Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД / ЛИЧНОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БЕРЕМЕННОСТЬ / МАТЕРИНСТВО / ПОСЛЕРОДОВАЯДЕПРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скороход А. П., Тарасова А. Ю., Палиева Н. В., Петров Ю. А.

Послеродовой (пуэрперальный) период - период, начало которого приходится на момент рождения последа, и продолжается 6-8 недель. В течение всего этого времени организм женщины претерпевает интенсивную инволютивную перестройку всех органов и систем, связанных с беременностью и родами. В большинстве случаев послеродовой период протекает нормально и совпадает с началом формирования новых семейных связей. Рождение ребенка и становление матерью - важнейший этап в жизни женщины, во время которого перестраивается не только ее сознание, но и меняются взаимоотношения с внешним миром в целом. Другими словами, женщина переживает личностную трансформацию, которая повлияет на всю ее дальнейшую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL TRANSFORMATION IN THE POSTPARTUM PERIOD

The postpartum (puerperal) period is the period that begins at the momentof the placenta'sbirth and lasts 6-8 weeks. During all this time the woman's body undergoes an intensive involutiver estructuring of all organs and systems associated with pregnancy and childbirth. In most cases, the postpartum period proceeds normally and coincides with the beginning of the formation of new family ties. The birth of a child and becoming a mother is the most important stage in a woman's life, during which not only her consciousness is rebuilt, but also her relationship with the outside world changes. That is, a woman undergoes a personal transformation that will affect her entire future life.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ»

тч " АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

УДК 618.7;316.6

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОМ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОСЛЕРОДОВОМ

ПЕРИОДЕ

А. П. Скороход, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева, Ю. А. Петров

Аннотация. Послеродовой (пуэрперальный) период - период, начало которого приходится на момент рождения последа и продолжается 6-8 недель. В течение всего этого времени организм женщины претерпевает интенсивную инволютив-ную перестройку всех органов и систем, связанных с беременностью и родами. В большинстве случаев послеродовой период протекает нормально и совпадает с началом формирования новых семейных связей. Рождение ребенка и станов-

ление матерью - важнейший этап в жизни женщины, во время которого перестраивается не только ее сознание, но и меняются взаимоотношения с внешним миром в целом. Другими словами, женщина переживает личностную трансформацию, которая повлияет на всю ее дальнейшую жизнь.

Ключевые слова: послеродовой период, личностная трансформация, беременность, материнство, послеродовая депрессия.

FEATURES OF PERSONAL TRANSFORMATION IN THE POSTPARTUM PERIOD

A. P. Skorokhod, A. Yu. Tarasova, N. V. Palieva, Yu. A. Petrov

Annotation. The postpartum (puerperal) period is the period that begins at the momentof the placenta'sbirth and lasts 6-8 weeks. During all this time the woman's body undergoes an intensive involutiver estructuring of all organs and systems associated with pregnancy and childbirth. In most cases, the postpartum period proceeds normally and coincides with the

beginning of the formation of new family ties. The birth of a child and becoming a mother is the most important stage in a woman's life, during which not only her consciousness is rebuilt, but also her relationship with the outside world changes. That is, a woman undergoes a personal transformation that will affect her entire future life.

Keywords: postpartum period, personal transformation, pregnancy, motherhood, postpartum depression.

Актуальность исследования особенностей личностной трансформации в послеродовом периоде обусловлена тем, что психологическим аспектам материнства с каждым годом уделяют всё больше внимания. Если женщина в период беременности переживает стресс, неуверенность в себе, негативные эмоции, это может отягощать процесс эмоциональной и физической подготовки к родам и постнатальному периоду и впоследствии сказаться на ее адаптации к новым условиям [1].

У всех людей в течение жизни могут возникать критические периоды. Для женщины одно из главных событий в жизни — беременность и роды; особое внимание при этом отводят состоянию плода и развитию новорожденного [2].

