Научная статья на тему 'Переживание психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками городской школы'

Переживание психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками городской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ / SOCIAL ENVIRONMENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССЕ / EDUCATIONAL PROCESS / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL / ШКОЛА / SCHOOL / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров М.М., Омарова М.М.

В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на психологическую безопасность субъектов образовательной среды. С целью оценки психологической защищённости учеников г. Каспийска нами была выбрана методика диагностики психологической безопасности образовательной среды школы, разработанная И.А. Баевой. Анализ значимых характеристик образовательной среды показал, что наиважнейшими характеристиками школьной среды для старшеклассников является взаимоотношение с учителями и учениками. Таким образом, для старшеклассников школа представляется, прежде всего, тем местом, где они получают знания, развивают свой интеллект. В меньшей степени это то место, где бы они смогли развить свои жизненные умения и удовлетворить познавательный интерес. Лишь половина старшеклассников испытывают положительные эмоции в школе и отмечают, что в школе им нравится учиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CITY SCHOOLS

The article examines the theoretical justification and analysis of factors influencing psychological safety of educational environment. To assess psychological security of students in Kaspiisk we have chosen the technique of diagnostics of psychological safety of the educational environment of the school developed by I. A. Baeva. Analysis of the relevant characteristics of the educational environment shows that the most important characteristics of the school environment for high school students are the relationship with teachers and students. Thus, for high school students school seem to be, first of all, the place where they acquire knowledge, develop their intelligence. To a lesser extent, this is the place where they could develop their life skills and satisfy their cognitive interest. Only half of high school students experience positive emotions at school and noted that at school they like to learn.

Текст научной работы на тему «Переживание психологической безопасности образовательной среды старшеклассниками городской школы»

Библиографический список

1. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию1 декабря 2016 г. Москва, Кремль. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/53379

2. Тараненко Е.В. Музейный компас. Профильное обучение. 2006; 6 - 7: 3 - 5.

3. Некрасова Н.А. Народное искусство России в современной культуре. Москва: «Коллекция М.», 2003: 256.

4. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров. Декоративно-прикладное искусство и образование. Электронный научный журнал 2012; 2.

5. Майкова В.П. Целостный подход к проблемам теории познания. Идеи. Методы. Решения. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011: 70.

References

1. Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyul dekabrya 2016 g. Moskva, Kreml'. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53379

2. Taranenko E.V. Muzejnyj kompas. Profil'noe obuchenie. 2006; 6 - 7: 3 - 5.

3. Nekrasova N.A. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennojkul'ture. Moskva: «Kollekciya M.», 2003: 256.

4. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal 2012; 2.

5. Majkova V.P. Celostnyj podhod k problemam teorii poznaniya. Idei. Metody. Resheniya. Berlin: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2011: 70.

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 374.31

Omarov M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: omarov.66@inbox.ru

Omarova M.M., senior teacher, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: omarov.66@inbox.ru

THE EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CITY SCHOOLS. The article examines the theoretical justification and analysis of factors influencing psychological safety of educational environment. To assess psychological security of students in Kaspiisk we have chosen the technique of diagnostics of psychological safety of the educational environment of the school developed by I. A. Baeva. Analysis of the relevant characteristics of the educational environment shows that the most important characteristics of the school environment for high school students are the relationship with teachers and students. Thus, for high school students school seem to be, first of all, the place where they acquire knowledge, develop their intelligence. To a lesser extent, this is the place where they could develop their life skills and satisfy their cognitive interest. Only half of high school students experience positive emotions at school and noted that at school they like to learn.

Key words: safety, social environment, personality, pedagogical activity, educational process, diagnostics, educational environment, high school, school, need, study.

М.М. Омаров, канд. пед. наук, доц. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: omarov.66@inbox.ru

М.М. Омарова, ст. преп. каф. безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический

университет, г. Махачкала, E-mail: omarov.66@inbox.ru

ПЕРЕЖИВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ

В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на психологическую безопасность субъектов образовательной среды. С целью оценки психологической защищённости учеников г. Каспийска нами была выбрана методика диагностики психологической безопасности образовательной среды школы, разработанная И.А. Бае-вой. Анализ значимых характеристик образовательной среды показал, что наиважнейшими характеристиками школьной среды для старшеклассников является взаимоотношение с учителями и учениками. Таким образом, для старшеклассников школа представляется, прежде всего, тем местом, где они получают знания, развивают свой интеллект. В меньшей степени - это то место, где бы они смогли развить свои жизненные умения и удовлетворить познавательный интерес. Лишь половина старшеклассников испытывают положительные эмоции в школе и отмечают, что в школе им нравится учиться.

