Рис. 2. Диагностика эффективности влияния креативной образовательной среды наразвитиеуровня сформированности знаний,уменийинавыков
сти экстраполировать освоенные способы мышления насходныезадачи иси-туации.
В процессе креативного образования приобретают эффективность следующие формы занятий: эвристические олимпиады, проекты креативного типа, факультативные курсы и научно-исследовательские общества обучающихся, творческие коморсм, насчсо-лрактычес/мекоофоренциа,уоок-пуоешестаое, урок-конференция, урок-деловая игра, урок-лекция, урок-семинар, урок-бенефис, урок-аукциен, уроп-сеотралсиация. Схепотвкрзеского развиоияиичнопти в фео-тивной образовательной среде представлена на рис. 1.
Иокнмобсазом, оожхо опреоолитоомличртельныепаизнакиподагодипе-ской деятельности, направленной на создание креативной среды:
- создание благоприятной атмосферы для взаимодействия участников омррзегасеоьных oтиoшендв,пюoмoызoгo об^^нио^^аия^к^;
- предоставление обучающимся большей самостоятельности; демон-сд^1^гоцеыхт и уоон ич^<^^к^тиоеазаво ит^г^отосшимотнош^мие;
- поощрение собственного мнения и самостоятельной позиции обучающих^?^;
- оценивание не только результатов деятельности, но и процесса их получения, рефлексшя.
Задача учителя - организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся смогли усваивать механизмы познания, осознавали этапы и процессы ортнкза^-фазвых вкдшв дкяоехьмости, в тмм чшслеи тпхрмикдй.
Опытно-экспериментальная работа по организации креативной образова-тыооНсп^/^ын^л^иосущесткл^г^ась нп Газе СШ Ре-
спублики Башкортостан. Экспериментальная работа строилась в двух направ-лмнияп:
1) из общего контингента учеников выделялась профильная группа, и с нойпповмдиласи углкбcенпoe изооение пладювтxз,cзxтпятлтиyющкxoпрeдо-лённому профилю в условиях обычного класса сельской школы (128 человек);
2) на базе районного центра были созданы интернаты с несколькими про-филяlвиoбрпeвия для сельскихшколшнизоз (130 версвок.
Контрольная группа состояла из 132 обучающихся.
Основу опытно-экспериментальной работы составлял поиск решения задач вариативности, условий обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса, создание системы педагогического мониторинга. Нами был сформирован пакет образовательных программ, учитывающих возрастные особенности, способности, подготовленность и интересы детей. Разработанный учебный план благодаря гибкому использованию коллективных и индивидуаль-
ною зтнятийзогволмл, псдзоя сзорсны; Хыстоо и продуктивно избавляться от пробелов в знаниях обучающихся, а с другой - дополнительно заниматься с одарёнными детьми.
Эксперимент предполагал, кроме того, апробацию технологии уровне-вой дифференциации, которая включает диагностику учебных знаний, уме-нив и нооыкор,сoсвелялщeИвз;яивтю проЫдых пас1дчпющоЯ орисншхры для организации учебной работы по их устранению; развитие психологической к;ьтрсь;nцeыьщизпйeвиялминоcдзых мотмвопиозедеих отношения к учёбе, выработки стратегии и тактики во взаимоотношениях с учеиикоми.
Диапазон знаний, действий, отношений оценивался нами на уровне междисциплинарных связей путём выполнения обучаемыми экспериментальной и конирсльняй гpоnпхaлнооарaхнзlxтвоpиecкиассбот.Pезолитотыlппeастовленьl на рис. 2.
Хараы^р)ов^мкизопседш^г^ан^о—мпям; ус-вепь, зогда
школьниками самостоятельно выполняются все основные действия с соблюдением последовательности, результат работы носит творческий характер; 3 - высокий уровень, при котором учащиеся выполняют все основные действия, соблю-опя пxслоддзaтелкнxотл пх рирота сорит сeнpcдрлщвнlсй ххрактмрн2 -ссепний уровень, означающий, что учащиеся овладели лишь некоторыми действиями, допускают нарушения в последовательности; 1 - низкий уровень: учащимися освхепвюдко - двдыeтcтвия;еооеврньcзнедaeт, чиoфод^^юо^^зcи™оми не овладели.
