и познавательный характер. Основная их функция - входной, промежуточный и выходной контроль знаний.
Основная цель тестовых заданий - способствовать формированию объективной оценки качества знаний студентов. Все учебные курсы, по которым разработаны тестовые задания соответствуют образовательным стандартам и учебным программам высшей школы. Учитывая специфику учебных дисциплин данного цикла, тесты имеют следующие уровни. Первый уровень - тесты узнавания - типа «Укажите правильный ответ». Эти тесты характеризуют знания студентов на уровне знакомства. Второй уровень - тесты типа «Установите последовательность», «Установите соответствие» с элементами продуктивной эвристической деятельности. Тесты типа «Дополните» не имеют вариантов ответов, а способствуют к самостоятельному поиску решений на основе полученных и усвоенных знаний. Третий уровень - тесты на продуктивную творческую деятельность - «Заполните схему» - выявляет самостоятельную позицию испытуемого. Как показывает практика, тесты позволяют оценить уровень знаний и умений студентов по каждой теме, разделу и всему курсу (для итогового контроля).
По некоторым разделам изучаемой дисциплины тесты используются для организации устного опроса. При этом студент должен не только указать правильный вариант ответа, но и обосновать выбор, опираясь на полученные знания. При проведении устного опроса на основе тестовых заданий студенты могут использовать схему, которую они использовали для письменного ответа. Обсуждение ответа развивает у студентов способность творчески использовать полученные знания, мыслить критически и логически, формулировать собственные мысли и в дискуссии отстаивать свой выбор. Подобные обсуждения можно рассматривать как эффективный способ закрепления полученных знаний на практике.
По каждой дисциплине тесты используются при проведении промежуточного контроля знаний студентов, а также для самопроверки знаний и самоподготовки к итоговым экзаменам.
Одним из критериев качества тестов является стандартизация. Практика показывает, что стандартизация теста предполагает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения заданий. Использование компьютера позволяет студентам обобщить изучаемые дисциплины и получить критерии тестирования. Необходимо создавать психологический настрой на тестирование, что способствует осмысленному отношению студента к полученной информации и объективному оцениванию качества и уровня знаний.
УДК 159.9
Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
PSYCHOLOGICAL ACTIVATION OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Проведено исследование роли психологической составляющей в организации педагогического процесса по лечебной физической культуре (ЛФК) студентов медицинской группы. Как известно, здоровье является комплексной категорией, которая включает в себя не только физиологические, но и психологические компоненты. Психологическая компонента здоровья - это отражение собственного состояния как на
эмоционально-чувственном, так и на когнитивном уровне. Некоторые результаты исследования психологической активации феномена ЛФК студентов позволяют сделать предварительные выводы.
1.Уже на этапе направления студентов для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу, а затем при построении занятий ЛФК показана необходимость и эффективность учета особенностей психо-эмоциональной и потребностно-мотивационной сферы студентов.
2.Говоря о требованиях к подготовке учителей гимнастики, физических упражнений П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «научно-образованный педагог непременно должен быть психологом». ЛФК является мощным психотерапевтическим методом, поскольку студент, занимающийся физическими упражнениями, лечебной гимнастикой всегда получает массивную дозу психотерапии в форме соответствующего внушения со стороны педагога - специалиста по ЛФК.
3.Психологический аспект ЛФК направлен на коррекцию состояния здоровья студентов, а также на активное участие в процессе ЛФК, на формирование сознательного отношения к занятиям, к здоровому образу жизни. Сохранение здоровья обучающихся как ценность и условие повышения качества образования, профессиональную ориентацию на творческое саморазвитие, профессиональную компетентность можно рассматривать в качестве акмеологического подхода к процессу становления личности.
4.Психологический компонент ЛФК является важнейшей частью врачебно-педагогического контроля, особенно в части самоконтроля студентов. Педагог должен направлять и контролировать этот процесс. Необходимо подбирать такой двигательный режим и такую физическую нагрузку, чтобы они были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого студента. А студенты должны уметь (с учетом рекомендаций педагога) применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов.
УДК 159.9
Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
PEDAGOGICAL COMPONENT OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Проведено исследование феномена лечебной физической культуры как педагогической дисциплины. Как всякая педагогическая, учебная дисциплина, лечебная физическая культура имеет свою историю, теоретические основы, определенные цели и задачи, предмет исследования, четко обозначенное содержание, учебно-методическое обеспечение.
В результате историко-логического исследования лечебной физической культуры как педагогической дисциплины сделаны следующие основные выводы.
1.Оформление лечебной физической культуры в педагогическую дисциплину - исторически длительный процесс, в ходе которого определено несколько этапов, наличие истори-ко-теоретических предпосылок и факторов, обеспечивающих формирование педагогических основ лечебной физической культуры.
Возвращение к истории, к анализу сложившейся за многие годы практике физического воспитания, физической культуры и ЛФК как одной из ее частей в значительной степени определяет формирование и совершенствование современных учебных дисциплин и учебных процессов. Поскольку, нередко, отдельные нововведения на базе старого фундамента оказываются более эффективными, нежели полное разрушение сложившихся организационных основ.
2.Вся методика лечебной физической культуры, обучение и проведение занятий базируются на физиологически обоснованных общепедагогических дидактических принципах: сознательности и активности; наглядности; доступности; системности; прочности усвоения; индивидуализации подхода. Соответственно и процесс обучения строится на общепедагогических методах: объяснение, разучивание, повторение, анализ и оценка успешности процесса.
