МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
УДК 378.14
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
А. А. Маликов, О.В. Чечуга
Рассмотрены принципы организации процесса обучения на основе компетент-ностного подхода. Представлены основные циклы, принципы изложения материала, формы и методы обучения при компетентностно-ориентированном обучении. Проанализированы критерии для установления уровня профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход, общепрофессиональные компетенции, знать, уметь, владеть, оценка освоения компетенций.
Каждое учебное заведение: начальная, средняя образовательная школа, гимназия, колледж, высшая школа - являются как бы отдельными этапами, отдельными ступенями на пути решения обшей социальной задачи — воспитание всесторонне развитых людей. Способствуют выполнению этой задачи разработанные государством принципы построения и развития образования в стране.
Рассматривая место и роль высших учебных заведений в решении этой важнейшей задачи, следует исходить из того, что удельный вес специалистов предприятий машиностроительной отрасли проходит через систему образования высшей школы. Вуз обязан сформировать соответствующую социальную среду и создать условия необходимые для всестороннего развития личности.
В вузах существуют три формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. При очной форме обучения студенты в подавляющем своем большинстве только учатся. Очно-заочная и заочная формы обучения позволяют учащемуся сочетать учебу и трудовую деятельность.
300
Ведущими учебными заведениями в системе высшего образования являются университеты, готовящие специалистов высокой квалификации широкого профиля.
Разработанные федеральные государственные стандарты позволяют вузам готовить более квалифицированных специалистов. По направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» это может быть достигнуто в рамках компетентностного подхода при условии подготовки по следующим видам деятельности: проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; сервисно-эксплуатационная; специальные виды деятельности.
Такой подход дает возможность расширить область профессиональной деятельности выпускников. Так, область профессиональной деятельности бакалавров включает:
совокупность средств, способов и методов деятельности, направленных на создание конкурентоспособной машиностроительной продукции, совершенствование национальной технологической среды;
обоснование, разработку, реализацию и контроль норм, правил и требований к машиностроительной продукции различного служебного назначения, технологии ее изготовления и обеспечения качества;
разработку новых и совершенствование действующих технологических процессов изготовления продукции машиностроительных производств, средств их оснащения; создание новых и применение современных средств автоматизации, методов проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования технологических процессов и машиностроительных производств;
обеспечение высокоэффективного функционирования технологических процессов машиностроительных производств, средств их технологического оснащения, систем автоматизации, управления, контроля, диагностики и испытания продукции, маркетинговые исследования в области конструктор-ско-технологического обеспечения машиностроительных производств [3].
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: машиностроительные производства, их основное и вспомогательное оборудование, комплексы, инструментальная техника, технологическая оснастка, средства проектирования, механизации, автоматизации и управления;
производственные и технологические процессы машиностроительных производств, средства их технологического, инструментального, метрологического, диагностического, информационного и управленческого обеспечения;
складские и транспортные системы машиностроительных производств;
системы машиностроительных производств, обеспечивающие подготовку производства, управление им, метрологическое и техническое обслуживание, безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды;
нормативно-техническая и плановая документация, системы стандартизации и сертификации; средства и методы испытаний и контроля качества машиностроительной продукции [3].
В зависимости от характера специальности и базовой общеобразовательной подготовки сроки обучения колеблются от двух до шести лет, так например, уровень подготовки «бакалавриат» осваивается учащимися за четыре года. Следующая ступень подготовки высококвалифицированных специалистов — «магистратура», подготовка таких кадров длится еще два года. Сроки обучения устанавливаются федеральными образовательными стандартами высшего образования.
Так нормативный срок освоения ООП по направлению «Конструк-торско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по программе бакалавриата для очной формы обучения, включая последипломный отпуск составляет 4 года. По очно-заочной и заочной формам обучения, а так же в сочетании различных форм обучения они могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока обучения [3].
Бакалавр это первый уровень высшего профессионального образования. Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получают самое обычное высшее образование. Причем в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.
Выбор профиля — это важное личное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит развить навыки и умения, а так же проявить способности в понимании дальнейшей профессиональной деятельности, начиная с элементарного уровня и до самого сложного.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний, их фундаментальностью, а способностью решать профессиональные задачи различного уровня сложности на основе имеющихся знаний.
Сторонники компетентностного подхода провозгласили основой содержания бразования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру - целостную компетентность. В образовательном пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной ква-
лификации выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет содержательную характеристику и уровневую дифференциацию в зависимости от степени овладения будущими специалистами способами профессиональной деятельности.