Pелyкeаюые разр^^'^оны<^к^/^еое^1^^т^вуют сЮ эффеетко^сти пдименяе-мой нами экспериментальной методики. Итоги результатов экспериментально гаеепкeния ытolючтоабсйaющзeся поморресиудтой-чивую положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и рxплaсxзяый оиытcомcртхяоeльнxПавмpиыcдcИ раЗотк чао позохлило ооль-шинству выпускников поступить в средние специальные и высшие учебные заведения.
^г^^к^охбразоцх^г^н иза оиддбpызокaрeлзного прыцеxxбвоиpыaоивном уровне позволяет каждому обучающемуся усвоить методологию творчества, сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии. Для создания в учебном процессе креативной образовательной среды в условиях профильного обучения требуется пересмотр сложившейся педагогической системы. Сельская школа особо нуждается в создании такой среды. Понимание основ организации креативной образовательной среды в условиях профильного обучения обеспечит эффективность данного процесса.
Библиографический список
1. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. Под редакцией А.П. Тряпицыной. Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
2. Пурик Э.Э., Ахмадуллин М.Л., Шакирова М.Г Принципы организации творческой деятельности студентов-дизайнеров. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2016; 2 (16): 120 - 125.
3. Квитко И.И. Современные взгляды на проблемы креативности. Молодой ученый. 2017; № 10: 368 - 370.
4. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография. Под редакцией В.Г. Рындак. Екатеринбург, Оренбург: Орлит - А, 2002.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированногообучения. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
6. Тагариев РЗ., Исхакова ГТ., Зинурова А.З. Креативная образовательная среда сельской школы как условие развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 4 (47): 93 - 96.
References
1. Dautova O.B. Samoopredelenie lichnostishkol'nika vprofil'nom obuchenii. Pod redakciej A.P. Tryapicynoj. Sankt-Peterburg: KARO, 2006.
2. Purik 'E.'E., Ahmadullin M.L., Shakirova M.G. Principy organizacii tvorcheskoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. 2016; 2 (16): 120 - 125.
3. Kvitko I.I. Sovremennye vzglyady na problemy kreativnosti. Molodoj uchenyj. 2017; № 10: 368 - 370.
4. Obrazovanie. Nauka. Tvorchestvo. Teoriya i opyt vzaimodejstviya: monografiya. Pod redakciej V.G. Ryndak. Ekaterinburg, Orenburg: Orlit - A, 2002.
5. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.
6. Tagariev R.Z., Ishakova G.T., Zinurova A.Z. Kreativnaya obrazovatel'naya sreda sel'skoj shkoly kak uslovie razvitiya lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 4 (47): 93 - 96.
Статья поступила в редакцию 12.11.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10024
Gizatullina K.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
AESTHETIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article is dedicated to a problem of aesthetic education as the most important means of forming an attitude to reality, as a means of educating a comprehensively developed and spiritually enriched personality. The author considers aesthetic education as a broad concept, including the education of aesthetic attitude to work, the world around people, everyday life, social life and art. A special place in aesthetic education is occupied by means of decorative and applied arts. They change and form in accordance with a single sequence of traditional culture. Thanks to them, colors, tastes, images, feelings, forms of making art products, created by the people since ancient times, are recreated.
Key words: education, aesthetic education, arts and crafts, preschoolers.
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак,
E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена проблеме эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, воспитания всесторонне развитой и духовно обогащенной личности. Автором рассматривается эстетическое воспитание как понятие очень широкое, в него входит формирование эстетического отношения к труду, окружающему миру, быту, общественной жизни и искусству, народному творчеству Особое место в эстетическом воспитании занимают средства декоративно-прикладного искусства. Они меняются, формируются в соответствии с единой последовательностью традиционной культуры. Благодаря им воссоздаются цвета, вкусы, образы, чувства, формы изготовления художественных изделий, издревле создававшиеся народом.
Ключевые слова: воспитание, эстетическое воспитание, декоративно-прикладное искусство, дошкольники.
При использовании средств декоративно-прикладного искусства в дошкольном образовательном учреждении больше концентрируются на предметах традиционных видов искусства. Образцы декоративно-прикладного искусства очень красивы, благодаря этим оригиналам у детей формируется уважение, любовь к культуре своего народа, обычаям и традициям, Родине.
«Средства декоративно-прикладного искусства - это явление исторической, социологической, этнографической и национальной художественной культур, но в то же время самое простое и доступное человеку с детства» [1].
Одним из важных условий, от которого зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны воспитателей, так как характер и уровень отношений в этом возрасте определяют именно взрослые.
Учеными выделяются следующие задачи эстетического воспитания: систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений детей, их художественно-творческих способностей.
