Научная статья на тему 'Психолингвистические универсалии этнопедагогики'

Психолингвистические универсалии этнопедагогики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистические универсалии / этнопедагогика / интенции / лексические категории / словообразовательные и морфологические закономерности. / psycholinguistic universals / ethnopedagogics / intentions / lexical bases categories / word-formation and morphological regularities.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М М. Султыгова, А С. Мейриева

В предлагаемой статье выполнен анализ психолингвистических универсалий этнопедагогики, представленных интенциями и выражающими их лексическими категориями, словообразовательными и морфологическими закономерностями. Дана психологическая интерпретация выявленных языковых явлений. Эмпирический анализ представленных в статье интенций отражает то обстоятельство, что они обусловлены единой природой человека, поэтому названные категории остаются неизменными в любой этнокультурной среде и социальной нише. Психолингвистическое тождество названных интенций и категорий в разных этнокультурах, обусловленное единством внутренней речи и сознания, являет собой закономерность, распространяющуюся на исследование этноязыковой картины мира, лингводидактического пространства конкретного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC UNIVERSALES OF ETHNOPEDAGOGICS

In the article the authors execute analysis of ethnopedagogicspsycholinguistic universals. They are represented by intentions and lexical bases categories, word-formation and morphological regularities. The authors carry out psychological interpolation of those linguistic phenomena. Psychological interpretation of the identified linguistic phenomena has been given. The empirical analysis of the intentions reflects the fact that they are conditioned by a single human nature, so these categories remain unchanged in any ethnocultural environment and social niche. The psycholinguistic identity of these intentions and categories in different ethnocultures, due to the unity of internal speech and consciousness, is a regularity that extends to the study of the ethno-language picture of the world, the linguodidactic space of a particular people.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические универсалии этнопедагогики»

Каждого подростка национального региона нужно научить любить народ и гордиться тем, что он дал человечеству гениального поэта Коста Хетагурова, прославленного полководца Исса Плиева, арктического джигита Юрия Кучиева. Заслуживает уважения народ, который является наследником прославленной кобан-ской культуры и скифского искусства, народ, который, несмотря на все трудности и невзгоды, донес нам прекрасный аланский язык. Надо гордиться народом, кото-

Библиографический список

рый является создателем выдающегося памятника - шедевра мировой цивилизации - нартовского эпоса и неповторимого в мире, божественного танца «Симд».

Каждый человек обязан любить, прежде всего, свой народ, свою малую родину, лелеять ее и способствовать ее процветанию. Но вместе с тем, он должен с уважением относиться и к другим народам - вот принцип, лишенный всякого лицемерия.

1. Aмонашвили ША Вера и любовь. Москва, 2GG9.

2. Битарова A.T. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ: СОГу 2012.

3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Государственная программа. Москва, 2GG5.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: ОЛМA Медиа Групп, 2GG9.

5. Дзидзоева С.М. К вопросу военно-патриотического воспитания старших дошкольников в условиях региона. Искусство - диалог культур: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2G18: 284 - 289.

6. Зембатова Л.Т. Проблема формирования национального самосознания младших школьников в условиях региона. Мир науки, культуры, образования. 2G18; № 5 (72): 169 - 171.

7. Киргуева Ф.Х., Гизоев С.Э. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2G18; № 5 (72): 274 - 277.

8. Данилюк A.A., Кондаков AM, Тишков ВА Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Москва: Просвещение, 2GG9.

9. Леонтьев A.A. Патриотическое воспитание и национальное образование. Начальная школа (плюс и минус). 2GG2; № 4: 4 - 6.

1G. Лихачев Д.С. Патриотизм и национализм. Малые народы. Избранное. Москва: Российский Фонд Культуры, 2GG6.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 1999.

References

1. Amonashvili Sh.A. Vera i lyubov'. Moskva, 2GG9.

2. Bitarova A.T. 'Etiket gorskih narodov Severnogo Kavkaza i ego vliyanie na vospitanie podrastayuschego pokoleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz: SOGU, 2G12.

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2006-2010 gody. Gosudarstvennaya programma. Moskva, 2GG5.

4. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: OLMA Media Grupp, 2GG9.

5. Dzidzoeva S.M. K voprosu voenno-patrioticheskogo vospitaniya starshih doshkol'nikov v usloviyah regiona. -Iskusstvo dialog kul'tun sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2G18: 284 - 289.

6. Zembatova L.T. Problema formirovaniya nacional'nogo samosoznaniya mladshih shkol'nikov v usloviyah regiona. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2G18; № 5 (72): 169 - 171.

7. Kirgueva F.H., Gizoev S.'E. Rol' istorii v vospitanii grazhdanstvennosti i patriotizma molodezhi. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2G18; № 5 (72): 274 - 277.

8. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obschego obrazovaniya: proekt. Moskva: Prosveschenie, 2GG9.

9. Leont'ev A.A. Patrioticheskoe vospitanie i nacional'noe obrazovanie. Nachal'naya shkola (plyus i minus). 2GG2; № 4: 4 - 6.

1G. Lihachev D.S. Patriotizm i nacionalizm. Malye narody. Izbrannoe. Moskva: Rossijskij Fond Kul'tury, 2GG6.

11. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 1999.

Статья поступила в редакцию 27.11.19

УДК 37.00 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10125

Sultigova M.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Education and Primary Education Techniques, Ingush State University

(Magas, Russia), E-mail: [email protected]

Meirieva A.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Education and Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: [email protected]

PSYCHOLINGUISTIC UNIVERSALES OF ETHNOPEDAGOGICS. In the article the authors execute analysis of ethnopedagogics' psycholinguistic universals. They are represented by intentions and lexical bases categories, word-formation and morphological regularities. The authors carry out psychological interpolation of those linguistic phenomena. Psychological interpretation of the identified linguistic phenomena has been given. The empirical analysis of the intentions reflects the fact that they are conditioned by a single human nature, so these categories remain unchanged in any ethnocultural environment and social niche. The psycholinguistic identity of these intentions and categories in different ethnocultures, due to the unity of internal speech and consciousness, is a regularity that extends to the study of the ethno-language picture of the world, the linguodidactic space of a particular people.

Key words: psycholinguistic universals, ethnopedagogics, intentions, lexical bases categories, word-formation and morphological regularities.

М.М. Султыгова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный

университет», г. Магас, E-mail: [email protected]

А.С. Мейриева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

В предлагаемой статье выполнен анализ психолингвистических универсалий этнопедагогики, представленных интенциями и выражающими их лексическими категориями, словообразовательными и морфологическими закономерностями. Дана психологическая интерпретация выявленных языковых явлений. Эмпирический анализ представленных в статье интенций отражает то обстоятельство, что они обусловлены единой природой человека, поэтому названные категории остаются неизменными в любой этнокультурной среде и социальной нише. Психолингвистическое тождество названных интенций и категорий в разных этнокультурах, обусловленное единством внутренней речи и сознания, являет собой закономерность, распространяющуюся на исследование этноязыковой картины мира, лингводидактического пространства конкретного народа.

Ключевые слова: психолингвистические универсалии, этнопедагогика, интенции, лексические категории, словообразовательные и морфологические закономерности.

Этнопедагогика - отрасль педагогики, исследующая национальные формы и методы воспитания как приоритетные в культурном развитии личности. Несмотря на выраженную соотнесенность этнопедагогики с культурой конкретного народа, данная отрасль обнаруживает психолингвистические универсалии. Последние выражают общие воспитательно-образовательные интенции у разных этносов, народов, наций. В данной статье мы попытаемся выявить и классифицировать эти интенции, с точки зрения психолингвистики проанализировать вы-

ражаемые ими лексические категории, словообразовательные и морфологические закономерности.

К интенциям воспитания в любом обществе, как исторически отдаленном, так и современном, отнесем привитие подрастающему поколению 1) социальных компетенций, 2) способности и готовности к общению, 3) культурных ценностей, 4) духовности и нравственности, 5) правовой культуры, гражданственности, патриотизма, 6) потребности, знаний и умений практической (бытовой, производи-

тельной) деятельности, 7) экономической и финансовой грамотности, 8) знаний и умений природопользования, 9) физической культуры и навыков здоровьесбе-режения, 10) половой идентификации и просвещенности в области семейной жизни, 11) эстетизма и этики. Приведенная классификация условна, имеет матричную структуру, не предполагающую иерархичности. Нумерация приведена в целях удобства.

