к родам и быстрой качественной адаптации в послеродовой период. По мнению некоторых исследователей, значительная доля здоровых матерей не может развить адекватное отношение к ребенку на фоне

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

вшниш

mesa

негативных эмоциональных состоянии и плохого качества жизни в течение первого года жизни ребенка. Актуальность изучения психологической готовности женщины к родам, разработки диагностических методов и методов психологической подготовки обусловлена тем, что в настоящее время в женских консультациях и родильных домах внедряются должно-

сти психологов, но пока нет необходимого методического обеспечения их работы.

Ключевые слова: беременность, гестационные психоэмоциональные нарушения, роды, психологическая готовность к родам, тревожно-депрессивные расстройства перинатального периода.

PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF A 1

A. J. Alieva, A. Yu. Tarasova, N. V. Palieva, Yu. A. Petrov

Annotation. This article provides a brief overview of psychological changes during pregnancy, modern methods of psychological diagnosis and detection of symptoms of anxiety, depression, and asthenia in women in the perinatal period. The close relationship of physiological changes in a woman's body with the psychological aspects of her readiness for the birth of a child determines the need for an integrated approach to providing medical and psychological assistance. Early detection of psychoemotional disorders allows not only to provide timely assistance to a woman, but also to prevent secondary complications for the mother and child. Stress during this period and the presence of negative emotions complicate the

OMAN'S READINESS FOR CHILDBIRTH

process of preparing for childbirth and rapid qualitative adaptation in the postpartum period. According to some researchers, a significant proportion of healthy mothers cannot develop an adequate attitude to the child against the background of negative emotional states and poor quality of life during the first year of the child's life. The relevance of studying a woman's psychological readiness for childbirth, the development of diagnostic methods and methods of psychological training is due to the fact that currently positions of psychologists are being introduced in women's consultations and maternity hospitals, but there is no necessary methodological support for their work yet.

Keywords: pregnancy, gestational psychoemotional disorders, childbirth, psychological readiness for childbirth, anxiety-depressive disorders of the perinatal period.

Изучение особенностей психоэмоциональных нарушений у женщин в период беременности и послеродовом периоде — предмет повышенного интереса специалистов в области акушерства и гинекологии, клинической психологии и психиатрии. Несмотря на большое количество научных исследований перинатальных расстройств и влияния на их развитие течения беременности, родов и послеродового периода, динамика эмоциональных состояний у женщин слабо изучена.

Выработка психологической готовности женщины к рождению ребенка, к уходу за ним подчинена определенной динамике изменений в эмоциональной сфере и физиологическом состоянии в период беременности и после родов. Нарушение психического здоровья у женщин в перинатальном периоде может быть связано с большим количеством факторов. Факторы, влияющие на психическое состояние беременных женщин, сложны и многогранны и включают возраст, образование, профессию, срок беременности, доход, историю болезни, социально-психологические аспекты и другое [1, 2].

Ведущее место среди психоэмоциональных нарушений в перинатальном периоде занимает тревожно-депрессивное расстройство разной степени выраженности. Уровень тревоги является главным фактором, разграничивающим физиологически нормальную и осложненную беременности. Симптомы тревоги могут наблюдаться у 25-50 % беременных женщин, устойчивые тревожные со-

стояния испытывают 20 % женщин в период подготовки к родам [3]. Высокий уровень тревожных состояний до родов приводит к развитию психофизиологических проблем с грудным вскармливанием ребенка в первый месяц жизни. Ярко выраженные тревожные состояния увеличивают риск изменения длительности течения родов, повышают риск гипоксии плода, а для ребенка — повышают риск замедления моторного и когнитивного развития в течение первого года жизни [3].

Цель исследования: проанализировать научные статьи, в которых исследовали психологическую готовность женщины к родам и ее диагностику.

С психофизиологической точки зрения готовность беременной женщины к родам обусловлена доминантой родов как единой функциональной системой, формирование которой может быть нарушено из-за стресса и негативных эмоциональных состояний. Родовая доминанта как комплекс нейрогуморальных, эндокринных и нервных изменений в организме беременной женщины призвана определять начало и правильное течение родов. Нарушение этой функциональной системы несет огромный риск для здоровья и благополучия матери и ее ребенка как единого нейрогуморального организма [4].

