ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА
Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-8-1-60-64
Аннотация. В статье представлены теоретические подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды», проанализированы основные факторы, влияющие на психологическую безопасность субъектов образования. В ходе эмпирического исследования установлено, что низкий уровень психологической безопасности образовательной среды провоцирует развитие эмоционального выгорания учителя, что выражается в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, расширении сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, эмоциональное выгорание, психологические угрозы, психологические насилие, психологическая защищенность.
В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства [1].
Безопасность как состояние сохранности, надежности, предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей среды и его способностью преодолевать это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов и механизмов... безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально
функционировать при возмущениях, под стабильностью - совокупность устойчивости к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью - способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия [2, с. 34]. Концепция национальной безопасности включает следующие составляющие: политическая безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, культурная безопасность.
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Под психологической безопасностью Т.С. Кабаченко понимает такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое способствует сохранению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, группы, общества в целом) [3].
С.К. Рощин и В.А. Соснин определяют психологическую безопасность как состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная
личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем [4].
Объективно существует несколько основных проявлений психологической безопасности, которые позволяют утверждать, что психологическая безопасность - это, во-первых, процесс создания психологической безопасности каждый раз, когда встречаются участники социальной среды; во-вторых - состояние, отражающее базовую защищенность личности и общества, в-третьих, свойство личности, характеризующее механизмы защиты от действующих воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям [5].
Кроме того, психологическую безопасность можно рассмотреть на нескольких уровнях:
1. на уровне общества - как характеристику национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, т.е., выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей;
2. на уровне локальной среды обитания (семья, ближайшее окружение, группа друзей, коллеги) - как одну из характеристик этой среды, отражающую степень удовлетворенности потребностей, интересов субъектов конкретной локальной среды, сохранение их здоровья;
3. на уровне личности - переживание своей защищенности либо незащищенности, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям.
Одним из направлений психологии безопасности является изучение психологической безопасности образовательной среды школы, что предполагает целостный анализ социокультурной ситуации, то есть акцентирование внимания на психологическом анализе среды, в которой осу-
ществляется развитие и функционирование всех субъектов образования, с одновременным учетом психологического ресурса личности.
Следовательно, структуру психологической безопасности образовательного учреждения можно рассмотреть в двух аспектах: во-первых, психологическая безопасность среды образовательного учреждения - состояние среды, свободного от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образования, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающую психологическую защищенность ее участников; во-вторых, психологическая безопасность личности -способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемость деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность субъектов образования отражается в переживании ими свей защищенности/незащищенности в конкретной ситуации, в условиях конкретной образовательной среды.
К факторам риска в образовательной среде можно отнести: недостаточное обеспечение образовательными кадрами; недостаточная материально-техническая база; низкая активность учащихся и педагогов; несформированность у них социальных и практических навыков, умений и опыта; низкий уровень воспитания и культуры; личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса; несформированность представлений и недостаточность профилактики психического и физического здоровья [5, 6].
Анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, И.А. Баева выделила в качестве основных угроз участникам образовательной среды следующие:
1. отсутствие или лишь частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее
покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное;
2. отсутствие или лишь частичное удовлетворение основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений и т.д.;
3. отсутствие или лишь частичная защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении, угрозах, принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании, недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной урозы будет признание защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного процесса [5].
В зависимости от источника воздействия и представлений о нем, субъекты образовательного процесса способны воспринимать ситуации либо как опасные, представляющие угрозу целостности, жизни и деятельности, либо как непротиворе-чащие их ценностным ориентациям и соответствующим потребностям. Следовательно, изучение представлений субъектов образовательного процесса об угрозах образовательной среды школы позволит не только выявить особенности, характерные для каждой группы, но и на основании этого разработать рекомендации по улучшению взаимопонимания, увеличению референтной значимости среды и предупреждению существующих и потенциальных угроз, негативно отражающихся на психическом здоровье.
И.А. Баева отмечает, что безопасность следует рассматривать как характеристику системы, включающую потенциальные жертвы и угрозы для них. Безопасность
обеспечивается, в том числе, и защитой. Думается, что если речь идет о психологической безопасности среды, то и защиты должны быть психологические. Одной из форм психологической защиты педагога является эмоциональное выгорание, под которым В.В. Бойко понимает «выбранный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [5, с. 212].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще - профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой -выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов - внешних и внутренних.
Исследования безопасности образовательной среды проводились на базе трех школ города Нижнего Тагила. В качестве инструментария использовались следующие методики:
1. Психологическая безопасность образовательной среды школы И.А. Баевой [5].
2. Эмоциональное выгорание В.В. Бойко [7].
Методическую основу работы составляет сравнительный анализ уровня психологической безопасности учителей. Статистическая обработка включает групповой и корреляционный анализ. Оценка достоверности различий проводилась по критерию Стьюдента. По группе в целом проводился корреляционный анализ с целью выявления связей, существующих между показателями психологической безопасности образовательной среды и показателями эмоционального выгорания учителей.
