давания в области этнодидактики», «этнопедагогика представляет собой пансофическую гармонию народной педагогики» [3, с. 20 - 25].
Другой психолингвистической особенностью является выраженное употребление 1-го лица множественного числа: «мы авторское» (например, ...мы выполнили экспериментальную проверку..) и «мы в совокупности» (например, ...вспомним о фольклорных памятниках этнопедагогики..). Последнее предполагает упоминание об исследователе и научной аудитории. Посредством этого языкового приема достигается идея массовости данной отрасли педагогического знания [4].
Наблюдается тенденция десемантизации глагола: «...обнаруживается сходство обычаев и традиций у народов Северного Кавказа» [5]. Такой прием используется для достижения стилевых признаков обобщенности, абстрактности.
Язык этнопедагогики насыщен действительными и страдательными причастиями (.из 128,9 млн чел., проживавших в конце XIX в. в России, народы, говорящие на индоевропейских языках, составляли около 100 млн). Они вносят отглагольное атрибутивное значение, сообщая тексту полноту и смысловую завершенность.
Синтаксис обнаруживает достаточно широкое распространение в эт-нопедагогических текстах пассивных конструкций: «нами отмечено», «зарегистрировано» и др. Характерным признаком является распространение неопределенно-личных и безличных предложений: «Было бы неправильно толковать это явление как этнокультурную изоляцию», «На северных землях необходимо создать территории экономической и экологической неприкосновенности».
Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным. Это обусловливается семантикой этнопеда-гогических текстов: выявление качеств, признаков, свойств изучаемых объектов. Логичность речи обусловливает употребление сложноподчиненных предложений союзного типа. Широко распространены конструкции с однородными членами и вводными словами, вставными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.
Резюмируем изложенное. Психолингвистические универсалии этнопедагогики представлены выявленными в статье интенциями. Последние выражены лексическими ключевыми категориями, словообразовательными и морфоло-го-синтаксическими закономерностями.
Библиографический список
1. Султыгова РМ. Традиционно-культурная технология духовно-нравственного развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Человекознание: XVII Международная конференция. Кемерово, 2019. С. 104 - 113.
2. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. Москва: МПСИ, 2002.
3. Волков ГН. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2003.
4. Тобохов С.В. Воспитание мужчины в народной педагогике народа Саха: материалы международной научной конференции. Элиста: АПП «Джангар», 2003: 20 - 25.
5. Лезина В.В. Основы этнопедагогики (на материале Северного Кавказа): учебное пособие. Пятигорск, 2009.
References
1. Sultygova R.M. Tradicionno-kul'turnaya tehnologiya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Chelovekoznanie: XVII Mezhdunarodnaya konferenciya. Kemerovo, 2019. S. 104 - 113.
2. Kukushin V.S. 'Etnopedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: MPSI, 2002.
3. Volkov G.N. Stanovlenie 'etnopedagogiki kak otrasli pedagogicheskoj nauki: Materialy mezhdunarodnojnauchnojkonferencii. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003.
4. Tobohov S.V. Vospitanie muzhchiny v narodnoj pedagogike naroda Saha: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 'Elista: APP «Dzhangar», 2003: 20 - 25.
5. Lezina V.V. Osnovy 'etnopedagogiki (na materiale Severnogo Kavkaza): uchebnoe posobie. Pyatigorsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 28.11.19
УДК 316.7 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10126
Tenshova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khabarovsk State Institute of Culture (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE MODERN SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES. In this article the author studies a concept of socio-cultural technologies, as well as identifies their current trends. Based on the analysis of certain types of technologies, the author notes the need to increase the folklore component in modern socio-cultural activities. The author examined other types of socio-cultural technologies and determined their potential. The author concludes that the analysis of the experience of the reconstruction of folklore theatre reveals the traditional and innovative nature of the application of cultural technologies and deserves, in our opinion, the attention of socio-cultural specialists. Purposeful dissemination of such amateur theatrical creativity as the Folklore Theatre "Batleika" significantly enriches the practice of social and cultural activities of residents and helps the young generation of farmers to master and appropriate ethnocultural traditions.
Key words: socio-cultural technologies, CTT, socio-cultural activities, Folklore Theater.
