Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.97:618
ОПЫТ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Н.А. Баканина, Е.В. Каташинская-Звездина
Центр холистической медицины
В работе дана краткая характеристика состояния здоровья и образа жизни девушек-старшеклассниц и первородящих женщин в I триместре беременности. Рассмотрены клинические механизмы эмоционального стресса беременной женщины и последствия перинатального стресса плода.
Описана модель психосоматического сопровождения беременности, состоящего из комплексного диагностического блока и реабилитационных программ для беременных женщин.
Проведено сравнение исходов беременностей и родов у женщин, наблюдавшихся по медико-экономическим стандартам и находящихся на психосоматическом сопровождении, а также приведена характеристика состояния здоровья детей.
Ключевые слова: беременность, беременная женщина, ребенок до рождения, ведение беременности, стресс, перинатальный стресс, образ жизни, психосоматика, пренатальная психология, арт-терапия.
Состояние здоровья населения страны вызывает все большие тревоги со стороны медицинской общественности. По данным Минздрава РФ 33 % новорожденных рождаются больными или заболевают в первые дни жизни. 70 % детей старше 10 лет имеют хронические заболевания.
Образ жизни подростков часто не соответствует потребностям растущего организма. По данным наших исследований, 95,7 % старшеклассниц предъявляют жалобы на самочувствие, 57,1 % хронически недосыпают, живут в условиях хронической гиподинамии более 52 % учениц старших классов. Катастрофически снижается возраст первого полового контакта - 42 % де-
© Баканина Н.А., Каташинская-Звездина Е.В., 2017
вушек вступает в половую жизнь до совершеннолетия. Неоптимальный образ жизни, наличие хронической патологии (абсолютно здоровы только 6% женщин) закономерно приводят к возникновению осложнений беременности и родов и дальнейшему снижению качества здоровья новорожденных.
Мы живем во времена стрессовых перегрузок. Стресс стал острой медико-биологической проблемой. По мнению физиолога, академика К.В. Судакова: «Последствия психоэмоционального стресса достигли той критической черты, за которой происходят деградация общества, массовая потеря здоровья и вымирание» [12].
Известно, что воздействие стрессорных факторов имеет как поведенческие и психические, так и соматические последствия [2].
Стресс - это ситуация, в которой при выраженной у человека потребности, остро или хронически ограничено ее удовлетворение. При этом возникает и сохраняется состояние рассогласованности биоритмических процессов в организме, напряжение регуляторных систем и трата функциональных резервов. Тран-зиторно, а потом и устойчиво, нарушаются ритмы сна и бодрствования, суточные ритмы синтеза гормонов и биологически активных веществ иммунной и эндокринной систем, ритмы дыхания, сердцебиения и проницаемость тканевых барьеров, снижается иммунитет [11].
Современная женщина в попытке успеть за ускоряющимися социальными ритмами из домашнего пространства и состояния внутренней гармонии перешла в мир проблем, высокой интенсификации труда, информационных перегрузок, адинамии. Ее организм реагирует на это внутренним диссонансом. А если на этом фоне наступает беременность?
Мотивация материнства имеет сложный биосоциальный характер. Активная интеллектуальная и социальная деятельность женщины может порождать внутренние противоречия в структуре формирующейся доминанты беременности, способствовать возникновению конкуренции социальной и гестационной доминант, что в дальнейшем может осложнять протекание беременности.
Нами была проведена оценка образа жизни 132 первородящих женщин в первом триместре беременности. Обнаружено, что у 89,4 % женщин существовало постоянное или периодическое психоэмоциональное напряжение, спровоцированное интенсивными условиями труда, взаимоотношениями в семье, у 23,5 % отсутствовал эмоциональный контакт с врачом (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика образа жизни первородящих женщин в I триместре беременности, п = 132
Физическое утомление Постоянное или периодически возникающее психоэмоциональное напряжение и/или усталость Контакт с компьютером более 3-х часов в сутки Гиподинамия Дефицит пребывания на свежем воздуха(менее 1,0) ч) Дефицит ночного сна Нарушения ночного сна Неоптимальное питание Отсутствие эмоционального контакта с врачом
Абсолютное число, чел. 79 118 75 83 64 75 45 42 31
% 59,9 89,4 56,8 62,9 48,5 56,8 34,1 31,8 23,5
Кроме того, почти у 60 % женщин выявлено наличие физического утомления, дефицит ночного сна встречался у 56,8 %, контакт с компьютером более 3 часов в сутки наблюдался у 56,8 %. Выраженная гиподинамия обнаружена у 62,9 %, дефицит пребывания на свежем воздухе - у 48,5 % женщин.
