Научная статья на тему 'Особенности психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности'

Особенности психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1845
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ / СТРЕСС / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / КОПИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PATHOLOGY OF PREGNANCY / CONGENITAL MALFORMATIONS / STRESS / THE MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT / COPING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грандилевская Ирина Владимировна

Исследованы психологические особенности беременных и способы реагирования женщин на различные стрессовые события, связанные с беременностью, которые необходимо учитывать при разработке программ их психологической поддержки. Описана трехуровневая модель психологического сопровождения беременных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychological response of women identified in pathology of pregnancy

The article investigates psychological peculiarities of pregnant women and ways of women response to different stressful events related to pregnancy that should be considered when developing programmes of psychological support. Three-level model of psychological support for women during pregnancy was described.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности»

УДК 159.99

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

И. В. Грандилевская

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЖЕНЩИН НА ВЫЯВЛЕННУЮ ПАТОЛОГИЮ БЕРЕМЕННОСТИ

Беременность в жизни женщины имеет позитивное значение, но психика женщины подвергается стойкой стрессовой нагрузке из-за необходимости адаптации. Состояние беременности соответствует критериям, определяющим его как макрострессор. Во-первых, беременность датируется и локализуется во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид — окружающий мир» и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни [1-7]. При беременности как критической жизненной ситуации биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров [1, 8]. Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные стрессоры. Любые дополнительные сложности могут стать для женщины серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать ситуацию острой эмоциональной напряженности. В этих случаях беременная нуждается не только в заботе близких, но и в профессиональной психологической поддержке [9].

Среди многообразия стрессоров патология беременности занимает значительное место. Каждая третья беременная госпитализируется в дородовые стационары для лечения. Число врожденных аномалий и хромосомных нарушений у плодов достигает 85 на каждую 1000 беременностей. Около 40 % всех врожденных пороков диагностируется пренатально.

Необходимо отметить, что свойства личности беременной определяют психические и адаптивные реакции на возникшую патологию. Исследования последних лет показали, что существуют особенности психологического статуса женщин, страдающих различными видами патологии беременности, например, при угрозе невынашивания, сахарном диабете и др. [5, 10]. Большой интерес исследователей вызывают проблемы возникновения нарушений в материнской сфере и анализ причин осложнений мате-ринско-детских отношений [7].

Выработка эффективных мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности психолога в медицинских учреждениях, должна основываться на объективной информации об особенностях психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности и готовности будущих матерей к удовлетворению медико-социальных потребностей детей после их рождения. В этой связи интерес вызывает анализ и оценка психологических свойств личности, особенностей разрешения конфликта в стрессовых ситуациях и копинговых стратегий женщин с нормальным и осложненным течением беременности.

© И. В. Грандилевская, 2012

Изучение взаимосвязи между готовностью будущих матерей удовлетворять потребности детей после их рождения, особенностями личности и способами преодоления стресса женщинами при нормальном и осложненном течении беременности может помочь в работе перинатальных психологов. Настоящее исследование было посвящено изучению особенностей психологического реагирования женщин на выявленную патологию беременности [11].

Материал исследования составили две выборки: 150 беременных женщин и 30 женщин — матерей детей, которые сразу после рождения в тяжелом состоянии были переведены из родильного дома в детскую больницу.

Для изучения психологических и психосоциальных особенностей беременных была сформирована группа по принципу «случай — контроль». Выборка осуществлялась таким образом, чтобы группа была однородна по возрастным характеристикам, паритету, сроку гестации, уровню образования и социальному статусу. Для выравнивания этих характеристик в группах на предварительном этапе были опрошены 628 беременных.

В нашей выборке женщины находились под влиянием макрострессора — беременность. В силу сложившейся ситуации 100 беременных были подвергнуты воздействию дополнительных стрессоров, которые были связаны с патологией беременности. Они составили основную группу. Как указывалось выше, среди многообразия стрессоров «Патология беременности» занимает значительное место и может рассматриваться как главный стрессор. Этот стрессор условно был разделен на два второстепенных, независимых друг от друга: 1) стрессор — подозрение на врожденный порок развития (ВПР) плода; 2) стрессор — госпитализация и необходимость интенсивного лечения в связи с возникновением осложнений беременности (рис. 1).

100 беременных Группа I Главный стрессор «Патология беременности» 1

50 беременных Группа 1а Второстепенный стрессор «Подозрение на ВПР у плода» Популяция беременных Макрострессор «Беременность» 50 беременных Группа 16 Второстепенный стрессор «Госпитализация»

50 беременных

Группа II (контрольная)

Рис. 1. Формирование групп сравнения по методу «Случай — контроль».

Группа к (50 женщин) находилась под воздействием стрессора «Подозрение на ВПР плода». Психологическое обследование этой группы проводилось у беременных, направленных в медико-генетический центр для подтверждения подозрения на врож-

денный порок развития плода или снятия «грозного» диагноза. После УЗИ окончательно был подтвержден диагноз ВПР у 56 % обследованных. Ультразвуковые отклонения, не связанные с ВПР, обнаружены у 30 %, диагноз порока не подтвержден в 14 % случаев.