Каждая из интенций доносится до ребенка посредством психолингвистических универсалий, заключающих в себе смыслы, которыми оперирует внутренняя речь и сознание. В большинстве случаев такие универсалии выражаются лексически. В частности, ключевыми категориями первой выделенной нами интенции «социальные компетенции» являются «личность», «коллектив», «люди», «взаимодействие», «взаимопомощь», «дружба», «сознательная дисциплина», «успех», «образование», «обучение», «педагог», «учитель», «школа» и др. Эти категории отражают коллективную выраженность человеческого бытования и базовые отношения в группе людей, их потребность в образованных членах социума, способы достижения успеха, общественный институт образования.

Неотъемлемой частью социальных компетенций является «способность и готовность к общению». Эта интенция восходит к языку, речи и детерминированным ими категориям «слово», «языковая картина мира», «коммуникация», «вербальное и невербальное общение», «миф», «фольклор» и др. Из выполненного РМ. Султыговой [1] анализа языковых абсолютов в российских традиционных обществах следует их общность в плане лексики, морфологии, синтаксиса, этикетных форм общения. Учитывая то обстоятельство, что все существующие человеческие общества изначально были традиционными, можно сделать вывод об абсолютизации в человеческом сознании названных категорий. Иллюстрацией этого является мифология и фольклор разных народов мира. Несмотря на широкую палитру языков и выражаемых ими понятий, обнаруживается универсальность базовых языковых образов и отражаемых ими мыслеформ.

Ключевыми категориями интенции «культурные ценности» являются «бытие», «опыт», «практическая деятельность», «творческая активность», «идеалы», «личностный смысл», «социальные ориентиры», «жизненный стиль», «общественное сознание», «устойчивые смыслы», «ценностные ориентации» и др. В их совокупности данные категории выражают отражение человеком объективной действительности через призму общественного опыта и сознания, коллективно окрашенного отношения к бытованию людей.

Производной от названной интенции является «духовность и нравственность». Ее категориальное поле простирается в дефинитивное пространство «совести», «мировосприятия», «миропонимания», «мировоззрения», «добра и зла», «социальных норм», «модели жизнедеятельности», «социального кода», «ритуала», «обычаев», «традиций», «религиозных норм», «ритуальной обрядности» и др. При всей их важности и обязательной атрибутивной принадлежности любому социуму, данные категории обнаруживают содержательную подвижность и вариативность, детерминированную видом общества (либеральное, традиционное), религиозной приверженностью его членов, историческим прошлым.

Интенция «правовая культура, гражданственность, патриотизм» воплощается в «социальной справедливости», «правовом сознании и мышлении», «правовых отношениях и грамотности», «правовых нормах и нарушениях», «законе», «законодательстве», «правопослушном поведении», «традиции», «ответственности», «политической культуре», «гражданине», «Родине», «отчизне» и др. Важность их воспитания в детях подчеркивается каждым государством в законодательных документах об образовании. В Российской Федерации их выразителями являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г, Федеральные государственные образовательные стандарты.

Интенция «потребности, знания и умения практической (бытовой, производительной) деятельности» коррелирует с категориями «труд», «трудовое сознание и воспитание», «организация труда», «предприимчивость», «самообслуживание», «активность», «творчество», «трудолюбие», «рабочая честь и достоинство», «трудовая и технологическая дисциплина», «целеустремленная воля», «настойчивость», «упорство» и др. Все общественные богатства созданы в результате практической деятельности. Её универсальными функциями являются утилитарно-практическая, развивающая, воспитательная. Все народы развивают в детях психологию труженика с присущими ему организованностью, ответственностью за качество производимой продукции.