Во время беременности будущая мама начинает чувствовать себя более зависимой и уязвимой от окружающих ее людей, что может пугать и вызывать чувства неуверенности, страха и даже не поддающейся контролю агрессии. Эти явления принято называть «первичной материнской озабоченностью». Именно они заставляют женщину искать себя в своем ребенке [3, 4].

Рождение малыша несет эмоциональные, моральные и физические трудности, которые не каждой маме удается преодолеть с легкостью. Связано это с тем, что роды затрагивают всю нервную систему, порождая чувство тревожащей необычности. Физиологически сложные процессы всегда тесно взаимосвязаны с психологическим состоянием человека и в данном случае влияют на личностную трансформацию женщины после родов [5]. Ведь не только здоровые органы и системы, но и общая готовность матери к родам играют большую роль в послеродовом здоровье женщины и новорожденного [6-8].

Формирование положительных эмоций, забота, поддержка, оказание при необходимости морально-психологической помощи, преподнесение информации об особенностях течения беременности, обучение навыкам самоуспокоения способствуют не только повышению устойчивости организма к воздействию негативных стрессовых факторов, в том числе болевого, но и улучшению настроения, сна, течения послеродового периода в целом. Всё это оказывает благоприятное воздействие на общее психосоматическое состояние женщины [9, 10].

Изучение психологических особенностей женщины во время беременности и в послеродовом периоде, а также ее личностной трансформации после родов сегодня более актуально, чем раньше [11]. Однако исследований, касающихся взаимосвязи физиологических, психологических и эмоциональных процессов при беременности и в послеродовом периоде, крайне мало. Это определяется сложностью организации, проведения и анализа отношений между женщиной и окружающими ее людьми (в том числе взаимоотношений в семье) в течение всего перинатального периода [12-14].

Так как послеродовой период — один из наиболее сложных, необходимы совокупность внешних факторов, а также правильная подготовка и вступление в него. Очень важен первый час после родов. Он будет не только задавать психологический и физиологический темп развития малыша, но и определять взаимоотношения между матерью и новорожденным, поможет выстроить дальнейшие отношения нового человека со всем окружающим его миром, научиться любить, сочувствовать, испытывать чувство привязанности [7, 12].

Первое прикладывание к груди, универсально удовлетворяющее все потребности новорожденного, проявление заботы и ласки, разговор с ребенком служат не только первой ступенью становления психоэмоциональных связей между матерью и ребенком в послеродовом периоде, но и началом личностной трансформации женщины, о которой она может даже не подозревать [15]. Если проявление так называемых социальных навыков обращения с ребенком довольно легко можно объяснить с позиции психологии, то кормление грудью — более сложный процесс. Через естественное вскармливание женщина не только адаптируется к материнству: кормление грудью способствует выделению эндорфинов — гормонов, ослабляющих боль и увеличивающих чувство удовлетворения и удовольствия. Нейрогормоны стимулируют желание ухаживать, проявлять заботу и формируют привычки взаимозависимости. При этом отрицательные мысли и эмоции, связанные с болью и другими негативными окружающими факторами, отступают на второй план и не препятствуют установлению тесной связи между мамой и малышом [16].

Третий день, как и первый час после родов,не менее ценен, но несет с собой определенную опасность для психологического здоровья матери и новорожденного. В этот момент меняются органолептические характеристики молочного секрета — молозиво сменяется на зрелое молоко. Данный физиологический процесс крайне сильно влияет на эмоциональное состояние матери: она может испытывать не только чувство удовлетворения, но и разочарование, упадок сил, частую смену настроения. Женщина, нуждающаяся в повышенном внимании и заботе, ожидает, что материнская любовь решит все проблемы адаптации к ребенку и новым условиям жизни. Однако этот процесс не всегда проходит легко и зависит от длительного взаимного научения [8, 11].

