УДК 616.89
Самсонова К.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Samsonova K.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF EMOTIONAL REGULATION
В последние годы фиксируется рост числа нарушений эмоциональной регуляции: тревожных расстройств, депрессии, навязчивых страхов и т.д. (Ковалев В.В.) При этом успех психокоррекционной работы с такими нарушениями напрямую зависит от понимания общей структуры эмоциональной регуляции и ее функциональных звеньев.
В научной литературе существует двойное понимание термина «эмоциональная регуляция». Первое подразумевает самостоятельную регулирующую функцию эмоций по отношению к поведению. Второе - процесс управление самими эмоциями.
Управление и регуляция эмоциональных состояний происходит на нескольких уровнях: 1) когнитивном; 2) телесном; 3) личностном; 4) межличностном.
Когнитивный уровень описывается исследователями с помощью ряда понятий: «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность», «когнитивный стиль».
Выделяются конкретные когнитивные действия по управлению аффектом: отвлечение внимания, переоценка значимости события, контрафактное мышление, так и устойчивые когнитивные черты (Вилюнас В.К.).
Во всех трех теориях важную роль играет такая когнитивная черта как «эмоциональное понимание». Она включает в себя сеть символических и вербальных представлений об эмоциях и напрямую зависит от широты системы мыслительных категорий и значений.
Низкая дифференцированность системы значений приводит к большей подверженности аффекту (Mayer J.D., Salovey P.).
Телесный уровень эмоциональной регуляции описывается с помощью понятия «алекситимия». Этот феномен обозначает низкую телесную чувствительность и недостаточность интрацептивного восприятия. При алекситимии наблюдается снижение качества и количества сигналов обратной связи от телесных ощущений (Николаева В.В.).
Уровень личности в регуляции эмоций связывается исследователями с важным параметром «произвольности». Соотношение произвольности и непроизвольности личностного уровня в системе регуляции эмоций изучается в рамках понятий «защитный механизм личности» и «копинг-стратегия».
Защитные механизмы личности относятся исследователями к автоматическим, бессознательным способам снижения «силы аффекта» за счет «фальсификации реальности». Тогда как копинг-стратегии рассматриваются как сознательные способы, ориентированные на реальность (Грановская Р.М.).
Механизмы защиты и копинг-стратегии оцениваются по параметрам «архаичности - зрелости» и «адаптивности -не адаптивности». В психоаналитической теории выделяют четыре уровня эффективности защит: 1) психотический (отрицание, искажение, расщепление); 2) пограничный (ипохондрия, пассивно-агрессивное поведение); 3) невротический (интеллектуализация, вытеснение); 4) здоровый (альтруизм, юмор, сублимация) (Бассин В.Ф.).
Межличностный уровень в эмоциональной регуляции подразделяется на реальные актуальные социальные связи человека и на их внутреннюю интрапсихическую репрезентацию.
В своей реальной «социальной сети» человек получает инструментальную (советы, деньги и др.) и психологическую поддержку (потребность в заботе и близости) (Перре М., Бауман У.).
Внутренняя модель обуславливает характер реальных отношений со значимыми другими. Исследователи выделяют синдром «аффективной зависимости», состоящий из «ненасытной жажды любви», постоянного страха потерять объект привязанности, а также тревожной неуверенности в себе и других. А также синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности и отвержение себя и других (Соколова Е.Т.).
Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, что система эмоциональной регуляции состоит из различных уровней. Нарушение отдельного конкретного уровня определяет характер и механизм расстройства системы эмоциональной регуляции в целом.
УДК 159.9
Степнова Л.А., Болсун С.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ
Stepnova L.A., Bolsun S.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
OPTIMIZATION OF DEVELOPMENT MANAGER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH AUTOPSIHOLOGICAL TECHNOLOGIES OVERCOME CONSTRAINTS
Личностно-профессиональное совершенствование происходит и в процессе осуществления профессиональной деятельности на рабочем месте, и в системе повышения квалификации и переподготовки.
Комплексная система психологической поддержки работы руководителя предусматривает разработку и использование моделей постоянной психологической помощи руководителю путем психологического контроля, консультаций, обеспечения профессиональной деятельности в процессе специальных тренингов и разработку программы подготовки руководителя.
Содержание психологической подготовки руководителя формируется на основании концепции совершенствования личностно-профессионального развития и предусматривает следующие этапы:
- развитие подготовленности руководителей к креативности и творчеству при решении задач управления;
- подготовка цельной концепции управленческой деятельности;
- совершенствование и раскрытие резервов профессионального роста управленцев;
- формирование оптимального стиля управления;
- формирование собственной команды;
- совершенствование Я-концепции в управленческой деятельности.
Эффективность профессиональной деятельности руководителей происходит не только за счет увеличения и улуч-
шения знаний, но и за счет развития личностных, деловых и профессиональных качеств, важных для руководителя (воли, интеллекта, ответственности, инициативности, психической устойчивости и др.).
