Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности адаптивного поведения детей с задержкой психического развития'

Индивидуальные особенности адаптивного поведения детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности адаптивного поведения детей с задержкой психического развития»

Возвращение к истории, к анализу сложившейся за многие годы практике физического воспитания, физической культуры и ЛФК как одной из ее частей в значительной степени определяет формирование и совершенствование современных учебных дисциплин и учебных процессов. Поскольку, нередко, отдельные нововведения на базе старого фундамента оказываются более эффективными, нежели полное разрушение сложившихся организационных основ.

2.Вся методика лечебной физической культуры, обучение и проведение занятий базируются на физиологически обоснованных общепедагогических дидактических принципах: сознательности и активности; наглядности; доступности; системности; прочности усвоения; индивидуализации подхода. Соответственно и процесс обучения строится на общепедагогических методах: объяснение, разучивание, повторение, анализ и оценка успешности процесса.

3.Предметов педагогических исследований в лечебной физической культуре является всестороннее изучение физических упражнений, применяемых в лечении и реабилитации; надежное обоснование и разработка принципов и методов обучения; изучение форм организации и проведения занятий по ЛФК и др. Особо важное место среди методов научных педагогических исследований занимают педагогические наблюдения и эксперименты.

4.Одним из главных условий успешности обучения физическим упражнениям и проведения занятий ЛФК является руководящая роль педагога-специалиста по ЛФК в организации всего процесса. А исходя из того, что физическое воспитание является педагогическим процессом, к студентам, занимающимся в группах ЛФК, и преподавателям, ведущим занятия предъявляются определенные высокие требования.

5.Профессионализм педагога становится важнейшим условием реализации комплекса задач всестороннего развития личности подрастающего поколения. Выбранная педагогом стратегия общения со студентами может либо способствовать их акмеологическому росту, либо наоборот создавать препятствия на пути развития.

УДК 612.8

Тарновская Т.А., Мирсаитов Н.Г. (ФГБУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, tantar1956@yandex.ru)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Tarnovskaya T. A., Mirsaitov N.G.

(MPGU, Moscow, Russia)

INDIVIDUAL PECULIARITIES OF ADOPTIVE BEHAVIOUR OF CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Функциональные системы организма человека созревают в разные сроки постнатального периода, в зависимости от их значимости в обеспечении функций (Анохин, 1948, 1975), что обуславливает адаптивное поведение при взаимодействии организма и среды на каждом возрастном этапе онтогенеза. Значительные трудности в адаптации поведения к социальной среде и учебной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР) - одна из проблем на пути к личным достижениям человека. Исследования познавательных функций у детей с задержкой психического развития широко представлены в научной и учебной литературе. Индивидуальные особенности морфофункционального развития детей с ЗПР в пубертатном периоде онтогенеза изучены мало. В то же

время комплексный подход в определении физиологического обеспечения поведения и создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, можно считать одним из условий успешной психолого-педагогической коррекци-онной работы.

У детей 13-14 лет, воспитанников специальной (коррекци-онной) школы-интерната и учащихся ГБОУ СОШ исследовали индивидуальные особенности: лабильность нервной системы, силу нервных процессов; мануальную и сенсорную асимметрию; определяли фонематический и эмоциональный слух; оценивали показатели моторного; определяли показатели работоспособности; исследовали уровень внимания, памяти и восприятия, мотивации. Для создания возрастных групп испытуемых у всех детей определяли уровень биологической зрелости.

Воспитанники школы-интерната, это не только дети с задержкой психического развития, у которых затруднена познавательная деятельность, не сформирована учебная мотивация, имеет место повышенная тревожность и элементы агрессии, это дети, родители которых лишены родительских прав.

Уровень биологической зрелости (по морфологическим и функциональным показателям организма) у детей с ЗПР совпадает с их календарным возрастом, но имеет ряд отличий: микросоматический тип телосложения; при показателях дыхания, соответствующих возрасту, снижены адаптивные возможности сердечнососудистой системы при физической и умственной нагрузке. У детей СОШ показатели соматоме-трии соответствовали возрастно-половым стандартам или имели высокие значения. По внешним половым признакам у детей школы-интерната первая или вторая стадии полового созревания, тогда как у детей СОШ - третья или четвертая стадии.