Следствием этой интенции выступает «экономическая и финансовая грамотность». Ее содержание составляют следующие ключевые категории: «экономика», «деньги», «личностная и общественно полезная значимость», «успех», «рынок», «рыночные отношения», «финансовая независимость», «поощрения», «награды», «деловые взаимодействия», «рационализация». Современные исследователи (О.Е. Иванова, Э.П Тен и др.) считают, что экономическая и финансовая грамотность имеет в разных обществах общий нижний порог формирования у ребенка, он составляет 3 - 4 года. Далее осуществляется ее поступательное развитие. Возраст совершеннолетия считается оптимальным для констатирования результата данного вида грамотности.

Интенция «знания и умения природопользования» восходит к экологическому сознанию, опосредованному им воспитанию и категориям «окружающая среда», «природа», «охрана и сохранение природы», «природоохранная деятельность», «экологическая культура», «экологическая проблема» и др. Во всех

культурах природа является важным фактором воспитания детей, обусловливающим развитие их знаний, мышления, воли и чувств. Фольклорный фонд насыщен информацией о природе:

Русло сухое наполняется рекою,

Море наполняется водою,

Травы и лозы, окованные морозом,

Оживают, распускаются почки («Песнь об Ачемемэзе»)

Интенция «физическая культура, развитие навыков здоровьесбережения» имеет выраженную этнопедагогическую специфику, обусловленную территориальными и климатическими условиями жизни того или иного народа. Однако формирующееся у представителей всех этносов здоровьесберегающее сознание аккумулирует «ценностные здоровьсберегающие ориентации», «валеологиче-ское мышление и просвещение», «профилактику заболеваний», «здоровьесбе-регающую среду», «физическое развитие», «закаливание», «подвижные игры» и др. Единство человеческой природы влечет за собой общность здоровьесберега-ющих мер в национальном воспитании.

Интенция «половая идентификация и просвещенность в области семейной жизни» наличествует в каждой этнической общности. Ее ключевыми категориями являются «семья», «родители», «родственная группа», «партнерство», «внутрисемейные отношения», «семейные ценности», «любовь», «гендерная специфика», «отцовство», «материнство», «семейно-брачные отношения», се-мейно-бытовые нормы» и др. Зародившись в недрах первобытного общества, семья и сегодня является воплощением человеческой общности, стабильности, социального здоровья. Это обстоятельство возводит семью в ранг базовых национальных институтов, трансляторов морали и коллективной солидарности.

Последняя интенция, выделенная нами, - «эстетизм и этика» коррелирует с «культурой», «эстетическим восприятием, чувствами, потребностями, вкусами», «искусством» (музыка, танец, живопись, скульптура, декоративно-прикладные ремесла, театр, музей и др.), «красотой», «этикетом» и др. Они являются слагающими эмоционального интеллекта, во многом определяющего лицо человека и этнической общности. Каждая такая общность привносит в человеческую цивилизацию свой эстетический облик, соответствующий названным универсальным критериям.

Мы охарактеризовали выделенные выше воспитательно-образовательные интенции и их ключевые категории. Их эмпирический анализ отражает то обстоятельство, что они обусловлены единой природой человека. В связи с этим названные категории остаются неизменными в любой этнокультурной среде (дикие племена Амазонии, европейская или азиатская локальные цивилизации) и социальной нише (имущие или малоимущие слои общества).

Психолингвистическое тождество названных интенций и категорий в разных этнокультурах, обусловленное единством внутренней речи и сознания, являет собой закономерность, распространяющуюся на исследование этноязыковой картины мира, лингводидактического пространства конкретного народа и др.

Лексический аспект может быть дополнен терминологией религиозно-воспитательной направленности, историзмами, именами собственными, фразеологизмами, клишированными формами речевого этикета.

Исследование психолингвистических универсалий этнопедагогики не ограничивается ее лексикой. Продуктивным способом словообразования является суффиксально-префиксальный способ образования слов этнопедагогической направленности с дополнительным оттенком значения (игра - игрища, дитя -детка, дед - дедушка, брат - братик).