Базовыми принципами компетентностного подхода являются:
а) содержание образовательной программы подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;
б) непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека;
в) переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.
Компетентностный подход к подготовке кадров - совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
В соответствии с федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования для направления «Конструктор-ско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», все дисциплины, изучаемые студентами, для приобретения определенных знаний, умений и навыков, разделяются на три цикла:
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл.
Дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части включают в себя такие дисциплины как история, философия, иностранный язык и экономическая теория. Данный набор дисциплин позволят выпускникам применять философские знания в самореализации личности, использовать различные методы в решении экономических задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств, а так же овладеть навыками общения в профессиональной области на иностранных языках.
Наряду с философскими и экономическими задачами студенты получают знания по фундаментальным наукам, а именно, математики, физики, химии, информатики, теоретической механике, которые являются обязательными при изучении математического и естественнонаучного цикла. Изучение физических и химических явлений и их закономерностей поможет обучающимся понять природу, а так же современную технику и технологию, так как они являются основой для изучения специальных предметов в области конструкторско-технологической подготовки. Научиться применять на практике физико-математические методы, принципы эколо-
гической безопасности и т.д., для решения задач в области технологического обеспечения машиностроительных производств с применением программных средств.
В соответствии с ФГОС ВПО учащиеся изучают дисциплины профессионального цикла. Так по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» к обязательным предметам профессионального цикла относятся основы конструирования, гидравлика, технологические процессы в машиностроении, материаловедение, электроника, теория автоматического регулирования, процессы и операции формообразования и т.д. Все эти дисциплины составляют базовую часть цикла. Дисциплины вариативной части определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки.
Профилирующие предметы, излагаемые на основе специальных, имеют своей целью обеспечить достаточно глубокое усвоение учащимися более конкретных объектов и процессов. Изучение профилирующих предметов дает возможность приобрести знания, умения и навыки, которые им необходимы для будущей их профессиональной деятельности. Обычно по дисциплинам профессионального цикла учащиеся выполняют курсовые работы и курсовые проекты, так же проводятся лабораторные практикумы и практические занятия.
Изучение предметов профессионального цикла дает возможность заложить у учащихся хорошую общетехническую основу по специальности.
Неотъемлемой частью процесса обучения является физическое воспитание молодежи. Раздел «Физическая культура» позволит научить применять самостоятельно средства, методически правильные методы физического воспитания и укрепления здоровья, достичь должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Так, например, учебная практика предполагает формирование у учащихся умений выполнять умственные и физические трудовые действия, приемы, операции на уровне одной из рабочих профессий, приобрести систему умений и навыков по конкретному учебному предмету, а так же первоначальные профессиональные умения и навыки в процессе выполнения комплексных задач.
Присвоение квалификации по рабочей профессии способствует более осмысленному выполнению заданий по следующему виду практического обучения - производственной практики.
Производственная практика проводится в условиях производства, где будет работать будущий специалист. Перечень работ подбирается таким образом, что бы учащиеся имели возможность использовать те знания
304
и умения, которые приобрели в процессе теоретического обучения, выполнения лабораторных и практических работ, учебной практики, приобретенной квалификации по одной из рабочих профессий.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Приобретение учащимися практических навыков по рабочим профессии представляет собой завершение начального этапа формирования профессиональных умений и навыков по специальности.
Такой подход к построению принципов изложения материала в процессе обучения позволяет освоить все общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Общекультурная компетентность является обязательной характеристикой личности специалиста в любой профессиональной сфере.
Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в обществе. Она представлена социальными, межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями широкого спектра использования, которые обладают универсальностью.
Общекультурная компетентность формируется прежде всего в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла при изучении таких дисциплин как философия, история, иностранный язык, правоведение, информатика и др..
Общепрофессиональная компетентность отражает специфику конкретной профессии и является обязательной характеристикой личности специалиста конкретной профессии (технический работник, педагог, медик, работник искусства и др.). Она включает в себя профессионально-этические, методологические, предметно-ориентированные компетенции, которые носят общепрофессиональный характер. Помимо этого в перечень общепрофессиональных компетенций включены диагностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и аналитические компетенции.
Общепрофессиональная компетентность выпускников вузов (по техническим специальностям), инвариантная к направлению подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общетехнических задач, которые должен уметь решать любой специалист с высшим техническим образованием.
