преподавания синхронного перевода. М., 1979.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
8. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
10. Конопкин О.А., Прыгин Г.С. // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 42-52.
11. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004.
Поступила в редакцию 25.01.2007 г.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
К.В. Серебрянников
Serebryannikov K.V. Acmeological approach in prevention of addictive behaviour. It is shown in the article that problems in personal development are closely connected with addictive behaviour, therefore acmeological approach in the preventive programmes should be used. The preventive program “Open World” is 26 academic hours long and consists of acmeological techniques of self-development and self-regulation as well as elements of Health Promotion Education programme and Life Skills Education programme adapted to Russia. The results of the control tests after the participation in the programme show that it helps young people to reduce risk of drugs use.
Научные исследования в области профилактики зависимости начали появляться в конце шестидесятых годов прошлого столетия в США (J.H. Amirkhan, S. Cohen, T.A. Wills, G. Botwin). Через некоторое время этой проблемой стали заниматься и отечественные ученые (А.Е. Личко, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, Ф.Б. Березин,
Л.И. Вассерман, др.).
Анализ зарубежного опыта (США, Европа), показал, что на протяжении последних 20 лет профилактика зависимости является важной частью образования и дает положительные результаты. Поэтому целесообразным, на наш взгляд, будет проанализировать этот уже накопленный опыт профилактической работы и попытаться адаптировать его к российским условиям. Это тем более актуально, потому что в России, по оценкам специалистов, недостаточно собственных эффективных профилактических программ [1]. Начнем с понятий.
Профилактика в целом - это система мероприятий, нацеленная на повышение качества жизни. В рамках предмета нашего исследования под профилактикой мы будем понимать «комплекс мероприятий, направленных на предотвращение формирования зависимых моделей поведения» [2].
Зависимое поведение в клинической психологии чаще называют аддиктивным. Аддиктивное поведение представляет собой одну из форм девиантного поведения, которое проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния при помощи психоактивных веществ (ПАВ) или видов деятельности, доставляющих человеку экстремальные эмоции. Основным мотивом лиц, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими как «серое», «скучное», «монотонное». Такие люди не приемлют того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать принятые в семье или обществе традиции и нормы [3].
Анализ литературы по проблеме исследования (С.В. Березин, В.Н. Косырев, В.Д. Мен-делевич, Е.А. Назаров, B. Segal и др.) указывает на то, что в зону риска формирования зависимого поведения попадают подростки со вполне определенными личностно-характерологическими особенностями [3, с. 199]. Чаще всего им свойственны:
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду.
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
7. Стереотипность, повторяемость поведения.
8. Зависимость.
9. Тревожность.
Обобщая литературу по данной проблеме, можно заключить, что в основе формирования зависимого поведения чаще всего лежит недостаточный уровень развития личности подростка. Отсюда инфантильные реакции, отсутствие навыков преодоления трудностей, негативный опыт взаимодействия с окружающими, нежелание (страх) брать на себя ответственность, зависимая от окружающего, нечеткая «Я-концепция». Отсюда мы делаем важный для себя вывод: решение проблемы зависимости может лежать в области акмеологии как отдельного направления психологии, осуществляющего комплексные исследования закономерностей развития человека, и достижение им в этом развитии наиболее высокого уровня [4]. С точки зрения акмеологического подхода зависимое поведение является противоестественным, т. к. препятствует росту и развитию личности и, более того, ведет к ее деградации.
Исходя из изложенных выше положений, используя опыт отечественных и зарубежных авторов, мы разработали собственную, ак-меологически ориентированную программу профилактики зависимого поведения «Открытый мир».
Ее содержание нацелено, прежде всего, на формирование у подростков знаний, умений и навыков, способствующих увеличению жизнестойкости и резистентности к формированию деструктивных моделей поведения. Этот комплекс знаний, умений и навыков называют факторы жизнестойкости:
1. Адекватная самооценка.
2. Положительная Я-концепция.
3. Умение устанавливать и соблюдать личностные границы.
4. Способность выражать и понимать свои и чужие чувства.
5. Умение устанавливать дружеские отношения.
6. Умение ставить цели и решать встающие на пути проблемы.
Цели программы:
I. Формирование психолого-педагоги-ческих условий для повышения уровня развития личности в период ее формирования.
II. Актуализация процесса личностного самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе, овладение техниками самоконтроля и саморегуляции, умения устанавливать дружеские, эмоционально-близкие взаимоотношения с окружающими, способность быть ответственным человеком, здоровым физически, психологически, социально и духовно.