О.Н. Теньшоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ХГИКХабаровский государственный институт культуры, Россия, г. Хабаровск,
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В данной статье автором дано понятие социально-культурных технологий, а также определены их современные тенденции. На основе анализа отдельных видов технологий отмечается необходимость повышения фольклорной составляющей в современной социально-культурной деятельности. Кроме того, автором рассмотрены иные виды социально-культурных технологий и определен их потенциал. Делается вывод о том, что анализ опыта реконструкции фольклорного театра выявляет традиционный и инновационный характер применения культуротворческих технологий и заслуживает, на наш взгляд, внимания специалистов социально-культурной сферы. Целенаправленное распространение такого вида любительского театрального творчества, как фольклорный театр «Батлейка» существенно обогащает практику социально-культурной деятельности жителей и помогает молодому поколению освоить и присвоить этнокультурные традиции.
Ключевые слова: социально-культурные технологии, КТТ, социально-культурная деятельность, фольклорный театр.
Сфера социально-культурной деятельности (СКД) охватывает различные учреждения и организации, а также частных лиц, оказывающих культурно-просветительные, рекреационные, образовательные и другие услуги, занимающихся организацией досуга населения. С точки зрения форм бизнеса, социально-культурная деятельность основана на приоритете организаций и учреждений, производящих продукты и услуги социально-культурной значимости для населения.
Культуротворческие технологии свойственны всем этапам социализации личности, так как они нацелены на развитие способностей, таланта, творческой и предпринимательской инициативы. Теоретические основы культуротворческих технологий (далее - КТТ) заложены в трудах Л. Выготского, Б. Теплова, А. Жаркова, Т. Киселева, Ю. Красильникова, Г Тульчинского и др. Общее определение понятий «технология», «культура», «творчество», «социокультурная деятельность», а также дефиниций культуротворческих, культуроохранных технологий социально-культурной деятельности разрабатывается и дополняется исследова-
телями индустрии досуга (А. Степанцов, Л. Сморгович, Л. Сивурова, А. Калашникова, В. Жидович и др.).
Сформировавшаяся на концепции гуманизма культурно-просветительской работы и досуговой деятельности социально-культурная деятельность в контексте философии развивается в соответствии с принципами диалектики: детерминизма, непрерывного развития, преемственности, образуя разнообразные связи, характеризующие ее целостность и единство.
Социально-культурная деятельность выступает одновременно объектом и субъектом по отношению к новейшим технологиям, именно она представляет собой один из самых действенных способов нейтрализации негативного побочного действия современных технологий.
Рассмотрим интеграцию науки и традиционных форм социокультурной деятельности. Следует отметить, что сам факт внедрения современных технологий не обеспечивает высокого уровня мероприятий и достижения поставленных це-
лей. Необходимо учитывать специфику социально-культурной деятельности: ее ориентированность на личность, добровольность, зависимость от интересов целевой аудитории, национально-этнических, региональных особенностей и традиций. Необходимо достичь синергии прогресса и природы социально-культурной деятельности, сделав технологии эффективными отраслевыми инструментами. Отраслевой мы можем назвать технологию, направленную на достижение целей конкретного процесса, то есть информационные технологии должны быть нацелены на эффективное решение социокультурных задач, не вступая в противоречия с технологиями социально-культурной деятельности.
Интернет давно стал не только современным хранилищем информации, доступным из любой точки мира, но и площадкой для общения, совершенно новой культурной средой, использующей новейшие, специфические средства коммуникации, предоставляя огромные возможности и открывая новый уровень культурных событий и досуговых мероприятий. Можно отметить, что трансформируются и другие традиционные для культурно-досуговых учреждений формы работы: клубы по интересам, диспут-клубы, кружки обретают новое звучание, трансформируясь в Интернет-сообщества, онлайн-мероприятия.
Особое значение КТТ играют в социализации, инкультурации и духовно-нравственном становлении детей, подростков, молодежи. С помощью КТТ происходит активизация их участия в любительском (самодеятельном) художественном творчестве, освоение и присвоение ценностей национальной культуры.
Исследователи социально-культурной деятельности выделяют разновидности КТТ:
1. Технологии художественно-творческой деятельности, позволяющие организовывать процесс творчества личности по созданию, восстановлению, освоению ценностей культуры, включение личности в такие виды творчества, как народные ремесла, распространенные виды и жанры искусства, освоение фольклорных форм театра.