Дошкольный возраст - очень важный период в жизни ребенка. В этом периоде происходит интенсивное психическое развитие, возрастает познавательная активность. Ведущей деятельностью становится игра - основной вид деятельности дошкольников, изобразительная деятельность, элементы трудовой деятельности.
Важнейшая задача эстетического воспитания заключается в том, чтобы способствовать развитию образного мышления дошкольников, активному проявлению их творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве.
Отметим, что в общем процессе воспитания педагоги и воспитатели стремятся к достижению оптимального уровня эстетической воспитанности. То есть основную цель эстетического воспитания они видят в том, чтобы в дошкольниках было сочетание эстетического идеала с подлинным художественным вкусом, развитым навыком к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно - эстетическому творчеству.
Изучение теоретических основ эстетического воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства позволило нам подготовить и провести экспериментальное исследование [2].
Для выявления уровня эстетического воспитания дошкольников нами были использованы методики «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова), «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова), «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, ГА. Петрова).
Методику «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова) мы использовали с целью определения уровня эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Диагностика наличествующего уровня эстетического восприятия проводилась в форме беседы, сопровождающаяся рассматриванием предметов и произведений искусства (чайная чашка, расписная ложка, дымковская игрушка, стул, платье). В протоколе мы фиксировали: поведение ребенка во время беседы; эмоциональные реакции и характер высказываний (ответов ребенка на вопросы). Параметры оценки были следующие: 0 - 4 баллов - низкий уровень; 5 - 8 баллов - средний уровень; 9 - 12 баллов - высокий уровень.
Методика «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова) применялась с целью исследования уровня познавательного интереса дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Детям предлагались карточки с образцами узоров, где предварительно допускались ошибки. Дети должны были выявить лишнее, которое нужно убрать для того, чтобы узор относился к тому или иному виду росписи. Параметры оцен-
ки: 0 - 7 баллов - низкий уровень; 8 - 14 баллов - средний уровень; 15 - 21 баллов - высокий уровень.
С целью выявления уровня эстетической воспитанности дошкольников нами была использована методика «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, ГА. Петрова). Детям предлагали сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием, например, нарисовать двух различных птиц, которые между собой чем-то похожи. Сходства дети могут выявить по форме и узорам: хохломская, гжельская, городецкая росписи. Параметры оценки: 0 - 2 балла - низкий уровень; 3 - 4 балла - средний уровень; 5 - 6 баллов - высокий уровень.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. С экспериментальной группой проводился формирующий эксперимент по эстетическому воспитанию детей с внедрением разработанного нами комплекса мероприятий с использованием средств декоративно-прикладного искусства [3].
Перед нами стояли следующие задачи: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, развитие эстетической воспитанности, эстетического восприятия, эстетических чувств, художественно-творческих способностей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; формирование умений создавать декоративные изделия; создание условий для приобщения детей к народной культуре [4].
Комплекс мероприятий предусматривал занятия, рассчитанные на 20 часов.
Мероприятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 30 - 35
мин.
Темы были выбраны следующие: «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки», «Украсим теремок для зверей», «Жостовский букет», «Жостовские мосты», « День рождения Ушастика» и другие. В ходе проведенных мероприятий дети знакомились с различными видами росписей, учились рисовать и правильно подбирать краски, придумывать и составлять композиции из разных элементов и др. Проведенная работа способствовала развитию творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов, умения видеть, понимать и творить красоту.
Приведем для примера краткое описание хода некоторых проведенных нами мероприятий в процессе формирующего эксперимента.
Первое мероприятие было посвящено теме «Очень любим мы матрешки, разноцветные одежки», в ходе которого мы познакомили детей с русской матрешкой, показали характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек.
Целями были определены:
1) формирование технических умений и навыков кистевой росписи;
2) обучение использованию в росписи матрешки печатку-тычок;
3) развитие эстетических вкусов детей.
Во время предварительной работы с дошкольниками была проведена беседа о русской матрешке «Знакомьтесь - матрешка!», мы с детьми также рассматривали игрушки, альбомы, открытки. Потом провели с ними дидактическую игру под названием «Собери матрешку», а в конце мероприятия провели словарную работу.
Второе мероприятие было посвящено теме «Украсим теремок для зверей», в процессе которого мы учили дошкольников составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их. Перед нами стояли следующие задачи:
1) закрепление знаний цветов, используемых в хохломской композиции и умения сочетать их;
2) закрепление технических умений;
3) эстетическое воспитание детей.
