Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОРОЖДЕННЫЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / БЕРЕМЕННОСТЬ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бостанова М.Р., Тарасова А.Ю., Палиева Н.В., Петров Ю.А.

В настоящее время врачи придают все большее значение влиянию психологических особенностей матери на психофизическое состояние новорожденного. На состояние плода негативно действуют не только патологии беременной, социальные и экологические ,факторы но и различные психические стимулы, в частности стресс. Стресс - состояние, при котором требования окружающей среды превышают адаптивные способности организма, что способствует психологическим и биологическим сбоям, которые могут привести к заболеванию. Беременность - психоэмоционально достаточно напряженный период, и то, как женщина справляется в это время со стрессом, может быть в последствии связано со здоровьем как матери, так и новорожденного. Понимание того, как изменение психического состояния матери воздействует на плод, до сих пор ограниченно. Установлена зависимость между психоэмоциональным стрессом и невынашиванием беременности: у женщин с угрозой прерывания беременности присутствует психоэмоциональная напряженность. Эмоциональное состояние во время беременности может напрямую влиять на такие показатели здоровья новорожденного, как баллы по шкале Апгар, вес, гестационный возраст, частота поступления в отделение неонатальной помощи, а также на снижение выработки дофамина у матери. Таким образом, беременность - критический период в жизни женщины, время, когда ее психическому здоровью и личностным характеристикам необходимо уделять повышенное внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бостанова М.Р., Тарасова А.Ю., Палиева Н.В., Петров Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PRЕGNANT WOMAN ON THE PSYCHOSOMATIC STATE OF THE NEWBORN

Currently, doctors attach more and more importance to the influence of mother’s mental characteristics on the psychophysical state of the newborn. The state of the fetus is negatively affected not only by pathologies of the pregnant woman, social and environmental factors, but also by mental factors, in particular stress. Stress is a state in which environmental demands exceed the body's adaptive capacity, which leads to psychological and biological failures resulting to disease. Pregnancy is an emotionally stressful period, and how a mother copes with stress during this time may be related to the health of both the mother and the newborn later. Understanding how changes in the mother's mental state affects the fetus is still limited. A relationship has been established between psycho-emotional stress and miscarriage: women with the threat of abortion surely have psycho-emotional tension. Emotional state during pregnancy can directly affect neonatal health outcomes such as Apgar scores, weight, gestational age, neonatal care admissions, and also decreased maternal dopamine production. Thus, pregnancy is a critical period in a woman's life, a time when her mental health and personal characteristics need increased attention.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ»

ПЕДИАТРИЯ • ПСИХОЛОГИЯ

8. Добряков И. В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты. Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С. 93-102.

9. Васильева В. В., Палиева Н. В., Боташева Т. Л. И др. Особенности спектральных электроэнцефалографических характеристик у беременных женщин с нормальным и нарушенным метаболизмом в зависимости от стереоизомерии маточно-плацентарного комплекса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2016. Т. 181. №2. С. 83-91.

10.Палиева Н. В., Боташева Т. Л., Пелипенко И. Г. и др. Особенности биоэнантиоморфизма женщин: усиление влияния правополушар-ных структур на функциональные процессы в женском организме // Материалы Международной научной конференции «Бисосфе-ра и человек», Майкоп, 24-25 октября 2019 года. Майкоп: Электронные издательские технологии, 2019. С. 287-289.

11. Парманова Н. А. Психологические особенности родов и послеродового периода. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-rodov-i-poslerodovogo-perioda.

12.Кожадей Е. В., Гречаный С. В. Психотические расстройства послеродового периода как состояния потенциальной угрозы жизни и здоровью новорожденного (анализ клинического случая) // Педиатр. 2018. Т. 9. №5. C. 109-114; https://journals.eco-vector.com/ pediatr/article/view/10824/ru_RU (дата обращения: 12.07.2022).

13.Коргожа М. А. Комплексная диагностика психоэмоциональных нарушений у женщин в перинатальном периоде: проблемы инструментария и их решение // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, №2. C. 5.