Со стороны центральной нервной системы психофизиологическая готовность женщины к родам обусловлена преобладанием тормозных процессов в коре головного мозга

^ www.akvarel2002.ru

и повышенной возбудимостью подкорковых структур. В начале родов активируются процессы возбуждения в гипоталамо-гипофизарной системе и структурах лимбической системы матери, также увеличивается количество кортизола, синтезируемого надпочечниками плода. Стрессовые ситуации у женщины во время беременности активируют высвобождение катехоламинов, вырабатываемых надпочечниками,в то время как положительные эмоции через гипоталамические структуры способствуют выработке эндорфи-нов, которые воздействуют на плод непосредственно через плацентарный барьер. Было установлено, что положительные эмоциональные переживания матери увеличивают рост плода и повышают уровень его сенсорного восприятия [5, 6].

Научные исследования в области перинатальной медицины выявили устойчивую связь гормональных изменений у женщин в раннем послеродовом периоде с динамикой эмоциональных состояний в этот период. Гормоны щитовидной железы, корти-зол, окситоцин и пролактин играют наиболее важную роль в этом процессе. При эндокринной дисфункции, особенно у женщин с симптомами депрессии в раннем послеродовом периоде, наблюдается значительное снижение уровня прогестерона и трийодтиронина. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень тестостерона в первый день после родов, скорее всего, связан с развитием послеродовой депрессии [5].

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

Нейроэндокринное взаимодействие матери, плаценты и плода чувствительно к стрессу, который может повлиять на исходы родов. При стрессе высокие уровни кортизола снижают чувствительность лимфоцитов к глюкокортикостероидам путем связывания с глюкокортикоид-ными рецепторами. Впоследствии, по мере развития резистентности к стероидам, происходит повышенное высвобождение провоспалительных цитокинов (ИЛ-1 в, ИЛ-6 и ФНО-а). Эти маркеры воспаления ослабляют реакцию иммунной системы, повышая вероятность развития неблагоприятных исходов беременности, таких как преэклампсия, кровотечения, самопроизвольный аборт или преждевременные роды, тяжелая депрессия, низкий вес плода при рождении, неонатальные заболевания (включая неврологические, легочные, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, инфекционные, иммунные и метаболические) и долгосрочные осложнения среди новорожденных (церебральный паралич, задержка развития нервной системы, проблемы со зрением и потеря слуха) [3, 7].

Установлены психологические факторы, влияющие на процесс беременности и родов. К ним причисляют личностные особенности беременной женщины, удовлетворенность взаимоотношениями со своей матерью, особенности внутрисемейных отношений, социально-экономические аспекты, физическое и психическое здоровье и многое другое [1, 2, 8].

Хотя фармакологическая терапия, включая селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и бензодиазепины, играет определенную роль в лечении депрессии или тревоги во время беременности, фармакологические методы лечения различных стрессовых реакций во время беременности неоднозначны, их влияние на исходы беременности остается недостаточно изученным. Поэтому широко распространены немедикаментозные методы угнетения стрессовых реакций во время беременности (медитация, массаж, йога и др.). Они также могут дополнить фармакологическое лечение депрессии и тревоги, поскольку комбинированная терапия наиболее эффективна для людей с тяжелой депрессией, психозом или тревожным синдромом.

В 2019 году на Тайване было опубликовано исследование, в котором оценивалась эффективность программы медитаций, включающая серию из восьми еженедельных трехчасовых занятий и 17-часовой медитации. В общей сложности, 74 беременные женщины были распределены случайным образом в экспериментальную и контрольную группу. В экспериментальной группе наблюдалось значительное снижение проявлений стресса [9].

В исследовании, изучавшем влияние йоги на состояние беременных женщин, 84 женщины с симптомами депрессии были разделены на 3 группы: группу для занятий йогой, группу с проведением массажной терапии и контрольную группу. Снижение показателей тревожности, гнева, снижение боли в спине и ногах, а также улучшение взаимоотношений с партнером наблюдались как в группе йоги, так и в группе массажной терапии, но не в контрольной группе [10].