Выполненный нами статистический подсчет распространенности слов тех или иных морфологических классов отражает первенство в языке этнопедагоги-ки существительных. Второе место занимают прилагательные, третье - глаголы. Очевидно, что имена существительные выполняют основную роль в передаче информации. Ее конкретизируют, поясняют прилагательные. Действию отводится энергетическая, оперативная роль.

Из имен существительных в этнопедагогике употребительны отвлеченные существительные, обозначающие опредмеченное качество (важность, последовательность, системность). Стилевой особенностью является широкое употребление существительных во множественном числе: («при стариках не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов» [2]). Полагаем, что посредством множественного числа достигается эффект масштабности, широкого распространения того или иного этнопедагогического явления.

Прилагательные в этнопедагогике весьма распространены: «Историческую основу культуры бурят составляет комплекс материальных и духовных ценностей», «... настоящий якут не только хлебосольный, но и красноречивый» [4]. Прилагательные выполняют атрибутивную функцию, позволяющую судить о характеристиках и свойствах этнопедагогических явлений.

Характерной стилевой особенностью глаголов является употребление их форм в настоящем вневременном: «. народная педагогика содержит громадный творческий потенциал» [3]. Тем самым сообщается психолингвистическая константа постоянства, неизменности происходящего в этнопедагогическом пространстве.

В плане наибольшей частотности форм глагола наблюдается преобладание его третьего лица: «перспективным направлением является этнокультурная коннотация образования», «большой интерес представляют иссле-

давания в области этнодидактики», «этнопедагогика представляет собой пансофическую гармонию народной педагогики» [3, с. 20 - 25].

Другой психолингвистической особенностью является выраженное употребление 1-го лица множественного числа: «мы авторское» (например, ...мы выполнили экспериментальную проверку..) и «мы в совокупности» (например, ...вспомним о фольклорных памятниках этнопедагогики..). Последнее предполагает упоминание об исследователе и научной аудитории. Посредством этого языкового приема достигается идея массовости данной отрасли педагогического знания [4].

Наблюдается тенденция десемантизации глагола: «...обнаруживается сходство обычаев и традиций у народов Северного Кавказа» [5]. Такой прием используется для достижения стилевых признаков обобщенности, абстрактности.

Язык этнопедагогики насыщен действительными и страдательными причастиями (.из 128,9 млн чел., проживавших в конце XIX в. в России, народы, говорящие на индоевропейских языках, составляли около 100 млн). Они вносят отглагольное атрибутивное значение, сообщая тексту полноту и смысловую завершенность.

Синтаксис обнаруживает достаточно широкое распространение в эт-нопедагогических текстах пассивных конструкций: «нами отмечено», «зарегистрировано» и др. Характерным признаком является распространение неопределенно-личных и безличных предложений: «Было бы неправильно толковать это явление как этнокультурную изоляцию», «На северных землях необходимо создать территории экономической и экологической неприкосновенности».

Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным. Это обусловливается семантикой этнопеда-гогических текстов: выявление качеств, признаков, свойств изучаемых объектов. Логичность речи обусловливает употребление сложноподчиненных предложений союзного типа. Широко распространены конструкции с однородными членами и вводными словами, вставными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

Резюмируем изложенное. Психолингвистические универсалии этнопедагогики представлены выявленными в статье интенциями. Последние выражены лексическими ключевыми категориями, словообразовательными и морфоло-го-синтаксическими закономерностями.

Библиографический список

1. Султыгова РМ. Традиционно-культурная технология духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Человекознание: XVII Международная конференция. Кемерово, 2019. С. 104 - 113.

2. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. Москва: МПСИ, 2002.

3. Волков ГН. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2003.

4. Тобохов С.В. Воспитание мужчины в народной педагогике народа Саха: материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2003: 20 - 25.

5. Лезина В.В. Основы этнопедагогики (на материале Северного Кавказа): учебное пособие. Пятигорск, 2009.

References

1. Sultygova R.M. Tradicionno-kul'turnayatehnologiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya detej mladshego shkol'nogovozrasta. Chelovekoznanie: XVII Mezhdunarodnaya konferenciya. Kemerovo, 2019. S. 104 - 113.