Группа 1б (50 женщин) находилась под воздействием стрессора «Госпитализация в дородовый стационар». Психологическое обследование проводилось у женщин, получавших интенсивное лечение в связи с осложненным течением беременности: угроза преждевременных родов (40 %), гестоз (24 %), инфекция мочеполовых путей (20 %), задержка внутриутробного развития плода (16 %).

II группа (контрольная) — 50 женщин, которые наблюдались в женской консультации в связи с беременностью.

Дополнительно проведено психологическое обследование 30 матерей, дети которых были госпитализированы в первые дни после рождения в ГУЗ «Детская городская больница № 1» в тяжелом состоянии в связи с заболеваниями перинатального периода (20 детей), врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями (10 детей). Все матери были осведомлены о диагнозе и прогнозе заболевания ребенка. Обследование проводилось в плановом порядке не ранее достижения ребенком возраста 28 дней, что соответствует концу периода новорожденности.

В исследовании использовался следующий методический комплекс: методики для изучения свойств и особенностей личности и методики, отражающие особенности реагирования на стресс. 1) Личностный опросник Айзенка. 2) Шкала тревоги Спил-бергера-Ханина. 3) Методика «Семантический дифференциал» (СД) применялась для изучения самоотношения женщин к понятиям «Я — реальная», «Я — идеальная» и к понятию «Мой ребенок». Отношение к понятию «Болезнь ребенка» изучалось только в группе матерей с больными детьми. 4) Опросник «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля» — для изучения механизмов психологической защиты (МПЗ). 5) Методика Дж. Амирхана «Индикатор стратегий преодоления стресса — С8|», для выделения фундаментальных копинг-стратегий и многих описанных ситуационно-специфических копинг-ответов у беременных.

В ходе исследования не выявлено значимых различий между группами женщин по показателям экстраверсии-интроверсии и нейротизма, что очень важно при оценке степени влияния стрессора «Патология беременности» на другие показатели психологического статуса женщин. Не выявлены также различия при сравнении групп по уровню личностной тревожности. У большинства обследованных личностная тревожность была высокой.

У женщин с подозрением на ВПР плода реактивная тревожность более 42 баллов отмечалась в 1,5 раза чаще, а у госпитализированных — в 4 раза чаще, чем в контрольной группе.

Исследование субъективных представлений беременной о себе позволило установить, что в целом для всех характерно преобладание позитивного отношения к себе, адекватное восприятие себя и в реальном, и идеальном качестве, относительно невысокая оценка своих волевых качеств.

Было измерено отношение женщин к понятиям «Я — реальная» и «Я — идеальная» при неосложненной и осложненной беременности. Необходимо отметить, что при воздействии стрессора «Патология беременности» расстояние между реальной и желаемой активностью отчетливо увеличивалось по сравнению с контрольной группой. Следовательно, отклонения от нормального течения беременности усиливали

внутреннее стремление закрыться в себе, снизить эмоциональное реагирование на возникшую проблему.

Методика «Семантический дифференциал» позволила представить особенности отношения беременных к понятию «Мой ребенок». В группах сравнения значения показателей по факторам «Сила» и «Оценка» отражали недостаточную способность беременных детализировать свои эмоциональные ощущения. У большинства беременных образ ребенка в сознании еще не был сформирован.

Во всех группах беременные имели достаточно широкий спектр адаптивного реагирования на стрессовую ситуацию. Приоритетным механизмом психологической защиты (МПЗ) являлась «Проекция». При анализе частоты использования МПЗ в группах получена только одна статистически значимая зависимость — по варианту «Реактивное образование». При подозрении на ВПР плода частота использования МПЗ «Реактивное образование» возрастала, а при госпитализации — снижалась по сравнению с контрольной группой.

Приоритетной копинг-стратегией являлось «Решение проблемы», наименее используемой — «Избегание». Установлены общие тенденции, характерные для беременных, независимо от влияния стрессора «Патология беременности»: чем выше балльные оценки у беременной по шкале «Решение проблемы», тем выше балльные оценки, отражающие уровень использования МПЗ «Регрессия» и ниже оценки по МПЗ «Отрицание». Повышение балльных оценок по шкале «Поиск поддержки» имеет отрицательную корреляционную связь с балльными оценками по МПЗ «Интеллектуализация» и «Отрицание», по шкале «Избегание» — с «Проекцией» и «Реактивным образованием» (рис. 2).

Решение проблемы

отрицание

Поиск поддержки

отрицание интеллектуализация

— |_Избегание

проекция

реактивное образование

Рис. 2. Значение вариантов МПЗ в зависимости от приоритетности использования копинг-стратегии.