Известно, что физические упражнения помогают предотвращать и лечить метаболические и сердечно-сосудистые заболевания, они также уменьшают симптомы депрессии. Американская коллегия акушеров и гинекологов (АСОв) рекомендует женщинам с неосложненной беременностью заниматься физическими упражнениями средней интенсивности не менее 20-30 минут в течение 5-7 дней в неделю, то есть практически каждый день [3].

Изучение соотношения физиологии родов и послеродового периода с динамикой эмоциональных состояний необходимо проводить совместно с исследованием переживания боли при родах. Исследования в области акушерской анестезиологии показали, что существует высокая доля нарушений родовой деятельности из-за сильной, постоянной и изнурительной боли во время родов. Формирование болевой реакции во время родов обусловлено функционированием корковых структур и структур периферической нервной системы. Переживание тревоги и раздражительности роженицами снижает порог возбудимости коры головного мозга и нарушает деятельность вегетативных структур организма, что затрудняет сокращение матки во время родов. Современные прикладные исследования в области акушерской анестезиологии-ре-

www.akvarel2002.ru а

аниматологии доказали важность дифференцированного подхода при выборе тактики анестезии родов и послеродового периода, как фактора снижения числа осложнений в этот период [11]. Это способствовало внедрению в акушерскую практику немедикаментозных (психопрофилактика) и медикаментозных методов анальгезии (эпидураль-ная, или спинномозговая, анестезия) с целью снижения стресса в родах и благоприятного течения раннего послеродового периода [5]. М. Д. Лю-люкиной было выявлено, что женщины с более высоким уровнем пренатального стресса чаще прибегали к обезболиванию в родах, что повышало вероятность проведения экстренного кесарева сечения. Женщинам, получавшим двойное обезболивание (эпидурально и внутривенно), чаще проводили экстренное кесарево сечение [12].

Недостаточная готовность к родам может поставить под угрозу здоровье матери и ребенка и повлиять на исход родов. Около 289 тысяч беременных женщин в мире ежегодно умирают от осложнений при родах из-за недостаточной готовности к ним. Исследования показали, что недостаточная готовность к родам может привести к преждевременным родам, затяжным родам и повышенному риску акушерских осложнений и послеродовых кровотечений. Это влияет на условия роста плода, что ведет к неблагоприятным последствиям, таким как низкий вес при рождении и асфиксия плода. Более того, плохая готовность также может привести к негативным переживаниям при родах, увеличивая частоту родовой травмы, послеродовой депрессии и послеродового травматического стрессового расстройства [13, 14].

Психологическое состояние беременной женщины динамично и меняется в течение каждого триместра. Чтобы разобраться в эмоциональных взлетах и падениях во время беременности, важно иметь представление о психологических изменениях в этот жизненно важный период.

Первый триместр характеризуется осознанием беременности, неуверенностью в себе, в течение этого периода могут наблюдаться колебания между положительными (волнение, счастье и радость) и отрицательными (беспокойство и плаксивость,

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ ^^ЖИЛД

тревога, раздражительность, боязнь изменений во внешности, перепады настроения, страх за свое будущее) эмоциями.

Второй триместр — период стабильности и отдыха, когда женщина привыкает к изменениям в организме, ослабевают тошнота и рвота, нормализуется сон, появляются первые шевеления плода, но остается страх перед родами и волнение за свое здоровье и здоровье малыша [13, 15]. Исследования показали, что проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога и депрессия, возникают во втором триместре реже, чем в первом и третьем триместрах. Во время второго триместра развивается чувство общего благополучия. Страх выкидыша обычно исчезает.

Третий триместр — самое трудное для женщины время. Негативные эмоциональные переживания могут многократно возобновляться в течение третьего триместра. Это может быть связано с усиливающимся дискомфортом (например, из-за болей в спине, внизу живота, бессонницы, усталости, истощения). Более того, эмоциональная лабильность, временное плохое настроение, беспокойство, астения, чувство напряжения, страх перед родами, страх за жизнь и здоровье ребенка становятся более заметными в течение этого периода. Эти симптомы являются временными, умеренными, вполне нормальными и распространенными. Однако если симптомы являются постоянными, значительными и оказывают влияние на качество жизни, тогда необходима дальнейшая диагностика для исключения какого-либо отклонения психического здоровья.

