УДК 616.89
Самсонова К.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Samsonova K.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ELEMENTS OF EMOTIONAL REGULATION
В последние годы фиксируется рост числа нарушений эмоциональной регуляции: тревожных расстройств, депрессии, навязчивых страхов и т.д. (Ковалев В.В.) При этом успех психокоррекционной работы с такими нарушениями напрямую зависит от понимания общей структуры эмоциональной регуляции и ее функциональных звеньев.
В научной литературе существует двойное понимание термина «эмоциональная регуляция». Первое подразумевает самостоятельную регулирующую функцию эмоций по отношению к поведению. Второе - процесс управление самими эмоциями.
Управление и регуляция эмоциональных состояний происходит на нескольких уровнях: 1) когнитивном; 2) телесном; 3) личностном; 4) межличностном.
Когнитивный уровень описывается исследователями с помощью ряда понятий: «эмоциональный интеллект», «эмоциональная компетентность», «когнитивный стиль».
Выделяются конкретные когнитивные действия по управлению аффектом: отвлечение внимания, переоценка значимости события, контрафактное мышление, так и устойчивые когнитивные черты (Вилюнас В.К.).
Во всех трех теориях важную роль играет такая когнитивная черта как «эмоциональное понимание». Она включает в себя сеть символических и вербальных представлений об эмоциях и напрямую зависит от широты системы мыслительных категорий и значений.
Низкая дифференцированность системы значений приводит к большей подверженности аффекту (Mayer J.D., Salovey P.).
Телесный уровень эмоциональной регуляции описывается с помощью понятия «алекситимия». Этот феномен обозначает низкую телесную чувствительность и недостаточность интрацептивного восприятия. При алекситимии наблюдается снижение качества и количества сигналов обратной связи от телесных ощущений (Николаева В.В.).
Уровень личности в регуляции эмоций связывается исследователями с важным параметром «произвольности». Соотношение произвольности и непроизвольности личностного уровня в системе регуляции эмоций изучается в рамках понятий «защитный механизм личности» и «копинг-стратегия».
Защитные механизмы личности относятся исследователями к автоматическим, бессознательным способам снижения «силы аффекта» за счет «фальсификации реальности». Тогда как копинг-стратегии рассматриваются как сознательные способы, ориентированные на реальность (Грановская Р.М.).
Механизмы защиты и копинг-стратегии оцениваются по параметрам «архаичности - зрелости» и «адаптивности -не адаптивности». В психоаналитической теории выделяют четыре уровня эффективности защит: 1) психотический (отрицание, искажение, расщепление); 2) пограничный (ипохондрия, пассивно-агрессивное поведение); 3) невротический (интеллектуализация, вытеснение); 4) здоровый (альтруизм, юмор, сублимация) (Бассин В.Ф.).
Межличностный уровень в эмоциональной регуляции подразделяется на реальные актуальные социальные связи человека и на их внутреннюю интрапсихическую репрезентацию.
В своей реальной «социальной сети» человек получает инструментальную (советы, деньги и др.) и психологическую поддержку (потребность в заботе и близости) (Перре М., Бауман У.).
Внутренняя модель обуславливает характер реальных отношений со значимыми другими. Исследователи выделяют синдром «аффективной зависимости», состоящий из «ненасытной жажды любви», постоянного страха потерять объект привязанности, а также тревожной неуверенности в себе и других. А также синдром «аффективной тупости», для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности и отвержение себя и других (Соколова Е.Т.).
Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, что система эмоциональной регуляции состоит из различных уровней. Нарушение отдельного конкретного уровня определяет характер и механизм расстройства системы эмоциональной регуляции в целом.
УДК 159.9
Степнова Л.А., Болсун С.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ
Stepnova L.A., Bolsun S.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
OPTIMIZATION OF DEVELOPMENT MANAGER'S COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH AUTOPSIHOLOGICAL TECHNOLOGIES OVERCOME CONSTRAINTS
Личностно-профессиональное совершенствование происходит и в процессе осуществления профессиональной деятельности на рабочем месте, и в системе повышения квалификации и переподготовки.
Комплексная система психологической поддержки работы руководителя предусматривает разработку и использование моделей постоянной психологической помощи руководителю путем психологического контроля, консультаций, обеспечения профессиональной деятельности в процессе специальных тренингов и разработку программы подготовки руководителя.
Содержание психологической подготовки руководителя формируется на основании концепции совершенствования личностно-профессионального развития и предусматривает следующие этапы:
- развитие подготовленности руководителей к креативности и творчеству при решении задач управления;
- подготовка цельной концепции управленческой деятельности;
- совершенствование и раскрытие резервов профессионального роста управленцев;
- формирование оптимального стиля управления;
- формирование собственной команды;
- совершенствование Я-концепции в управленческой деятельности.
Эффективность профессиональной деятельности руководителей происходит не только за счет увеличения и улуч-