Примером таких уникальных народных театров, признанных ЮНЕСКО шедеврами и достоянием всемирного наследия, нематериальной духовной ценностью человечества, являются старинные русский и украинский «Вертеп», польская «Шопка» и уникальный театр кукол «Батлейка» (короб с кукольными персонажами, в которой исполнялись библейские сюжеты и народно-сатирические сцены). Представления батлейки сопровождались музыкантами и персонажами в карнавальных костюмах и были важной частью празднования Рождества (или Колядок) и Нового года.
2. Художественно-развивающие технологии отражают роль любительского художественного творчества в развитии художественных способностей личности (кружки театрального, музыкального, изобразительного и др. видов и жанров искусства).
3. Культуроохранные и этнокультурные технологии представляют ориентиры для культурной политики на региональном и местном уровне, так как они служат сохранению культурно-исторической среды, реставрации и учету объектов культурного наследия и включают мониторинг сохранности и использования памятников истории и культуры; создание территориальных краеведческих энциклопедий; справочников, организацию краеведческой работы школьников, местного населения и др. [1].
Таким образом, КТТ играют большую роль в развитии туристско-экскурси-онных маршрутов по местам историко-культурного наследия, народных промыслов и обрядов, способствуют рождению новых талантов в молодежной среде, а также служат устранению явлений культурного и социального отчуждения, регулированию диалога между различными культурами (что необходимо для улучшения инвестиционного климата), преемственности традиций между поколениями, что особенно важно для жителей сельской местности, где аграрный труд носит цикличный, сезонный характер.
Обучение молодого поколения традициям и ремеслам наиболее эффективно происходит средствами театрально-обрядовой деятельности, которая объединяет разные виды творчества (песню, танец, изготовление костюмов и кукол и др.), например, посредством участия в процессе реконструкции фольклорных театральных форм [2].
Сегодня народный театр востребован как направление развития фольклор-но-обрядовой деятельности, что исторически обусловлено локальной идентификацией местности, т.е. там, где раньше (с XVII в. до начала ХХ в.) бытовали такие формы батлеечного театра. Обратившись к богатым традициям прошлого, специалисты выявили, что такие театральные куклы на территории Беларуси, России, Украины, Польши и других стран Западной Европы составляли важную часть национальных традиций и празднично-обрядовой деятельности. Научно зафиксировано, что в XIX в. спектакли батлейки были представлены в больших и малых городах России. Представления батлейщиков-любителей с успехом заменяли спектакли профессионального театра. Как констатировал этнограф Г Барышев, цитируя П. Бессонова, «до последнего польского восстания (сельское восстание 1863 г) не было на Белой Руси (Беларусь) довольно большой околицы, на которую бы не приходилось бы хотя бы по одному такому передвижному балагану или коробке (батлейке), полученной издавна в наследство [3]». Существовали целые поколения мастеров-кукольников. Батлейки с куклами передавались по наследству и были хорошим способом заработка кукловодов и средством развлечения и просвещения сельских жителей, их знакомства с сюжетами христианской библии.
Проекты реконструкции такого уникального явления, как театр кукол оказались достаточно успешными по двум причинам. Во-первых, благодаря целому ряду выдающихся ученых (П. Бессонов, Н. Виноградов, Е. Карский, В. Перетц, Е. Романов, Г Барышев, О. Санников, П. Шейн, И. Сучков и др.) батлейка является одним из наиболее подробно описанных и изученных театров вертепного типа в Европе. Во-вторых, батлейке как фольклорному театру кукол присуща выраженная способность к обновлению и трансформации своих художественных традиций.
Понятие «реконструкция» (от лат. constructio - построение) в Энциклопедических словарях имеет несколько сходных между собой значений, но обязательно указывающих на перспективу развития восстановленного явления: коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования; а также восстановление чего-нибудь по сохранившимся остаткам, описаниям.
Сегодня данное явление продолжает изучаться этнографами, искусствоведами, культурологами и другими исследователями, а также реконструироваться в первую очередь на базе городских и сельских учреждений культуры в следующих направлениях:
- восстановление ее первоначального вида, облика - уникальной формы открывающейся многоярусной коробки, напоминающей церковь, и кукол на штырях или по типу марионетки;
- лингвистическая реконструкция - гипотетическое воссоздание исчезнувших сценариев сценок, текстов песен, языковых форм с учетом возможных путей развития русского языка;
- коренное переустройство, модификация ее формы и содержания с целью улучшения, усовершенствования и актуализации художественной формы и содержания репертуара старинного вертепного театра.