Сны о беременности и детях часто начинают сниться в первом триместре. Неуверенность в новой роли матери может проявляться во снах в виде неспособности должным образом заботиться о своем ребенке, поиске или потери ребенка во сне. Беременным женщинам часто снится, что они в ловушке, и во многих отношениях это прямое отображение страхов и опасений по поводу своего будущего [13, 15].

Исследования показали, что более 40 % женщин с нормально протекающей беременностью испытывают состояние психоэмоционального стресса с тревожными переживаниями различной степени тяжести. Стресс

и тревога взаимосвязаны, и если тревога становится преобладающей эмоцией, то может ухудшаться течение беременности, увеличиваться риск осложнений в родах. Интенсивность фобических расстройств по мере приближения родов нарастает [16].

Некоторые женщины испытывают тревогу и страх во время беременности, как обоснованный, так и бессознательный. Женщины могут беспокоиться о физиологических изменениях в своем теле из-за изменений в отношениях с близкими людьми. Все эти переживания часто приводят к нестабильному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и депрессии. Такие трудности могут вызывать соматические проявления в организме — потерю аппетита и, следовательно, анорексию, тяжелый токсикоз, постоянные головные боли, угрозу выкидыша [5]. Наиболее выраженная тревожность и неуверенность в себе как матери, а также неготовность в принятии материнства наблюдается у женщин, состоящих в гражданском браке (46,7 ■%), в то время как у беременных, состоящих в официальном браке, такое состояние диагностируется в 27,5 0% [17].

Негативное влияние на психологическое состояние беременной женщины оказывает также ее собственный детско-родительский опыт: дефицит заинтересованности со стороны родителей, отстраненность родителей от ребенка, враждебность отца и/или матери. У женщин с таким детско-родительским опытом чаще выявляются повышенная тревожность и неуверенность в себе, эмоциональные и психосоматические нарушения, конфликтное отношение к беременности, беспокойство по поводу протекания родов и здоровья будущего ребенка [18, 19].

Депрессией психиатры считают сложное эмоциональное состояние навязчивого характера длительностью более месяца, включающее в себя нарушение сна и аппетита, суточные изменения настроения, часто сочетающиеся с тревогой, бессонницей, психомоторной заторможенностью, усталостью [20]. Дородовая депрессия — это результат гормональной и биологической перестройки женского организма во время беременности. Основными симптомами в этот период являются эмоциональная лабильность, повышенная

^ www.akvarel2002.ru

тревожность, нарушения сна, нервозность, вспыльчивость. При этом перинатальный психолог создает и выполняет программу психокоррекции, которая включает в себя теоретическое объяснение всех происходящих изменений и практическую работу с беременной женщиной, которая состоит из комплекса различных видов деятельности по снятию эмоционального напряжения и психологической разрядки. Рекомендации по преодолению депрессии включают различные дыхательные и физические упражнения. Необходимо соблюдать все указания врача, сбалансированный режим труда и отдыха, особенно в родильном доме, полноценно питаться, вовремя отходить ко сну [5, 21].

В недавно опубликованном перекрестном исследовании Dong H. было обнаружено, что по сравнению с женщинами, которые были госпитализированы до пандемии COVID-19, у женщин, госпитализированных в отделения для беременных во время строгого карантинного периода COVID-19, не было выявлено повышенного риска депрессии. Данные были собраны Чао Лу, Даджиан Хуанг и Дандан Цуй и проанализированы Рунан Ху. Согласно их выводам, доля тревожности среди беременных женщин во время эпидемии составила 8,3 %, в то время как доля депрессии составила 50,6 ■%. Таким образом, во время эпидемии COVID-19 уровень тревожности беременных женщин был таким же, как и до эпидемии, в то время как уровень депрессии значительно возрос [22].

Для анализа готовности женщины к родам целесообразно использовать существующее в психологии понятие «психологическая готовность к деятельности». Психологическая готовность к деятельности включает в себя: мотивацию к осуществлению деятельности, ориентировочную основу деятельности, наличие средств осуществления деятельности. Эти позиции или блоки могут быть использованы для психологической диагностики готовности к родам. Моти-вационная готовность к родам — это адекватное представление женщины о результате родов, то есть о рождении здорового ребенка, и осознанный способ его достижения. Однако на практике тревоги и страхи, связанные с процессом родов, часто

ШВ1ЫШ

»VI

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

стимулируют фиксацию на самом процессе родов, а не на результате.