В пуэрперий уязвимы и ребенок, и мать. Об этом стоит помнить, так как у родильницы все чувства и эмоции обостряются и она больше нуждается во внимании, заботе, ласке, помощи и поддержке, чем даже во время беременности и в родах. Тем не менее зачастую женщина не получает этого в необходимом для нее объеме, что может привести к разочарованию и появлению чувства вины. При этом молодая мама оказывается под воздействием таких факторов, как страх за малыша, тревожность, недосыпание, нарушение гормонального фона, цикла «сон — бодрствование». Физиологический статус новорожденного тоже имеет большое значение. Если он родился с патологией или недоношенным, — это серьезная травма для матери. Неблагоприятный набор эмоций может стать патогномоничным признаком послеродовой депрессии [17-19].

Депрессия — психологическое расстройство, отличающееся большим многообразием критериев [18] (к ним относят гипотимию (понижение настроения), пессимистическую оценку себя, окружающих людей и обстановки, снижение моторной и интеллектуальной функции [20]). Постнатальная депрессия может возникнуть у женщины в послеродовой период и является одним из негативных проявлений личностной трансформации.

Чтобы разобраться в проблеме послеродовой депрессии, необходимо видеть цельную картину состояния жен-

щины. В эмоциональном плане в этот период можно наблюдать повышенную чувствительность, обусловленную изменением нейроэндокринного, иммунного и микроэлементного статуса организма женщины, на фоне чего развиваются чувства страха, беспомощности, угнетенности, усталости, тревоги, чрезмерной зависимости от ребенка и окружающих людей. Помимо прочего появляются необоснованная тревожность за свою жизнь и безопасность, недостаток интереса к окружающему, потеря энергии [21]. В соматическом плане такая психологическая нагрузка сопровождается изменением пищевого поведения (потерей аппетита или, напротив, булимией), бессонницей вместе с сонливостью, запорами. Всё это формирует чувство изменения, которое присутствует у женщины постоянно [22].

Такая обобщенная картина дает лишь первое представление о послеродовой депрессии и поведении женщины в этот сложный для нее, эмоционально нестабильный период. Поэтому следует уточнить, что существует несколько разновидностей подобного состояния, к которым относят меланхолическую простую (классическую), ипохондрическую, тревожную, депрессию с навязчиво-стями, астеническую и маскированную формы послеродовой депрессии [22].

Меланхолическая простая (классическая) депрессия развивается чаще всего в первую неделю после родов, что связано с нарушением сна матери. Изменение устоявшихся биоритмов, которые определяют нормальную жизнедеятельность, проявляется цепочкой негативных симптомов. К ним относят усталость, разрозненность мыслей после сна, замедление мышления и темпа речи, беспомощность в уходе за ребенком. Такой комплекс отклонений может сопровождаться потерей аппетита, снижением веса матери и исчезновением заботы, любви по отношению к близким людям. При отсутствии своевременной помощи ситуация может усугубиться, вплоть до того, что женщине становится трудно встать и осуществить простые и привычные для нее обязанности (приготовить еду, помыть, покормить, перепеленать ребенка...), все ее реакции и движения сильно замедляются. Окружающий мир перестает быть эмоционально окрашенным, становится черно-белым, все кажется пустым и тусклым, ощущается камень на душе [23].

Ипохондрическая депрессия встречается достаточно редко в послеродовом периоде. Связано это с тем, что болезненные ощущения быстро возникают и исчезают, трудно локализуются и мигрируют. Это вызывает сложность диагностики и оказания необходимой лечебной помощи. При сборе анамнеза женщина обычно не предъявляет жалоб на сниженное настроение, поэтому при получении положительных результатов обследования на некоторое время успокаивается. Однако в дальнейшем все возобновляется, и женщина вновь возвращается к своим тревожным мыслям, что усугубляет ситуацию [23].

Тревожная депрессия в корне отличается от вышеперечисленных. Для нее характерны суетливость, необоснованное беспокойство о здоровье и благополучии ребенка и близких, неуверенность в будущем, неусидчивость, избыточные движения и отсутствие сосредоточения. Зачастую у таких женщин развиваются внезапные

ШВ1ЫШ

м

АКУШЕРСТВО • ПСИХОЛОГИЯ

панические приступы, которые длятся от 30 до 60 минут и включают всплески тревоги со стремительно нарастающей симптоматикой, сопровождающиеся когнитивным и вегетососудистым расстройством.

