Е. Б. Яцковская
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОНИТОРИНГУ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Объективная потребность инновационного развития России, становления инновационной экономики выдвигает новую систему требований к кадрам, к качеству их профессиональной подготовки, к качеству образования. В первую очередь это относится к высшим учебным заведениям, которые вносят основной вклад в формирование человеческого капитала посредством подготовки высококвалифицированных специалистов.
В современной педагогической науке и практике нет однозначного определения понятия «качество образования». В педагогических исследованиях оно трактуется по-разному. Концепция качества образования кажется неуловимой и вездесущей. Достичь универсального согласия и понимания качества или сформулировать окончательное определение его концепции кажется делом невозможным1.
Качество образования — это и степень соответствия ожиданиям, и мера соответствия поставленным целям обучения. Качество вообще и качество образования в частности является многогранным понятием. Качество образования — это степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста уровню согласованных требований по освоению той или иной программы, степень соответствия тому или иному стандарту. В настоящее время качество образования — необходимое условие конкурентоспособности высшего учебного заведения. Именно оно дает возможность абитуриентам выбирать вуз, а выпускникам строить свою дальнейшую карьеру. Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения в настоящее время включает в себя наличие внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов. Принимая во внимание положения Болонского процесса, создание эффективной системы обеспечения качества высшего профессионального образования является обязательным условием вхождения России в мировое образовательное пространство.
Качество профессионального образования — это качество подготовки современного специалиста в высшей школе и основной показатель результативности работы высшего учебного заведения.
Для практических целей в связи с проблемой мониторинга качества образования Международный институт планирования образования предложил понимать под качеством образования качественные изменения в учебном процессе и среде, окружающей обучающихся, которые можно зафиксировать в улучшении их знаний, умений и изменении ценностей.
Системный подход к мониторингу качества образования предполагает учет следующих позиций:
1. Многомерность и субъективность понятия «Качество образования» требуют рассмотрения психолого-педагогических, социально-экономических, организационноуправленческих и нормативно-правовых аспектов при разработке системы оценки качества образования.
© Е. Б. Яцковская, 2009
2. Основным методологическим вопросом оценки качества подготовки специалиста является вопрос о критериях оценки, от решения которого зависит вопрос о разработке системы оценок.
3. Оценка качества образования связана с внутренними и внешними факторами оценочной деятельности.
4. Оценка качества образования включает элементы трех подходов к контролю качества: репутационного, связанного с оценкой внутренних характеристик образовательной среды; результативного, ориентированного на измерение конечных результатов обучения; общего, ориентированного на непрерывное усовершенствование качества.
5. Многоуровневая разработка критериев и показателей оценки качества образования, в том числе и при подготовке специалистов по заочной форме обучения, и интерпретация результатов исследований должны быть направлены на анализ целостной системы образования. В связи с этим исследователями выделяются несколько уровней:
• планируемый уровень образования (программные материалы, учебники, официальные документы);
• реализуемый уровень (результаты анализа работы конкретного высшего учебного заведения);
• достигнутый уровень (общие умения, мотивация обучения, умственное, нравственное, физическое развитие, достигнутые в конечном результате выпускником образовательного учреждения).
6. Введение определенных показателей эффективности образовательной системы вуза, которые отражают соотношение качества результатов обучения и затрат на образование и его обеспечение.
7. Сравнительный анализ требует учета условий, формирующих качество процесса образования:
• уровня знаний, умений и навыков обучаемых на начальном этапе;
• качества учебных программ, учебников, методических пособий — качество учебнометодического обеспечения;
• качества материально-технического оснащения учебного процесса;
• качества обучающего — профессиональной квалификации преподавателя;
• качества образовательных технологий.
Все перечисленные компоненты являются объектом мониторинга в высшем учебном заведении и включаются в такие показатели качества, как образовательная среда и образовательный результат.
Оценка качества деятельности студента, в том числе и обучающегося по заочной форме обучения, предполагает наличие идеализированной модели выпускника как некоего искомого образа результата учебно-педагогической деятельности преподавателя и студента. Общие требования к выпускнику изложены в государственном образовательном стандарте.