Ориентировочная основа деятельности — адекватное представление о процессе родов, своих ощущениях, действиях медицинского персонала и взаимодействии с ним. Представление о родах формируется у женщин под влиянием рассказов других женщин, информации из средств массовой информации, литературных источников и т. д. Эта информация чаще всего искаженная, фиксированная на наиболее неблагоприятных моментах родов. В то же время практически нет сведений о процессе родов с точки зрения женщины, ее чувств и переживаний, а также возможности конструктивного взаимодействия с медицинским персоналом. Все это искажает ориентировочную основу при родах, стимулирует развитие страхов, конфликтное отношение к действиям медицинского персонала. Средствами осуществления данной деятельности являются знания и навыки женщины по поведению в родах, техник дыхания и релаксации, позы во время схваток, поведения во время потуг и в послеродовой период. Итак, психологически готовыми к материнству женщинами можно считать тех, чьи показатели указывают на формирование всех трех блоков. Условно готовы те женщины, у которых сформированы один или два блока. Беременные женщины, у которых не сформирован ни один блок, психологически не готовы к материнству [23].

Женщины с высоким уровнем готовности к материнству отдают предпочтение самостоятельному уходу за ребенком (80 ■%) и грудному вскармливанию (86,67 %). 73,33 % женщин с несформированной готовностью к материнству обращаются за помощью к родным и близким по уходу за ребенком и в 40 предпочитают искусственное вскармливание ребенка. У детей таких женщин чаще встречаются клинические проявления аллергических реакций, инфекционные заболевания, колики [24].

Цель диагностики - выявить представления женщин о периодах родов, поведении персонала, возможностях конструктивного взаимодействия с другими участниками родов. Психологическая диагностика готовности к родам направлена на выявление содержания всех трех компонентов

и определение мишенеи психологической подготовки женщины к родам. Диагностические методы выявления особенностей психоэмоциональной сферы у женщин в перинатальном периоде должны соответствовать ряду общих и специфических требований. Методы должны быть надежными и стабильными [23, 25]. Лучшим вариантом является использование набора прямых (анкеты, опросники) и проективных (рисуночные и графические тесты) методик.

Вопросы в анкетах направлены на понимание процесса родов, ожидаемых трудностей, готовности к использованию навыков поведения в родах, ожидаемой деятельности медицинского персонала, целей и результатов процесса родов. Результаты опроса позволяют выявить причины неготовности беременной женщины к родам. Рисуночные тесты позволяют выявить неосознаваемые представления женщины о родах и материнстве в послеродовом периоде, откорректировать и уточнить данные анкет [23].

Существует очень мало узкоспециализированных методов изучения психоэмоциональных расстройств у женщин во время беременности и после родов. Несмотря на большое количество отечественных методов диагностики психологического состояния женщин в перинатальном периоде, практически единственным специализированным и стандартизированным методом диагностики эмоциональных расстройств в перинатальном периоде является российская версия шкалы послеродовой депрессии. В период с 2020 по 2021 год на базе перинатального центра Петербургского государственного педиатрического медицинского университета была разработана русскоязычная версия Эдинбургской шкалы, позволяющая выявлять различные по выраженности симптомы депрессии у женщин как во время беременности, так и после родов. В дополнение к этой шкале для вышеупомянутых целей чаще всего используются шкала оценки депрессии (Zung Self-Rating Depression Scale), шкала тревоги А. Бека (The Beck Anxiety Inventory, BAI), шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI, в адаптации Ю. Л. Ханина), а также диагностические методы: тесты «Фигуры», «Эпитеты», тест Люшера, проективный

рисуночный тест «Я и мой ребенок» Г. Г. Филипповой, тест отношений беременной женщины (ТОБ-б) И. В. До-брякова, модифицированная шкала Дембо — Рубинштейн и др. Их использование позволяет определить готовность к материнству и ценность ребенка, динамику этих параметров во время беременности.

