Научная статья на тему 'Оптимизация развития коммуникативной компетентности руководителя посредством аутопсихологических технологий преодоления ограничений'

Оптимизация развития коммуникативной компетентности руководителя посредством аутопсихологических технологий преодоления ограничений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация развития коммуникативной компетентности руководителя посредством аутопсихологических технологий преодоления ограничений»

УДК 616.89

Самсонова К.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) kristina_samsonova_00@mail.ru

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Samsonova K.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF EMOTIONAL REGULATION

В последние годы фиксируется рост числа нарушений эмоциональной регуляции: тревожных расстройств, депрессии, навязчивых страхов и т.д. (Ковалев В.В.) При этом успех психокоррекционной работы с такими нарушениями напрямую зависит от понимания общей структуры эмоциональной регуляции и ее функциональных звеньев.

В научной литературе существует двойное понимание термина «эмоциональная регуляция». Первое подразумевает самостоятельную регулирующую функцию эмоций по отношению к поведению. Второе - процесс управление самими эмоциями.

Управление и регуляция эмоциональных состояний происходит на нескольких уровнях: 1) когнитивном; 2) телесном; 3) личностном; 4) межличностном.

Когнитивный уровень описывается исследователями с помощью ряда понятий: «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность», «когнитивный стиль».

Выделяются конкретные когнитивные действия по управлению аффектом: отвлечение внимания, переоценка значимости события, контрафактное мышление, так и устойчивые когнитивные черты (Вилюнас В.К.).

Во всех трех теориях важную роль играет такая когнитивная черта как «эмоциональное понимание». Она включает в себя сеть символических и вербальных представлений об эмоциях и напрямую зависит от широты системы мыслительных категорий и значений.

Низкая дифференцированность системы значений приводит к большей подверженности аффекту (Mayer J.D., Salovey P.).

Телесный уровень эмоциональной регуляции описывается с помощью понятия «алекситимия». Этот феномен обозначает низкую телесную чувствительность и недостаточность интрацептивного восприятия. При алекситимии наблюдается снижение качества и количества сигналов обратной связи от телесных ощущений (Николаева В.В.).

Уровень личности в регуляции эмоций связывается исследователями с важным параметром «произвольности». Соотношение произвольности и непроизвольности личностного уровня в системе регуляции эмоций изучается в рамках понятий «защитный механизм личности» и «копинг-стратегия».

Защитные механизмы личности относятся исследователями к автоматическим, бессознательным способам снижения «силы аффекта» за счет «фальсификации реальности». Тогда как копинг-стратегии рассматриваются как сознательные способы, ориентированные на реальность (Грановская Р.М.).

Механизмы защиты и копинг-стратегии оцениваются по параметрам «архаичности - зрелости» и «адаптивности -не адаптивности». В психоаналитической теории выделяют четыре уровня эффективности защит: 1) психотический (отрицание, искажение, расщепление); 2) пограничный (ипохондрия, пассивно-агрессивное поведение); 3) невротический (интеллектуализация, вытеснение); 4) здоровый (альтруизм, юмор, сублимация) (Бассин В.Ф.).

Межличностный уровень в эмоциональной регуляции подразделяется на реальные актуальные социальные связи человека и на их внутреннюю интрапсихическую репрезентацию.

В своей реальной «социальной сети» человек получает инструментальную (советы, деньги и др.) и психологическую поддержку (потребность в заботе и близости) (Перре М., Бауман У.).

Внутренняя модель обуславливает характер реальных отношений со значимыми другими. Исследователи выделяют синдром «аффективной зависимости», состоящий из «ненасытной жажды любви», постоянного страха потерять объект привязанности, а также тревожной неуверенности в себе и других. А также синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности и отвержение себя и других (Соколова Е.Т.).

Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, что система эмоциональной регуляции состоит из различных уровней. Нарушение отдельного конкретного уровня определяет характер и механизм расстройства системы эмоциональной регуляции в целом.

УДК 159.9

Степнова Л.А., Болсун С.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) stepnovala@gmail.com

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ

Stepnova L.A., Bolsun S.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

OPTIMIZATION OF DEVELOPMENT MANAGER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH AUTOPSIHOLOGICAL TECHNOLOGIES OVERCOME CONSTRAINTS

Личностно-профессиональное совершенствование происходит и в процессе осуществления профессиональной деятельности на рабочем месте, и в системе повышения квалификации и переподготовки.

Комплексная система психологической поддержки работы руководителя предусматривает разработку и использование моделей постоянной психологической помощи руководителю путем психологического контроля, консультаций, обеспечения профессиональной деятельности в процессе специальных тренингов и разработку программы подготовки руководителя.

Содержание психологической подготовки руководителя формируется на основании концепции совершенствования личностно-профессионального развития и предусматривает следующие этапы:

- развитие подготовленности руководителей к креативности и творчеству при решении задач управления;

- подготовка цельной концепции управленческой деятельности;

- совершенствование и раскрытие резервов профессионального роста управленцев;

- формирование оптимального стиля управления;

- формирование собственной команды;

- совершенствование Я-концепции в управленческой деятельности.