2. Kukushin V.S. 'Etnopedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: MPSI, 2002.

3. Volkov G.N. Stanovlenie 'etnopedagogiki kak otrasli pedagogicheskoj nauki: Materialy mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003.

4. Tobohov S.V. Vospitanie muzhchiny v narodnoj pedagogike naroda Saha: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003: 20 - 25.

5. Lezina V.V. Osnovy 'etnopedagogiki (na materiale Severnogo Kavkaza): uchebnoe posobie. Pyatigorsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 316.7 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10126

Tenshova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khabarovsk State Institute of Culture (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE MODERN SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES. In this article the author studies a concept of socio-cultural technologies, as well as identifies their current trends. Based on the analysis of certain types of technologies, the author notes the need to increase the folklore component in modern socio-cultural activities. The author examined other types of socio-cultural technologies and determined their potential. The author concludes that the analysis of the experience of the reconstruction of folklore theatre reveals the traditional and innovative nature of the application of cultural technologies and deserves, in our opinion, the attention of socio-cultural specialists. Purposeful dissemination of such amateur theatrical creativity as the Folklore Theatre "Batleika" significantly enriches the practice of social and cultural activities of residents and helps the young generation of farmers to master and appropriate ethnocultural traditions.

Key words: socio-cultural technologies, CTT, socio-cultural activities, Folklore Theater.

О.Н. Теньшоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ХГИК Хабаровский государственный институт культуры, Россия, г. Хабаровск,

E-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье автором дано понятие социально-культурных технологий, а также определены их современные тенденции. На основе анализа отдельных видов технологий отмечается необходимость повышения фольклорной составляющей в современной социально-культурной деятельности. Кроме того, автором рассмотрены иные виды социально-культурных технологий и определен их потенциал. Делается вывод о том, что анализ опыта реконструкции фольклорного театра выявляет традиционный и инновационный характер применения культуротворческих технологий и заслуживает, на наш взгляд, внимания специалистов социально-культурной сферы. Целенаправленное распространение такого вида любительского театрального творчества, как фольклорный театр «Батлейка» существенно обогащает практику социально-культурной деятельности жителей и помогает молодому поколению освоить и присвоить этнокультурные традиции.

Ключевые слова: социально-культурные технологии, КТТ, социально-культурная деятельность, фольклорный театр.

Сфера социально-культурной деятельности (СКД) охватывает различные учреждения и организации, а также частных лиц, оказывающих культурно-просветительные, рекреационные, образовательные и другие услуги, занимающихся организацией досуга населения. С точки зрения форм бизнеса, социально-культурная деятельность основана на приоритете организаций и учреждений, производящих продукты и услуги социально-культурной значимости для населения.

Культуротворческие технологии свойственны всем этапам социализации личности, так как они нацелены на развитие способностей, таланта, творческой и предпринимательской инициативы. Теоретические основы культуротворческих технологий (далее - КТТ) заложены в трудах Л. Выготского, Б. Теплова, А. Жаркова, Т. Киселева, Ю. Красильникова, Г Тульчинского и др. Общее определение понятий «технология», «культура», «творчество», «социокультурная деятельность», а также дефиниций культуротворческих, культуроохранных технологий социально-культурной деятельности разрабатывается и дополняется исследова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

телями индустрии досуга (А. Степанцов, Л. Сморгович, Л. Сивурова, А. Калашникова, В. Жидович и др.).

Сформировавшаяся на концепции гуманизма культурно-просветительской работы и досуговой деятельности социально-культурная деятельность в контексте философии развивается в соответствии с принципами диалектики: детерминизма, непрерывного развития, преемственности, образуя разнообразные связи, характеризующие ее целостность и единство.

Социально-культурная деятельность выступает одновременно объектом и субъектом по отношению к новейшим технологиям, именно она представляет собой один из самых действенных способов нейтрализации негативного побочного действия современных технологий.

Рассмотрим интеграцию науки и традиционных форм социокультурной деятельности. Следует отметить, что сам факт внедрения современных технологий не обеспечивает высокого уровня мероприятий и достижения поставленных це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.