Зарубежные исследователи в области перинатальной психологии используют более современный и расширенный набор психодиагностических инструментов. Широко используется метод полуструктурированного интервью послеродового дистресса (DIPD-PP: Diagnostic Interview of Psychological Distress — Postpartum), выявляющий симптомы депрессивных и тревожных расстройств, риск панического расстройства, навязчивого состояния [25].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность и актуальность комплексной диагностики психоэмоциональных расстройств у женщин в перинатальном периоде определяют задачи для профессионального сообщества клинических психологов. Важной задачей также является разработка междисциплинарного алгоритма сотрудничества акушеров-гинекологов, перинатальных психологов, неонатологов для содействия комплаенсу и сотрудничеству в системе «врач — пациент». Совершенствование процедуры своевременного выявления нарушений психоэмоциональной сферы у женщин в перинатальном периоде позволяет специалистам оказывать необходимую комплексную медицинскую и психологическую помощь и предотвращать развитие стойких аффективных расстройств в послеродовом периоде.

Таким образом, психическое состояние женщины во время беременности оказывает очень большое влияние на будущего ребенка. С одной стороны, женщина испытывает радость ожидания и чувство гордости в связи с будущим материнством, с другой стороны, страх перед родами и сомнение в своей материнской компетентности. Проблема психического состояния женщины во время беременности в настоящее время актуальна и нуждается в дальнейшем изучении.

№2 (88) 2023

www.akvarel2002.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОФИЛАКТИКА ^^ЭйКЛД СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психологические особенности несовершеннолетних мам / Ю. А. Петров, В. В. Решетникова, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева // Главный врач Юга России. 2022. №4 (85). С. 69-73.

2. Тарасова А. Ю. Трудности общения в семье при созависимости. М.: Медицинская книга, 2022. 88 с.

3. Traylor C. S. et al. Effects of psychological stress on adverse pregnancy outcomes and nonpharmacologic approaches for reduction: an expert review // American Journal of Obstetrics & Gynecology MFM. 2020. V. 2 (4). P. 100229.

4. Palieva N. V., Botasheva T. L., Petrov Yu. A. Role of morpho-functional asymmetry of the "mother - placenta - fetus" system in the genesis of obstetric pathology / Materials of the International scientific and practical conference (October 27, 2020, Makhachkala). Makhachkala, 2021. P. 147-151.

5. Парманова Н. А. Психологические особенности родов и послеродового периода // ORIENSS. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskie-osobennosti-rodov-i-poslerodovogo-perioda (дата обращения: 24.07.2022).

6. Особенности некоторых вазоактивных гормонов и сосудистых факторов у женщин с метаболическим синдромом и их влияние на формирование акушерских осложнений / Н. В. Палиева, Т. Л. Боташева, В. А. Линде, В. В. Авруцкая, Е. В. Железнякова // Акушерство и гинекология. 2017. №6. С. 48-54. DOI: 10.18565/aig.2017.6.48-54.

7. Психологические факторы в возникновении послеродовых осложнений / В. Н. Смелова, Н. В. Палиева, А. Ю. Тарасова, Ю. А. Петров // Главный врач Юга России. 2022. №4 (85). С. 74-77.

8. Шурухина Г. А. Механизмы психологической защиты женщин во время беременности // Молодой ученый. 2017. №2 (136). С. 717-719.

9. Assessing the effectiveness of mindfulness based programs on mental health during pregnancy and early motherhood - a randomized control trial / W. L. Pan, C. W. Chang, S. M. Chen, M. L. Gau // BMC Pregnancy Childbirth. 2019. Vol. 19. P. 346.

10. Yoga and massage therapy reduce prenatal depression and prematurity / T. Field, M. Diego, M. Hernandez-Reif, L. Medina, J. Delgado, A. Hernandez // J. Bodyw. Mov. Ther. 2012. Vol. 16. P. 204-209.

11. Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерстве: руководство для врачей / Под ред. Е. А. Ланцева, В. В. Абрамченко. 3-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2013. 624 с.: ил.