Задачи программы:
1. Распространение объективной информации о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ и моделях аддиктивного поведения.
2. Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, умений осуществлять самостоятельно и ответственно свой выбор.
3. Предоставление альтернатив деструктивному компенсаторно-адаптационному
поведению. Основная цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности при помощи формирования здоровых жизненных навыков.
4. Целевая работа - оказание адекватной
помощи в преодолении проблем при помощи копинг-стратегий проблеморазрешающего
поведения.
При построении программы использовались принципы:
1) системности (предварительно проведенная разработка и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной, социальной и наркотической ситуации в школах г. Тамбова);
2) стратегической целостности (программа согласована с ведомствами, зани-
мающимися проблемой зависимых моделей поведения);
3) принцип многоаспектности (сочетание аспектов профилактической деятельности: личностного, поведенческого, средового);
4) принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности (профилактические действия совпадают с реальной социально-экономической, социально-психологической и наркологической ситуации в стране).
Предлагаемая программа «Открытый мир» рассчитана на учеников 8-11 классов (26 аудиторных часов), делает попытку реализовать задачу формирования психологической устойчивости подростков, подготовить их к взрослой жизни, научить решать проблемы личностного роста и развития.
Программа состоит из 12 занятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для развития ключевых сфер жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение жизнестойкости у подростков.
2. Уменьшение влияния факторов риска употребления ПАВ и деструктивных моделей поведения.
3. Овладение активными созидательными жизненными позициями.
Формы организации занятий и методы обучения включали: групповую работу;
тренинг поведения; когнитивную модификацию и терапию; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; ролевые игры; психогимнастику; элементы индивидуальной и групповой работы; супервизию старшеклассников, проводящих занятия самостоятельно.
Основу программы «Открытый мир» составляют акмеологические техники по саморегуляции и аутопсихологической компетентности. Также включены занятия по психологической компетентности информационно-просветительского центра «Опора» и авторские методики ученых Самарского государственного университета К.С. Лисецко-го, С.В. Березина и А.Э. Березовского.
Программа разработана в соответствии с основными направлениями профилактики, таким как «Обучение здоровому образу жизни» (Health Promotion Education), распространенным в Англии, Франции, Австралии, и «Обучение жизненным навыкам» (Life Skills Education), распространенного в США, Канаде.
Программа «Открытый мир» включает элементы первичной и вторичной профилактики, что необходимо для работы в группах подростков с различным опытом употребления ПАВ. Комплекс мероприятий сочетает работу, направленную на предотвращение потребления ПАВ и зависимых моделей поведения, с работой по остановке и прекращению использования зависимых моделей поведения.
Учебно-тематический план программы «Открытый мир»
№ Темы занятий Часы
1 Введение в программу, знакомство. (Диагностика уровня риска формирования зависимых моделей поведения) 2
2 Здоровый образ жизни 1
З Изучение Я-концепции, тренинг «Кто я?» 1
4 Навыки решения проблем. Копинг-стратегии З
5 Работа с чувствами 2
б Тренинг по развитию адекватной самооценки 2
7 Эмпатия, аффилиация, социальная компетентность 2
S Развитие стрессоустойчивости 2
9 «Тело и Я». Телесно-ориентированные тренинги 1
10 Урок юмора 1
11 Уникальность 2
12 Тренинги по обретению контроля над ситуацией 2
1З Тренинги по саморегуляции и энергосбережению 2
14 Заключительное занятие. Подведение итогов 1
15 Итоговая диагностика 2
Итого: 26
Содержание профилактической программы «Открытый мир»
1. Введение в программу, знакомство -
2 ч.
Цели и задачи курса: Содержание, специфика занятий по психологическим основам эффективного общения, самопознания, эмоциональной и волевой саморегуляции. Мотивация учащихся на самопознание. Установление правил работы в группе. Диагностика.
Задачи диагностики: определить начальный уровень риска формирования зависимых моделей поведения у подростков.
Методики: опросник «Предрасположен ли ты к наркотикам»; опросник «Теста на созависимость».
2. Занятие «Здоровый образ жизни» - 1 ч.
Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни.
Задачи: обучение навыкам заботы о себе, своем организме.
Введение понятий «здоровый образ жизни», физический, психологический, социальный и духовный аспекты; «Журналы для ответов», плакат «Ромашка», упражнение «Постановка цели».
3. Изучение Я-концепции, тренинг «Кто я?» - 1 ч.
Цель: работа с образом «Я» в структуре «Я - концепции».