Таким образом, возможно говорить об отсутствии баланса нагрузки и отдыха в течение дня, несоблюдении принципов здорового образа жизни в начале беременности у большинства первородящих женщин. При этом, находясь в состоянии хронического стрессового напряжения, женщины не предъявляли жалоб на врачебном приеме, считая симптомы утомления и психоэмоционального напряжения незначимыми.
То есть, в это время в организме уже существует картина биоритмического диссонанса, то, что физиологи называют син-
дромом дезинтеграции мультипараметрических связей функциональных систем, но еще нет клинических проявлений, ситуация проходит мимо врачебного взгляда, напряжение адаптационных систем организма беременной нарастает. Это не может не сказаться на состоянии развивающегося плода.
Известно, что формирование стратегии психофизиологической адаптации ребенка во многом связано с периодом его внутриутробного развития.
Нерожденный ребенок (пренейт) накапливает в долговременной памяти все: от поведения клетки до поведения целого организма, на уровне бессознательного запечатлевает это как норму, формирует представление о себе и о мире. В последующем это найдет отражение в его образе мышления и стиле поведения в течение жизни [1].
Стресс материнского организма вызывает комплекс нейро-гормональных сдвигов в организме плода, которые можно квалифицировать, как стрессовое состояние плода [6]. В конце 1990-х гг. была сформулирована теория пренатального (внутриутробного) программирования болезней человека (D.J.P. Barker, 1998, P.W. Nathanieltz, 1999) [6]. Воздействие неблагоприятных факторов во время беременности вызывает ответную реакцию как у женщины, так и у плода, причем эти стимулы оказывают продолжительное влияние в течение всей его последующей жизни [8].
Внутриутробное «программирование» подразумевает:
- изменение экспрессии генов;
- модификацию синтеза и секреции гормонов, факторов роста, различных биологически активных веществ;
- искажение характера чувствительности рецепторов;
- изменение метаболической активности в органах и тканях и пр.
Кроме того, необходимо отметить возможность модификации половой дифференциации мозга в виде феминизации плодов мужского пола и ослабления фертильности и плодовитости мозга плодов женского пола, а также изменение стресс-реактивности в виде искажения ответа организма на действие физиологических нагрузок, быстрого истощения функциональных резервов [7].
В современном мире с его стрессовыми перегрузками, в условиях снижения адаптационных ресурсов для предотвращения риска развития пренатального стресса женщина на этапе подготовки к зачатию и во время вынашивания беременности нуждается в дополнительных реабилитационных программах, направленных на восстановление ее ресурсов и формирование оптимальной материнской доминанты.
В Центре холистической медицины уже около 18 лет реализуется программа психосоматического сопровождения беременности. В основу программы положен комплексный подход к оценке здоровья матери и плода, включающий анализ психонейровегета-тивного обеспечения беременности. На его основе строятся реабилитационные программы, значительно улучшающие исход беременности и родов и состояние новорожденного.
Наряду с классическим клиническим обследованием согласно медико-экономических стандартов каждая беременная женщина проходит дополнительную комплексную диагностику: оценку текущего функционального состояния и адаптационных резервов организма, физического состояния и психоэмоционального статуса. Подобный подход используется при оценке «здоровья здоровых людей» в космической и спортивной медицине (табл. 2).
Оценка психоэмоционального состояния беременной женщины производится преимущественно на основе системы тестов, разработанных д. психол. н., проф. Н.П. Коваленко [4] и включает в себя:
- определение зрелости доминанты материнства и уровня базового ресурса, отражающих основные возможности женщины к деторождению (тест «Доминанта материнства»);
- оценку перинатального опыта, уровня адаптивных возможностей женщины, сформированных в зависимости от обстоятельств вынашивания и рождения (тест «Перинатальный опыт - РП»);
- выявление доминирующего инстинкта, отражающего ресурсную зону психики (тест РП);
- оценку качества системы семейной поддержки;
- анализ характера ночного сна (анкета балльной оценки субъективных характеристик сна);
- оценку степени тревожности и депрессии (госпитальная шкала тревоги и депрессии Hads) и пр.
Таблица 2. Комплексный подход к оценке здоровья беременных женщин
Иерархические уровни антистрессовой системы Типовой ответ на стресс Диагностика
Высшая нервная деятельность - Психологическая перестройка - Изменение динамического поведенческого стереотипа. Исследование психологического статуса
Вегетативная нервная система Регуляция гомеостаза Анализ вариабельности ритма сердца (по методике А.Н. Флейшмана) [14, 15]
Морфологические изменения органов и систем Изменение физического состояния организма - Определение уровня физической работоспособности и устойчивости к нагрузке (проба РШС-170 (140)) [3] - Определение содержания 25-и химических элементов в биосубстратах [9]
Исследование нейрогуморальной регуляции (анализ вариабельности ритма сердца) является тем самым ключом, который дает возможность понять и оценить процесс, который Фрейд определил как «загадочный скачок от психических к соматическим расстройствам» [5, с. 114]. Психонейросоматическая модель регуляции ВРС оказалась наиболее адекватной задачам сопровождения беременности.