14. Rai S., Pathak A., Sharma I. Postpartum psychiatric disorders: Early diagnosis and management // Indian J. Psychiatr. 2015. V. 57 (Suppl. 2). S. 216-221.

15.Jones K., Harrison V., Moulds M. L. et al. A qualitative analysis of feelings and experiences associated with perinatal distress during the COVID-19 pandemic // BMC Pregnancy Childbirth. 2022. V. 22. №1. P. 572.

16.Pereira D., Wildenberg B., Gaspar A., et al. The Impact of COVID-19 on Anxious and Depressive Symptomatology in the Postpartum Period // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. V. 19 (13). P. 7833.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедра акушерства и гинекологии №2. Смелова Вера Николаевна — соискатель; e-mail: vera_bakaoka@inbox.ru.

Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры; e-mail: nat-palieva@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2278-5198.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; e-mail: mr.doktorpetrov@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2348-8809. Тарасова Анастасия Юрьевна — психолог центра, магистр психологических наук Медицинского центра «Благо», Москва; e-mail: na.design91@gmail.com.

УДК 616-053.34

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИ

М. Р. Бостанова, А. Ю. Тарасова, Н. В. Палиева, Ю. А. Петров

Аннотация. В настоящее время врачи придают всё большее значение влиянию психологических особенностей матери на психофизическое состояние новорожденного. На состояние плода негативно действуют не только патологии беременной, социальные и экологические факторы, но и различные психические стимулы, в частности стресс. Стресс — состояние, при котором требования окружающей среды превышают адаптивные способности организма, что способствует психологическим и биологическим сбоям, которые могут привести к заболеванию. Беременность — психоэмоционально достаточно напряженный период, и то, как женщина справляется в это время со стрессом, может быть впоследствии связано со здоровьем как матери, так и новорожденного. Понимание того, как изменение психического состояния матери воздействует на плод, до сих пор ограниченно. Установлена зависимость

между психоэмоциональным стрессом и невынашиванием беременности: у женщин с угрозой прерывания беременности присутствует психоэмоциональная напряженность. Эмоциональное состояние во время беременности может напрямую влиять на такие показатели здоровья новорожденного, как баллы по шкале Апгар, вес, гестационный возраст, частота поступления в отделение неонатальной помощи, а также на снижение выработки дофамина у матери. Таким образом, беременность — критический период в жизни женщины, время, когда ее психическому здоровью и личностным характеристикам необходимо уделять повышенное внимание.

Ключевые слова: новорожденный, психологическое состояние, беременность, стресс, эмоциональная готовность, психофизиологическое состояние новорожденного.

INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PRЕGNANT WOMAN ON THE PSYCHOSOMATIC STATE OF THE NEWBORN

M. R. Bostanova, A. Y. Tarasova, N. V. Palieva, Yu. A. Petrov

Annotation. Currently, doctors attach more and more importance to the influence of mother's mental characteristics on the psychophysical state of the newborn. The state of the fetus is negatively affected not only by pathologies of the pregnant woman, social and environmental factors, but also by mental factors, in particular stress. Stress is a state in which environmental demands exceed the body's adaptive capacity, which leads to psychological and biological failures resulting to disease. Pregnancy is an emotionally stressful period, and how a mother copes with stress during this time may be related to the health of both the mother and

the newborn later. Understanding how changes in the mother's mental state affects the fetus is still limited. A relationship has been established between psycho-emotional stress and miscarriage: women with the threat of abortion surely have psycho-emotional tension. Emotional state during pregnancy can directly affect neonatal health outcomes such as Apgar scores, weight, gestational age, neonatal care admissions, and also decreased maternal dopamine production. Thus, pregnancy is a critical period in a woman's life, a time when her mental health and personal characteristics need increased attention.

Keywords: newborn, psychological state, pregnancy, stress, emotional readiness, psychophysiological state of the newborn.