В результате проведенных исследований установлено следующее:
1. Сравнительный анализ результатов диагностики учителей трех исследуемых школ (t - критерий Стьюдента) показал, что статистически значимых отличий по
шкалам методики «Психологическая безопасность образовательной среды школы» не обнаружено. Следовательно, можно утверждать, что в трех исследуемых школах учителя одинаково оценивают психологическую безопасность образовательного учреждения.
2. Анализируя показатели психологической защищенности, предложенные в методике, учителя отмечают свою незащищенность, прежде всего со стороны учеников в следующих ситуациях: ситуации публичного унижения, угрозы, игнорирования, неуважительного и недоброжелательного отношения.
По мнению учителей к ситуациям психологической незащищенности со стороны администрации относят: угрозы со стороны администрации; ситуации, когда администрация может заставить делать что-то против их желания; незащищенность от недоброжелательного отношения со стороны администрации
В большей степени учителя чувствуют себя защищенными при взаимодействии с коллегами. Тем не менее, отмечается некоторая незащищенность в следующих ситуациях: публичное унижение, игнорирование и недоброжелательное отношение со стороны коллег.
3. Корреляционный анализ (коэффициент Пирсона) позволил установить, что исследуемые характеристики психологической безопасности образовательной среды школы оказывают значительное влияние на развитие эмоционального выгорания учителей.
Так на формирование такого фактора как переживание психотравмирующих обстоятельств значительное влияние оказывает оскорбления и высмеивание со стороны коллег, оскорбления, угрозы со стороны администрации, опасение, что заставят делать что-то против их желания, а так же мнение о том, что работа, которую они выполняют непривлекательна.
Фактор «Эмоционально-нравственная дезориентация» находится в прямой зависимости от оскорбления и недоброжелательного отношения со стороны коллег, от публичного унижения, оскорбления, высмеивания, игнорирования, недоброжела-
тельного отношения со стороны администрации и обратная зависимость указанного фактора от настроения учителя на работе.
На фактор «Расширение сферы экономии эмоций» прямое влияние оказывают оскорбления, высмеивания, недоброжелательное отношение коллег, опасение учителей, что администрация вынудит делать что-то против их желания. Обратная зависимость обнаружена между фактором «Расширение сферы экономии эмоции» с одной стороны и степени привлекательности для учителя работы, позитивного отношения к работе, нежелания получать другую работу, стремления вернуться, в случае перерыва в работе, на свое рабочее место, с другой.
На психосоматические и психовегетативные нарушения прямое влияние оказывают угрозы, игнорирование, недоброжелательное отношение со стороны коллег, игнорирование со стороны администрации. Обратные связи указанного фактора обнаружены со степенью увлеченности своей работой, и уровнем настроения на рабочем месте.
Полученные результаты позволяют составить эмоциональный «портрет» учителя школы с учетом наиболее выраженных фаз и стадий формирования эмоционального выгорания. Среди наиболее существенных характеристик отметим высокий уровень нервного напряжения, что выражается, прежде всего, в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Учителям свойственно формирование психологической защиты в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на психотрав-мирующие воздействия, что проявляется в определенных симптомах. Во-первых, в стремлении учителя неадекватно «экономить» на эмоциях, ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования на ситуации, установлении эмоциональных контактов неадекватным или избирательным образом. Во-вторых, в расширении сферы экономии эмоций, проявляющееся вне профессиональной деятельности - дома, в общении с друзьями. В-третьих, в редукции профессиональных
обязанностей, что выражается в попытках сократить или облегчить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Обнаруживаются нарушения и в психосоматическом и психовегетативном самочувствии.
На основании полученных данных приходится признать, что образовательная
Библиографический список
1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности» - [Электронный ресурс]. - Дата обновления: 28.08.2021. - https://rg.ru/2020/11/12/fz-o-bezopasnosti-dok.html (дата обращения: 28.08.2021).
2. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М., 2002.
3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. - М., 2000.
4. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества, государства // Российский монитор. - 1995. - №6.
5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб., 2006.
6. Феоктистов С.В., Дмитриева С.В. Проблемы здоровья школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Управление здравоохранением. - 2003. - № 9.
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб., 2008.
среда школы недостаточно способствует формированию чувства психологической безопасности у педагогического коллектива. Снижение уровня психологической безопасности приводит к формированию эмоционального выгорания учителей.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE
SCHOOL AS ONE OF THE FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL
BURNOUT OF THE TEACHER.
E.N. Kuznetsova, Candidate of Psychology Sciences NTGSPI (branch) of the RGPPU (Russia, Nizhny Tagil)
Abstract. The article presents theoretical approaches to the definition of the concept of "psychological safety of the educational environment", analyzes the main factors affecting the psychological safety of educational subjects. In the course of an empirical study, it was found that a low level of psychological security of the educational environment provokes the development of emotional burnout of a teacher, which is expressed in an increasing awareness of the psy-chotraumatic factors ofprofessional activity, the expansion of the sphere of saving emotions and the reduction of professional duties.
Keywords: psychological security, educational environment, emotional burnout, psychological threats, psychological violence, psychological security.