Научная статья на тему 'Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся'

Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / нравственное воспитание / сказка / обучающиеся / education / moral education / fairy tale / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Р. Абдуллина, Г. Ф. Сайфуллина, С. Г. Усманова

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в условиях современного общества, которая приобрела особое значение. Авторами рассматривается методы и приемы использования сказок педагогами в нравственном воспитании младших школьников. Это связано, прежде всего, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве. На наш взгляд, одним из действенных средств нравственного воспитания младших школьников является народная сказка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRY TALE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION STUDYING

The article studies a problem of moral education in modern society has acquired special importance. The authors consider methods and techniques of using fairy tales by teachers in the moral education of younger students. It is connected, first of all, with deep changes which gradually lead to understanding of scientific, pedagogical public of need of radical revision not so much the maintenance of education, how many essential means and methods of moral education of younger generation there are in all educational space. One of the effective means of moral education of younger students is a folk tale.

Текст научной работы на тему «Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся»

- существует недостаток специалистов, понимающих специфику работы фольклорного театра, способных организовать и заниматься данным видом куль-туротворческой деятельности, раскрыть его реабилитационный потенциал для людей с ограниченными возможностями (например, «колясочников») и людей с особенностями психофизического развития;

- не раскрытым остается потенциал батлейки как домашнего (семейного) развлечения и частного театра, как предпринимательской инициативы на селе. (В старину за период рождественских праздников батлейщик мог заработать на корову (что сравнимо со стоимостью хорошего автомобиля сегодня), так как представлений батлейки ждали дети в каждом доме) [4].

Анализируя ситуацию с реконструкцией фольклорного театра, следует отметить, что сегодня все чаще батлейку воссоздают в учреждениях системы образования (детсады, школы), однако учреждения культуры делают это более качественно и этнографически точно. Батлейки появляются, как правило, ориентируясь на успешную работу таких образцовых театров в областных городах и территориальных центрах своих районов. Учитывая это, необходимо организовать мероприятия, способствующие распространению информации о деятельности фольклорных театров и популяризирующие его технику и само искусство театра кукол: мастер-классы, курсы для желающих приобрести знания и навыки в сфере этнокультурной деятельности и фольклорного театра, смотры-конкурсы и фестивали для регионального и международного обмена опытом участников фольклорных театральных коллективов и распространения ценностей традиционной культуры.

«Социально-культурная деятельность в ее историческом движении, как философская система норм и ценностей данной общественной системы, наряду с социально-политической, социально-экономической подсистемами государства, функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней меняются нормы и ценности всего населения» [2].

Говоря о негативном влиянии стремительного научно-технического прогресса на личность, мы можем рассматривать социально-культурную деятельность как показатель духовного уровня общества, и как средство воздействия

Библиографический список

на социум, формирования психологически здоровой личности в условиях нового времени. Разрушение старого и постоянная погоня за новизной неизбежно проявляются кризисом, часто становящимся нормой современной жизни.

Осознание роли социально-культурной деятельности в преодолении кризиса личности ставит проблему изучения сущности, специфики и особенностей ее функционирования в современных условиях. Модель преодоления кризисного состояния средствами социально-культурной деятельности выступает эффективной формой педагогического воздействия на эмоциональную сферу человека. «Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей. Это новые более прогрессивные формы управления, воспитания и т.д., раздвигающие пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, ее сущность» [3].

Творчество - всегда открытие, самоактуализация личности, преобразование внутренней энергии в нечто совершенно новое. В широком смысле, творчество и есть духовность - стремление к идеалу, ориентация на высшие ценности. А основой духовности выступает, в частности, социально-культурная деятельность, ориентированная на моральные ценности, приобщение человека к культуре, постоянное самосовершенствование и развитие, реализацию творческого потенциала. Таким образом, социально-культурная деятельность включает в себя набор эффективных технологий, воспитывающих гармоничную личность, способную не только легко адаптироваться к современным реалиям, но и создавать свое будущее [4].

