Научная статья на тему 'Использование тестовых заданий в вузе'

Использование тестовых заданий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование тестовых заданий в вузе»

шения знаний, но и за счет развития личностных, деловых и профессиональных качеств, важных для руководителя (воли, интеллекта, ответственности, инициативности, психической устойчивости и др.).

Осуществление этого направления психологической работы формируется на основе модели развития аутопсихоло-гической компетентности, которая включает три компонента:

- психологические стратегии (умения, которые помогающие раскрыть свой потенциал);

- наличествующий психологический потенциал (типы темперамента, характера, энергетика, мотивация);

- психологическую тренировку, которая направлена на совершенствование психологических стратегий.

На основании этой концепции сформированы и обоснованы такие стратегии саморазвития, которые являются необходимыми для оптимальной профессиональной деятельности руководителя:

1. Стратегия сохранения позитивного отношения к самому себе - способность сохранять самоуважение и самообладание в кризисных ситуациях.

2. Стратегия постановки целей - система навыков для постановки целей.

3. Стратегия психологического переключения - способность менять психологические состояния в зависимости от ситуацией.

4. Мета-стратегия - способность наблюдать за собой во время действия, корректировать и контролировать свое поведение и состояние.

5. Стратегия противостояния психологическому давлению - способность сохранить собственное «Я», позитивное восприятие самого себя при манипуляциях.

6. Стратегия оптимального управления по ситуации - способность анализа чужого и собственного опыта, использования собственного негативного и позитивного опыта для совершенствования управления в профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности психологического состояния, которые нуждаются в психологическом консультировании, проявляются как три показателя самореализации будущего профессионала:

1) сознательная деятельная активность, которая направлена на решение задач, освоение роли руководителя и связана с творчеством и самостоятельностью при определении выборе целей и средств для их достижения;

2) неосознаваемые поведенческие проявления деятельности, которые включают реализацию инстинктов, рефлексов, установок и привычек;

3) духовно-практическая активность, которая направлена на понимание смысла в происходящих событиях, освоение опыта, традиций общества и выработку активной позиции в жизни.

Дальнейшее развитие личностно-профессиональных проблем происходит в ходе коррекционно-развивающего тренинга.

Третье направление психологического обеспечения управленческого процесса руководителей - это формирование индивидуальных планов карьерного роста на основании исследования и выявления карьерного стиля и включения процессов саморегулирования карьеры. Следует сказать, что в основании формулирования индивидуальных стратегий карьерного роста находятся закономерности совершенствования «Я» в профессиональной деятельности руководителя и основного вида мотивации.

Создание единой системы психологического сопровождения деятельности руководителя должно формироваться на психологических принципах профессионального развития и учитывать опыт диагностической и коррекционной работы

с руководителями, использовать уже разработанные техники и технологии.

Таким образом, психологическое сопровождение профессиональной деятельности руководителя - это комплекс общих, индивидуальных и специальных технологий психологической помощи руководителю, которые по-разному используются в разных условиях профессиональной деятельности, для разных категорий руководителей и на разных этапах профессиональной карьеры.

Факторами развития аутопсихологической компетентности руководителя являются:

- создание научной базы развития аутопсихологической компетентности, которая состоит из учебных, методических программ и тренингов;

- формирование среды для развития руководителей в условиях профессиональной деятельности, обучения и переобучения;

- создание соответствующей среды в организации, организационной культуры, которая способствует развитию аутопсихологической компетентности;

- формирование способности к личностному и профессиональному росту и развитию;

-организация учебного процесса с активными типами занятий.

УДК 573

Стерлигова О.П.(ФГБОУВПО «МГУПС», Москва, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ВУЗЕ

Sterligova O.P.(Moscow state University of railway engineering, Moscow, Russia)

THE USE OF TEST TASKS IN THE UNIVERSITY

Обучение - это изменение поведения, основывающееся на опыте и обработке информации. Обучение студентов - это организация познавательной деятельности и управление ею. Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций.

Под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов значительно повышается напряженность различных функций организма. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов.

Специфика обучения студента в 21 веке состоит в том, что, проводя большую часть своего времени в рабочей обстановке, он подвергается воздействию комплекса социальных, психофизиологических и других факторов его окружения; и, в свою очередь, сам воздействует на это окружение, преобразуя его. В новых условиях деятельности организм переходит в состояние физиологических и психологических адаптационных изменений.

На современном этапе развития высшей школы известно несколько способов интенсификации учебного процесса: стимулирование мотивации учебной деятельности, усиление целенаправленности обучения, повышения информативной емкости изучаемого материала, внедрение активных методов обучения, использование технических средств обучения, ускорение темпа обучения, решение проблемных задач и ситуаций. В практике развивающего обучения немаловажная роль принадлежит тестированию. Тесты имеют развивающий

и познавательный характер. Основная их функция - входной, промежуточный и выходной контроль знаний.