Эффективность профессиональной деятельности руководителей происходит не только за счет увеличения и улуч-

шения знаний, но и за счет развития личностных, деловых и профессиональных качеств, важных для руководителя (воли, интеллекта, ответственности, инициативности, психической устойчивости и др.).

Осуществление этого направления психологической работы формируется на основе модели развития аутопсихоло-гической компетентности, которая включает три компонента:

- психологические стратегии (умения, которые помогающие раскрыть свой потенциал);

- наличествующий психологический потенциал (типы темперамента, характера, энергетика, мотивация);

- психологическую тренировку, которая направлена на совершенствование психологических стратегий.

На основании этой концепции сформированы и обоснованы такие стратегии саморазвития, которые являются необходимыми для оптимальной профессиональной деятельности руководителя:

1. Стратегия сохранения позитивного отношения к самому себе - способность сохранять самоуважение и самообладание в кризисных ситуациях.

2. Стратегия постановки целей - система навыков для постановки целей.

3. Стратегия психологического переключения - способность менять психологические состояния в зависимости от ситуацией.

4. Мета-стратегия - способность наблюдать за собой во время действия, корректировать и контролировать свое поведение и состояние.

5. Стратегия противостояния психологическому давлению - способность сохранить собственное «Я», позитивное восприятие самого себя при манипуляциях.

6. Стратегия оптимального управления по ситуации - способность анализа чужого и собственного опыта, использования собственного негативного и позитивного опыта для совершенствования управления в профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности психологического состояния, которые нуждаются в психологическом консультировании, проявляются как три показателя самореализации будущего профессионала:

1) сознательная деятельная активность, которая направлена на решение задач, освоение роли руководителя и связана с творчеством и самостоятельностью при определении выборе целей и средств для их достижения;

2) неосознаваемые поведенческие проявления деятельности, которые включают реализацию инстинктов, рефлексов, установок и привычек;

3) духовно-практическая активность, которая направлена на понимание смысла в происходящих событиях, освоение опыта, традиций общества и выработку активной позиции в жизни.

Дальнейшее развитие личностно-профессиональных проблем происходит в ходе коррекционно-развивающего тренинга.

Третье направление психологического обеспечения управленческого процесса руководителей - это формирование индивидуальных планов карьерного роста на основании исследования и выявления карьерного стиля и включения процессов саморегулирования карьеры. Следует сказать, что в основании формулирования индивидуальных стратегий карьерного роста находятся закономерности совершенствования «Я» в профессиональной деятельности руководителя и основного вида мотивации.

Создание единой системы психологического сопровождения деятельности руководителя должно формироваться на психологических принципах профессионального развития и учитывать опыт диагностической и коррекционной работы

с руководителями, использовать уже разработанные техники и технологии.

Таким образом, психологическое сопровождение профессиональной деятельности руководителя - это комплекс общих, индивидуальных и специальных технологий психологической помощи руководителю, которые по-разному используются в разных условиях профессиональной деятельности, для разных категорий руководителей и на разных этапах профессиональной карьеры.

Факторами развития аутопсихологической компетентности руководителя являются:

- создание научной базы развития аутопсихологической компетентности, которая состоит из учебных, методических программ и тренингов;

- формирование среды для развития руководителей в условиях профессиональной деятельности, обучения и переобучения;

- создание соответствующей среды в организации, организационной культуры, которая способствует развитию аутопсихологической компетентности;

- формирование способности к личностному и профессиональному росту и развитию;

-организация учебного процесса с активными типами занятий.

УДК 573

Стерлигова О.П.(ФГБОУВПО «МГУПС», Москва, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ВУЗЕ

Sterligova O.P.(Moscow state University of railway engineering, Moscow, Russia)

THE USE OF TEST TASKS IN THE UNIVERSITY

Обучение - это изменение поведения, основывающееся на опыте и обработке информации. Обучение студентов - это организация познавательной деятельности и управление ею. Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций.

Под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов значительно повышается напряженность различных функций организма. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов.

Специфика обучения студента в 21 веке состоит в том, что, проводя большую часть своего времени в рабочей обстановке, он подвергается воздействию комплекса социальных, психофизиологических и других факторов его окружения; и, в свою очередь, сам воздействует на это окружение, преобразуя его. В новых условиях деятельности организм переходит в состояние физиологических и психологических адаптационных изменений.

На современном этапе развития высшей школы известно несколько способов интенсификации учебного процесса: стимулирование мотивации учебной деятельности, усиление целенаправленности обучения, повышения информативной емкости изучаемого материала, внедрение активных методов обучения, использование технических средств обучения, ускорение темпа обучения, решение проблемных задач и ситуаций. В практике развивающего обучения немаловажная роль принадлежит тестированию. Тесты имеют развивающий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.