Эта же модель была положена в основу реабилитационных программ сопровождения, индивидуально разрабатываемых для каждой женщины. При этом внимание врача акцентируется на следующих моментах:
- Важно вернуть женщину к естественным биологическим потребностям и ритмам (режим, достаточный сон, оптимальное движение, полноценность питания).
- Большое значение имеет наполнение ресурса. Способы воздействия - звук, образ, слово, аромат, прикосновение, психотерапия и пр.
- Обязательна доброжелательность присоединения.
- Должна соблюдаться системность воздействия - программа работает в течение всей беременности.
Программы сопровождения включают в себя:
- разработку оптимального режима дня с учетом условий трудовой деятельности женщины;
- формирование индивидуальной программы движения и релаксации, включающие комплекс утренней гигиенической гимнастики, дозированную ходьбу, занятия лечебной физической культурой или йогой, акватерапию, постизометрическую релаксацию на специальной кушетке [13], релаксационный массаж [10], обучение методам аутотренинга, релаксации и визуализации, фито- и ароматерапию по показаниям;
- курс практической подготовки к родам;
- динамический врачебный контроль за выполнением программы;
- необходимую индивидуальную и групповую коррекцию психоэмоционального состояния в динамике с преимущественным использованием методов ресурсной и эмоционально-образной психотерапии, терапии искусством.
Сопровождая беременную женщину, важно не только реагировать на диссонансы и лечить патологию, но необходимо оценивать и корригировать ее психоэмоциональное состояние, системно организуя репертуар переживаемых впечатлений, понимая, что это является условием для формирования витальных способностей будущего ребенка. Образный язык искусства - тот высокий камертон, который позволяет успешно это сделать. Беременная женщина должна быть созерцающей - способной целостно взаимодействовать с миром, гармонизировать свое состояние, «приготавливать» его. Фактически, это вопрос о ее возможности переживания счастья как состояния высокой ре-сурсности.
Терапия искусством включает в себя занятия с использованием «живого» музыкального и живописного ряда в художественных галереях и выставочных залах города, групповые занятия музыкотерапией, интуитивным рисованием еженедельно в течение всей беременности, поэтические и литературные про-
екты. На базе краевой библиотеки ведет работу инновационный психолингвистический проект «Золотая книга сказок» - территория музыки, поэзии и творчества. Семейная система активно включается в поддержку творчества беременной женщины: регулярно проводятся семейные балы и концерты с участием всех членов семьи, работает семейный театр «Истории любви».
Пространство беременности наполняется творчеством, искусством, красотой во всех ее проявлениях.
Сегодня наши пациентки - это женщины, рожденные и сформированные в новом культурном пространстве исчезающих традиций. Нередко они несут в себе следы перенесенного пре-натального стресса в виде искажения их репродуктивной функции, для адекватной компенсации которого необходима глубокая психотерапия. Возможность изменить неоптимально сформированный динамический стереотип, внести ресурс в травматичное прошлое (один из сложных для восприятия врача приемов психотерапии) на практике позволяет понять и разрешить причину бесплодия неясного генеза или патологии беременности, не поддающиеся классическому клиническому воздействию.
Такой комплексный медико-психологический подход к сопровождению беременности дает возможность экономного расходования и восстановления функциональных резервов организма женщины, позволяет выявлять гестационные осложнения на раннем доклиническом этапе и значительно улучшить течение беременности и родов. У женщин, находящихся на таком сопровождении, выявлено более благоприятное течение беременности и родов, чем при стандартном ведении по МЭС - физиологических беременностей - 18,1 %, физиологических родов - 64,2 %. При стандартном обследовании и наблюдении женщин по МЭС физиологических беременностей - 7,5 %, физиологических родов - 36,7 % (диагр. 1).
Показательна оценка женщинами болезненности в родах. Женщины, прошедшие программу сопровождения, указывали на меньший уровень родовой боли (диагр. 2).
Пс\сом сопровождение
Физиологические беременности
| Физиологические роды
Диаграмма 1. Течение беременности и родов у женщин на стандартном и психосоматическом сопровождении
Диаграмма 2. Оценка женщинами болезненности в родах по 10-бальной шкале, N = 68
Кроме того, данный подход к сопровождению беременности улучшает показатели здоровья детей при рождении (выявлено отсутствие патологии в 93 %, тогда как у детей женщин, наблюдавшихся по медико-экономическим стандартам в женской консультации, патология отсутствует в 72,7 % случаев) (диагр. 3).