Осуществление этого направления психологической работы формируется на основе модели развития аутопсихоло-гической компетентности, которая включает три компонента:
- психологические стратегии (умения, которые помогающие раскрыть свой потенциал);
- наличествующий психологический потенциал (типы темперамента, характера, энергетика, мотивация);
- психологическую тренировку, которая направлена на совершенствование психологических стратегий.
На основании этой концепции сформированы и обоснованы такие стратегии саморазвития, которые являются необходимыми для оптимальной профессиональной деятельности руководителя:
1. Стратегия сохранения позитивного отношения к самому себе - способность сохранять самоуважение и самообладание в кризисных ситуациях.
2. Стратегия постановки целей - система навыков для постановки целей.
3. Стратегия психологического переключения - способность менять психологические состояния в зависимости от ситуацией.
4. Мета-стратегия - способность наблюдать за собой во время действия, корректировать и контролировать свое поведение и состояние.
5. Стратегия противостояния психологическому давлению - способность сохранить собственное «Я», позитивное восприятие самого себя при манипуляциях.
6. Стратегия оптимального управления по ситуации - способность анализа чужого и собственного опыта, использования собственного негативного и позитивного опыта для совершенствования управления в профессиональной деятельности.
Индивидуальные особенности психологического состояния, которые нуждаются в психологическом консультировании, проявляются как три показателя самореализации будущего профессионала:
1) сознательная деятельная активность, которая направлена на решение задач, освоение роли руководителя и связана с творчеством и самостоятельностью при определении выборе целей и средств для их достижения;
2) неосознаваемые поведенческие проявления деятельности, которые включают реализацию инстинктов, рефлексов, установок и привычек;
3) духовно-практическая активность, которая направлена на понимание смысла в происходящих событиях, освоение опыта, традиций общества и выработку активной позиции в жизни.
Дальнейшее развитие личностно-профессиональных проблем происходит в ходе коррекционно-развивающего тренинга.
Третье направление психологического обеспечения управленческого процесса руководителей - это формирование индивидуальных планов карьерного роста на основании исследования и выявления карьерного стиля и включения процессов саморегулирования карьеры. Следует сказать, что в основании формулирования индивидуальных стратегий карьерного роста находятся закономерности совершенствования «Я» в профессиональной деятельности руководителя и основного вида мотивации.
Создание единой системы психологического сопровождения деятельности руководителя должно формироваться на психологических принципах профессионального развития и учитывать опыт диагностической и коррекционной работы
с руководителями, использовать уже разработанные техники и технологии.
Таким образом, психологическое сопровождение профессиональной деятельности руководителя - это комплекс общих, индивидуальных и специальных технологий психологической помощи руководителю, которые по-разному используются в разных условиях профессиональной деятельности, для разных категорий руководителей и на разных этапах профессиональной карьеры.
Факторами развития аутопсихологической компетентности руководителя являются:
- создание научной базы развития аутопсихологической компетентности, которая состоит из учебных, методических программ и тренингов;
- формирование среды для развития руководителей в условиях профессиональной деятельности, обучения и переобучения;
- создание соответствующей среды в организации, организационной культуры, которая способствует развитию аутопсихологической компетентности;
- формирование способности к личностному и профессиональному росту и развитию;
-организация учебного процесса с активными типами занятий.
УДК 573
Стерлигова О.П.(ФГБОУВПО «МГУПС», Москва, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ВУЗЕ
Sterligova O.P.(Moscow state University of railway engineering, Moscow, Russia)
THE USE OF TEST TASKS IN THE UNIVERSITY
Обучение - это изменение поведения, основывающееся на опыте и обработке информации. Обучение студентов - это организация познавательной деятельности и управление ею. Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций.
Под влиянием хронического воздействия учебных эмоциональных факторов значительно повышается напряженность различных функций организма. Каждый вид учебной деятельности студентов требует от них адекватной мобилизации психологических и физиологических резервов организма, оперативного изменения уровня напряжения адаптационных механизмов.
Специфика обучения студента в 21 веке состоит в том, что, проводя большую часть своего времени в рабочей обстановке, он подвергается воздействию комплекса социальных, психофизиологических и других факторов его окружения; и, в свою очередь, сам воздействует на это окружение, преобразуя его. В новых условиях деятельности организм переходит в состояние физиологических и психологических адаптационных изменений.
На современном этапе развития высшей школы известно несколько способов интенсификации учебного процесса: стимулирование мотивации учебной деятельности, усиление целенаправленности обучения, повышения информативной емкости изучаемого материала, внедрение активных методов обучения, использование технических средств обучения, ускорение темпа обучения, решение проблемных задач и ситуаций. В практике развивающего обучения немаловажная роль принадлежит тестированию. Тесты имеют развивающий