ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ
© Коллектив авторов, 2009 УДК 616.89-085.851-053.2(045)
Для корреспонденции
Миткевич Владимир Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент Института ментальной медицины Северного государственного медицинского университета Адрес: 163000, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 51 Телефон: (8182) 26-32-26 E-mail: [email protected]
В.А. Миткевич, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров
#
Динамика психологических показателей детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами при проведении гипносуггестивной психотерапии
Dynamics of psychological measures of children and adolescents with borderline neuropsychic disorders under the influence of hypnosuggestive therapy
V.A. Mitkevich, A.G. Solovyov, P.I .Sidorov
Dynamics of personality, psychoemotional and physiological data was analyzed in 79 children and adolescents with borderline neuropsychic disorders while carrying out a hypnosuggestive psychotherapeutic intervention. The latter was found to result in improved measures of well-being, alertness, mood, reduced anxiety, positive dynamics of personality traits, more stable autonomic parameters. The obtained data confirm the validity of applying the hypnotherapy technique to children and adolescents with neuropsychic patholology to enhance the efficacy of the therapeutic rehabilitation process. Key words: hypnosuggestive psychotherapy, children, adolescents, borderline neuropsychic disorders
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет
Росздрава», Архангельск
Northern State Medical University, Arkhangelsk
Исследована динамика личностных, психоэмоциональных и физиологических показателей 79 детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами при проведении гипносуггестивной психотерапии. Показано, что последняя приводит к повышению показателей самочувствия, активности, настроения, снижению тревожности, положительной динамике личностных особенностей, стабилизации вегетативных показателей. Полученные результаты подтверждают адекватность применения метода гипнотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией для повышения эффективности лечебно-реабилитационного процесса. Ключевые слова: гипносуггестивная психотерапия, дети,
подростки, пограничные нервно-психические расстройства
Социально-экономический кризис проявляется нарастанием социальной напряженности и правовой незащищенности населения, в связи с чем ожидается дальнейший рост числа больных с невротическими расстройствами, в том числе в детско-подростковой популяции, что требует разработки эффективных методов лечения.
В современной медицине гипнозу отводится ведущая роль в арсенале методов психотерапии. Со второй половины XX века мировая гипнотерапия развивается как личностно-ориентиро-ванный метод, опирающийся на психодинамический и когнитивно-бихевиоральный подходы [11].
Гипносуггестивная психотерапия - это лечебная методика, с помощью которой ставятся специфические лечебные цели и используются специальные технические приемы во время нахождения пациента в состоянии гипноза [5]. Гипносуггестия одновременно связана и с воздействием одной личности на другую, обретая статус социального явления, и с отношением между психическим и сомати-
72
#
В.А. Миткевич, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров
ческим внутри отдельного индивидуума, представляя собой психофизиологическую реальность [2]. Тем не менее систематическое и целенаправленное изучение этого явления представляет сложную проблему для нейро- и психофизиологов, поскольку даже среди психологов, психиатров и психотерапевтов не существует единых подходов к оценке, а тем более - классификации как самого гипнотического состояния, так и его этапов. Этот тезис исчерпывающе иллюстрируется значительным разбросом в определениях и квалификациях гипноза и его природы.
Целью настоящей работы явилось изучение динамики личностных, психоэмоциональных и физиологических показателей детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами при проведении гипносуггестивной психотерапии.
Материал и методы
Исследование проведено на базе детского отделения психоневрологического диспансера г. Архангельска. Объектом явились 79 детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами (46 мальчиков и 33 девочки), к которым применялся гипносуггестивный метод психотерапии. Все они были разделенны на 3 группы в соответствии с принятой в России периодизацией возраста [9]: 4-6 лет (16 человек), 7-10 (42 человека) и 11-13 лет (21 человек). На момент первичного обследования невроз навязчивых движений наблюдался у 23 (29,1%) больных, невротические реакции с преобладанием вегетативных дисфункций - у 21 (26,6%), невротический энурез -у 13 (16,5%), невротическое заикание -у 12 (15,2%), невротические недифференцированные формы реактивных состояний - у 10 (12,6%).