Современные театральные куклы представляют собой объект для куль-туротворческой деятельности различных поколений жителей. По информации, предоставленной областными центрами народного творчества и культурно-просветительной работы разных областей России, такие любительские коллективы театров кукол работают на базе большинства учреждений культуры, образования и профсоюзных учреждений, а также существуют при воскресных школах.
Однако процесс реконструкции батлейки сегодня имеет противоречивый характер, выявить который возможно только при анализе реальных примеров, существующих в практике социально-культурной деятельности учреждений культуры.
Реконструкция батлейки в ее аутентичном виде сегодня встречается, как правило, на базе таких учреждений культуры, как музеи и центры ремесел. Бат-леечный театр используется также в деятельности библиотек при проведении тематических мероприятий или библиотечно-библиографических уроков. Но на практике наиболее распространены батлейки, функционирующие как обычные портативные кукольные театры, в которых не ставятся библейские сцены (т.е. отсутствует главная мистериальная часть традиционного представления).
Особенностью сельской батлейки является ее более тесная связь с традицией (колядные (рождественские) праздники), но сегодня существует необходимость адаптации репертуара с учетом схожих интересов современной как городской, так и сельской молодежи. Поэтому для современной батлейки на селе как действующей формы театра характерны:
- интерпретация репертуара (более понятная молодому поколению);
- модификация (формы короба, использование современных материалов и мультимедийных средств в ее оформлении, жанровых и содержательных характеристик батлеечных сцен - молодежь тяготеет к комедиям);
- мобильность (способность к гастрольному перемещению; легкость включения в туристическую анимацию, в различные виды иной культуротворче-ской деятельности (изготовление кукол, соломоплетение, гончарное искусство) и др.);
- трансформация батлейки в сувенирную продукцию, арт-объект, рекламный объект для социально-культурного быта села (название батлейки используют кафе, парикмахерские, изображение присутствует в рождественском оформлении витрин магазинов, улиц и др.).
Название «батлейка» часто используют любительские объединения (драматические, фольклорные коллективы и др.), которые по содержанию своей деятельности не являются батлеечными театрами. Название «батлейка» также широко употребляется в практике «нейминга» (образования имен) различных объектов социокультурного сервиса (названиях кафе, магазинов и др.). Таким образом, батлейка становится популярна внутри страны не только как вид театра, но и как национальный культурный бренд, что может использоваться белорусскими маркетологами при позиционировании национальной региональной культуры и формировании территориальных брендов населенных пунктов.
Вместе с тем процесс вовлечения людей в данный вид культуротворческой и этнокультурной деятельности сталкивается с рядом трудностей, на которые необходимо обратить внимание при внедрении такой технологии:
- реконструкцию и распространение фольклорных форм театра затрудняет недостаток информации об этом виде театра и его возможностях, что приводит к тому, что инициатива и поддержка проекта реконструкции редко исходит от руководителей учреждений культуры на местах;
- есть потребность в постоянном обновлении репертуара батлейки (зрители на селе одни и те же и постоянно требуют новых сценариев для постановок);
- существует недостаток специалистов, понимающих специфику работы фольклорного театра, способных организовать и заниматься данным видом куль-туротворческой деятельности, раскрыть его реабилитационный потенциал для людей с ограниченными возможностями (например, «колясочников») и людей с особенностями психофизического развития;
- не раскрытым остается потенциал батлейки как домашнего (семейного) развлечения и частного театра, как предпринимательской инициативы на селе. (В старину за период рождественских праздников батлейщик мог заработать на корову (что сравнимо со стоимостью хорошего автомобиля сегодня), так как представлений батлейки ждали дети в каждом доме) [4].
Анализируя ситуацию с реконструкцией фольклорного театра, следует отметить, что сегодня все чаще батлейку воссоздают в учреждениях системы образования (детсады, школы), однако учреждения культуры делают это более качественно и этнографически точно. Батлейки появляются, как правило, ориентируясь на успешную работу таких образцовых театров в областных городах и территориальных центрах своих районов. Учитывая это, необходимо организовать мероприятия, способствующие распространению информации о деятельности фольклорных театров и популяризирующие его технику и само искусство театра кукол: мастер-классы, курсы для желающих приобрести знания и навыки в сфере этнокультурной деятельности и фольклорного театра, смотры-конкурсы и фестивали для регионального и международного обмена опытом участников фольклорных театральных коллективов и распространения ценностей традиционной культуры.
