Комплексная оценка индивидуальных возможностей организма, обеспечивающих адаптивное поведение детей с ЗПР, востребована психологами, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, учителями, инструкторами лечебной физкультуры для определения технологий адаптации детей и подростков, в том числе средствами физической культуры и творческих видов деятельности.
УДК 159.98
Тернова Л.Л. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ГИПНОТЕРАПИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Ternova L. (RANEPA, Moscow, Russia)
HYPNOTHERAPY OF DEPRESSIVE DISORDRES: BASIC APPROACHES
В настоящее время терапевтический потенциал гипнотерапии депрессии недооценен в отечественной психологической и психотерапевтической практике. В то же время современные направления гипнотерапии депрессии психологическими средствами зарекомендовали свою эффективность, которая не уступает методам когнитивно-поведенческой терапии1.
К настоящему времени существует несколько основных направлений гипнотерапии, которые зарекомендовали себя при эффективной работе с депрессивными состояниями. К ним относятся: гипносуггестивная психотерапия, когнитивно-поведенческая (т.е. совмещающая когнитивно-поведенческую терапию и гипнотерапию) и психодинамическая.
Что касается гипносуггестивной терапии депрессии, то она характерна для советская и постсоветской традиций психотерапии и отличается направленностью на прямое внушение при устранении депрессивных состояний, т.е. внушение на устранение симптомов. Такое направление гипнотерапии выражается в сеансах, по количеству редко превышающих 11. В частности, такие отечественные авторы, как П.И. Буль и И.М. Виш отмечают высокую эффективность гипносугге-стивной психотерапии, которая базируется на прямых внушениях, при различных формах депрессии2.
В соответствии с когнитивно-поведенческой гипнотерапией применяется модель, которая интегрирует когнитивные и гипнотические техники в соответствии с биопсихосоциальным подходом к депрессии. Существует три причины соединения гипноза с когнитивным подходом. Во-первых, гипноз способствует когнитивным, соматическим, перцептуальным, психофизиологическим и кинестетическим изменениям в контролируемых условиях, и соединение двух подходов создает концептуальную основу для изучения психических процессов, которые приводят к психобиологическим изменения, находящимся в основе депрессии. Во-вторых, гипноз обеспечивает доступ к исследованию феноменологии депрессии3. Также как и депрессия, гипноз является состоянием, внутренним опытом личности; он позволяет открыть двери восприятия
субъективного человеческого опыта, позволяя познавать психику человека в норме и при патологиях. В-третьих, сама по себе когнитивная гипнотерапия не позволяет осуществить реструктурирования подсознательных когнитивных схем, в то время как гипноз открывает доступ к бессознательному.
Третьим хорошо зарекомендовавшим направлением гипнотерапии депрессии является гипноанализ (психодинамическое направление). В то же время есть различие с психоанализом. Когда в процессе гипнотерапии применяются методы психодинамические, то разрешая «подсознанию пациента смотреть фактам в лицо, психотерапевт дает право его сознанию освободиться от навязчивых размышлений над существующей проблемой»4.
Таким образом, основная задача в доверии проблемы подсознанию заключается в устранении внутреннего напряжения, стресса, но это не означает, что все пускается на самотек творческого бессознательного. Наоборот, на каком-то этапе терапии пациенту придется осознанно работать с проблемой и проходить через неприятные аффекты и ощущения, но уже без дистресса и психофизиологического истощения.
Основными техниками являются: автоматическое письмо (рисунок), проективный гипноз, гипнотическая регрессия к первопричине расстройства.
Указанные направления широко применяются в основном в зарубежных странах, в России до недавнего времени господствовал только один (гипносуггестивный) подход, однако в настоящее время такое ограничение принадлежит прошлому и все больше практиков, клинических психологов расширяют выбор различных техник внутри направлений гипнотерапии.
1 Kirsch I, Montgomery G, Sapirstein G. Hypnosis as an adjunct to cognitive-behavioural psychotherapy: a meta-analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1995;63(2): 214-220.
2 Буль П. И. Техники гипноза и внушения. СПб, 2001. С. 110-115.
3 Япко М. Гипноз для психотерапии депрессий. С. 68-75; Alladin А. Cog-
nitive Hypnotherapy: An Integrated Approach to the Treatment of Emotional Disorders. John Wiley & Sons Ltd, 2008. Р. 33-59.
См., например, Использование автоматического письма при интерпретации и коррекции симптомов навязчивой депрессии // Эриксон М. Стратегия психотерапии. СПб, 2002. С. 236-256.
УДК 159.98
Тернова Л.Л. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СТРАТЕГИЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИИ
Ternova L. (RANEPA, Moscow, Russia)
THE STRATEGY OF COGNITIVE-BEHAVIORAL TREATMENT OF DEPRESSION
Согласно когнитивно-поведенческому подходу в гипнотерапии депрессивное расстройство рассматривается в качестве диссоциации, т.е. когда психическое содержание становится обособленным и неинтегрированным в целостную личностную структуру, а сама депрессия - в качестве негативного самогипноза благодаря повторяющимся негативным формулам самовнушения1.
На основании проведенного мета-анализа 18 исследований, сравнивавших гипнотерапию с когнитивно-поведенческой терапией, было установлено, что эффект при применении гипноза больше, чем без него. Авторы пришли к выводу, что гипнотерапия существенно превосходит в своих эффектах другие направления психотерапии2.
Курс когнитивно-поведенческой гипнотерапии депрессии может состоять из 16-недельных сессий, которые адаптируют-
1 Alladin A. Cognitive Hypnotherapy with Depression // J. Cogn. Psychotherap: Int. Quart. 1994.
2 Kirsch I, Montgomery G, Sapirstein G. Hypnosis as an adjunct to cognitive-behavioural psychotherapy: a meta-analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1995.