Задачи: знакомство с группой, знакомство с представлениями о себе у участников группы, осознание множественности собственных «Я - образов». Тренинг по методике М. Кунта «Кто я?»
4. Навыки решения проблем. Копинг-стратегии - 3 ч.
Цель: познакомить участников программы с процессом разрешения проблем и его этапами; отработать пять этапов проблеморазрешающего поведения.
Задачи: обучить навыкам проблеморазрешающего поведения. Ролевая игра «Я могу!», актуальные проблемы участников.
5. Работа с чувствами - 2 ч.
Цель: показать, насколько чувства могут быть разными, и как все они важны для человека.
Задачи: познакомить учащихся с тем, что чувства могут проявляться на четырех уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном. Плакат «Называние моих
чувств», упражнение «Назови свои чувства», плакаты «Искусство общения», «Поделись своими чувствами».
6. Тренинг по развитию адекватной самооценки - 2 ч.
Цель: нахождение критериев оценки себя.
Задачи: выявление критериев определения сходства и различия с другими; развитие способности к свободному проявлению себя как похожего и себя как отличного; выделение общего и различного как способ построения отношений. Вопросы для обсуждения в группе: «Что для меня важно в знакомом человеке?». Понятие «Неадекватная самооценка». Жизнь «в любой самооценке». упражнение «Я и Мое», упражнение «Живая самооценка», «Черное и Белое».
7. Эмпатия, аффилиация, социальная компетентность - 2 ч.
Цели: научиться определять и разделять эмоциональные состояния других людей.
Задачи: развить способности «вставать» на позицию других, научиться «принимать их роли»; научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения. Ролевые игры «Навыки эффективного общения», развитие способности «принять роль» другого человека.
8. Развитие стрессоустойчивости - 2 ч.
Цель: выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.
Задачи: работа с защитными механизмами; психодраматическое переживание чувства вины. Упражнения: «Стаканчик», «Расскажи, что будет, если тебя не будет?», «Жизнь - смерть», автобиография за 45 с, «Эпитафия на себя», телесные техники, ролевые игры.
9. Мое «тело» и мое «Я» - 1 ч.
Цель: осознание источника телесного напряжения.
Задачи: осознание собственной телесности, овладение языком своего тела, работа с телесными зажимами. Упражнения: «Слепой и поводырь», «Заросли», «Броуновское движение».
10. Урок юмора - 1 ч.
Цель: развитие чувства юмора как защитного механизма.
Задача: трансформация негативных переживаний в личностно развивающие с помощью чувства юмора. Упражнения: «Сочи-
ни анекдот про себя», «Работа с образом чувства юмора», «Посмейся над собой», «Истории Д. Хармса», игра «Антиалкогольная реклама».
11. Уникальность - 2 ч.
Цель: сформировать представление о том, что каждый из нас - особенный и неповторимый, т. е. уникальный.
Задачи: познакомить учащихся с особенными качествами и талантами каждого. Упражнение: «Мечта - цель - план».
12. Тренинги по развитию контроля над ситуацией - 2 ч.
Введение понятий «Уверенное», «ассер-тивное» поведение.
Цели: развить умение контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь; развить навыки уверенного поведения, устойчивости к давлению среды. Ролевые игры «Ситуации».
13. Аутопсихологическая компетентность - 2 ч.
Акмеологическая технология «Медитация внутренней улыбки» относится к техникам экологии психической сферы человека.
Цель: овладеть методами управления
мысли в интересах здоровья. Техника «Медитация внутренней улыбки».
14. Заключительное занятие. Подведение итогов - 1 ч.
Цель: подведение итогов работы определение цели на будущее. Модель «Шаги постановки цели».
15. Итоговая диагностика эффективности программы - 2 ч.
Диагностика (2-й этап).
Цель: проверка эффективности программы.
Для проверки эффективности разработанной нами программы, в период с 2004 по 2005 г. в г. Тамбове, на базе училища № 30 было проведено специальное исследование. В нем приняли участие 93 человека - 31 юноша и 62 девушки в возрасте от 14 до 16 лет.
Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий этап, экспериментально-преобразующий и заключительный этап.
Констатирующий этап исследования. По результатам опросников «Предрасположен ли ты к наркотикам», «Теста на созави-симость», опроса учителей, родителей и самих подростков испытуемые были разделены на три группы: с сильным, средним и слабым уровнем риска формирования зависимости.
Группы были названы соответственно «Постоянно употребляющие», «Ситуативно
употребляющие» и «Не употребляющие».
