Научная статья на тему 'Компетентностная модель специалиста экономического профиля: концептуальные основы и развитие'

Компетентностная модель специалиста экономического профиля: концептуальные основы и развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель специалиста экономического профиля: концептуальные основы и развитие»

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И РАЗВИТИЕ

Глухова Л.В., доцент, Гудкова С.А., ст. преподаватель Волжский университет имени В.Н. Татищева Кафедра «Менеджмент организации»

Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения целей, задач и работ для отбора и формирования содержания образовательного процесса, разработки схемы и механизма оценки образовательных результатов каждого из обучаемых, а также для отметки и мониторинга уровня их профессиональной компетентности. Для этого необходимо наличие определенных условий. Во-первых - целостности системы, которая обеспечивает единство взаимодействия всех частей педагогической системы. Во-вторых -наличия педагогической технологии, как основы концепции функционирования и развития систем непрерывной подготовки по иностранному языку квалифицированных кадров в сфере экономики. В-третьих, наличие подготовленного профессорско-преподавательского состава, способного реализовать Концепцию на единых методологических принципах. В-четвертых, наличие подготовленного для восприятия концепции студенческого коллектива. В-пятых, наличие условий для реализации совместного педагогического сотрудничества [1,2].

Компетентностная модель специалиста представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза. Такая Компетентностная модель должна составляться, по мнению авторов перед каждым новым набором обучаемых, и незначительно корректироваться в процессе всего обучения. Компетенция — это способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях - как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, то есть способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда. Позиция правительства по данному вопросу однозначна, так как в ситуации вхождения российской высшей школы в Болонский процесс, становятся востребованными вопросы о средствах и формах реализации компетентностного подхода, в том числе через разработку модели формирования и диагностики, определенных ГОСом 3-го поколения компетенций. В таблице 1 представлены принципы проектирования целостности образовательной системы.

Таблица 1 - Принципы проектирования образовательной системы

№ Название принципа Правила реализации принципа

1. Принцип концентрации проектирования на функциональных и личностных компетентностях Разработка модели специалиста и выделение основных компонентов дефиниции компетенции

Определение способов освоения компетенции обучающихся и выявление контрольных точек для оценки результативности процесса освоения

Структурирование содержания учебного процесса для прослеживания поэтапного наращивания тезауруса компетенции

Выбор средств и методов управления деятельностью обучающихся по овладению компетенциями

2. Принцип рефлексивности Непрерывная корректировка образовательного процесса под требования внешней среды

Анализ потребностей потребителей образования в связи с формируемыми компетенциями

Анализ возможностей обучающихся и своевременная корректировка их в сторону результативности обучения

Учет всех известных факторов, влияющих на протекание процесса освоения компетенций и выявления еще неизвестных

№ Название принципа Правила реализации принципа

3. Принцип модульности Разбивка учебного материала на модули для достижения дидактических целей, формирование дерева целей, дерева решений и перечня работ для достижения дидактической цели

Проектирование единого содержания для овладения необходимыми компетенциями с контрольными точками оценки уровня овладения содержанием

Интеграция форм, средств и методов обучения для достижения поставленных целей

Разработка системы оценки достижения поставленных целей

4. Принцип динамичности Возможность изменения и дополнения содержания каждого модуля, а также замены отдельных его элементов

Возможность реинжиниринга структуры модуля под требования внешней среды

Возможность быстрого реагирования на изменения в сфере экономики и потребности обучаемого в профессиональной, общекультурной и других видах деятельности, связанных с изменением рынка труда

5. Принцип метода деятельности Цели в модулях формируются в терминах деятельности и компетенции

Показ возможностей переноса знаний из одной сферы деятельности в другую

Использование проблемного обучения для обеспечения творческого отношения к учению

Междисциплинарное построение содержания модулей

6. Принцип гибкости Определяет возможность обучаемых в основном не посещать такие регулярные занятия, как лекции и семинары, а работать в удобное для себя время в удобном месте.

Индивидуализация содержания обучения в зависимости от требуемой компетенции и имеющегося уровня базовых знаний и умений

Индивидуализация темпов овладения обучающихся необходимыми компетенциями

Обеспечение индивидуального контроля и самоконтроля достижения дидактических целей

7. Принцип осознанной перспективы Представление всех образовательных программ каждому обучающемуся в начале обучения

Указание дидактических целей в терминах компетенций и уровней их достижения

Наличие путеводителя по достижению близких, средних и отдаленных перспектив

На рисунке 1 показана схема поэтапного внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс_________________________________________________________________

1 Выбор в качестве "единицы" измерения результатов образовательного процесса единицу "компетенция", состав и содержание элементов которой должно быть вычленено из ГОС.