Общепрофессиональные компетенции вырабатываются в результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин, необходимых для всех специальностей.
В компетентностно-ориентированном обучении целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как работа в парах; работа в малых группах; учебная практика, производственная практика; производ-
ственная экскурсия; изучение и анализ конкретного опыта; демонстрация трудового опыта; изучение и анализ конкретных случаев из практики; практические и лабораторные работы с элементами творческой деятельности; защита особого способа решения профессиональной задачи; проведение самостоятельного микроисследования и др. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, решать профессиональные задачи различной сложности.
Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.
Освоение профессионально значимой компетенциии возможно благодаря четырехступенчатой модели развития специалиста: «знать» (онтологический уровень); «уметь» (поведенческо-деятельный уровень); «владеть» (способностный уровень); «быть» (личностный, смысловой уровень).
Данные уровни соответствуют продвижению обучающегося по ступеням от знания (уровень знакомства и понимания основной концепции, теории, идеи посредством информационной функции) к умениям (уровень применения теории для решения типовых и стандартных задач посредством деятельностной функции), от них к владению (уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач посредством креативной функции), а затем к осознанию смысла прошедшего пути (уровень развития креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных способностей, позволяющих решать стратегические проблемы, главное налаживать отношение к миру, делу и себе самому, т.е. уровень смыслотворчества, достигаемый через развивающую функцию) [4].
К основным методам оценки, используемым в модульном обучении, основанном на компетенциях, относятся: решение задач;
сбор образцов деятельности студентов, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
экзамен в активной форме;
свидетельства, демонстрируемые в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации;
индивидуальные или групповые проекты; практические задания по демонстрации умений.
Оценка освоенных компетенций осуществляется по критерию «умеет/не умеет делать». Она может быть проведена с участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области.
В качестве критериев для установления уровня профессиональной компетентности можно рассматривать:
владение базовым уровнем теоретических знаний и умением применять их в собственной практической деятельности;
способность объяснять собственные достижения, видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения;
способность решать инновационные проблемы; владение методами профессионального исследования;
умение соотносить свой опыт с опытом коллег, а также анализировать достижения и недостатки в собственной работе и работе коллег; степень владения коммуникативной компетенцией; способность и стремление продолжать профессиональное образование.
Рекомендуемыми критериями для оценки качества подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации могут являться следующие.
В процедурах оценивания ВКР:
актуальность работы для области профессиональной деятельности; владение общепрофессиональными компетенциями; владение специальными компетенциями;
успешность решения конкретной проблемы профессиональной деятельности;
мнение научного руководителя об уровне использования навыков научно-исследовательской и проектировочной деятельности; рейтинговая оценка рецензента о ВКР.
Итак, компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей, отбора содержания, организации учебного процесса и оценки его результатов. В качестве основных положений компетентностного подхода можно выделить:
цели обучения заключаются в развитии у студентов способности самостоятельно решать стандартные и нетипичные задачи в различных сферах профессиональной деятельности;
содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный и учебно-профессиональный опыт решения познавательных, мировоззренческих, производственных ситуаций и задач;
смысл организации учебного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления студентами опыта самостоятельного решения указанных задач;
оценка учебных результатов основывается на анализе уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.
Список литературы
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря № 273-ФЗ.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (квалификация (степень) бакалавр) (в ред. Приказов Минобрнау-ки РФ от 18.05.2011 № 1657, от 31.05.2011 № 1975.
4. Оценка эффективности формирования компетенций в процессе подготовки специалиста // Управление учебным процессом и современными технологиями обучения: сборник научно-методических материалов. Вып. 10 / под ред. И.С. Бляхерова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 140 с.
Маликов Андрей Андреевич, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Чечуга Ольга Владимировна, канд. техн. наук, доц., sourie Lmail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMPETENCE APPROACH IN TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD
«MECHANICAL AND TECHNOLOGY SOFTWARE MACHINE-BUILDING
PRODUCTION»
A.A. Malikov, O.V. Chechuga
Principles of the organization of the learning process are considered on the basis of the competence approach. The main cycles, principles of presentation, forms and methods of teaching with competence-oriented learning are presented. The criteria are analyzed for establishing the level of professional competence.
Key words: competence approach, general professional competence, to know, to be able, to own, develop assessment skills.
Malikov Andrey Andreevich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Chechuga Olga Vladimirovna, candidate of technical science, docent, sou-rie1.mail.ru, Russia, Tula, Tula State University