12. Люлюкина М. Д. Современные зарубежные исследования психологических факторов, влияющих на формирование восприятия опыта родов женщинами / Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия: Сборник материалов VII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием, Рязань, 25-26 ноября 2020 г. Рязань: РГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2020. С. 104-111.

13. Mengmei Y. et al. Childbirth Readiness Scale (CRS): instrument development and psychometric properties // BMC Pregnancy and Childbirth. 2022. V. 22 (1). P. 1-13.

14. Психофизиологическое состояние новорожденного в связи с психологическими особенностями матери / М. Р. Бостанова, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева, Ю. А. Петров // Главный врач Юга России. 2022. №3-4 (85). С. 77-82.

15. Маслова В. Э. Психологическое состояние женщины в период беременности // Молодой ученый. 2018. №21 (207). С. 454-455.

16. Лядова Д. С. Психологическая безопасность новорожденного ребенка и матери / Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: Материалы V Всероссийской с международным участием студенческой научно-практической конференции, Пермь, 08 октября 2020 г. Пермь: Прикамский социальный институт, 2021. С. 204-207.

17. Кольчик Е. Ю. Специфика отношения к беременности женщин с разным семейным статусом // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. №3. С. 63.

18. Владимирова С. А. Профилактика эмоциональных и психосоматических нарушений у беременных женщин с конфликтным опытом детско-родительских отношений // Вестник психотерапии. 2018. №67 (72). С. 106-117.

19. Тарасова А. Ю., Петров Ю. А. Слагаемые супружеского счастья. Взгляд врача и психолога. М.: Медицинская книга, 2022. 320 с.

20. Меркулова А. А. Психологические особенности депрессивного состояния у женщин в послеродовом периоде / Наука - шаг в будущее: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 22 ноября 2020 г. Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. С. 204-209.

21. Психоэмоциональный статус женщин в дородовом и послеродовом периодах / Л. М. Литнарович, А. С. Кучер, А. Н. Сулима, Н. С. Ольшевская, А. Н. Рыбалка, Д. А. Беглицэ, М. А. Дижа // ТМБВ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnyy-status-zhenschin-v-dorodovom-i-poslerodovom-periodah (дата обращения: 24.07.2022).

22. Investigation on the mental health status of pregnant women in China during the Pandemic of COVID-19 / H. Dong, R. Hu, C. Lu, D. Huang, D. Cui, G. Huang, M. Zhang // Archives of gynecology and obstetrics. 2021. V. 303 (2). P. 463. DOI: 10.1007/s00404-020-05805-x.

23. Лысенко О. Ф. Показатели психологической готовности к материнству и психолого-педагогические мероприятия по ее формированию // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2021. №2 (56). С. 123-133. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-56-2-278.

24. Блюм А. И. Репродуктивное поведение женщины как фактор психосоматического развития ребенка // Психология. Историко-кри-тические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. №5-1. С. 196-202. DOI: 10.34670/AR.2020.46.5.019.

25. Коргожа М. А. Комплексная диагностика психоэмоциональных нарушений у женщин в перинатальном периоде: проблемы инструментария и их решение // Медицинская психология в России. 2021. Т. 13. №2 (67). DOI: 10.24412/2219-8245-2021-2-5.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ (РостГМУ), г. Ростов-на-Дону.

Алиева Алина Джавадовна — соискатель кафедры акушерства и гинекологии №2 РостГМУ; e-mail: [email protected]. Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры акушерства и гинекологии №2 РостГМУ; e-mail: [email protected]. ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2278-5198.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии №2 РостГМУ; e-mail: [email protected]. ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2348-8809.

Медико-психологический центр ЛЮМОС, г. Ростов-на-Дону.

Тарасова Анастасия Юрьевна — психолог центра, магистр психологических наук; e-mail: [email protected].

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ И ОЧИСТКА ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА В ЛПУ. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА И ОРВИ

Каждый год в России регистрируется более 30 млн случаев заболеваний вирусными инфекциями, и обращение за медицинской помощью, как правило, влечет заболеваемость медперсонала, в несколько раз превышающую общестатистическую по стране. Внедре-

ние в практику здравоохранения новых методов диагностики и лечения заболеваний не снижает актуальности проблемы возникновения различных инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. Качество медицинской помощи напрямую зависит от грамотной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.