Таким образом, анализ опыта реконструкции фольклорного театра выявляет традиционный и инновационный характер применения культуротвор-ческих технологий и заслуживает, на наш взгляд, внимания специалистов социально-культурной сферы. Целенаправленное распространение такого вида любительского театрального творчества, как фольклорный театр «Батлейка» существенно обогащает практику социально-культурной деятельности жителей и помогает молодому поколению аграриев освоить и присвоить этнокультурные традиции.

1. Гениева Е.Ю. Модернизация и культура. Вестник Европы. 2011; № 31 - 32. Available at: http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ge2.html

2. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре. Дополнительное образование и воспитание. 2011; № 11: 20 - 22.

3. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. Москва: Манн, Иванов и Фебер, 2018.

4. Quaintana V. Ocio en lassoiedades: dinamismo, desarolloturistico у riesgos. España: Ediciones Academicas, 2011.

References

1. Genieva E.Yu. Modernizaciya i kul'tura. Vestnik Evropy. 2011; № 31 - 32. Available at: http://magazines.russ.ru/vestnik/2011/31/ge2.html

2. Lisica V.A. Razvitie duhovno-nravstvennyh kachestv lichnosti cherez priobschenie k narodnoj kul'ture. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. 2011; № 11: 20 - 22.

3. Arhangel'skij G. Tajm-drajv: Kak uspevat' zhit' i rabota' Moskva: Mann, Ivanov i Feber, 2018.

4. Quaintana V. Ocio en lassoiedades: dinamismo, desarolloturistico u riesgos. Espana: Ediciones Academicas, 2011.

Статья поступила в редакцию 27.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10127

Abdullina L.R., cadet, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Ufa, Russia), E-mail: abdullina_lb321@mail.ru Sayfullina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: dekanat67@yandex.ru

Usmanova S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: sofochka67@yandex.ru

FAIRY TALE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION STUDYING. The article studies a problem of moral education in modern society has acquired special importance. The authors consider methods and techniques of using fairy tales by teachers in the moral education of younger students. It is connected, first of all, with deep changes which gradually lead to understanding of scientific, pedagogical public of need of radical revision not so much the maintenance of education, how many essential means and methods of moral education of younger generation there are in all educational space. One of the effective means of moral education of younger students is a folk tale.

Key words: education, moral education, fairy tale, students.

Л.Р. Абдуллина, курсант, ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, E-mail: abdullina_lb321@mail.ru

Г.Ф. Сайфуллина, канд. пед. наук, доц,. Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: dekanat67@yandex.ru

С.Г. Усманова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, E-mail: sofochka67@yandex.ru

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в условиях современного общества, которая приобрела особое значение. Авторами рассматривается методы и приемы использования сказок педагогами в нравственном воспитании младших школьников. Это связано, прежде всего, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве. На наш взгляд, одним из действенных средств нравственного воспитания младших школьников является народная сказка. Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, сказка, обучающиеся.

Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с глубокими изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве.

Для успешного решения проблемы нравственного воспитания необходим поиск наиболее эффективных путей и средств или переосмысление уже известных. На наш взгляд, одним из действенных средств нравственного воспитания младших школьников является народная сказка.

Такие передовые мыслители прошлого, как К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой, К.Э. Циалковский, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев и др., отразившие прогрессивные педагогические идеи своего времени, широко опирались на народный опыт воспитания, на его педагогическую мудрость. Народные сказки К.Д. Ушинский назвал «...первыми блестящими попытками народной педагогики» [1].

Проблемы формирования и развития нравственной сферы детей младшего школьного возраста также находятся в центре внимания многих ученых: РР. Калининой, РВ. Канбековой, С.А. Козловой, Н.А. Корниенко, Р.А. Резяповой, ПР. Шафиковой и других.

Известный ученый, автор учебника по педагогике И.Ф. Харламов считает, что нравственное воспитание осуществляется путем формирования у воспитанников нравственных отношений в процессе учебной и внеклассной работы, в ходе которой вырабатываются соответствующие личностно-этические качества [2].

Нравственное воспитание человека осуществляется в процессе всей его жизнедеятельности. А в младшем школьном возрасте этот процесс связан с особенностями детского мышления, которое отличается образностью и конкретностью. Дети в исследуемом нами возрасте делают обобщения и выводы на основе точных представлений и наглядных образов. А основная идея сказки отражается в конкретных событиях и фактах, что отвечает возрастным особенностям, потребностям учащихся начальных классов.