2 Тщательное обоснование компонентов компетентности как функциональных, так и личностных с точки зрения набора СЛК, ОНК, ИК, ПК и критериев их оценки, позволяющих уточнить уровень сформированности компетенции: низкий, средний, высокий.

3 Наполнение содержания учебных элементов конкретных дисциплин описательными характеристиками компетенций, которые свидетельствуют о том что компетенции СЛК, ОНК, ИК, ПК достигнуты на определенном уровне сформированности.

4 Выстраивание обоснованных уровней сформированных компетенций из всех характеристик ее компонентов для создания некоторой "лестницы" профессионального роста

5 Разработка образовательных программ в соответствии с уровнями формирования компетенции, включающей набор обязательных дидактических единиц обучения и рекомендованных для самостоятельной работы..

6 Проектирование компетентностной модели обучения на основе комплексного использования современных достижений цивилизации в области ' организационных, педагогических, информационных и коммуникативных технологий.

7 Интеграция учебной, профессиональной и социальной сред как системы для создания единого образовательного пространства непрерывной подготовки специалиста с требуемым набором компетенций и системой их мониторинга.

8 Разработка методов и содержания оценки учебных достижений в деятельностной ориентации с учетом сформированных компетенций каждого студента и всей группы в целом.

Рисунок 1 . Схема поэтапного внедрения компетентностного подхода в учебный процесс

Технология внедрения компетентностного подхода состоит из модулей, в которых определены компетенции, границы для их оценки и стандарты, в соответствии с которыми происходит оценка. Модуль - это порция учебного материала, в котором устанавливаются границы оценки обучения и нормативно-регламентирующие документы, на основании которых выполняется оценка. Актуальность формирования языковой компетенции на современном этапе развития инновационной экономики несомненна, так как одним из существенных аспектов развития экономики становится потребность обмена знаниями между специалистами разного уровня подготовки и культуры в едином мировом пространстве. Рассмотрим процесс формирования языковой компетенции в Институте коммерции и права (тольяттинский филиал). Содержание Концепция, принципы и подходы к ее реализации, ожидаемые результаты показаны в таблице 2. Четырехуровневая модель формирования лингво-креативной компетенции (ЛКК) показана на рисунке 2.

Таблица 2. Концепции формирования лингво-креативной компетентности специалиста

Концепция обучения английскому языку Принципы и подходы к реализации концепции Результат реализации концепции

1.Смещение акцента с умения читать и переводить со словарем на формирование: - готовности устного общения на иностранном языке в бытовой, социальной и в профессиональной области; -умения проектировать и разрабатывать собственную англоязычную информацию в профессиональной области и передавать ее по каналам связи; -умения и психологической готовности проведения интерактивного диалога с зарубежными партнерами непосредственно и по каналам связи; -умения анализировать иноязычную профессионально направленную информацию и адекватно ее использовать для 1.Системный: - повседневный системный анализ каждого занятия, заключающийся в представлении задании как системы, состоящем из совокупности взаимосвязанных элементов; анализе целей (и подцелей) и задач (подзадач) задания; предполагаемых методов и средств решения задания; выявление связей между отдельными элементами задания; анализ критериев оценки достижения результатов при выполнении задания - системный синтез каждого занятия, заключающийся в синтезации ответа в виде отдельной смысловой единицы информации; оценки адекватности и полноты ответа в соответствии с поставленными задачами задания; оценка отклонения от планируемого критерия достижения результата; синтез корректирующих мероприятий по достижению запланированного уровня 2.Синергетический: - совокупность условий и средств коммуникаций, обеспечивающие становление творческой личности, имеющий практический опыт использования английского языка - интеграция научно-теоретических и деятельностно-практических знаний, умений и навыков для формирования ядра лингвокреативной компетенции выпускника 3. Дивергентный: - постепенное наращивание сложности при изучении английского языка -последовательное «погружение», путем естественной детализации, во все более усложняющиеся, взаимосвязанные специфические термины, 1.1 Использование на аттестационных занятиях «деловую игру», объединив в нее совокупность творческих заданий 1.2 Оценка отдельно и вместе взятых компонентов задания (лексические и грамматические единицы, устная и письменная речь) по заранее заданным критериям. 1.3 Оценка отклонений от критерия и анализ причин отклонения 1.4. Корректирующие воздействия, позволяющие поддерживать процесс формирования иноязычной компетенции обучаемого на требуемом уровне качества. 2.1 Анализ требования ГОС и социума к специалисту по дисциплине «Иностранный язык» 2.2 Обсуждение с преподавателями выпускающих кафедр профессионального ядра будущего специалиста 2.3 Адаптация программы обучения иностранному языку к требованиям социума 3.1 Использование авторских рабочих программ (для очного, заочного отделения), авторских учебно-методических пособий, в соответствии с утвержденными научнометодическим советом авторскими