В основе депрессии с навязчивостями лежат обсес-сия (навязчивые мысли) и компульсия (навязчивые действия), страхи и опасения. Она возникает после родов и клинически выражается появлением чувства вины, подавленным настроением, паническими расстройствами. У таких женщин, испытывающих тоску, часто нарушаются аппетит и сон [24].

Астеническая депрессия. Депрессия, начинающаяся после родов и включающая как физическую, так и психическую усталость, раздражительность и плаксивость, а также имеющая нарастающий характер, называется астенической. По времени возникновения и психомоторным проявлениям она схожа с простой меланхолической (классической) депрессией. Главное ее отличие заключается в ее динамичности и изменчивости. Зачастую мы видим растерянную, постоянно усталую и негативно оценивающую происходящее женщину с жалобами на ухудшение памяти, затруднение сосредоточения, потливость, повышенное артериальное давление и снижение аппетита [23, 25].

Маскированная депрессия — одна из самых трудно диагностируемых, что становится понятным даже из ее названия. Основное заболевание скрывается под большим количеством разнообразных по характеру, клинике и течению симптомов, не укладывающихся в одну общую и понятную картину. Женщина в послеродовом периоде не замечает за собой снижения настроения и, соответственно, не предъявляет на это жалоб. Если же обратить внимание на внешние признаки, то можно сразу заметить грустное, апатичное выражение лица, будто бы пациентка испытывает боль и недомогание [14, 22, 23].

Личностная трансформация женщины, сопровождаемая послеродовой депрессией, представляет собой сложную многогранную проблему. Именно поэтому необходим грамотный индивидуализированный подход к ее решению, и начинать ее решать следует еще при беременности. Изучив различные виды послеродовой депрессии, полностью или частично меняющей устоявшийся жизненный уклад и заполняющей всё жизненное пространство женщины, от чего страдают не только она сама, но и ее семья, и работа, необходимо разобраться в том, какую помощь и поддержку ей можно оказать.

Работа врача с будущей матерью начинается с оценки ее психологического состояния, отношения к беременности и детям, взаимоотношений с мужем и другими членами семьи. Чтобы подробнее узнать о ее истинных страхах, волнениях и переживаниях, необходимо завоевать ее доверие. Установить контакт с пациенткой удается далеко не каждому врачу. Для этого нужно уметь заинтересовать и привлечь внимание легко уязвимой в это время женщины, в связи с чем необходим междисциплинарный подход к ведению этой группы пациенток. Максимальный положительный результат будет достигнут лишь в случае согласованной работы врача — акушера-гинеколога и психолога [25, 26].

В ходе индивидуальной работы психолога с будущей матерью важно придерживаться концепции, согласно

которой беседу считают основной тактикой, позволяющей добиться высокой степени взаимопонимания. Необходимо внимательно слушать и слышать, анализировать, обращать внимание на язык тела и жестов, стараться определить степень и глубину переживаний. Специалист здесь выступает в роли той самой поддерживающей мамы или просто родного человека, которого ей в данный момент может не хватать. Именно на этом этапе достигают самого главного — снижения уровня тревоги и волнения, которые могут усугублять течение беременности и послеродового периода в психологическом, физиологическом и социальном плане [26].

При недостаточной эффективности индивидуальной работы можно проводить групповые занятия по психопрофилактической подготовке к родам [14]. Подбирают такие группы по схожести психоэмоционального фона беременных, благодаря чему создается свободная, доверительная, дружеская, даже раскованная атмосфера. Будущие матери в ходе этих встреч узнают о возможных кратковременных изменениях в настроении, особенностях отношений с мужьями и родственниками, делятся своими тревогами, переживаниями, обмениваются опытом, тем самым оказывая друг на друга положительное влияние. Однако для успеха групповых занятий важен еще один элемент — кабинет, где их проводят. В нем обязательно должны быть предусмотрены удобные места для сидения (кресла, кушетки, диваны и проч.), приятный, не сильно яркий окрас стен и мебели, телевизор или экран для показа обучающих видеороликов, муляжи, на которых врач проводит демонстрацию процесса родов. Всё это обеспечивает психологический комфорт, помогающий расслабить и успокоить беременных [25, 26].