ВОТ ■ ПЕДИАТРИЯ • ПСИХОЛОГИЯ

Изучение влияния психологических особенностей матери на психофизическое состояние новорожденного довольно актуально, поскольку они могут влиять на исход беременности, вес новорожденного, его гестаци-онный возраст, баллы по шкале Апгар при рождении, частоту поступления младенца в отделение неонатальной помощи. Состояние будущего ребенка полностью зависит от психического и физического благополучия матери, именно поэтому задача беременной адаптироваться к своему измененному состоянию, поменять уклад жизни, подстроить его под будущего ребенка.

Цель работы — обобщить данные современной литературы о влиянии психоэмоционального состояния беременной женщины на психофизическое развитие новорожденного.

Сегодня врачи придают всё большее значение влиянию психоэмоциональных особенностей матери на психофизическое состояние новорожденного. В связи с этим встает вопрос о взаимосвязи эмоционального фона женщины во время беременности с развитием плода, а в дальнейшем и с состоянием новорожденного [1, 2].

На развитие плода негативно действуют не только заболевания беременной, социальные и экологические факторы, но и психоэмоциональный фон матери, в частности стресс. Стресс — состояние, при котором требования окружающей среды превышают адаптивные способности организма, что может привести к психическим и биологическим сбоям и даже к развитию заболевания [3, 4].

На протяжении всей гестации женщина психологически и эмоционально готовится к материнству, осознанно и подсознательно меняется ее поведение. Она старается не допускать воздействия на себя управляемых факторов внешней среды, имеющих доказанное или потенциально негативное влияние на плод, что достаточно непросто. Избежать депрессии и тревожного состояния в столь сложный период помогает эмоциональная устойчивость. Доказано, что раздражительность и чрезмерная психоэмоциональная лабильность ассоциируются с угрозой мертворождения. Подавляющее большинство женщин, подвергшихся стрессу во время беременности, независимо от происхождения или силы последнего, родили преждевременно именно из-за воздействия стресса как определяющего фактора [1, 5, 6].

У беременных с повышенным риском невынашивания часто отмечают проблему контроля эмоций и поведенческую дезорганизацию. Они могут демонстрировать необоснованную агрессию, холодность, замкнутость. Психоэмоциональный дистресс во время беременности может неблагоприятно повлиять как на мать, так и на ее будущего ребенка [1, 7].

Сила психосоциального стресса постоянно меняется на всем протяжении гестации. В первом триместре некоторым женщинам бывает непросто приспособиться к изменениям, неизбежно происходящим в их образе жизни. Другим бывает сложно принять перестройку своего тела, происходящую по мере увеличения срока беременности. Кроме того, беременные испытывают частые перепады настроения в связи с гормональной перестройкой, которая сопровождается эмоциональной лабильностью, раздражительностью, тревожностью. Доказано, что рост содержания в крови пролактина, прогестерона, эстра-

диола и кортизола во время беременности зависит от особенностей темперамента; в частности, у лиц холерического и меланхолического типа содержание этих гормонов повышается [1, 8].

Процесс принятия роли матери — критический этап в развитии личности; он может сопровождаться психологическим напряжением, тревожностью, невротическими расстройствами, рассеянностью, нарушением циркад-ного ритма, быстрой сменой настроения, депрессией. Наиболее важные факторы, связанные с антенатальной депрессией и тревогой — отсутствие партнера или социальной поддержки, текущее или предшествовавшее психическое заболевание, нежелательная беременность, неблагоприятные события в жизни, сильный стресс, осложнения настоящей/прошлой беременности, невынашивание беременности [1, 9, 10]. Другие факторы риска пренатальной депрессии включают незапланированную беременность, насилие со стороны партнера (домашнее насилие) и жестокое обращение с детьми в анамнезе. Отмечена связь между антенатальным психосоциальным стрессом, употреблением психоактивных веществ, депрессивными симптомами, психиатрическими диагнозами, плохой прибавкой в весе. Нежеланная беременность нередко является причиной невынашивания плода и преждевременных родов [1, 11, 12].

Матери, у которых отношения с партнерами положительные, выражают более сильную привязанность к своему будущему ребенку. Отношения будущих матерей со своими партнерами оказывают важное влияние на установление пренатальной привязанности. Гармоничные отношения с родными готовят прочную основу для здорового отношения к себе как к матери и развития привязанности к будущему ребенку. Насилие в семье, употребление наркотиков, наличие двух и более хронических заболеваний увеличивают вероятность сильного психосоциального стресса во время беременности в 3-4 раза. Предпочтительные условия зачатия ребенка — благоприятная обстановка внутри семьи и отсутствие травмирующих мать факторов [7, 11, 13].