Лабильность нервной системы определяли по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ). Определение КЧСМ в начале и в конце учебного дня, а также в течение недели, показало разную динамику утомления обследованных детей. Достоверное (р<0,05) снижение скорости нервных процессов и нарастание утомления в течение дня определили у 30% детей, что сохранялось в течение недели; КЧСМ достоверно не изменилась у 40%, а увеличилась у 30% детей интерната, тогда как в СОШ достоверное снижение КЧСМ у детей не выявлено. При исследовании силы (выносливости) нервной системы (теппинг-тест Ильина Е.П.) разнообразие типов нервной системы выявлено у детей СОШ: слабый (10%), средне-слабый (50%), ровный (10%) и сильный (30%), а у детей интерната - слабый (60%) или средне-слабый (40%). Таким образом, сила и скорость нервных процессов у детей с ЗПР характеризуются низкими значениями, что соответствует интенсивной динамике их утомления и снижению умственной продуктивности (определяли при помощи корректурных буквенных проб) в течение учебного дня и учебной недели.

Эмоциональный слух (по результатам психоакустических тестов, Морозов В.П.,1985,1999) детей, воспитывающихся вне семьи с раннего возраста и имеющих ЗПР, определен в диапазоне, который можно характеризовать как «ниже среднего». Дети интерната адекватно различали эмоциональный компонент в речи других людей в 40% предъявляемых тестов, а индивидуальный разброс составил от 16 баллов до 55 баллов (один ребенок-78 баллов) из возможных 100 баллов. Кроме этого, определены дети, имеющие «эмоциональную тугоухость». Эмоциональный слух детей в СОШ достоверно выше, а индивидуальные различия лежат в категориях средний или высокий уровень.

Показатели моторного развития (сенсомоторная координация, манипуляционные движения силовые показатели) у детей интерната и детей СОШ практически не различаются.

Комплексная оценка индивидуальных возможностей организма, обеспечивающих адаптивное поведение детей с ЗПР, востребована психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, учителями, инструкторами лечебной физкультуры для определения технологий адаптации детей и подростков, в том числе средствами физической культуры и творческих видов деятельности.

УДК 159.98

Тернова Л.Л. (РАНХиГС, Москва, Россия) slarisa12@mail.ru

ГИПНОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Ternova L. (RANEPA, Moscow, Russia)

HYPNOTHERAPY OF DEPRESSIVE DISORDRES: BASIC APPROACHES

В настоящее время терапевтический потенциал гипнотерапии депрессии недооценен в отечественной психологической и психотерапевтической практике. В то же время современные направления гипнотерапии депрессии психологическими средствами зарекомендовали свою эффективность, которая не уступает методам когнитивно-поведенческой терапии1.

К настоящему времени существует несколько основных направлений гипнотерапии, которые зарекомендовали себя при эффективной работе с депрессивными состояниями. К ним относятся: гипносуггестивная психотерапия, когнитивно-поведенческая (т.е. совмещающая когнитивно-поведенческую терапию и гипнотерапию) и психодинамическая.

Что касается гипносуггестивной терапии депрессии, то она характерна для советская и постсоветской традиций психотерапии и отличается направленностью на прямое внушение при устранении депрессивных состояний, т.е. внушение на устранение симптомов. Такое направление гипнотерапии выражается в сеансах, по количеству редко превышающих 11. В частности, такие отечественные авторы, как П.И. Буль и И.М. Виш отмечают высокую эффективность гипносугге-стивной психотерапии, которая базируется на прямых внушениях, при различных формах депрессии2.