В качестве инвариантных компонентов модели выпускника исследователи выделяют ценностное отношение к предстоящей деятельности, компетентность, направленность на будущую деятельность, ответственность.
Исследуя проблему педагогических условий обеспечения качества подготовки специалистов при заочной форме обучения, в роли одного из организационно-педагогических условий мы выделили мониторинг качества образования, основанный на системном подходе. Опираясь на отмеченные в исследованиях научные позиции, мы поставили задачу разработать модель выпускника заочной формы обучения в университете в качестве
ориентира для мониторинга образовательного результата. При этом, с нашей точки зрения, в определении требований к выпускнику университета необходимо учитывать следующее:
• тенденции общественно-экономического развития, критерии конкурентоспособности специалиста на рынке труда;
• особенности университетского образования с его направленностью на научноисследовательскую работу, творчество, академизм знаний, методологию мышления;
• существующие в исследованиях модели выпускников университета;
• специфику студентов заочной формы обучения.
Предложенная правительством Российской Федерации концепция развития инновационного общества на первый план выдвигает способность специалиста к инновационной профессиональной деятельности. Такая способность — один из показателей интегрального качества специалиста, его профессиональной зрелости (А. В. Балахонов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева, И. А. Сиялова и др.). Она соотносится с понятием творческой готовности выпускника университета, раскрытой в его модели рядом исследователей (Г. А. Бордовский, Н. В. Бордовская, А. А. Реан и др.).
Творческая готовность выпускника к предстоящей деятельности может быть развита при условии согласованности действий преподавателя и самого студента. Регулятором их действий в процессах целеполагания, целеосуществления, целеутверждения является образ общего искомого результата. Средством согласования здесь может являться идеализированная модель готовности выпускника к продуктивной профессиональной деятельности. Это особенно актуально для студентов заочной формы обучения, поскольку они имеют опыт практической деятельности, часто шаблонной, стереотипной, и важно на основе синтеза теории и практики развить у них способность к нестандартному мышлению. В идеализированной модели образа результата развития готовности будущего педагога — выпускника университета исследователи выделяют следующие элементы:
1. Ценностное отношение к жизни, профессии и профессионализму деятельности.
2. Профессионально-педагогическую и психологическую компетентность.
3. Профессиональную направленность на развитие личности и деятельности, обеспечивающие дальнейшее саморазвитие.
4. Профессиональные умения, владение основами профессионального мастерства.
5. Сформированность профессиональной ответственности за качество результатов своей деятельности.
В каждый из этих компонентов входят элементы, способствующие продуктивному решению профессиональных задач и саморазвитию выпускника университета. Каждый из этих компонентов является объектом мониторинга качества подготовки.
В высшей школе у студентов могут быть сформированы разные уровни готовности к профессиональной деятельности по таким признакам, как: а) эмоционально-положительная мотивация; б) принятие самостоятельных решений на основе прогнозирования положительных результатов; в) умение реализовывать принятые решения на практике и достигать положительных результатов.
В модели выпускника медицинского факультета А. В. Балахонов делает акцент на личностно-профессиональное развитие, выделяя показатели личностного, профессионального и общего личностно-профессионального развития, главным критерием которого является профессиональная зрелость выпускника как субъекта профессиональной
деятельности, имеющего потребность в непрерывном самообразовании, что необходимо для
2
овладения инновационными наукоемкими медицинскими технологиями2.
В разработанной нами модели выпускника заочной формы обучения университета учтены результаты современных научных исследований, особенности современных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и характеристика студентов заочной формы обучения.
Модель включает четыре основных компонента: профессиональная компетентность, профессиональная направленность личности, общекультурное и нравственное развитие специалиста и дополнительный компонент, ориентированный на студента заочной формы обучения, который уже работает как специалист и является одновременно субъектом образовательной и профессиональной деятельности, — готовность к социально-профессиональной адаптации.