Основная цель тестовых заданий - способствовать формированию объективной оценки качества знаний студентов. Все учебные курсы, по которым разработаны тестовые задания соответствуют образовательным стандартам и учебным программам высшей школы. Учитывая специфику учебных дисциплин данного цикла, тесты имеют следующие уровни. Первый уровень - тесты узнавания - типа «Укажите правильный ответ». Эти тесты характеризуют знания студентов на уровне знакомства. Второй уровень - тесты типа «Установите последовательность», «Установите соответствие» с элементами продуктивной эвристической деятельности. Тесты типа «Дополните» не имеют вариантов ответов, а способствуют к самостоятельному поиску решений на основе полученных и усвоенных знаний. Третий уровень - тесты на продуктивную творческую деятельность - «Заполните схему» - выявляет самостоятельную позицию испытуемого. Как показывает практика, тесты позволяют оценить уровень знаний и умений студентов по каждой теме, разделу и всему курсу (для итогового контроля).

По некоторым разделам изучаемой дисциплины тесты используются для организации устного опроса. При этом студент должен не только указать правильный вариант ответа, но и обосновать выбор, опираясь на полученные знания. При проведении устного опроса на основе тестовых заданий студенты могут использовать схему, которую они использовали для письменного ответа. Обсуждение ответа развивает у студентов способность творчески использовать полученные знания, мыслить критически и логически, формулировать собственные мысли и в дискуссии отстаивать свой выбор. Подобные обсуждения можно рассматривать как эффективный способ закрепления полученных знаний на практике.

По каждой дисциплине тесты используются при проведении промежуточного контроля знаний студентов, а также для самопроверки знаний и самоподготовки к итоговым экзаменам.

Одним из критериев качества тестов является стандартизация. Практика показывает, что стандартизация теста предполагает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения заданий. Использование компьютера позволяет студентам обобщить изучаемые дисциплины и получить критерии тестирования. Необходимо создавать психологический настрой на тестирование, что способствует осмысленному отношению студента к полученной информации и объективному оцениванию качества и уровня знаний.

УДК 159.9

Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PSYCHOLOGICAL ACTIVATION OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Проведено исследование роли психологической составляющей в организации педагогического процесса по лечебной физической культуре (ЛФК) студентов медицинской группы. Как известно, здоровье является комплексной категорией, которая включает в себя не только физиологические, но и психологические компоненты. Психологическая компонента здоровья - это отражение собственного состояния как на

эмоционально-чувственном, так и на когнитивном уровне. Некоторые результаты исследования психологической активации феномена ЛФК студентов позволяют сделать предварительные выводы.

1.Уже на этапе направления студентов для занятий физической культурой в специальную медицинскую группу, а затем при построении занятий ЛФК показана необходимость и эффективность учета особенностей психо-эмоциональной и потребностно-мотивационной сферы студентов.

2.Говоря о требованиях к подготовке учителей гимнастики, физических упражнений П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «научно-образованный педагог непременно должен быть психологом». ЛФК является мощным психотерапевтическим методом, поскольку студент, занимающийся физическими упражнениями, лечебной гимнастикой всегда получает массивную дозу психотерапии в форме соответствующего внушения со стороны педагога - специалиста по ЛФК.

3.Психологический аспект ЛФК направлен на коррекцию состояния здоровья студентов, а также на активное участие в процессе ЛФК, на формирование сознательного отношения к занятиям, к здоровому образу жизни. Сохранение здоровья обучающихся как ценность и условие повышения качества образования, профессиональную ориентацию на творческое саморазвитие, профессиональную компетентность можно рассматривать в качестве акмеологического подхода к процессу становления личности.

4.Психологический компонент ЛФК является важнейшей частью врачебно-педагогического контроля, особенно в части самоконтроля студентов. Педагог должен направлять и контролировать этот процесс. Необходимо подбирать такой двигательный режим и такую физическую нагрузку, чтобы они были адекватны физиологическим и психоэмоциональным параметрам и уровню здоровья каждого студента. А студенты должны уметь (с учетом рекомендаций педагога) применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов.

УДК 159.9

Суркова Л.В. (РАНХиГС), Москва, Россия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ФЕНОМЕНА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Surkova L. V. (RANEPA, Moscow, Russia)

PEDAGOGICAL COMPONENT OF THE PHENOMENON OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Проведено исследование феномена лечебной физической культуры как педагогической дисциплины. Как всякая педагогическая, учебная дисциплина, лечебная физическая культура имеет свою историю, теоретические основы, определенные цели и задачи, предмет исследования, четко обозначенное содержание, учебно-методическое обеспечение.

В результате историко-логического исследования лечебной физической культуры как педагогической дисциплины сделаны следующие основные выводы.

1.Оформление лечебной физической культуры в педагогическую дисциплину - исторически длительный процесс, в ходе которого определено несколько этапов, наличие истори-ко-теоретических предпосылок и факторов, обеспечивающих формирование педагогических основ лечебной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.