В соответствии с когнитивно-поведенческой гипнотерапией применяется модель, которая интегрирует когнитивные и гипнотические техники в соответствии с биопсихосоциальным подходом к депрессии. Существует три причины соединения гипноза с когнитивным подходом. Во-первых, гипноз способствует когнитивным, соматическим, перцептуальным, психофизиологическим и кинестетическим изменениям в контролируемых условиях, и соединение двух подходов создает концептуальную основу для изучения психических процессов, которые приводят к психобиологическим изменения, находящимся в основе депрессии. Во-вторых, гипноз обеспечивает доступ к исследованию феноменологии депрессии3. Также как и депрессия, гипноз является состоянием, внутренним опытом личности; он позволяет открыть двери восприятия

субъективного человеческого опыта, позволяя познавать психику человека в норме и при патологиях. В-третьих, сама по себе когнитивная гипнотерапия не позволяет осуществить реструктурирования подсознательных когнитивных схем, в то время как гипноз открывает доступ к бессознательному.

Третьим хорошо зарекомендовавшим направлением гипнотерапии депрессии является гипноанализ (психодинамическое направление). В то же время есть различие с психоанализом. Когда в процессе гипнотерапии применяются методы психодинамические, то разрешая «подсознанию пациента смотреть фактам в лицо, психотерапевт дает право его сознанию освободиться от навязчивых размышлений над существующей проблемой»4.

Таким образом, основная задача в доверии проблемы подсознанию заключается в устранении внутреннего напряжения, стресса, но это не означает, что все пускается на самотек творческого бессознательного. Наоборот, на каком-то этапе терапии пациенту придется осознанно работать с проблемой и проходить через неприятные аффекты и ощущения, но уже без дистресса и психофизиологического истощения.

Основными техниками являются: автоматическое письмо (рисунок), проективный гипноз, гипнотическая регрессия к первопричине расстройства.

Указанные направления широко применяются в основном в зарубежных странах, в России до недавнего времени господствовал только один (гипносуггестивный) подход, однако в настоящее время такое ограничение принадлежит прошлому и все больше практиков, клинических психологов расширяют выбор различных техник внутри направлений гипнотерапии.

1 Kirsch I, Montgomery G, Sapirstein G. Hypnosis as an adjunct to cognitive-behavioural psychotherapy: a meta-analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1995;63(2): 214-220.

2 Буль П. И. Техники гипноза и внушения. СПб, 2001. С. 110-115.

3 Япко М. Гипноз для психотерапии депрессий. С. 68-75; Alladin А. Cog-

nitive Hypnotherapy: An Integrated Approach to the Treatment of Emotional Disorders. John Wiley & Sons Ltd, 2008. Р. 33-59.

См., например, Использование автоматического письма при интерпретации и коррекции симптомов навязчивой депрессии // Эриксон М. Стратегия психотерапии. СПб, 2002. С. 236-256.

УДК 159.98

Тернова Л.Л. (РАНХиГС, Москва, Россия) slarisa12@mail.ru

СТРАТЕГИЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИИ

Ternova L. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE STRATEGY OF COGNITIVE-BEHAVIORAL TREATMENT OF DEPRESSION

Согласно когнитивно-поведенческому подходу в гипнотерапии депрессивное расстройство рассматривается в качестве диссоциации, т.е. когда психическое содержание становится обособленным и неинтегрированным в целостную личностную структуру, а сама депрессия - в качестве негативного самогипноза благодаря повторяющимся негативным формулам самовнушения1.

На основании проведенного мета-анализа 18 исследований, сравнивавших гипнотерапию с когнитивно-поведенческой терапией, было установлено, что эффект при применении гипноза больше, чем без него. Авторы пришли к выводу, что гипнотерапия существенно превосходит в своих эффектах другие направления психотерапии2.

Курс когнитивно-поведенческой гипнотерапии депрессии может состоять из 16-недельных сессий, которые адаптируют-

1 Alladin A. Cognitive Hypnotherapy with Depression // J. Cogn. Psychotherap: Int. Quart. 1994.

2 Kirsch I, Montgomery G, Sapirstein G. Hypnosis as an adjunct to cognitive-behavioural psychotherapy: a meta-analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.