Очень важное влияние на послеродовой период оказывает то, как проходит сам процесс родов. Неблагоприятное физическое состояние женщины может стать триггерным фактором эмоциональной нестабильности. Определенную роль могут сыграть наличие швов, трудности с туалетом и принятием пищи и лекарств, сильная усталость, отсутствие комфорта в палате. Чтобы предотвратить напряжение, страх и боль, связанные с лечебно-диагностическим процессом, врачам необходимо как можно более грамотно и понятно разъяснять весь ход родов и иметь надлежащий вид. Поэтому представляется чрезвычайно важной психологическая подготовка специалистов к ведению доброжелательной, расслабляющей, успокаивающей беседы, что позволит добиться доверия пациенток и их максимально комфортного самочувствия в непривычных для них условиях стационара [27].

Медперсонал женской консультации, включая медсестер, также может оказывать влияние на беременную. Во-первых, медицинские сестры, лаборантки, специалисты-диагносты могут замечать изменение и резкие перепады настроения женщины, ее апатию, плаксивость или повышенную сонливость. Во-вторых, выслушав жалобы и уделив дополнительное даже небольшое время для беседы, они также могут успокоить и утешить женщину. При этом очень важно не высказывать никакой критики, не обесценивать проблемы и переживания будущей матери, способные ее обидеть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, личностная трансформация в пуэрперии представляет собой эмоциональную, физиологическую и социальную адаптацию женщины. Нераспознанная послеродовая депрессия, имеющая множество внешних и внутренних проявлений, может оказать

значительный пагубный эффект не только на мать и ребенка, но и на окружающих их людей. При отсутствии своевременной и специализированной помощи врача — акушера-гинеколога и психолога — психоэмоциональные расстройства имеют тенденцию к усугублению и развитию заболеваний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карымова О.А. Факторы бесплодия и пол личности в особенностях репродуктивной установки // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 267-269.

2. Германова Е.В. Особенности самоотношения женщин, родивших здоровых детей или детей с патологией, в период послеродовой адаптации // Евразийский союз ученых. 2014. № 8. С. 88.

3. Корнетов Н.А. Послеродовая депрессия - центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства // Бюллетень сибирской медицины. 2015. Т. 14. № 6. С. 5.

4. Петров Ю.А., Решетникова В.В., Тарасова А.Ю. и др. Психологические особенности несовершеннолетних мам // Главный врач Юга России. 2022. № 4 (85). С. 69-73.

5. Van der Woude D.A., Pijnenborg L.M., Vries J. Health status and quality of life in postpartum women: a systematic review of associated factors // Eur J Obstetr Gynecol. 2015. 185: 45-52.

6. Палиева Н.В., Боташева Т.Л., Петров Ю.А. и др. Определение влияния пространственной ориентации плацентарного комплекса и характера метаболизма на исходы беременности. В сб. материалов внутривузовской научно-практической конференции «Здоровая мать - здоровое потомство». - Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2020. С. 335-342.

7. Багновская А.Г., Петров Ю.А., Палиева Н.В. Влияние прегравидарной подготовки на исходы беременности. В сб. материалов внутривузовской научно-практической конференции «Здоровая мать - здоровое потомство». - Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2020. С. 44-51.

8. Руководство по перинатологии. В 2 томах. Под ред. Д.О. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Информ-Навигатор, 2019. 936 с.

9. Тарасова А.Ю. Трудности общения в семье при созависимости. - М.: Медицинская книга, 2022. 88 с.

10. Бостанова М.Р., Тарасова А.Ю., Палиева Н.В. и др. Психофизиологическое состояние новорожденного в связи с психологическими особенностями матери // Главный врач Юга России. 2022. № 4 (85). С. 77-82.