Далее испытуемые были протестированы по специальному набору методик. Анализ литературы по проблеме исследования (С.В. Березин, В.Н. Косырев, В.Д. Менделе-вич, Е.А. Назаров, B. Segal и др.) показал, что в зону риска формирования зависимого поведения чаще попадают подростки со вполне определенными личностно-характерологическими особенностями, перечисленными выше [3, с. 199].
Ориентируясь на эти особенности, для проведения дальнейших срезов были отобраны следующие методики: методика экспресс-диагностики самооценки Дембо-Рубинш-тейна; методика измерения локализации контроля Дж. Роттера; экспресс-диагностика эмпатии; исследование форм проявления характера Т. Лирри, методика выявления склонности к риску Г. Шуберта; методика диагностики ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Полученные с помощью них данные усреднялись отдельно для каждой из трех групп и проверялись на значимость различий по t-критерию Стью-дента с помощью компьютерной программы SPSS-13,0. Психологические профили групп строились по усредненным z-значениям.
Значимые различия по 1 срезу (рис. 1) были выявлены между первой и второй, первой и третьей группами по всем шкалам. Это говорит о том, что подростки, которые не употребляют ПАВ, имеют более эффективные механизмы преодоления психологических проблем, их состояние менее подвержено воздействию внешних факторов и они лучше адаптируются.
Значимые различия между второй и третьей группой выявлены по шкалам лидерство, агрессивность, склонность к риску и самооценка. Подростки из второй группы, по сравнению с третьей, более склонны к агрессивному поведению, стремятся к лидерству, они склонны к рискованным поступкам, обнаруживают заниженную самооценку.
Подростки из третьей группы, в сравнении с испытуемыми из второй, не склонны принимать на себя ответственность, более зависимы, склонны отрицать существующие в обществе нормы и имеют завышенную самооценку. В целом профиль группы не упот-
ребляющих ПАВ подростков является более оптимальным и свидетельствует о наименьшей степени риска формирования зависимого поведения. Напротив, профиль группы постоянных потребителей представляет собой критический уровень риска формирования зависимости.
Экспериментально-преобразующий этап исследования. На данном этапе было проведено десять профилактических мероприятий с использованием информационного и аффективного подходов (курс лекций о
вреде наркотиков, видах ПАВ, видах зависимости, последствия употребления ПАВ, уголовно-правовые аспекты употребления ПАВ, просмотр видеоматериалов по теме лекций). Аффективный и информационный подходы являются в современной практике профилактики зависимого поведения наиболее распространенными, т. к. не требуют специальных знаний, владения специальными психотехниками, особых затрат на подготовку.
После проведения лекций был проведен второй срез (рис. 2).
Не употребляющие ПАВ Ситуативные Постоянные
потребители потребители
И Интернальность_1 Личностная тревожность_1 ПЛири Консерватизм 1 Е Лири Зависимость^
□ Склонность к риску_1
Н Эмпатая_1
Н Лири Доминирование_1 В Лири Негативизм_1 "
□ Лири Конформизм_1 0 Самооценка_1
Реактивная тревожность_1 □ Лири Уверенность в себе_1 Лири Уступчивость_1 ■ Лири Отзывчивость_1
Рис. 1. Психологические профили групп (1 срез)
1,5
Не употребляющие ПАВ Ситуативные Постоянные
потребители потребители
□ Интернальность_2
□ Личностная тревожность_2 ПЛири Консерватизм 2
Е Лири Зависимость^
□ Склонность к риску _2
И Эмпатия_2
И Лири Доминирование_2 В Лири Негативизм_2
□ Лири Конформизм_2
□ Самооценка_2
□ Реактивная тревожность_2
□ Лири Уверенность в себе_2
□ Лири Уступчивость_2
■ Лири Отзывчивость_2
Рис. 2. Психологические профили групп (2 срез)
Незначительные изменения профилей трех групп говорят о невысокой эффективности распространенных на данный момент подходов к профилактике зависимости. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что значимые различия между данными первого и второго срезов выявлены только в третьей группе по шкале реактивной тревожности. Получается, что реактивная тревожность у постоянных потребителей ПАВ выросла, а это опасно, поскольку аффект часто приводит к обратному результату: не отказу от наркотиков, а стремлению к ним для избавления от неприятного состояния.
Заключительный этап исследования. На данном этапе проводились 14 занятий с использованием акмеологического и мульти-компонентного подходов, после чего был проведен третий срез (рис. 3).
При сравнении профилей второго и третьего срезов были выявлены следующие изменения. Психологический профиль первой группы качественно не изменился, просто он стал еще более ярко выраженным. Это можно интерпретировать как усиление психологических особенностей, способствующих снижению риска формирования зависимого поведения.