Немалое количество исследований посвящено изучению влияния расстройств эмоциональной сферы на течение беременности и ее исход. Установлено, что тревожность матери во время беременности коррелирует с повышенным риском преждевременных родов и низкой массой тела новорожденного [1].

Понимание того, как изменение психологического состояния матери воздействует на плод, остается ограниченным. Лежащие в основе такого воздействия биологические механизмы до конца не изучены, но наиболее часто к предполагаемым механизмам, объясняющим влияние психологического состояния матери на нейропове-дение плода, относят возбуждение гипоталамо-гипофи-зарно-надпочечниковой системы, которая активируется под воздействием стресса. Основные функции данной системы — адаптация и компенсация; в то же время ее гиперактивация оказывает негативное воздействие на психофизиологическое состояние новорожденного, т.к. повышенная продукция кортизола у матери может приводить к тому, что гормон будет проникать через плаценту и отрицательно влиять на развивающийся плод [14].

Возрастание силы материнского стресса и беспокойства может привести к увеличению частоты сердечных сокращений плода и повышению его двигательной активности. Как индуцированное возбуждение, так

№4 (85) 2022

www.akvarel2002.ru

ПЕДИАТРИЯ • ПСИХОЛОГИЯ

¡¡лапши

РАЧ

и расслабление в организме матери вызывают довольно быстрые изменения в нейроповедении плода. Они могут быть частично опосредованы ориентировочной реакцией плода на изменение внутриутробной среды. Вполне возможно, что внезапные психофизиологические сдвиги у матери вызывают у плода фазовые реакции, которые включают быстрый сенсорно-опосредованный ответ в тот момент, когда он обнаруживает изменение, вслед за чем следует вторичная реакция с более сложной ней-роэндокринной или вегетативной составляющей. Однако для такой реакции необходима определенная степень неврологического созревания плода [14].

Известно, что формирование стратегии психофизиологической адаптации ребенка во многом связано с периодом его внутриутробного развития. Стресс в материнском организме вызывает нейрогормональный сдвиг в организме плода, который может сказываться в течение всей его дальнейшей жизни. Изменение внутриутробной обеспеченности питательными веществами, кислородом и гормонами может нарушить нормальное развитие тканей плода и вызывать стойкие структурные и функциональные изменения в его организме, приводящие к заболеваниям, которые проявятся в дальнейшем [2, 12].

В качестве примера влияния психоэмоциональных характеристик матери на психофизическое состояние новорожденного приведем результаты одного исследования, где изучали взаимосвязь высоких значений (в баллах) по шкале материнской депривации и низких показателей адаптации новорожденного (баллов по шкале Апгар, роста, веса, наличия рефлекторного крика при рождении). Авторы установили, что в группе относительно здоровых рожениц показатели адаптации новорожденного значимо выше, чем в группе рожениц с психическими проблемами [15].

Пренатальная тревожность в первую очередь коррелирует с более коротким периодом беременности, а пренатальная депрессия — с более низкой массой тела новорожденного. Стресс во время беременности сопряжен с неблагоприятными исходами, такими как преждевременные роды, мертворождение, длительные роды, асфиксия новорожденных, серьезные врожденные аномалии новорожденных, трудности с грудным вскармливанием, послеродовая депрессия, ослабление привязанности матери к ребенку [16, 17].

У новорожденных от депрессивных матерей отмечены более высокое содержание кортизола и более низкое — дофамина и серотонина, что коррелировало с пренаталь-ным содержанием этих гормонов у их матерей. Кроме этого, пренатальная тревожность была связана с пониженным содержанием инсулиноподобного фактора роста, особенно у новорожденных с низкой массой тела при рождении и новорожденных девочек. Низкое содержание инсулиноподобного фактора роста у новорожденных с низкой массой тела при рождении вполне объяснимо, поскольку инсулиноподобный фактор роста — митотиче-ский фактор, способствующий развитию плода. Однако выявленное снижение выработки этого фактора роста у новорожденных девочек интерпретировать трудно, поскольку они, как правило, более зрелы в развитии при рождении, чем новорожденные мальчики [17].