Структура компонента (блока) «Профессиональная компетентность» определяется спецификой профессии, по которой идет подготовка специалиста. Инвариантными элементами в этой структуре, исходя из современных требований, должны стать «проектноисследовательская компетентность», необходимая для прогноза результатов вводимых инноваций в любой сфере деятельности, и «аутопсихологическая компетентность», исследованная в акмеологии и отражающая уровень самопознания и саморегуляции специалиста, что важно для его творческой самореализации в профессии.
Понятие «компетентность» отражает не только знания, но и умение решать стандартные и нестандартные, творческие профессиональные задачи.
Компонент (блок) «Профессиональная направленность личности» включает показатели системы доминирующих мотивов деятельности, в том числе ценностное отношение к профессии и к инновационной деятельности, к творчеству, мотивацию достижений и саморазвития в профессии, стремление к успеху, мотивацию карьерного роста и высоких результатов в профессиональной деятельности.
Компонент (блок) «Общекультурное и нравственное развитие специалиста» содержит оценку общего кругозора, эрудиции и культуры выпускника, включая коммуникативную культуру, необходимую для корпоративной деятельности, для представителей профессий типа «человек — человек»; нравственных качеств личности, чувства ответственности и профессионального долга, показателей дисциплины и трудолюбия, профессионально значимых качеств личности.
Компонент (блок) «Готовность к социально-профессиональной адаптации» отражает:
• способность выпускника заочной формы обучения к переосмыслению и преобразованию сложившегося опыта, стереотипов профессиональной деятельности;
• освоение наукоемких современных технологий инновационного развития профессиональной деятельности;
• способность переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой внутри и за пределами одной группы профессий в условиях изменения рынка труда;
• мотивацию достижений, инноваций и саморазвития как ценность и условие творческой самореализации в жизни;
• психологическую готовность к освоению смежных и интегральных видов профессий и специальностей, необходимых для адаптации и конкурентоспособности выпускника.
Исходя из данной модели, отдел заочного обучения Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина разрабатывает под нашим руководством формы и методы мониторинга качества образования студентов, результаты которого позволяют корректировать модель специалиста.
В университете широко применяется система форм контроля качества знаний, которая включает следующие виды:
1. Входной контроль — контроль знаний и умений студента при начале освоения дисциплины.
2. Текущий контроль — непрерывно осуществляемое «отслеживание» уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях и лабораторно-практических занятиях; оценка быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, как правило, принятый кафедрой или факультетом с учетом важности и трудности выполняемых работ.
3. Рубежный контроль — контроль умений и знаний студента по окончании изучения темы (раздела). Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, выполнении расчетно-графического задания или системы заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериальнооценочной процедуре личностных качеств студента. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему материалу изученной дисциплины.
5. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений студента спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (срок может колебаться от 3-х месяцев до года и более).
Поскольку рейтинг — это шкала достижений студента, то очевидно, что должен существовать и стандартный инструмент измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест.
Тестирование студентов — способ обоюдного мониторинга. Тестирование дает возможность проверить как качество работы преподавателя, так и качество усвоения материала студентом. В последнее время тестирование очень широко применяется в высших учебных заведениях, являясь самым показательным способом внешней экспертной проверки качества образования в вузе. В университете создан фонд утвержденных тестовых заданий, прошедших экспертную оценку в соответствующих учебно-методических объединениях. Результаты проведенных тестирований дают материал для мониторинга качества образовательного процесса. Тестирование применяется наряду с традиционными методами контроля. Достоинство тестов заключается в том, что многообразие их видов позволяет оценить, насколько точен полученный результат. Как правило, тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих оценить знания и другие характеристики личности обучаемого.
Кроме того, преимущество теста как формы контроля состоит в том, что он одновременно выполняет несколько функций: диагностическую, обучающую, воспитывающую и организационную.
Таким образом, результатом нашего исследования на данном этапе является разработка общей модели выпускника заочной формы обучения и организация системы мониторинга качества подготовки специалиста.
1 Институционная оценка: стратегия качества // Alma Mater. 1996. № 1. С. 331.
2 Балахонов А. В. Фундаментализация высшего медицинского образования на основе системного естественнонаучного знания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2007. С. 51.