3.Предметов педагогических исследований в лечебной физической культуре является всестороннее изучение физических упражнений, применяемых в лечении и реабилитации; надежное обоснование и разработка принципов и методов обучения; изучение форм организации и проведения занятий по ЛФК и др. Особо важное место среди методов научных педагогических исследований занимают педагогические наблюдения и эксперименты.
4.Одним из главных условий успешности обучения физическим упражнениям и проведения занятий ЛФК является руководящая роль педагога-специалиста по ЛФК в организации всего процесса. А исходя из того, что физическое воспитание является педагогическим процессом, к студентам, занимающимся в группах ЛФК, и преподавателям, ведущим занятия предъявляются определенные высокие требования.
5.Профессионализм педагога становится важнейшим условием реализации комплекса задач всестороннего развития личности подрастающего поколения. Выбранная педагогом стратегия общения со студентами может либо способствовать их акмеологическому росту, либо наоборот создавать препятствия на пути развития.
УДК 612.8
Тарновская Т.А., Мирсаитов Н.Г. (ФГБУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, [email protected])
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Tarnovskaya T. A., Mirsaitov N.G.
(MPGU, Moscow, Russia)
INDIVIDUAL PECULIARITIES OF ADOPTIVE BEHAVIOUR OF CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT
Функциональные системы организма человека созревают в разные сроки постнатального периода, в зависимости от их значимости в обеспечении функций (Анохин, 1948, 1975), что обуславливает адаптивное поведение при взаимодействии организма и среды на каждом возрастном этапе онтогенеза. Значительные трудности в адаптации поведения к социальной среде и учебной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР) - одна из проблем на пути к личным достижениям человека. Исследования познавательных функций у детей с задержкой психического развития широко представлены в научной и учебной литературе. Индивидуальные особенности морфофункционального развития детей с ЗПР в пубертатном периоде онтогенеза изучены мало. В то же
время комплексный подход в определении физиологического обеспечения поведения и создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, можно считать одним из условий успешной психолого-педагогической коррекци-онной работы.
У детей 13-14 лет, воспитанников специальной (коррекци-онной) школы-интерната и учащихся ГБОУ СОШ исследовали индивидуальные особенности: лабильность нервной системы, силу нервных процессов; мануальную и сенсорную асимметрию; определяли фонематический и эмоциональный слух; оценивали показатели моторного; определяли показатели работоспособности; исследовали уровень внимания, памяти и восприятия, мотивации. Для создания возрастных групп испытуемых у всех детей определяли уровень биологической зрелости.
Воспитанники школы-интерната, это не только дети с задержкой психического развития, у которых затруднена познавательная деятельность, не сформирована учебная мотивация, имеет место повышенная тревожность и элементы агрессии, это дети, родители которых лишены родительских прав.
Уровень биологической зрелости (по морфологическим и функциональным показателям организма) у детей с ЗПР совпадает с их календарным возрастом, но имеет ряд отличий: микросоматический тип телосложения; при показателях дыхания, соответствующих возрасту, снижены адаптивные возможности сердечнососудистой системы при физической и умственной нагрузке. У детей СОШ показатели соматоме-трии соответствовали возрастно-половым стандартам или имели высокие значения. По внешним половым признакам у детей школы-интерната первая или вторая стадии полового созревания, тогда как у детей СОШ - третья или четвертая стадии.
Лабильность нервной системы определяли по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ). Определение КЧСМ в начале и в конце учебного дня, а также в течение недели, показало разную динамику утомления обследованных детей. Достоверное (р<0,05) снижение скорости нервных процессов и нарастание утомления в течение дня определили у 30% детей, что сохранялось в течение недели; КЧСМ достоверно не изменилась у 40%, а увеличилась у 30% детей интерната, тогда как в СОШ достоверное снижение КЧСМ у детей не выявлено. При исследовании силы (выносливости) нервной системы (теппинг-тест Ильина Е.П.) разнообразие типов нервной системы выявлено у детей СОШ: слабый (10%), средне-слабый (50%), ровный (10%) и сильный (30%), а у детей интерната - слабый (60%) или средне-слабый (40%). Таким образом, сила и скорость нервных процессов у детей с ЗПР характеризуются низкими значениями, что соответствует интенсивной динамике их утомления и снижению умственной продуктивности (определяли при помощи корректурных буквенных проб) в течение учебного дня и учебной недели.
Эмоциональный слух (по результатам психоакустических тестов, Морозов В.П.,1985,1999) детей, воспитывающихся вне семьи с раннего возраста и имеющих ЗПР, определен в диапазоне, который можно характеризовать как «ниже среднего». Дети интерната адекватно различали эмоциональный компонент в речи других людей в 40% предъявляемых тестов, а индивидуальный разброс составил от 16 баллов до 55 баллов (один ребенок-78 баллов) из возможных 100 баллов. Кроме этого, определены дети, имеющие «эмоциональную тугоухость». Эмоциональный слух детей в СОШ достоверно выше, а индивидуальные различия лежат в категориях средний или высокий уровень.
Показатели моторного развития (сенсомоторная координация, манипуляционные движения силовые показатели) у детей интерната и детей СОШ практически не различаются.