Научная статья на тему 'Анализ изменения жизненных приоритетов личности руководителя как способ повышения эффективности управления (по материалам фильма "служебный роман")'

Анализ изменения жизненных приоритетов личности руководителя как способ повышения эффективности управления (по материалам фильма "служебный роман") Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ изменения жизненных приоритетов личности руководителя как способ повышения эффективности управления (по материалам фильма "служебный роман")»

ся под нужды конкретного пациента3. На первой сессии дается клиническая оценка конкретного случая. Со второй по пятую сессию терапевт посвящает время когнитивно-поведенческой терапии посредством традиционных средств, характерных для данной модальности, в частности, сократического диалога, логики. В процессе этих сессий пациент научается определять дисфункциональные убеждения, когнитивные схемы, которые поддерживают депрессивное состояние.

Если у пациента преобладает тревога и погруженность в депрессивное состояние, рекомендуется начинать эти сессии с гипнотерапии.

Сессии с шестой по седьмую посвящены гипнотерапии. Они направлены на подкрепление предыдущих результатов и предотвращение рецидивов. Основное предназначение на данном этапе - обеспечить индукцию транса, направленного на релаксацию, поскольку от 50 до 75% депрессий сочетаются с симптомами тревоги. Другие цели включают в себя: снижение рассеянности пациента, концентрации его внимания, расширения возможностей выбора актуального опыта, появление новых способов рассмотрения проблемы, приобретение чувства самоконтроля и саморегуляции и обеспечение доступа к неосознаваемым психическим процессам.

После этого время посвящается непосредственно когнитивной гипнотерапии, которая может занимать от четырех до шести сессий. Первые две или три сессии посвящены:

-наведению состояния релаксации, приводящее к сомато-сенсорным изменениям;

- демонстрации силы разума, его регулирующего действия на органы и системы;

- расширению поля осознанности;

- укреплению эго;

- обучению самогипнозу;

- постгипнотическим внушениям.

Другие две или три сессии гипнотерапии направлены на когнитивное реконструирование в гипнотическом процессе.

Депрессивное состояние может поддерживаться чувствами вины и самообвинения. Поэтому различные техники гипнотерапии могут использоваться для рефрейминга прошлого опыта пациента, его чувства вины или сожаления. В практике когнитивно-поведенческого подхода в гипнотерапии обычно применяются четыре вида таких техник: «дверь прощения», «очищение от мусора», «комната с камином», «воздушный шар». Существует рекомендация их применения на завершающем этапе, когда уже проведена когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия, а субъекта следует погружать в глубокий гипнотический транс для их эффективной реализации.

Заключительные сессии гинотерапии депрессии посвящены тренингу социальных навыков и медитации осознанности.

Таким образом, когнитивно-поведенческая гипнотерапия депрессивных расстройств зарекомендовала себя эффективным направлением, что подтверждено рядом исследований.

3 Alladin A. Cognitive Hypnotherapy: An Integrated Approach to the Treatment of Emotional Disorders. John Wiley & Sons Ltd, 2008. P. 33-59.

УДК 159.9.

Тишина О. В. (РАНХиГС, Москва, Россия) Боякова А. А. (РАНХиГС, Москва, Россия) 330888cat@mail.ru

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ

ПРИОРИТЕТОВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФИЛЬМА «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»)

Tishina O. V. (RANEPA, Moscow, Russia) Boyakova A. A. (RANEPA, Moscow, Russia)

ANALYSIS OF THE CHANGES IN MANAGER'S LIFE PRIORITIES AS A WAY TO IMPROVE MANAGEMENT (ACCORDING TO THE FILM «THE OFFICE ROMANCE»)

Анализ литературных произведений и фильмов с точки зрения управленческой деятельности является одним из способов познания реальных жизненных ситуаций, изменение которых зачастую могут породить перестройку в структуре отношения человека к окружающему миру и наоборот, изменить способы взаимодействия с социальной средой в организации.

Так, в фильме Э. Рязанова «Служебный роман» мы наблюдаем перестройку жизненных позиций управленца в лице Л. П. Калугиной, что поспособствовало изменению её управленческой деятельности. В противопоставление этому, мы видим Самохвалова Ю. Г., заместителя директора, который не изменяет свои жизненные установки, и его личностные качества не преображаются.

Итак, что можно сказать об интересующих нас героях, являющихся субъектами управленческой деятельности?

Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих). Руководитель «Статистического учреждения». Женщина бальзаковского возраста, состоятельна, но одинока. Вся её жизнь сосредоточена на единственном занятии - управлении организацией.

Управленческую деятельность Калугиной можно рассмотреть в двух периодах: до и после изменения жизненной ситуации.

Первый период: до «преображения» (отсутствие личной жизни). Ей присущи следующие качества: трудолюбие, ответственность, грубость, честность, пунктуальность, жесткость, решительность, прямолинейность. Героиня действует лишь по уставу, некоторые люди ее бояться, для нее работа на первом месте. Она использует авторитарный стиль управления.

Такие пункты виднеются в эпизодах, где Л.П. Калугина разговаривает с Ю.Г. Самохваловым, секретаршей и А.Е. Новосельцевым в начале фильма.

