Научная статья на тему 'Психологическая активация феномена лечебной физической культуры студентов'

Психологическая активация феномена лечебной физической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая активация феномена лечебной физической культуры студентов»

и познавательный характер. Основная их функция - входной, промежуточный и выходной контроль знаний.

Основная цель тестовых заданий - способствовать формированию объективной оценки качества знаний студентов. Все учебные курсы, по которым разработаны тестовые задания соответствуют образовательным стандартам и учебным программам высшей школы. Учитывая специфику учебных дисциплин данного цикла, тесты имеют следующие уровни. Первый уровень - тесты узнавания - типа «Укажите правильный ответ». Эти тесты характеризуют знания студентов на уровне знакомства. Второй уровень - тесты типа «Установите последовательность», «Установите соответствие» с элементами продуктивной эвристической деятельности. Тесты типа «Дополните» не имеют вариантов ответов, а способствуют к самостоятельному поиску решений на основе полученных и усвоенных знаний. Третий уровень - тесты на продуктивную творческую деятельность - «Заполните схему» - выявляет самостоятельную позицию испытуемого. Как показывает практика, тесты позволяют оценить уровень знаний и умений студентов по каждой теме, разделу и всему курсу (для итогового контроля).

По некоторым разделам изучаемой дисциплины тесты используются для организации устного опроса. При этом студент должен не только указать правильный вариант ответа, но и обосновать выбор, опираясь на полученные знания. При проведении устного опроса на основе тестовых заданий студенты могут использовать схему, которую они использовали для письменного ответа. Обсуждение ответа развивает у студентов способность творчески использовать полученные знания, мыслить критически и логически, формулировать собственные мысли и в дискуссии отстаивать свой выбор. Подобные обсуждения можно рассматривать как эффективный способ закрепления полученных знаний на практике.

По каждой дисциплине тесты используются при проведении промежуточного контроля знаний студентов, а также для самопроверки знаний и самоподготовки к итоговым экзаменам.

Одним из критериев качества тестов является стандартизация. Практика показывает, что стандартизация теста предполагает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения заданий. Использование компьютера позволяет студентам обобщить изучаемые дисциплины и получить критерии тестирования. Необходимо создавать психологический настрой на тестирование, что способствует осмысленному отношению студента к полученной информации и объективному оцениванию качества и уровня знаний.

УДК 159.9

Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL ACTIVATION OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Проведено исследование роли психологической составляющей в организации педагогического процесса по лечебной физической культуре (ЛФК) студентов медицинской группы. Как известно, здоровье является комплексной категорией, которая включает в себя не только физиологические, но и психологические компоненты. Психологическая компонента здоровья - это отражение собственного состояния как на

эмоционально-чувственном, так и на когнитивном уровне. Некоторые результаты исследования психологической активации феномена ЛФК студентов позволяют сделать предварительные выводы.

1.Уже на этапе направления студентов для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу, а затем при построении занятий ЛФК показана необходимость и эффективность учета особенностей психо-эмоциональной и потребностно-мотивационной сферы студентов.

2.Говоря о требованиях к подготовке учителей гимнастики, физических упражнений П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «научно-образованный педагог непременно должен быть психологом». ЛФК является мощным психотерапевтическим методом, поскольку студент, занимающийся физическими упражнениями, лечебной гимнастикой всегда получает массивную дозу психотерапии в форме соответствующего внушения со стороны педагога - специалиста по ЛФК.

3.Психологический аспект ЛФК направлен на коррекцию состояния здоровья студентов, а также на активное участие в процессе ЛФК, на формирование сознательного отношения к занятиям, к здоровому образу жизни. Сохранение здоровья обучающихся как ценность и условие повышения качества образования, профессиональную ориентацию на творческое саморазвитие, профессиональную компетентность можно рассматривать в качестве акмеологического подхода к процессу становления личности.

4.Психологический компонент ЛФК является важнейшей частью врачебно-педагогического контроля, особенно в части самоконтроля студентов. Педагог должен направлять и контролировать этот процесс. Необходимо подбирать такой двигательный режим и такую физическую нагрузку, чтобы они были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого студента. А студенты должны уметь (с учетом рекомендаций педагога) применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов.

УДК 159.9

Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PEDAGOGICAL COMPONENT OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Проведено исследование феномена лечебной физической культуры как педагогической дисциплины. Как всякая педагогическая, учебная дисциплина, лечебная физическая культура имеет свою историю, теоретические основы, определенные цели и задачи, предмет исследования, четко обозначенное содержание, учебно-методическое обеспечение.

В результате историко-логического исследования лечебной физической культуры как педагогической дисциплины сделаны следующие основные выводы.

1.Оформление лечебной физической культуры в педагогическую дисциплину - исторически длительный процесс, в ходе которого определено несколько этапов, наличие истори-ко-теоретических предпосылок и факторов, обеспечивающих формирование педагогических основ лечебной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.