Профиль второй группы изменился и приблизился к профилю первой группы. Это
указывает на необходимость обращать более пристальное внимание на ситуативных потребителей, которые уже имеют опыт использования психоактивных веществ, но не имеют достаточного опыта негативных последствий, что делает их потенциально открытыми для формирования зависимости. К значимым положительным изменениям у второй группы можно отнести выросшее стремление к независимости, повышение самооценки, стремление к сотрудничеству, снизились склонность к риску и негативизм.
У третьей группы наблюдаются самые значительные изменения настолько, что он в целом тоже стал напоминать профиль первой группы. Таким образом, третья группа оказалась даже более восприимчивой к профилактическим воздействиям, чем вторая. По нашему мнению, это объясняется тем, что данная группа имела дополнительный стимул к изменению - субъективно и социально отмечаемые негативные последствия регулярного употребления ПАВ и того нездорового образа жизни, который этому сопутствует. Испытав больше негативных последствий употребления ПАВ, участники эксперимента из третьей группы более активно осваивали стратегии выхода из затруднительных жизненных ситуаций и эффективные способы решения внутриличностных проблем.
0,8—
0,60,4-10,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8
Не употребляющие ПАВ
Ситуативные
потребители
Постоянные
потребители
И Интернальность_3 Ш Личностная тревожность_3 ЮЛири Консерватизм 3 И Лири Зависимость_3
□ Склонность к риску_3
И Эмпатия_3
□ Лири Доминирование_3
□ Лири Негативизм_3 "
□ Лири Конформизм_3
□ Самооценка_3
Ы Реактивная тревожность_3
□ Лири Уверенность в себе_3
□ Лири Уступчивость_3
■ Лири Отзывчивость_3
Рис. 3. Психологические профили групп (3 срез)
Таким образом, было убедительно показано, что акмеологический подход, используемый в профилактических занятиях эффективен, и может применяться в профилактической работе с подростками, имеющими различный опыт употребления ПАВ.
По результатам сравнительного анализа данных участников профилактической программы «Открытый мир» с использованием акмеологического подхода, можно констатировать, что все три группы увеличили способность противостоять негативным факторам и снизили риск формирования зависимости. Наблюдения, проведенные нами во время занятий с подростками, показали, что они чаще стали проявлять такие качества, как ответственность, желание вести активный, здоровый образ жизни, взаимопонимание, умение сотрудничать, стремление отстаивать собственное мнение, умение говорить «нет», у них явно улучшились навыки межличностного взаимодействия и аутопсихологическая компетентность.
И что особенно важно для профилактики зависимого поведения, большинство участников программы проявили желание использовать и постараться передать другим навыки, полученные при участии профилактической программе «Открытый мир».
1. Лисецкий К.С., Литягина Е.В. // Критика общепринятой концепции профилактики наркотизма: III Всерос. съезд психологов. Самара, 2003. С. 121.
2. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара, 2000. С. 11.
3. Косырев В.Н. Клиническая психология. Тамбов, 2003. С. 198.
4. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.
5. Романова О.Л. // Вопр. наркологии. 1993. № 3. С. 54-65.
Поступила в редакцию 25.01.2007 г.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
И.В. Морозикова
Morozikova I.V. Comparison characteristics of artistic and pedagogical abilities in the professional activity of future teachers of Fine Arts. In the article there has been carried out the analysis of special abilities of future teachers of Fine Arts. The author suggests differences in the structure of these abilities of future teachers of Fine Arts should determine the peculiarities of manifestations of pedagogical and artistic abilities in their professional activity.
Одним из решающих условий модернизации образования, повышения его качества и эффективности, реализации практической направленности содержания является обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами. Проблема профессиональной компетентности остается актуальной, особенно для деятельности вузов в условиях вхождения в Болонский процесс, перехода к реализации Государственных образовательных стандартов нового поколения. Функционирование и совершенствование системы профессионального педагогического образования требует соответствующего
научного, в частности, психологического обеспечения.
Изучение специальных способностей является одним из приоритетных направлений исследования личности и профессиональной деятельности учителя (Г.В. Акопов, Ф.Н. Го-ноболин, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов,
A.К. Маркова, Л.М. Митина, В. А. Сластенин,
B.А. Сонин, А.И. Щербаков).
В подавляющем большинстве работ специальные способности понимаются как педагогические, одинаковые для всех учителей, независимо от предметной направленности их деятельности. В последнее время специ-