Второй период: после «преображения». Личностные взаимодействия с Новосельцевым. В Людмиле Прокофьевне начинают проявляться качества, до этого ей не присущие: женственность, смущенность, легкомыслие, растерянность, мягкость, лояльность, чувственность. Руководительская деятельность изменилась, т.к. в жизнь Л.П. Калугиной вмешалось нечто иное, чем работа. Подчиненные начали смотреть на нее другими глазами. Разговор и отношения с А.Е. Новосельцевым свидетельствуют о смягчении характера руководителя и человека в целом.

Теперь перейдем к герою- антагонисту. Юрий Григорьевич Самохвалов (Олег Басилашвили). Новый сотрудник учреждения. Заместитель Л.П. Калугиной, прибыл из-за границы со стажировки. Состоятелен. Женат. Ему присущи следующие качества: вальяжность, бесцеремонность, изво-

ротливость, авантюризм, гибкость, высокомерность, грамотность, двуличность, азартность. На протяжении всего фильма пытался найти свою выгоду во всем. В начале «блистал» своей образованностью, пытаясь покорить Л.П. Калугину подарком. Выгода и алчность преобладают над человеческими качествами. В работе с людьми пытался угодить всем, дабы вызвать доверие сотрудников учреждения. Скользкий человек. Стиль его управления можно назвать попустительским. Жизненная ситуация и позиция этого персонажа не меняются, соответственно, мы не можем обнаружить изменений в его управленческой деятельности.

Проанализировав фильм Э. Рязанова, мы можем сделать вывод о том, что перераспределение жизненных приоритетов в ходе изменения ситуации жизни, несомненно, влечет за собой изменения в сфере управленческой деятельности. Соответственно, одним из вариантов повышения эффективности управления является изменение личностных приоритетов руководителя.

УДК 159.9

Токарева И.Ф., Косатенко К.Ю. (РАНХиГС, Москва, Россия) iren.f.o@mail.ru, kku82@inbox.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Tokareva I.F., Kosatenko K.U. (RANEPA, Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

При появлении в семье ребенка инвалида, чувство радости и счастья сменяются на чувства горя, растерянности и безысходности. «Почему это случилось именно у нас? Что мы сделали не так? За что нам это!» Это те вопросы, которые родители задают себе. Родители детей-инвалидов сталкиваются не только с материальными, медико-социальными, но и с психологическими проблемами.

Понятие "ребенок-инвалид" разделяется на две категории. Первая категория детей- инвалидов - это дети с врожденными нарушениями. Вторая категория детей - дети - инвалиды, ставшие инвалидами в результате длительной" болезни.

Родители в стрессовом состоянии не могут в полном, необходимом объеме обеспечить психологическую, эмоциональную поддержку ребенку-ивалиду. Из-за того, что один из родителей вынужден оставить работу, следствие чего уменьшение семейного бюджета, стресс в семье может обостряться. Нарушаются социальные и общественные связи, что влечет отсутствие психологической помощи позволяющей противодействовать негативным обстоятельствам и иным проблемам и трудностям, с которыми каждый день приходиться сталкиваться родителям детей-инвалидов.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза - "шок", характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной" неполноценности.

Вторая фаза - "неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной" защитной" реакцией".

Третья фаза - "частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической" печали". Это депрессивное состояние, являющееся "результатом постоянной

зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений".

Четвертая фаза - начало социально - психологической адаптации всех членов семьи.

Родителям, находящимся в состоянии длительного хронического стресса, для проведения лечебных и реабилитационных мероприятий с детьми, необходима психологическая стабильность. Работа по формированию психологической стабильности родителей не должна носить разовый, ознакомительный характер. Это должен быть системный, всесторонне-охватывающий подход.

Мы считаем, что одним из качественных и результативным подходов, является «Эмоционально-образная терапия». Это сравнительно новый и оригинальный отечественный метод психодинамического направления психотерапии, который позволяет достичь весьма быстрых и существенных результатов в области психосоматики и при коррекции эмоциональных проблем. Необходимо также отметить, что работая с родителями, стабилизируя их психоэмоциональное состояние, мы косвенно оказываем коррекционное воздействие и на их детей.

С нашей точки зрения, тело является центром идентификации, в котором фиксируются хронические эмоциональные состояния. Преобразование эмоции, понятой как психосоматическое состояние, ведет не только к явно выраженному психосоматическому эффекту, но и реальному изменению личности, что приводит к решению проблемы на более глубоком уровне, чем уровень поведения и интеллекта. Поведение и мышление меняются как бы сами собой, в следствие изменения глубинной эмоциональной основы. Преображенная эмоция снова фиксируется в теле, в дальнейшем, «по умолчанию», определяет новое поведение, мышление, психосоматические состояния, уровень энергии.

С помощью метода «Эмоционально-образной терапии» мы формируем у родителей навык находить ресурсы в самом себе для решение поставленных задач, для преодоления трудных ситуаций .

Работа эмоционально-образной терапии направлена на изменение эмоциональных состояний, которые лежат в основе психологических проблем, а также на восстановление целостности и гармонии сущности человека.

Как показывает многолетний опыт, только психологически сильный и гармоничный человек может результативно, грамотно, справиться с той ситуацией, с которой сталкиваются родители детей-инвалидов. Умение использовать свои эмоциональные и психологические ресурсы делают жизнь полной и гармоничной не только родителя, но и, безусловно, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка-инвалида, что влечет за собой более результативное лечение и социальную адаптацию детей-инвалидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.