Как отмечает А.Ф. Ахматов, «Интеллект ребенка еще слаб, он не умеет еще обсуждать, он может только играть. Играть с тем, что творится у него внутри» [3]. А сказочный мир приспособлен для таких игр. Поступки сказочных героев доступны для понимания младшими школьниками. Кроме того, язык сказки очень выразительный, сказочные образы фантастические, в сказке ярко противопоставляются добро и зло, и добро всегда побеждает. Все это делает сказку доступной для понимания детей, интересной и привлекательной.

Рассмотрим методы и приемы использования сказок педагогами в нравственном воспитании младших школьников.

Ученые-педагоги отмечают, что сказки детям лучше всего не читать, а эмоционально рассказывать. Для этого от учителя требуется большая предварительная подготовка. Важно самому учителю научиться выражать эмоциональное отношение к рассказываемой им сказке. Младшие школьники очень быстро чувствуют фальшь и преувеличение, поэтому педагогу необходимо выражать самые настоящие эмоции и чувства. А для того чтобы усилить впечатления от рассказанной сказки, надо умело передавать ее содержание мимикой, выражением глаз, жестами, при этом сохранять стиль сказки [4].

В целях определения психологических проблем детей, при чтении сказки нужно следить и за вниманием, и за восприятием младших школьников. В ходе слушания сказки у них появляется потребность поговорить, обсудить, выразить эмоции, дать свою оценку. Этому процессу нельзя мешать, призывая к тишине и дисциплине. Необходимо самому учителю подключиться в обсуждение и организовать беседу по выяснению их отношений к поведению, чувствам сказочных героев, дать детям возможность высказаться, выразить свое отношение к ним.

В ходе такой беседы можно корректировать и изменить неправильные мнения детей под влиянием одноклассников и самого педагога.

Иногда беседу можно проводить в игровой форме. Игра-беседа позволяет проиграть сказочные роли и на основе сопереживания горя и радости сказочного героя относится к нему уже с другой позиции. Дети должны сочувствовать положительному герою и выражать возмущение действиям отрицательного героя.

Воспитанию правильных нравственных отношений поможет выполнение иллюстраций к сказкам. Иллюстрации детей помогут педагогу определить, какие эпизоды или какие герои сказки произвели на них наибольшее впечатление, кто из сказочных персонажей больше понравился. После прочтения и прослушивания сказки некоторые дети долго думают о том, что рисовать. Это говорит о том, что сказка произвела большое впечатление, и ребенку необходимо время для обдумывания иллюстрации к нему. Таким образом, создается ситуация выбора, что стимулирует творческое развитие детей [5].

Педагогами могут использоваться различные приемы подготовки детей к восприятию сказки. Рассмотрим некоторые из них.

Первый прием - организовать в классе выставку книг со сказками и иллюстрациями художников к сказкам. Это поможет заинтересовать детей, чтобы они на основе просмотра выставки задумались о содержании сказки, и у них появилось желание ближе познакомиться со сказкой.

Второй прием заключается в необходимости организовать работу с игрушками, предметами из незнакомых сказок по определению их назначения, назва-

ния и особенностей. Это, в свою очередь, тоже поможет заинтересовать детей содержанием сказки, которую предстоит рассказать.

Третий прием - организовать работу по изучению и освоению слов, связанных с содержанием новой сказки, которую предстоит изучить. Например, слов домище, усище, лапища, зубища перед чтением сказки «Заяц-хваста». Эта работа заинтересует детей содержанием сказки, они захотят узнать, о каком великане пойдет речь.

Четвертый прием заключается в необходимости организовать работу по сочинению детьми начала или концовки сказки. Иногда и присказки, и традиционные русские фольклорные концовки, которые использует учитель, помогут заинтересовать детей содержанием сказки.

Кроме вышеперечисленных приемов, можно использовать прием повтора наиболее интересных мест, прием подробного изучения описаний и сравнений, использованных в сказках, типичных сказочных оборотов речи, то есть проводить работу по изучению языковых особенностей сказок.