Интересен вопрос влияния перенесенного беременной стресса на возникновение пороков развития у плода. Точный механизм воздействия в настоящее время

не выявлен, но можно предположить, что триггером развития различных пороков у плода служит нарушение гормональной регуляции и метаболизма у беременной. Кроме того, развитие эндокринной системы плода зависит от сбалансированности эндокринного гормонального фона матери, и нарушение баланса может привести к серьезным изменениям в программировании пре- и постна-тальной эндокринной системы ребенка [18].

Таким образом, беременность — критический период в жизни женщины, и в это время важно уделять повышенное внимание ее психическому здоровью. Будущая мать сталкивается с адаптацией к беременности и материнству, при этом задействуются все системы физиологического и психологического приспособления к сложившимся условиям внутренней и внешней среды. Эта адаптация может осложняться стрессовыми и фрустри-рующими факторами [19].

Позитивное восприятие стресса матерью может позволить ей успешно с ним справиться и повысить свое психоэмоциональное благополучие. Уменьшая психическую нагрузку на организм, с которой может столкнуться беременная, можно предотвратить и предупредить психофизические проблемы у будущего ребенка [19].

Выявление беременных женщин, испытывающих значительное психосоциальное напряжение, дает медицинским работникам возможность оценить характер стресса и предупредить пациенток о необходимости оценки сопутствующих факторов риска. Снижение выраженности антенатального психосоциального стресса улучшит материнское благополучие. Успеха можно добиться с помощью конкретных мер, направленных на снижение силы стресса, например консультаций по вопросам питания, образования и социальной поддержки. Однако многие факторы, связанные со стрессом, такие как бедность, расизм, подверженность насилию, к сожалению, преодолеть трудно [8, 19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом всего вышеизложенного можно сделать следующее обобщение.

• Пренатальная тревожность аффилирована с коротким периодом беременности, а пренатальная депрессия — с низкой массой тела новорожденного.

• Стресс во время беременности может привести к преждевременным родам, асфиксии новорожденного, ослаблению привязанности матери к ребенку и другим последствиям.

• Установлена прямая корреляция психоэмоционального стресса и невынашивания беременности — у женщин с угрозой прерывания беременности отмечают высокую психоэмоциональную напряженность.

• Влияние стресса на исход родов — следствие того, что плод у подвергавшихся стрессу женщин испытывает отрицательное воздействие более высокого содержания кортизола в течение последнего триместра беременности.

• Устраняя стрессовые факторы, влияющие на беременную, можно предотвратить психофизиологические проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в будущем.

таврлч ~ ПЕДИАТРИЯ • ПСИХОЛОГИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басалаев Н. В., Гадельшина Т. Г., Иванова С. П. и др. Обзор исследовательских трендов психологических составляющих рисков не-вынашиваемости беременности // Научно-педагогическое обозрение, 2017. №2 (16). С. 21-30. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-21-30.

2. Руководство по перинатологии. В 2 томах / под ред. Д. О. Иванова. 2-е изд. СПб: Информ-Навигатор, 2019. 936 с.

3. Цыбульская И. С. Влияние средовых факторов в антенатальном периоде на развитие плода и фенотипические особенности ребенка (ретроспективное обобщение) // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. №1 (41). http://vestnik.mednet.ru/content/ view/650/30/ (дата обращения: 24.07.2022).

4. Палиева Н. В., Боташева Т. Л., Петров Ю. А. и др. Метаболический синдром — пусковой механизм расстройств психоэмоционального и акушерского «гомеостаза» // Здоровая мать — здоровое потомство: сборник материалов внутривузовской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 06 февраля 2020 года. Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2020. С. 324 334.

5. Guo S. H. The factors related to maternal-fetal attachment: examining the effect of mindfulness, stress and symptoms during pregnancy // Arch.