Ключевые слова: безопасность, социальной среде, личность, педагогическая деятельности, образовательный процессе, диагностика, образовательная среда, старшеклассники, школа, потребность, исследование.

В условиях модернизации образования, введения новых ФГОС, ориентации на развитие личности учащегося в учебно-воспитательном процессе, важно учитывать степень психологической безопасности, переживаемой учащимися в школе, поскольку без удовлетворения базовой потребности в безопасности затруднено возникновение потребностей более высокого уровня и в частности потребности в саморазвитии и самоактуализации [1].

Интерес к психологической безопасности в социальной среде в отечественной психологии возник в 90-е годы XX века. Так, по мнению А.Н. Сухова психологическая безопасность - это состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное [2]. В.А. Дмитриевский отмечает, что психологическая безопасность в учебных учреждениях во многом связана с психотравмирующими ситуация-

ми, педагогическим общением, затруднениями в педагогической деятельности [3].

Баева И.А. под психологической безопасностью образовательной среды понимает состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4; 5].

Психологическая безопасность личности в образовательном процессе понимается И.А. Баевой как состояние сохранности психики, находящейся под влиянием педагогических воздействий, что предполагает поддержание определенного баланса между педагогическими воздействиями на человека, окружающей средой и его устойчивостью, т. е. способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.

С целью оценки психологической защищенности учеников г. Каспийска нами была выбрана методика диагностики психологической безопасности образовательной среды школы, разработанной И.А. Баевой. В исследовании приняло участие 110 учащихся старших классов (48 юношей и 62 девушки) шести школ г. Каспийска (2016 - 2017 гг.).

При диагностике когнитивного компонента отношения старшеклассников к образовательной среде были выявлены следующие факты. 75% испытуемых считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования возможностей, 15% затруднились с ответом на данный вопрос и 10% старшеклассников не считают, что обучение в школе требует постоянного совершенствования возможностей. Подавляющее большинство старшеклассников (92%) считают, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей и лишь 6% выбрали ответ «не могу сказать» и 2% категорически не согласны с данным утверждением. При ответе на вопрос «Считаете ли вы, что обучение в школе способствует развитию жизненных умений» 77% учеников согласились с данным утверждением, 12% высказали сомнение и 11% посчитали, что в школе жизненные умения не развивают.

Диагностика эмоционального компонента отношения школьников к образовательной среде показала следующие результаты. Нравится учиться в школе только 55% испытуемым, 39% затруднились с ответом на данный вопрос и 6% учиться не нравится. 58% старшеклассников отмечают хорошее настроение в школе, 27% отметили, что на их настроение школа не влияет и 15% характеризуют свое настроение в школе как плохое. 70 % учащихся считают свое обучение в школе интересным, 13% - затруднились с ответом и 17% считают, что учиться в школе не интересно.

Диагностика поведенческого компонента отношения старшеклассников к образовательной среде показала следующие результаты. 71% испытуемых стали бы ездить на учебу в свою школу, если бы переехали в другой район города, у 18% ответ на этот вопрос вызвал затруднение и 11% этого делать бы не стали и предпочли бы в данной ситуации другую школу. 66% старшеклассников выбрали бы свою школу из всех школ района если бы представилась такая возможность. Не смогли определиться с ответом 24% испытуемых и 10% выбрали бы в этом случае другую школу. 73% учеников вернулись бы в свою школу, если бы по каким-то причинам долго не смогли посещать ее, 22% выбрали ответ «не знаю» и всего 5% туда бы не вернулись.

Статистический анализ показал, что значения когнитивного компонента отношения к образовательной среде школы превышает эмоциональный компонент. То есть практически все старшеклассники считают, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей, но при этом лишь половина из них отмечают у себя хорошее настроение в школе, заявляют о том, что им нравится учиться.