Известный советский психолог Б.М. Теплов справедливо указывал в своем исследовании, что «произведения искусства выступают перед детьми как эстетический объект не с самого начала восприятия, а только тогда, когда они становятся для них конкретными и осмысленными». Это высказывание относится и к сказкам.

Необходимо отметить и то, что слушая сказку, ребенок должен не только учиться рассуждать, но и наслаждаться услышанным, прочувствовать сказку. Только тогда она станет средством нравственного воспитания учащихся.

Приведем для примера краткое описание хода некоторых проведенных нами мероприятий в процессе формирующего эксперимента.

В ходе первого мероприятия, посвященного теме «Очень любим мы матрешки, разноцветные одежки», мы познакомили детей с русской матрешкой, показали характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек.

Целями были определены:

1. Формирование технических умений и навыков кистевой росписи.

2. Обучение использованию в росписи матрешки печатку-тычок.

3. Развитие эстетических вкусов детей.

Во время предварительной работы с обучающимися была проведена беседа о русской матрешке: «Знакомьтесь - матрешка!», мы с детьми также рассматривали игрушки, альбомы, открытки. Потом провели с ними дидактическую игру, под названием «Собери матрешку», а в конце мероприятия провели словарную работу.

Второе мероприятие называлось «Украсим теремок для зверей», в процессе которого мы учили детей составлять узор на полосе бумаги из элементов хох-ломской росписи, чередуя их. Перед нами стояли следующие задачи:

1. Закрепление знаний цветов, используемых в хохломской композиции, и умения сочетать их.

2. Закрепление технических умений.

3. Нравственное воспитание детей.

В ходе предварительной работы мы рассматривали с обучающимися хох-ломские изделия стилизованных образцов, а после завершения основной части провели словарную работу, что способствовало более прочному закреплению материала и развитию речи детей.

В ходе третьего мероприятия, называвшегося «Жостовский букет», мы познакомили детей с искусством жостовского промысла. Также мы рассмотрели изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Задачами этого мероприятия были определены следующие:

1. Обучение детей выполнению элементов росписи на трафаретах.

2. Продолжение обучению рисованию концом кисти.

3. Воспитание художественно-эстетического вкуса.

Во время предварительной работы мы рассматривали иллюстрации с жостовским промыслом, открытки с цветами, букетами, натюрмортом, а также в конце мероприятия провели словарную работу.

В ходе следующих мероприятий мы продолжили знакомить детей с народным жостовским промыслом, с хохломской росписью, в ходе которых ставили цели развития творческих способностей детей, самостоятельности, воображения, чувства цвета, эстетического вкуса.

В ходе формирующего эксперимента мы проводили также игровые занятия. В первую очередь были проведены игры, направленные на повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, нравственное воспитание детей [6].

Таким образом, нравственное воспитание и развитие детей осуществляется с использованием различных форм и методов работы со сказкой. Важным является направленность данной работы на развитие каждого ребенка, что обеспечивается учетом индивидуальных особенностей детей.

Эффективность работы с использованием сказок определяется и тем, что яркая и понятная детям характеристика как положительных, так и отрицательных героев сказки помогает им понять сущность конфликта между сказочными героями, определить свое отношение к ним, правильно оценить их поведение. В результате этого дети верно понимают идею сказки и то, чему она учит.

Важным моментом сказок является то, что в них никогда не даются прямые наставления и указания на то, как и что делать. А урок заложен в самом содер-

жании сказки, поэтому она ненавязчиво учит детей нравственным поступкам и отношениям [7].

В сказках отрицательные герои не привлекательны и внешне, и своими поступками. Положительные герои своей целенаправленностью и борьбой преодолевают множество препятствий, добиваются победы над злом. Так сказка учит преодолевать трудности в жизни.

Сказки всегда заканчиваются хорошо, добро побеждает зло. Дети на конкретном примере видят, что побеждают сильные и мудрые, а злые и плохие заслуживают наказания.