Nurs Pract Care. 2019. V. 5 (1). P. 1 7. DOI: http://dx.doi.org/10.17352/anpc.000035.

6. Ишбулдина А. А. Роль индивидуально-психологических особенностей в возникновении физиологической и осложненной беременности (обзор современных исследований) // Вестник магистратуры. 2021. №10-2 (121). С. 97-98.

7. Преображенская С. В. Особенности переживания беременности при норме и патологии вынашивания // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. №2 (12). С. 106-121. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-106-121.

8. Петров Ю. А., Палиева Н. В. Планирование семьи. Контрацепция — инструмент регуляции рождаемости. История, настоящее и будущее / под ред. Ю. А. Петрова, Н. В. Палиевой. М.: Медицинская книга, 2022. 304 с.

9. Лустин С. И., Щука Е. А. Психологические особенности беременных женщин // Царскосельские чтения. 2016. №20. С. 241-244.

10. Герасимова О. Ю., Тюков Ю. А. Психическое состояние и личностные особенности женщин в период беременности // Уральский медицинский журнал. 2017. №6. С. 44-47.

11. Алексеева С. Н., Охлопкова Е. Б. Основы перинатальной психологии // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия «Медицинские науки». 2018. №4 (13). С. 20-27.

12. Баканина Н. А., Каташинская-Звездина Е. В. Опыт психосоматического сопровождения беременности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. №1. С. 488-498.

13. Cesnait G., Domza G., Ramasauskait D. et al. Factors affecting the maternal-fetal relationship / // Acta Medica Lituanica. 2019. V. 26 (2). P. 118-124.

14. Савенышева С. С. Влияние состояния и отношения к ребенку матери в период беременности на последующее психическое развитие ребенка: анализ зарубежных исследований // Мир науки. 2018. №1. С. 1-15. https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN118.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

15. Беляевских В. С., Зарипова Л. З. Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. №1. С. 537-545.

16. Thiel F., Iffland L., Drozd F. et al. Specific relations of dimensional anxiety and manifest anxiety disorders during pregnancy with difficult early infant temperament: a longitudinal cohort study // Archives of Women's Mental Health. 2020. V. 23 (4). P. 535-546.

17. Field T. Prenatal anxiety effects: A review // Infant Behavior and Development. 2017. V. 49. P. 120-128.

18. Худавердян А. Д. Состояние реактивной и личностной тревоги у беременных с пороками развития плода // Вестник РАМН. 2015. №70 (5). С. 604-607. DOI: 10.15690/vramn.v70.i5.1449.

19. Ozbek H., Pinar S. E. The effect of haptonomy applied to pregnant women on perceived stress, fear of childbirth and prenatal attachment: randomized controlled experimental study // Current Psychology. 2022. V. 41 (7). P. 1-10.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедра акушерства и гинекологии №2. г. Ростов-на-Дону.

Бастанова Мадина Рамазановна — соискатель; e-mail: bost-rasul@yandex.ru.

Палиева Наталья Викторовна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры; e-mail: nat-palieva@yandex.ru, ORCID ID: 0000-0003-2278-5198.

Петров Юрий Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; e-mail: mr.doktorpetrov@mail.ru, ORCID ID: 0000-0002-2348-8809.

Тарасова Анастасия Юрьевна — магистр психологических наук, психолог медицинского центра «Благо»; e-mail: na.design91@gmail.com.

% ОИ'Л'1 «ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ЮГА РОССИИ»

рецензируемый научно-практический журнал, включен в перечень ВАК по специальностям:

3.1.4. Акушерство и гинекология 3.1.7. Стоматология

3.1.19. Эндокринология 3.1.9. Хирургия

3.1.6. Онкология, лучевая терапия

Принимаются к печати статьи медицинской направленности.

Приглашаем экспертов по данным специальностям к сотрудничеству в качестве рецензентов научных статей. Для рецензентов предлагаются льготные условия публикования.

Подробные условия публикаций и рецензирования статей — на нашем сайте www.akvarel2002.ru.

Справки по тел.: +7 (991) 366-00-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.