Изучены показатели, характеризующие особенности реагирования женщин с больными новорожденными. Реактивная и личностная тревожности не зависели от прогноза качества последующей жизни ребенка и оставались стабильно высокими. Для матерей характерны достаточно низкие значения показателей по факторам «Активность», «Оценка», «Сила» понятия «Я — реальная». Значения фактора «Сила»

понятия «Мой ребенок» у матерей детей с неблагоприятным и сомнительным прогнозом дальнейшей жизни ребенка, приобретали отчетливое отрицательное направление. Приоритетные варианты: МПЗ — «Проекция», копинговых стратегий — «Решение проблемы» и «Поиск поддержки».

В основе «Проекции», по-видимому, лежит процесс, посредством которого матери приписывали неосознаваемые и неприемлемые чувства больным детям, заставляя делать свои переживания как бы вторичными, стоящими ниже страданий младенцев. Если использование МПЗ направлено на ослабление психологического дискомфорта, связанного с постоянным пребыванием у постели страдающего больного ребенка, то копинг-поведение направлено на максимальное устранение ситуации психологической угрозы.

Выбор матерями с больными новорожденными МПЗ и копинговых стратегий схож с выбором беременных, у которых имело место подозрение на порок развитие плода. Но среди больных новорожденных только треть имела врожденные пороки, остальные — болезни перинатального периода, как результат осложненного течения беременности. Таким образом, показатели, отражающие особенности реагирования на стрессовую ситуацию, в группе матерей с больными новорожденными нельзя рассматривать как прямое отражение влияния различных видов стрессора «Патология беременности». Женщины реагировали на появление нового стрессора «Рождение больного ребенка».

Таким образом, установлено, что патология беременности приводит к дополнительной стрессовой нагрузке и может включать в себя многообразие вторичных стрессоров, каждый из которых определяет особенности реагирования в стрессовых ситуациях и копинговые стратегии преодоления стресса.

Сравнительный анализ результатов психологического обследования женщин позволил предложить комплекс мероприятий, ориентированных на потребности беременных в психологическом сопровождении. Психологическое сопровождение беременных должно учитывать психологические особенности и способы реагирования женщин на различные стрессовые события, связанные с беременностью:

I уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях женских консультаций должна ориентироваться на формирование позитивного отношения к понятиям «Я — беременная» и «Мой ребенок».

II уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях дородовых отделений родильных домов должна быть ориентирована на формирование рациональных представлений о возникшей патологии беременности.

III уровень. Психологическая помощь в условиях медико-генетического центра должна быть обязательным компонентом медицинской помощи и ориентирована на нивелирование неблагоприятных последствий стресса, связанного с пренатальным выявлением врожденных пороков развития плодов.

Пк уровень. Психологическая помощь беременным, у которых плод страдает врожденными пороками развития, несовместимыми с жизнью.

Шб уровень. Психологическая помощь беременным, у которых плод имеет аномалии развития, совместимые с жизнью, но требующие медицинского вмешательства после рождения и длительного восстановительного лечения (рис. 3).

Рис. 3. Уровни психологической поддержки беременных.

Психологическая диагностика личностных свойств и особенностей реагирования у беременных, в том числе имеющих патологию, представляет значительный интерес для поиска содержательных «мишеней» их психологического сопровождения и является одной из наиболее сложных и ответственных задач медицинского психолога, работающего в учреждениях родовспоможения.

Литература

1. Filipp S. H. (Hrsg). Kritische Lebensereignisse. 2 Aufl. Weinheim: Beltz Psychologic Verlags Union, 1990. P. 296-326.

2. Абрамченко В. В., Мальгина Г. Б., Коваленко Н. П., Убайдатова Б. А. Стресс и беременность. // Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств: сб. научных трудов по материалам II международной конференции / под ред. И. В. Добрякова. СПб.: Издательство Знаменитые универсанты, 2003. С. 49-51.

3. Брехман Г. И. Перинатальная психология и новая парадигма в эмбриологии и акушерстве // IV Всероссийский конгресс по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием: сб. материалов М.: Издательство Института психотерапии, 2003. С. 24-27.

4. Грон Е. А. Личностные особенности, показатели стресса и онтогенез материнской сферы у женщин с привычной потерей беременности // Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств: сб. научных трудов по материалам II международной конференции / под ред. И. В. Добрякова. СПб.: Издательство Знаменитые универсанты, 2003. С. 61-62.

5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 240 с.

6. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: сб. материалов конф. СПб.: ГПП «Печатный Двор», 2000. С. 11-16.

7. Грандилевская И. В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2004. 190 с.

8. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001. 311 с.

9. Plancherel B. Le stress des evenements existentiels et des tracas quotidiens et son impact sur la sante des adolescents. Fribourg: Editions universitaires, 1998. 230 p.

10. Прохоров В. Н., Абрамченко В. В. Психоэмоциональное состояние женщин при физиологической и осложненной ожирением беременности // Перинатальная психология и медицина: сб. материалов конф. СПб.: Издательский центр ОО «Ривьера», 2001. С. 168-171.

11. Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов (Медико-социальные проблемы): дис. ... д-ра псих. наук. СПб., 2002. 492 с.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.