Критериями отбора детей для гипнотерапии являлись следующие [5]:
1) пациент адекватно реагирует на методы индукции гипнотического состояния;
2) его проблема может быть разрешена путем применения гипносуггестии;
3) между ним и психотерапевтом устанавливаются позитивные взаимоотношения;
4) пациент имеет хотя бы минимальную мотивацию к разрешению своей проблемы;
5) родители или другие лица, несущие ответственность за ребенка, согласны на применение данного метода лечения.
Клинико-анамнестический метод включал осмотр детским психоневрологом, психотерапевтом, изучение амбулаторных карт и историй болезни детей.
Клинико-психологическое исследование проводилось с использованием:
- краткого варианта восьмицветового теста Люшера [10];
- методики «САН» Ч. Осгуда [8];
- детского теста тревожности Р. Тэммл и соавт. [8];
- адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттела [8].
Исходя из того что психоэмоциональное напряжение оказывает влияние на состояние вегетативного гомеостаза и соответственно на вегетативную регуляцию ритма сердца, у 21 пациента с вегетативными дисфункциями дополнительно был использован метод кардиоинтервалографии, в основе которого лежит математический анализ вариативности синусового сердечного ритма [7]. Запись кардиоинтервалограммы проводилась на аппарате ЭК-1Т03М2 (Россия).
Для дифференциальной диагностики между невротическими и резидуально-органическими нервно-психическими расстройствами применялись методы электроэнцефалографии и компьютерной томографии головного мозга.
Гипнотерапия проводилась в группах по 3-4 человека, продолжительность сеанса -40 мин по 2-3 раза в неделю, общая продолжительность курса лечения - 1,5 мес (10-15 сеансов). Формулы внушения варьировались в зависимости от возраста, пола пациента и нозологии.
Статистическая обработка результатов проведена на РС 1 ВМ-586.
Таблица. 1. Динамика показателей самочувствия, активности и настроения детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе гипносуггестивнои терапии по методике САН, в баллах, М±т
Показатель 4-6 лет 7—10 лет 11—13 лет
до лечения после лечения до лечения после лечения до лечения после лечения
Самочувствие 5,17±0,12 5,46±0,2 4,99±0,12 5,31 ±0,11** 4,79±0,2 5,17±0,18
Активность 4,51 ±0,23 4,71 ± 0,22 4,22±0,15 4,38 ±0,16 3,85±0,19 4,11 ±0,17
Настроение 4,94±0,19 5,14±0,25 4,88±0,15 5,07±0,14 4,71 ±0,18 4,85±0,16
П р и м е ч а н и е. Здесь и далее в табл. 2-4 достоверность различий между показателями внутри возрастных групп до и после проведенного лечения:
* - р<0,05; ** - р< 0,01, *** - р<0,001.
73
ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ
Таблица 2. Динамика показателей тревожности по первому и второму выбору Люшера у детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе гипносуггестивной терапии, в баллах, М±т
Показатель тревожности Первый выбор теста Люшера Второй выбор теста Люшера Показатель настроения (САН) Фактор С Фактор D Фактор Q4
ИВТ 0,41 0,45 0,56 0,38 0,66 0,71
ВР 0,68 0,7 0,72 0,49 0,82 0,72
П р и м е ча н и е. ИВТ - исходный вегетативный тонус; ВР - вегетативная реактивность.
Результаты и обсуждение
Анализ данных, полученных в результате психологического тестирования по методике САН, показал, что по степени выраженности субъективной оценки самочувствия до начала лечения у всех детей отмечались низкие показатели, что свидетельствовало о преобладании негативных субъективных самооценок, связанных с имеющимися у них нервно-психическими нарушениями. Непосредственно после проведенного лечения обнаружено повышение показателя самочувствия только в одной возрастной категории -7-10 лет. Показатели активности и настроения не имели достоверных различий до и после лечения во всех возрастных группах (табл. 1).
Перед началом лечения у всех больных по тесту Люшера отмечалась тенденция к перемещению дополнительных, ахроматических цветов на первые позиции, что в целом характерно для пациентов с нервно-психической патологией [1]. Полученные с помощью теста Люшера показатели уровня тревожности по первому выбору выявили снижение значений после лечения (табл. 2).