Анализ значимых характеристик образовательной среды показал, что наиважнейшими характеристиками школьной среды для старшеклассников является «Взаимоотношение с учителями» и «Взаимоотношения с учениками». Вторую позицию поделили характеристики «Эмоциональный комфорт», «Возможность высказать свою точку зрения» и «Уважительное отношение к себе». Третье место по значимости заняли две характеристики: «Сохранение личного достоинства» и «Возможность обратиться

Библиографический список

за помощью». Четвертое место по значимости принадлежит характеристике «Возможность проявлять инициативу, активность». И самыми незначимыми оказались характеристики «Учет личных проблем и затруднений», «Внимание к просьбам и предложениям» и «Помощь в свободе собственного решения». «Уважительное отношение к себе», «Взаимоотношения с учениками» и «Возможность обратиться за помощью». Не вполне удовлетворены учащиеся следующими характеристиками как: «Возможность проявлять инициативу, активность», «Возможность высказать свою точку зрения», «Эмоциональный комфорт», «Взаимоотношение с учителями», «Внимание к просьбам и предложениям» и «Помощь в свободе собственного решения». И самую низкую степень удовлетворенности имела характеристика «Учет личных проблем и затруднений».

Таким образом, из перечня важнейших характеристик старшеклассники полностью удовлетворены взаимоотношениями с одноклассниками и уважительным отношением к себе. В свою очередь отношениями с учителями, эмоциональным комфортом в школе, возможностью высказать свою точку зрения удовлетворены не вполне. Ученики также отмечают, что в школе далеко не всегда учитывают их личные проблемы и затруднения.

Диагностика защищенности в школе показала, что 34% старшеклассников характеризуются высоким уровнем защищенности, 37% - средним уровнем защищенности, 12% и 3% - не защищены на среднем и высоком уровне соответственно.

Оценка ситуаций, в которых старшеклассники чувствуют свою незащищенность, показала, что ученики в большей степени незащищены от обидных обзываний (19%), высмеивания (17%) и оскорбления (16%) со стороны одноклассников. В свою очередь 16% испытуемых отметили, что учителя их публично унижают и заставляют делать что-либо против их желания. 12% старшеклассников заявили, что учителя их оскорбляют, обзывают и недоброжелательно к ним относятся.

Корреляционный анализ показал, что чем больше старшеклассники чувствуют свою незащищенность в школе, тем в большей степени это отражается на эмоциональном компоненте отношения к образовательной среде. В свою очередь угрозы со стороны участников образовательного процесса (учителей и учеников) практически не влияют на когнитивный и абсолютно не влияет на поведенческий компонент отношения.

Так, сниженный интерес к учебе и негативное эмоциональное отношение к школе напрямую связаны с оскорблением учителями, угрозами с их стороны, принуждением делать что-либо против воли ученика. На сниженный интерес повлияли также угрозы со стороны одноклассников: оскорбления, высмеивания и обзывания.

Таким образом, для старшеклассников школа представляется, прежде всего, тем местом, где они получают знания, развивают свой интеллект. В меньшей степени это то место, где бы они смогли развить свои жизненные умения и удовлетворить познавательный интерес. Лишь половина старшеклассников испытывают положительные эмоции в школе и отмечают, что в школе им нравиться учится. Каждый восьмой ребенок чувствует себя в школе незащищенным от угроз со стороны участников образовательного процесса (учителей и учеников). Прежде всего, это проявляется в публичных унижениях со стороны учителя и принуждении делать что-либо против воли ученика, а также в обидных обзываниях и высмеивании со стороны одноклассников.

1. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2008.

2. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. Москва, 2002.

3. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. Москва, 2002.

4. Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации. Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2013; 1.

5. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Санкт-Петербург, 2002.

References

1. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg, 2008.

2. Suhov A.N. Social'naya psihologiya bezopasnosti. Moskva, 2002.

3. Dmitrievskij V.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v uchebnyh zavedeniyah. Moskva, 2002.

4. Baeva I.A., Yakimanskaya I.S. Monitoring psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i kachestva obrazovaniya v usloviyah modernizacii. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 'Elektronnyj zhurnal. 2013; 1.

5. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2002.

Статья поступила в редакцию 27.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.