Научная статья на тему 'Комплексный мониторинг конкурентоспособности выпускника профессиональной школы'

Комплексный мониторинг конкурентоспособности выпускника профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИНАРНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ МОНИТОРИНГ / ВЫПУСКНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PEDAGOGIC MONITORING / COMPETITIVENESS / BINARY-REFLEXIVE MONITORING / PROFESSIONAL SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна

В статье рассматриваются сущность, критерии и условия реализации комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы как средства повышения качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive monitoring of competitiveness of a graduate of professional school

The article describes the nature, criteria and conditions for the realization of comprehensive monitoring of professional school graduate’s competitiveness as a means of improving the quality of higher education.

Текст научной работы на тему «Комплексный мониторинг конкурентоспособности выпускника профессиональной школы»

го образования монопрофессиональная модель организации процесса обучения, не отвечает выше изложенным требованиям, так как ориентирована на частнопрофессиональный уровень. Многоуровневая модель процесса профессионального обучения может быть представлена в следующих вариантах: неразветвлённая, разветвлённая и комбинированная [4].

1. Многоуровневая неразветвлённая модель, предусматривает последо-вательное, стадийное изучение нескольких профессий. По этой модели обучения каждая стадия завершается итоговой аттестацией по профессии. Переход на следующую ступень обучения для овладения другой профессией в рамках интегрированной возможен только при условии успешного освоения предыдущей.

2. Многоуровневая разветвлённая модель предусматривает приобретение на первой стадии общеотраслевых знаний, умений и навыков. На следующей стадии обучения происходит профессиональная дифференциация по направлениям подготовки. На третьей стадии обучения осуществляется профессиональная дифференциация.

3. Многоуровневая комбинированная модель представляет собой комбинацию двух первых моделей.

Рассмотренные подходы к проектированию содержания и моделированию процесса профессионального образования, основанные на сочетании принципов предметности, модульности, интегра-

ции и дифференциации, позволяют организовать процесс профессионального обучения на принципиально новых положениях, сделать его оптимальным, гибким и в большей степени соответствующим сформулированным задачам профессионального самоопределения и становления молодёжи.

Библиографический список

1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. -М.: 1997. - 258 с.

2. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Пост. правительства РФ от 29.12. 2012 г., № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru.

4. Листвин А.А. Профессионально-интегратив-ная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля. -Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 214 с.

5. Экономика труда: теоретический и практический анализ / под ред. А.А. Федченко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007. - 510 с.

6. Okon W. Nowy stownik pedagogiczny . -Warszawa, 1996. - 336 s.

7. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspedagogik.- Stuttgart: Stainer, 1991. - 289 s.

УДК 378

Галиахметова Альбина Тагировна

кандидат педагогических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет

alta261 @rambler. ш

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются сущность, критерии и условия реализации комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы как средства повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, конкурентоспособность, бинарно-рефлексивный мониторинг, выпускник профессиональной школы.

Развитие социально-экономических отношений в стране требует кардинального повышения качества и эффективности деятельности образовательных организаций. Инновационное развитие отечественного образования, модернизация образования обуславливают особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в профессиональных образовательных организациях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника образовательной организации. Одним из ключевых критериев успешности адаптации личности в современное общество в условиях рыночной экономики становятся ее конкурентоспособность, т.е. способность выпускника профес-

сионального учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.

Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда студентов и педагогических работников. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов - педагогический мониторинг [2, с. 4-16]. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученности обучаемых), либо к отслеживанию отдельных аспектов педаго-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Галиахметова А.Т., 2014

Комплексный мониторинг конкурентоспособности выпускника профессиональной школы

гического процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность учебного (педагогического) процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).

В практике мониторинга педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении осуществляется лишь диагностика учебной деятельности студентов, в то время как процесс обучения - это бинарный (двусторонний) процесс, т.е. процесс, состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения). Иначе говоря, в целях определения истинных механизмов повышения эффективности учебного процесса, необходим мониторинг как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

Необходимо активное участие в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов [3, с. 67]. Очень важна также в процессе мониторинга организация участниками педагогического процесса самоанализа, рефлексии своей деятельности.

Таким образом, в целях реального повышения качества образования, подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения со всей остротой встала проблема формирования и реализации системы комплексного мониторинга учебного процесса и результатов этой деятельности, в том числе, системы бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы.

Сущность бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной образовательной организации можно выразить в следующих положениях:

1. Главной целью новой системы педагогического мониторинга является отслеживание учебного процесса, обеспечивающего непрерывное развитие и саморазвитие студентов, высокое качество их подготовки, подготовку выпускников образовательного учреждения к успешному продолжению образования и труду в условиях рыночной конкуренции.

2. Технология бинарно-рефлексивного мониторинга опирается на сущность процесса обучения, представляющую собой бинарный (двусторонний) процесс, т.е. состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения) и в соответствии с этим основана на:

- оценке как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя;

- активном участии в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов;

- организации участниками оценочной деятельности (преподавателем, студентами) самоанализа, рефлексии своей деятельности.