100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
95,0%
72,7'
27,3%
Норма
Патология
□ МЭС
□ Психосоматическо е сопровождение
Диаграмма 3. Состояние детей, родившихся у женщин разных групп сопровождения беременности (оценка на момент рождения), п = 132
Было интересно оценить показатели здоровья детей раннего возраста. Группу исследования составили 33 ребенка в возрасте от 0 до 1 года, матери которых во время беременности находились на психосоматическом сопровождении. Выявлено, что показатели грудного вскармливания у них были достоверно выше, чем в среднем по городу, а распределение по группам здоровья более оптимально в сравнении со среднегородскими показателями (табл. 3).
Таблица 3. Распределение детей, матери которых во время беременности находились на психосоматическом сопровождении, по группам здоровья на первом году жизни, п = 33, %
Группа здоровья детей Дети, матери которых во время беременности находились на психосоматическом сопровождении Средние показатели по г. Перми
I группа здоровья 7,8 2,5
II-а группа здоровья 52,0 38,0
II-б группа здоровья 40,2 57,0
III группа здоровья 0 2,5
Таким образом, возможно рассматривать модель психосоматического сопровождения беременности как перспективную возможность оптимизации протекания беременности, снижения рисков осложнений беременности и родов, а также повышения качества здоровья новорожденных.
Библиографический список
1. Брехман Г.И. Перинатальная психология, открывающиеся возможности // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. материалов межрегион. конф. СПб.: Глория, 1997. URL: https://psyinst.ru/biblioteka/?part=article&id=933 (дата обращения: 30.08.2017).
2. Бройтигам В., Кристиан П., РадМ. Психосоматическая медицина: краткий учебник. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 367 с.
3. Дозирование физических нагрузок в оздоровительной физкультуре: метод. рекомендации МЗ РФ / Перм. гос. мед. акад., Минздрав России. Пермь, 2004.
4. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. СПб.: СПбГУ, 2001. 318 с.
5. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения / Ивановск. гос. мед. акад. Иваново, 2002. 290 с.
6. Печникова Е.Ю. Стресс и репродуктивная система женщины // Репродуктивные технологии сегодня и завтра: материалы XXII Меж-дунар. конф. Рос.ассоциации репродукции человека (8-11 сентября 2012 г., Геленджик). Краснодар, 2012. С. 74-75.
7. Резников А.Г., Пишак В.П., Носенко Н.Д., Ткачук С. С., Мыслиц-кий В. Ф. Пренатальный стресс и нейроэндокринная патология / под общ.ред. А.Г. Резникова. Черновцы: Медакадемiя, 2004. 320 с.
8. Рождение ребенка: дистресс и риск болезней / под ред М.Л. Пауэра, Дж. Шулькина. ТРИАДА-Х, 2010. 264 с.
9. Скальный А.В. Микроэлементозы человека (диагностика и лечение). М.: Научный мир, 1999. 96 с.
10. Скрябин Е.Г., Прокопьев Н.Я. Расслабляющий массаж как эффективное немедикаментозное средство в лечении вертебрального болевого синдрома у беременных женщин, страдающих сколиозом // Лечебная физкультура и массаж. 2002. № 3(3). С. 25-28.
11. Судаков К.В. Неспецифическая реабилитация ранних системных нарушений при эмоциональном стрессе // Вестник Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого. 1998. № 8.
С. 15-20.
12. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 112 с.
13. Устройство для постизометрической релаксации мышц у беременных: Свидетельство № 8231 РФ МПК А61 В5/00 № 97118745/20 // Бюллетень патентов. 1998. № 11. С. 10.
14. Флейшман А.Н. Вариабельность ритма сердца и медленные колебания гемодинамики. Нелинейные феномены в клинической практике. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 194 с.
15. Флейшман А.Н. Медленные колебания гемодинамики: теория, практическое применение в клинической медицине и профилактике. Новосибирск: Наука, 1999. 264 с.
PRENATAL CARE IN PSYCHOSOMATIC WAY: OUR EXPERIENCE
N.A. Bakanina, E. V. Katashinskaya-Zvezdina
Center for Holistic Medicine
The paper gives a brief description of the health status and lifestyle of high school girls and young womenin the first trimester of pregnancy. The clinical mechanisms of the emotional stress of a pregnant women and the effects of perinatal fetal stress are considered.
A model of psychosomatic support of pregnancy, consisting of a complex diagnostic block and rehabilitation programs for pregnant women, is described.
Comparison of outcomes of pregnancies and childbirth in women observed according to medico-economic standards and psychosomatic way was carried out, as well as a description of the state of children's health.
Keywords: pregnancy, pregnant woman, unborn baby, prenatal care, stress, lifestyle, psychosomatics, prenatal psychology, art therapy.