В то же время обращало на себя внимание н али чи е оп редел ен ны х разли чи й между возрастными категориями обследованных: у больных 4-6 лет показатель тревожности снизился на 40,5% (р<0,001), а у 7-10 и 11-13 лет - на 60,4% (р<0,001). Анализ показателей, полученных по второму выбору теста Люшера до лечения, также выявил тенденцию к перемещению дополнительных цветов на первые позиции, что свиде-
тельствовало о повышении тревожности. После проведенного лечения обнаружилось снижение значений у детей 4-6 лет - на 48,6% (р<0,001), 7-10 лет - на 66,8% (р<0,001), 11-13 лет -на 71,8% (р<0,001). Анализ выбора цветов, проведенного больными после завершения лечения, выявил положительные изменения в их эмоционально-волевой сфере, что согласовалось с клинической динамикой: уменьшились тревожность, общее беспокойство, появилось желание действовать и самостоятельно принимать решения.
При анализе показателей тревожности у детей 4-6 лет (по тесту Р. Тэммла) до начала лечения высокий уровень отмечался у 100% пациентов, после курса гипнотерапии: высокий - у 16,7%, средний - у 77,8%, низкий уровень - у 5,5%.
Исследование показателей личностных факторов является важным для обоснования выбора метода лечения и естественным образом дополняет сведения, полученные нами при изучении психоэмоционального состояния детей с нервно-психическими расстройствами. До проведенного лечения низкие оценки по фактору А (вопросник Кеттелла) свидетельствовали о том, что дети характеризовали себя как недоверчивых, чрезмерно обидчивых, у них отсутствовала достаточная степень интуиции в межличностных отношениях, в поведении часто наблюдались негативизм, упрямство, эгоцентризм; после лечения выявилось повышение этих показателей (табл. 3).
По показателям фактора С до начала лечения у пациентов отмечались низкие значения; дети остро реагировали на неудачи, оценивали себя
Таблица 3. Динамика личностных факторов детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе гипносуггестивной терапии по методике Кеттелла, в баллах, М±т
Период Личностные факторы
А В С D Е F G H I О Q3 Q4
До 5,28± 5,31± 3,8± 5,23± 5,27± 4,77± 5,39± 4,57± 6,08± 6,82± 5,38± 6,85±
лечения 0,25 0,29 0,3 0,3 0,27 0,26 0,3 0,31 0,27 0,29 0,3 0,3
После 5,61± 5,59± 4,72± 4,7± 5,23± 4,84± 5,41 ± 4,54± 6,13± 6,15± 5,66± 6,0±
лечения 0,24* 0,28 0,27** 0,28* 0,27 0,24 0,28 0,28 0,25 0,25** 0,27 0,26**
74
#
В.А. Миткевич, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров
Таблица 4. Корреляционные связи ИВТ и ВР с показателями тревожности по первому и второму выборам теста Люшера, настроения (САН), уверенности в себе (фактор С), эмоциональной возбудимости (фактор D), нервного напряжения (фактор СИ) после проведенного лечения у детей и у подростков с нервно-психической патологией
Тест Люшера 4-6 лет 7-10 лет 11-1З лет
до лечения после лечения до лечения после лечения до лечения после лечения
Первый выбор 2,94±0,62 1,75±0,41 3,1 ±0,35 1,24±0,25*** 3,19±0,62 1,25±0,28***
Второй выбор 4,34±0,55 1,44±0,27*** 3,36±0,17 0,95±0,23*** 3,05±0,56 1,57±0,42***
как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживали неустойчивость настроения, плохо контролировали свои эмоции, испытывали трудности в приспособлении к новым условиям. У лечившихся методом гипнотерапии этот показатель увеличился (р<0,01): повысилась уверенность в себе, появились спокойствие, стабильность и соответственно лучше стала подготовка к успешному выполнению школьных и социальных требований. При анализе показателей факторов В, Е, Р, G, Н, I, Q3 значимость различий между исходными данными и таковыми после лечения оказалась статистически недостоверна. До проведенного лечения у больных отмечалось повышение значений фактора О, свидетельствующее о сверхреактивности на слабые провоцирующие стимулы, для них были характерны отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. При анализе динамики показателя эмоциональной возбудимости после проведенного лечения отмечалось его понижение (р<0,05). Изначальное повышение показателей фактора О рассматривалось в качестве основы возникновения невротичности: дети страдали от неудач, легко выходили из душевного равновесия, часто имели пониженное настроение. Анализ данных, полученных по динамике показателя пессимизма-оптимизма, выявил его снижение (р<0,01), свидетельствующее о повышении настроения, дети стали более спокойными, у них значительно уменьшилась тревожность -основа возникновения невротичности. До лечения у всех обследуемых отмечалось повышение показателей фактора Q4. Дети отличались избытком побуждений, которые не находили практической разрядки в процессе деятельности, что также приводило к повышению тревожности. После лечения имело место снижение этого показателя (р<0,01).