11. Горьковая И.А., Коргожа М.А. Влияние течения беременности и качества жизни женщин на развитие послеродовой депрессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 296.

12. Парманова Н.А. Психологические особенности родов и послеродового периода // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2021. 1 (8). https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-rodov-i-poslerodovogo-perioda.

13. Гарнизов Т., Хаджиделева Д. Послеродовая депрессия // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 3. С. 58-69.

14. Василенко Т.Д. Особенности переживания беременности у женщин с негативным опытом беременности. В сб. «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход». Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. - Курск: Курский государственный университет. 2016. С. 37-44.

15. Германова Е.В. Особенности изменения личности женщины и ее ценностей в послеродовом периоде // Северо-Кавказский психологический вестник. 2013. № 11. С. 8.

16. Тарасова А.Ю., Петров Ю.А. Слагаемые супружеского счастья. Взгляд врача и психолога. - М.: Медицинская книга, 2022. 320 с.

17. Прибытков А.А. Психогенные послеродовые депрессии непсихотического уровня (клиническая картина и опыт терапии) // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. Т. 21. № 1. С. 9-13.

18. Исаева Э.В., Рыскельдиева В.Т. Современные методы оценки эмоционально аффективных расстройств у женщин в послеоперационном периоде (обзор литературы) // Проблемы современной науки и образования. Клиническая медицина. 2016. https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-otsenki-emotsionalno-affektivnyh-rasstroystv-u-zhenschin-v-posleoperatsionnom-periode-obzor-literatury.

19. Смелова В.Н., Палиева Н.В., Тарасова А.Ю. и др. Психологические факторы в возникновении послеродовых осложнений // Главный врач Юга России. 2022. № 4 (85). С 74-77.

20. Леонова А.Е. Исследование причин возникновения психологической депрессии у женщин после родов. Бакалаврская работа. -Тольятти, 2016. https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/1159/1/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20 %D0%90.%D0%95._%D0%9F%D0%A1%D0%A5%D0%B1%D0%B7_1101.pdf.

21. Беляева Е.Н., Вассерман Л.И., Мазо Г.Э. Клинико-психологическая диагностика и оценка фактора семейных отношений у пациенток с послеродовой депрессией // Сибирский психологический журнал. 2011. № 42. С. 13.

22. Полуэктова О.Г. Психологические особенности послеродового состояния женщин // Вестник новых медицинских технологий. 2013. № 1. С. 166.

23. Макарова М.А., Тихонова Ю.Г., Авдеева Т.И. и др. Послеродовая депрессия: факторы риска развития, клинические и терапевтические аспекты // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. Т. 13, № 4. С. 75-80.

24. Корнетов Н.А. Послеродовая депрессия - центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства // Бюллетень сибирской медицины. 2015. Т. 14, № 6. С. 5-24.

25. Maliszewska K., Swi^tkowska-Freund M., Bidzan M., et al. Relationship and social support and personality as the psychosocial factors that determine the risk for postpartum blues // Ginekologia Polska. 2016. 87 (6): 442-447.

26. Силаев К.А., Манухин И.Б., Синчихин С.П. Психопрофилактическая подготовка к родам: новое о старом // Астраханский медицинский журнал. 2016. Т. 11 (4). С. 43-50.

27. Горьковая И.А., Александрович Ю.С., Микляева А.В. и др. Психопрофилактика послеродовой депрессии у женщин с различными вариантами родоразрешения.// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2017. Т. 27, вып. 4. С. 437-442.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедра акушерства и гинекологии № 2, Ростов-на-Дону Скороход Алевтина Павловна — соискатель кафедры; е-mail: [email protected].

Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры; е-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-2278-5198.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; е-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-2348-8809.

Медико-психологическом центр «ЛЮМОС», г. Ростов-на-Дону

Тарасова Анастасия Юрьевна — психолог центра, магистр психологических наук; е-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.