«Социально-культурная деятельность в ее историческом движении, как философская система норм и ценностей данной общественной системы, наряду с социально-политической, социально-экономической подсистемами государства, функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней меняются нормы и ценности всего населения» [2].
Говоря о негативном влиянии стремительного научно-технического прогресса на личность, мы можем рассматривать социально-культурную деятельность как показатель духовного уровня общества, и как средство воздействия
Библиографический список
на социум, формирования психологически здоровой личности в условиях нового времени. Разрушение старого и постоянная погоня за новизной неизбежно проявляются кризисом, часто становящимся нормой современной жизни.
Осознание роли социально-культурной деятельности в преодолении кризиса личности ставит проблему изучения сущности, специфики и особенностей ее функционирования в современных условиях. Модель преодоления кризисного состояния средствами социально-культурной деятельности выступает эффективной формой педагогического воздействия на эмоциональную сферу человека. «Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей. Это новые более прогрессивные формы управления, воспитания и т.д., раздвигающие пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, ее сущность» [3].
Творчество - всегда открытие, самоактуализация личности, преобразование внутренней энергии в нечто совершенно новое. В широком смысле, творчество и есть духовность - стремление к идеалу, ориентация на высшие ценности. А основой духовности выступает, в частности, социально-культурная деятельность, ориентированная на моральные ценности, приобщение человека к культуре, постоянное самосовершенствование и развитие, реализацию творческого потенциала. Таким образом, социально-культурная деятельность включает в себя набор эффективных технологий, воспитывающих гармоничную личность, способную не только легко адаптироваться к современным реалиям, но и создавать свое будущее [4].
Таким образом, анализ опыта реконструкции фольклорного театра выявляет традиционный и инновационный характер применения культуротвор-ческих технологий и заслуживает, на наш взгляд, внимания специалистов социально-культурной сферы. Целенаправленное распространение такого вида любительского театрального творчества, как фольклорный театр «Батлейка» существенно обогащает практику социально-культурной деятельности жителей и помогает молодому поколению аграриев освоить и присвоить этнокультурные традиции.
1. Гениева Е.Ю. Модернизация и культура. Вестник Европы. 2011; № 31 - 32. Available at: http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ge2.html
2. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре. Дополнительное образование и воспитание. 2011; № 11: 20 - 22.
3. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2018.
4. Quaintana V. Ocio en lassoiedades: dinamismo, desarolloturistico у riesgos. España: Ediciones Academicas, 2011.
References
1. Genieva E.Yu. Modernizaciya i kul'tura. Vestnik Evropy. 2011; № 31 - 32. Available at: http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ge2.html
2. Lisica V.A. Razvitie duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti cherez priobschenie k narodnoj kul'ture. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. 2011; № 11: 20 - 22.
3. Arhangel'skij G. Tajm-drajv: Kak uspevat' zhit' i rabota' Moskva: Mann, Ivanov i Feber, 2018.
4. Quaintana V. Ocio en lassoiedades: dinamismo, desarolloturistico u riesgos. Espana: Ediciones Academicas, 2011.
Статья поступила в редакцию 27.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10127
Abdullina L.R., cadet, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Ufa, Russia), E-mail: [email protected] Sayfullina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Usmanova S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
FAIRY TALE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION STUDYING. The article studies a problem of moral education in modern society has acquired special importance. The authors consider methods and techniques of using fairy tales by teachers in the moral education of younger students. It is connected, first of all, with deep changes which gradually lead to understanding of scientific, pedagogical public of need of radical revision not so much the maintenance of education, how many essential means and methods of moral education of younger generation there are in all educational space. One of the effective means of moral education of younger students is a folk tale.
Key words: education, moral education, fairy tale, students.
Л.Р. Абдуллина, курсант, ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, E-mail: [email protected]
Г.Ф. Сайфуллина, канд. пед. наук, доц,. Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
С.Г. Усманова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в условиях современного общества, которая приобрела особое значение. Авторами рассматривается методы и приемы использования сказок педагогами в нравственном воспитании младших школьников. Это связано, прежде всего, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве. На наш взгляд, одним из действенных средств нравственного воспитания младших школьников является народная сказка. Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, сказка, обучающиеся.