ся под нужды конкретного пациента3. На первой сессии дается клиническая оценка конкретного случая. Со второй по пятую сессию терапевт посвящает время когнитивно-поведенческой терапии посредством традиционных средств, характерных для данной модальности, в частности, сократического диалога, логики. В процессе этих сессий пациент научается определять дисфункциональные убеждения, когнитивные схемы, которые поддерживают депрессивное состояние.
Если у пациента преобладает тревога и погруженность в депрессивное состояние, рекомендуется начинать эти сессии с гипнотерапии.
Сессии с шестой по седьмую посвящены гипнотерапии. Они направлены на подкрепление предыдущих результатов и предотвращение рецидивов. Основное предназначение на данном этапе - обеспечить индукцию транса, направленного на релаксацию, поскольку от 50 до 75% депрессий сочетаются с симптомами тревоги. Другие цели включают в себя: снижение рассеянности пациента, концентрации его внимания, расширения возможностей выбора актуального опыта, появление новых способов рассмотрения проблемы, приобретение чувства самоконтроля и саморегуляции и обеспечение доступа к неосознаваемым психическим процессам.
После этого время посвящается непосредственно когнитивной гипнотерапии, которая может занимать от четырех до шести сессий. Первые две или три сессии посвящены:
-наведению состояния релаксации, приводящее к сомато-сенсорным изменениям;
- демонстрации силы разума, его регулирующего действия на органы и системы;
- расширению поля осознанности;
- укреплению эго;
- обучению самогипнозу;
- постгипнотическим внушениям.
Другие две или три сессии гипнотерапии направлены на когнитивное реконструирование в гипнотическом процессе.
Депрессивное состояние может поддерживаться чувствами вины и самообвинения. Поэтому различные техники гипнотерапии могут использоваться для рефрейминга прошлого опыта пациента, его чувства вины или сожаления. В практике когнитивно-поведенческого подхода в гипнотерапии обычно применяются четыре вида таких техник: «дверь прощения», «очищение от мусора», «комната с камином», «воздушный шар». Существует рекомендация их применения на завершающем этапе, когда уже проведена когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия, а субъекта следует погружать в глубокий гипнотический транс для их эффективной реализации.
Заключительные сессии гинотерапии депрессии посвящены тренингу социальных навыков и медитации осознанности.
Таким образом, когнитивно-поведенческая гипнотерапия депрессивных расстройств зарекомендовала себя эффективным направлением, что подтверждено рядом исследований.
3 Alladin A. Cognitive Hypnotherapy: An Integrated Approach to the Treatment of Emotional Disorders. John Wiley & Sons Ltd, 2008. P. 33-59.
УДК 159.9.
Тишина О. В. (РАНХиГС, Москва, Россия) Боякова А. А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ
ПРИОРИТЕТОВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФИЛЬМА «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»)
Tishina O. V. (RANEPA, Moscow, Russia) Boyakova A. A. (RANEPA, Moscow, Russia)
ANALYSIS OF THE CHANGES IN MANAGER'S LIFE PRIORITIES AS A WAY TO IMPROVE MANAGEMENT (ACCORDING TO THE FILM «THE OFFICE ROMANCE»)
Анализ литературных произведений и фильмов с точки зрения управленческой деятельности является одним из способов познания реальных жизненных ситуаций, изменение которых зачастую могут породить перестройку в структуре отношения человека к окружающему миру и наоборот, изменить способы взаимодействия с социальной средой в организации.
Так, в фильме Э. Рязанова «Служебный роман» мы наблюдаем перестройку жизненных позиций управленца в лице Л. П. Калугиной, что поспособствовало изменению её управленческой деятельности. В противопоставление этому, мы видим Самохвалова Ю. Г., заместителя директора, который не изменяет свои жизненные установки, и его личностные качества не преображаются.
Итак, что можно сказать об интересующих нас героях, являющихся субъектами управленческой деятельности?
Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих). Руководитель «Статистического учреждения». Женщина бальзаковского возраста, состоятельна, но одинока. Вся её жизнь сосредоточена на единственном занятии - управлении организацией.
Управленческую деятельность Калугиной можно рассмотреть в двух периодах: до и после изменения жизненной ситуации.
Первый период: до «преображения» (отсутствие личной жизни). Ей присущи следующие качества: трудолюбие, ответственность, грубость, честность, пунктуальность, жесткость, решительность, прямолинейность. Героиня действует лишь по уставу, некоторые люди ее бояться, для нее работа на первом месте. Она использует авторитарный стиль управления.
Такие пункты виднеются в эпизодах, где Л.П. Калугина разговаривает с Ю.Г. Самохваловым, секретаршей и А.Е. Новосельцевым в начале фильма.
Второй период: после «преображения». Личностные взаимодействия с Новосельцевым. В Людмиле Прокофьевне начинают проявляться качества, до этого ей не присущие: женственность, смущенность, легкомыслие, растерянность, мягкость, лояльность, чувственность. Руководительская деятельность изменилась, т.к. в жизнь Л.П. Калугиной вмешалось нечто иное, чем работа. Подчиненные начали смотреть на нее другими глазами. Разговор и отношения с А.Е. Новосельцевым свидетельствуют о смягчении характера руководителя и человека в целом.
Теперь перейдем к герою- антагонисту. Юрий Григорьевич Самохвалов (Олег Басилашвили). Новый сотрудник учреждения. Заместитель Л.П. Калугиной, прибыл из-за границы со стажировки. Состоятелен. Женат. Ему присущи следующие качества: вальяжность, бесцеремонность, изво-