Концепция обучения английскому языку Принципы и подходы к реализации концепции Результат реализации концепции

выполнения профессионально значимых задач; -умения адаптировать полученную на английском языке информацию к массовому использованию ее другими. 2. Формирование коллектива единомышленников по выработке стратегии и тактики реализации концепции в учебном заведении - «погружение» в мировое открытое образовательное пространство посредством инфокоммуникационных технологий -постепенное расширение и увеличение области практического применения английского языка - постепенный переход от «знаниевой» компоненты к «умениевой» - постепенное формирование психо-эмоциональной и практической «готовности» к использованию иностранного языка в будущей профессиональной деятельности 4. Проектно-деятельностный: - проектирование модели обучения иностранному языку в неязыковом вузе - проектирование технологии обучения иностранному языку в высшем учебном заведении (неязыковые специальности) - проектирование среды обучения иностранному языку - проектирования самообразовательной деятельности преподавателя - проектирование самообразовательной иноязычной деятельности студента программами, авторских тестовых материалов. 3.2 Систематический мониторинг, анализ и оценка сформированности тезауруса обучаемого и качества процесса обучения 3.3. Организация «СЬа1;_8расе» и использования инфокоммуникационных технологий для постепенного формирования готовности иноязычного делового общения в пространстве 3.4 Организация внеаудиторной учебновоспитательной иноязычной деятельности студентов 4.1 Использование четырехуровневой модели обучения 4.2. Использование интеграции технологий, в зависимости от курса обучения и специализации 4.3. Защита рефератов по профессиональной тематике и дипломов на иностранном языке

Социум. Заказ: Специалист со знанием ин. языка

Экзамен по иностранному языку Экзамен по иностранному языку Экзамен по иностранному языку

А 1 А V А к

I курс

Языковая подготовка по образовательн ому стандарту. Языковая подготовка в сфере бытового и социальнокультурного общения.

Базовая

языковая

компетенция

II курс

Языковая

подготовка в сфере деловой коммуникации. Углубление базовой языковой подготовки в сфере социальнокультурного общения.

III курс

Профессиональная языковая подготовка. Интеграция дисциплин специального цикла с дисциплиной «Иностранный язык».

Языковая компетенция в деловой сфере

Языковая компетенция в профессиональной сфере

Защита научно-иссл проекта на иностра Экзамен.

IV курс

Профессиональная

языковая подготовка.

Реферирование

неадаптированной

литературы,

аннотирование и

презентация

результата своей

деятельности в

профессиональной

сфере.

Лингво - креативная компетентность в профессии (ЛКК).

Рисунок 2. Модель формирования лингво-креативной компетенции у студентов вуза

Под лингво-креативной компетенцией (Lingvo Creative Competence) нами понимается способность и желание специалиста адаптировать получаемую иноязычную информацию для социума, создавать и презентовать собственную новую иноязычную информацию с целью развития профессионального пространства. Каждый этап модели завершается оценкой сформированности тезауруса обучаемых, контролем и анализом достигнутых запланированных критериев оценки результатов обучения. ЛКК формируется по формуле:

ЛКК= БК+ДК+ПК+ИК, где:

БК - базовая языковая компетенция, формируемая преподавателями иностранного языка в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности, на основе результатов входного тестирования.

ДК - языковая компетенции в деловой сфере, формируемая преподавателями кафедры иностранных языков на основе требований социума и ГОС.

ПК - языковая компетенции в деловой сфере, формируемая преподавателями кафедры иностранных языков на основе требований социума и профессиональной среды по авторским программам и пособиям.

ИК - интегрированная компетенция, представляющая собой ядро знаний, умений и навыков, сформированное в процессе изучения специальных дисциплин.

К (i=1,2,3,4) представляет собой рубежный контроль достижения заранее запланированных результатов и критериев их оценки для преподавателя, позволяющий выявить отклонения и сформировать обратную связь для корректирующих воздействий. Контроль деятельности студентов осуществляется в соответствии с нормативными требованиями ГОС (зачетом, экзаменом).

Таким образом, лингво-креативная компетенция представляет собой совокупность всех требуемых ГОС третьего поколения компетенций и развивает их.

Вывод. Концепция обучения иностранному языку в вузе позволяет сформировать не только лингво-креативную компетентность специалиста, но и способствует фундаментализации профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения, что делает его конкурентоспособным на рынке труда.

Библиографический список

1.Краткий философский словарь. http://phenomen.ru/public/dictionary.php

2.Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

3.Гудкова С.А. Методология формирования лингво-креативной компетентности специалистов экономического профиля // Известия Самарского научного центра российской академии наук. Специальный выпуск «Технологии управления организацией. Качество продукции и услуг», Самара, Издательство научного центра РАН. 2006, С.115 -120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.