В основе бинарно-рефлексивного мониторинга лежит понятие «рефлексия». Рефлексия играет большую роль в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе, и в педагогической [1, с. 12-13]. Слово «рефлексия» произошло от латинского «геАехю», что означает «обращение назад» - процесс самопознания субъектом внутренних психологических и педагогических актов и состояний.

Конкурентоспособный выпускник профессионального образовательного учреждения оценивается по следующим критериям:

1. Направленность на профессию (наличие интереса к профессии, наличие устойчивой цели овладеть профессией; стремление к профессиональному росту).

2. Профессиональная компетентность (готовность и способность осуществлять основные виды профессиональной деятельности);

3. Социально- и профессионально-значимые качества (коммуникативные качества, организаторские способности, предприимчивость (включая и способность к разумному риску) и т.п.);

4. Личностные качества (креативность - способность к творческому решению задач, способность к рефлексии, способность к самореализации, работоспособность (включая здоровье) и т.п.).

В процессе проектирования и реализации новой системы педагогического мониторинга мы опирались на:

- единство критериально-аналитической базы подсистем, входящих в общую систему оценки;

- оценку и самооценку ключевых компетенций по общеобразовательным и профильным дисциплинам, направленности личности на профессию, оценку и самооценку, социально- и профессионально-значимых качеств личности;

- модульное построение контрольно-оценочной деятельности;

- реализацию методик комплексной диагностики педагогического процесса.

Эффективная реализация комплексного, в том числе, бинарно-рефлексивного мониторинга качества учебного процесса и его результатов возможна при условии:

- актуализации Я-концепции и процесса самосовершенствования личности;

- реализации эффективных информационно-педагогических и педагогических технологий;

- осуществления мотивации и технологической подготовки студентов к новой системе контрольно-оценочной деятельности.

Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние выпускника, можно отнести к числу стратегических ценностей, кото-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

111

рые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствует преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, помогает упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счете, выйти социуму из тупиковой ситуации [4, с. 10].

Достижение нового качественного уровня - конкурентоспособности выпускника в профессиональном образовательном учреждении невозможно на основе традиционных подходов и методик оценки качества профессиональной подготовки.

Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный (бинарно-рефлексивный) мониторинг обучения позволяют повысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника профессиональной школы, пользующегося повышенным спросом

у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения.

Библиографический список

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. - 2002. -№ 2. - С. 85-103; №3. - С. 277.

2. Андреев В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования // Педагогический мониторинг качества образования. - Казань: КГУ, 1999. - С. 4-16.

3. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении. - Смоленск: Универсум, 2012. - 106 с.

4. Минин М.Г. Контроль качества обучения в школе и вузе // Проблемы качества образования: достижения, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. (2-3 февраля 2011 г.). - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2011. - 303 с.

УДК 378

Мешалкин Александр Николаевич

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются инновационные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории. Систематическое и целенаправленное использование таких форм способствует профессиональному становлению будущих педагогов, способных решать сложные задачи, стоящие перед современной школой.

Ключевые слова: проблемно-диалогический и деятельностный подходы, метод ролевых игр, творческий поиск, самостоятельное мышление, исследовательская деятельность.

Современная социально-экономическая ситуация диктует высшей школе необходимость поиска новых, более эффективных форм, методов и приемов обучения, совершенствования педагогического мастерства преподавателей. Это особенно актуально для вузов, выпускающих специалистов-педагогов. Деятельность современной общеобразовательной школы строится на развивающих системах, включающих проблемно-диалогический, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы в обучении, основу которых составляет положение о позиции ученика в образовательном процессе как субъекте учебной деятельности. Для достижения образовательного результата, определяемого образовательными стандартами нового поколения, учителю необходимо систематически и целенаправленно использовать интерактивные, деятельностные методы - проблемный, эвристический, исследовательский, проектный [4]. Однако школа еще не может «преодолеть репродуктивную образовательную парадигму» [1, с. 83]. Окончательно решить эту задачу способны лишь инициативные, творческие педагоги,

у которых в полной мере сформированы все компетенции, необходимые для его профессиональной деятельности.

Профессиональному становлению будущего учителя может способствовать проблемно-диалогический и деятельностный подходы в обучении в вузе, нацеливающие всех участников образовательного процесса на взаимодействие друг с другом по обмену информацией, совместному решению конкретных учебных задач, нахождению способов достижения дидактических целей. Такая коллективная слаженная работа обеспечивается, в частности, систематическим использованием нетрадиционных интерактивных форм организации учебной деятельности.

Под формой организации учебной деятельности мы понимаем концептуальную и методологическую основу для эффективной реализации учебных целей и получения планируемого результата. Поэтому каждая форма, о которой пойдет речь, предполагает набор методов и приемов как общих, так и частных, индивидуальных, адекватных опыту, педагогическому мастерству преподавателя, обра-

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Мешалкин А.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.