Исходя из того что в основе нарушения здоровья детей лежит расстройство приспособитель-ской деятельности, укладывающееся в картину
эмоционально-стрессовой реакции, а сердечнососудистая система - один из важнейших индикаторов состояния адаптационной деятельности человека, для ее исследования нами был применен метод кардиоинтервалографии.
После проведенного лечения произошла стабилизация исходного вегетативного тонуса (ИВТ) у всех больных, что свидетельствует о тенденции к повышению устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Вместе с этим выявлялись изменения регуляторных процессов сердечного ритма при перестройке сердечно-сосудистой системы на новый функциональный уровень: отмечалось уменьшение числа больных с неадекватным типом вегетативной реактивности (ВР) после проведенного лечения.
При корреляционном анализе показателей ИВТ и ВР со значениями тревожности по первому и второму выборам теста Люшера, настроения (САН), эмоциональной возбудимости (фактор О), нервного напряжения (фактор Q4) после проведенного лечения выявились сильные и средневыраженные корреляционные связи (табл. 4), что свидетельствует о четком взаимоотношении эмоционально-вегетативных процессов [3]: вместе с редукцией невротической симптоматики происходит и угасание клинических вегетативных нарушений.
Таким образом, в ходе исследования получены данные, свидетельствующие о том, что гипно-суггестивная терапия у детей и подростков с нервно-психическими расстройствами приводит к повышению критериев самочувствия, активности, настроения, снижению тревожности, положительной динамике личностных особенностей, стабилизации ИВТ и уменьшению числа больных с неадекватным типом ВР. Полученные результаты подтверждают адекватность применения метода гипнотерапии у детей и подростков с нервно-психической патологией для повышения эффективности лечения.
ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ
Сведения об авторах
Северный государственный медицинский университет, Архангельск:
Миткевич Владимир Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент, Институт ментальной медицины E-mail: birina@rambler. ru
Соловьев Андрей Горгоньевич - доктор медицинских наук, профессор, Институт ментальной медицины E-mail: [email protected]
Сидоров Павел Иванович - академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Институт ментальной медицины
E-mail: [email protected]
Литература
#
3.
Бадалян Л.О., Мастюкова Е.М, Корабельникова Е.А. Использование цветового теста Люшера для оценки эмоционального состояния детей и подростков с органическим поражением центральной нервной системы и пограничной психопатологией // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова- 1995. - № 5. - С. 44-48. ГримакЛ.П. Гипноз как системообразующий фактор измененных психических состояний человека // Психол. журн. -2004. - № 2. - С. 66-74.
Дюкова Г.М, Вейн А.М. Вегетативные расстройства при депрессии // Психиатрия и психофармакотер. - 2000. -№ 1. - С. 7-12.
ЗахаровА.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 248 с.
Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков / Под ред. В.Т. Кондрашенко. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 176 с.
6. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Рук. для врачей. - М.: Медицина, 1980. - 448 с.
7. Кубергер М.Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста. - Л.: Медицина, 1983. - 368 с.
8. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Кн. 3. - 512 с.
9. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 864 с.
10. СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера. - М., 1990. - 88 с.
11. Тукаев Р.Д. Проблематика оценки эффективности психотерапии психогений // Соц. и клин. психиатрия. - 2004. -№ 4. - С.102-108.
76