Психолого-педагогические рекомендации:

- развивайте в дошкольниках любовь к декоративно-прикладному искусству;

- Организовывайте конкурсы, которые будут направлены на улучшение отношения эстетического воспитания к средствам декоративно-прикладного искусства;

- знакомьте детей с разными видами декоративно-прикладного искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах;

- поддерживайте внимание детей, уча их лепить, рисовать, заниматься аппликацией, передавать свои впечатления в изображениях;

Библиографический список

- активизируйте выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, общественных и природных явлениях;

- взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия, вышивке, вязанию;

- устраивайте беседы, викторины по средствам декоративно-прикладного искусства;

- создавайте кружки лепки, рисования;

- совершенствуйте специфические умения во всех сферах изобразительной деятельности;

- учите планированию (эскизы, наброски, композиционная схема);

- посещайте выставки по декоративно-прикладному искусству;

- создавайте условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий [8].

Таким образом, сказка является одним из эффективных средств нравственного воспитания детей. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе освоения представлений о добре и зле у них происходит формирование нравственных чувств и эмоций, на основе которых осуществляется нравственное развитие личности ребенка.

1. Абрамова Г.С.... Возрастная психология: учебник. Москва: Юрайт, 2015.

2. Аверина Н.Г., Аболина А.Е. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа. 2015. № 12: 69 - 72.

3. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование. Педагогика. 2013; № 8: 35 - 41.

4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. Москва: Гумо-нит, Владос, 2000.

6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург: 2006.

7. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: Издательский дом «Академия», 2012. 352.

8. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abramova G.S.... Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2015.

2. Averina N.G., Abolina A.E. O duhovno-nravstvennom vospitanii mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2015. № 12: 69 - 72.

3. Ahmatov A.F. Nravstvennost' i oduhotvorennoe obrazovanie. Pedagogika. 2013; № 8: 35 - 41.

4. Vakulenko E.G. Narodnoe dekorativno-prikladnoe tvorchestvo: teoriya, istoriya, prakiika. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

5. Vozvraschenie k istokam: narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej T.Ya. Shpikalovoj, G.A. Porovskoj. Moskva: Gumonit, Vlados, 2000.

6. Golovej L.A., Rybalko E.F. Praktikumpo vozrastnojpsihologii. Sankt-Peterburg: 2006.

7. Pogodina S.V. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom «Akademiya», 2012. 352.

8. Harlamov I.F. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2007.

Статья поступила в редакцию 28.11.19

УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10128

Yudina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Special Defectological Education Department, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: i-yudina@list.ru

Koryakina T.G., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: koryakinatg@mail.ru

THE PROBLEM OF REGIONALIZATION OF EARLY SUPPORT SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article considers issues of the regionalization of the early support system development in Russia. The authors analyze pedagogical research on the regionalization of education in general, as well as regional aspects of the development of the early support system. In line with the solution of problems relevant to the current stage of development of the early support system the problems of its regionalization are identified. First, to ensure the availability of early support for children with disabilities and their families due to the territorial extension of the regional early support system taking into account demographic, climatic, socio-economic factors. Secondly, to train teaching staff for the early support system in accordance with the needs of the regional educational space. Thirdly, to organize interagency cooperation at the regional level, as well as interaction with public organizations supporting families with children with disabilities. Options of solutions to the identified problems are considered on the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: early support system, regionalization, children with disabilities, interaction with family.

И.А. Юдина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. специального (дефектологического) образования, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: i-yudina@list.ru

Т.Г. Корякина, магистрант, педагогический институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: koryakinatg@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

В статье рассматриваются вопросы регионализации процесса развития системы ранней помощи в России. Авторами анализируются педагогические исследования по вопросам регионализации образования в целом, а также региональные аспекты развития системы ранней помощи. В русле решения задач, актуальных для современного этапа развития системы ранней помощи, определены проблемы ее регионализации: обеспечение доступности ранней помощи для детей с ОВЗ и их семей за счет территориального расширения региональной системы ранней помощи с учетом демографических, природно-климатических, социально-экономических факторов; подготовка педагогических кадров для системы ранней помощи в соответствии с потребностями регионального образовательного пространства; организация на региональном уровне межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с общественными организациями, осуществляющими поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ. На примере Республики Саха (Якутия) рассматриваются варианты решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: система ранней помощи, регионализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие с семьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.