В ходе предварительной работы мы рассматривали с воспитанниками хох-ломские изделия стилизованных образцов, а после завершения основной части провели словарную работу. Проведение в конце мероприятий словарной работы способствовало более прочному закреплению материала и развитию речи детей.
В ходе третьего мероприятия на тему «Жостовский букет» мы познакомили детей с искусством жостовского промысла. Также мы рассмотрели изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Задачами этого мероприятия были определены следующие:
1) обучение детей выполнению элементов росписи на трафаретах;
2) продолжение обучению рисованию концом кисти;
3. воспитание художественно-эстетического вкуса.
Во время предварительной работы мы рассматривали иллюстрации с жостовским промыслом, открытки с цветами, букетами, натюрмортом, а также в конце мероприятия провели словарную работу.
В ходе следующих мероприятий мы продолжили знакомить детей с народным промыслом жостов, с хохломской росписью, в ходе которых ставили цели развития творческих способностей детей, самостоятельности, развития воображения, чувство цвета, эстетического вкуса.
В ходе формирующего эксперимента мы проводили также игровые занятия. В первую очередь были проведены игры, направленные на повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, на эстетическое воспитание детей.
В рамках игровых мероприятий мы закрепляли знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства и ставили цели не только эстетического воспитания, но и привития любви к народным промыслам, воспитания аккуратности, развития творческой инициативы.
Нами были проведены беседы о народных художественных промыслах, дидактические игры по разным видам народных промыслов с использованием таблиц с элементами росписей, работа на выделение композиции узора, цвето-сочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий. Часть работ проводилась с использованием музыкального сопровождения, что, в свою очередь, способствовало более эффективной организации эстетического воспитания детей.
Воспитанию любви к народным промыслам и эстетического отношения к изделиям народных мастеров способствовало ознакомление с филимоновской игрушкой-свистулькой, что вызвало у детей интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку; сначала мы с дошкольниками познакомились с историей возникновения игрушки, называли цвета каргопольской росписи, а после мероприятия провели игру [5].
Эстетическому воспитанию и развитию памяти детей способствовали мероприятия с использованием русских народных потешек и сказок.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине были основной целью мероприятия, посвященного знакомству с народным промыслом - русским кружевом. Они развивали творческие способности и эстетический вкус воспитанников [6].
По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент с использованием тех же методик, что и при констатирующем эксперименте.
Библиографический список
Основываясь на результаты 1 и 2 срезов по методике «Диагностика эстетического восприятия» (М.В. Грибанова), можно утверждать, что в экспериментальной группе высокий уровень увеличился на 16%, а низкий с 11,4% изменился до 5%. После 2 среза большинство дошкольников в экспериментальной группе имеют высокий уровень эстетического восприятия. За этот же период времени в контрольной группе высокий уровень эстетического восприятия изменился положительно у 3% дошкольников.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы 1 и 2 срезов по методике «Диагностика уровня познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству» (О.П. Котикова) показал, что в экспериментальной группе высокий уровень с 26,6%, повысился до 49,4%, а низкий с 24% уменьшился до 12,6%. В контрольной группе изменения были незначительны.
По методике «Сочини свой декоративный узор» (Ю.С. Любимова, Г.А. Петрова) в экспериментальной группе высокий уровень после 1 среза составил 38%, а после 2 среза - 53,2%, что указывает на увеличение на 15,2%. Уменьшилось количество детей с низким уровнем, после 1 среза он составил 8,8%, а после 2 среза испытуемые с низким уровнем выявлены не были.
Сравнение результатов 1 и 2 срезов позволяет оценить эффективность применения разработанного нами специального комплекса мероприятий по эстетическому воспитанию детей с использованием средств декоративно-прикладного искусства в экспериментальной группе.
На основе работ А.А. Беляева, М.С. Кагана, М.Ф. Овсянникова, А.Л. Радуги-на, Кондрашова В.А. Королевой ГИ., В.В. Ванслов, ГА. Петровой, Е.А. Чичериной и результатов экспериментального исследования нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию эстетической воспитанности дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей:
- развивайте в дошкольниках любовь к декоративно-прикладному искусству;
- организовывайте конкурсы, которые будут направлены на улучшение отношения к средствам декоративно-прикладного искусства в процессе эстетического воспитания;
- знакомьте детей с разными видами декоративно-прикладного искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах;
- поддерживайте внимание детей в процессе лепки, рисования, занятий аппликацией, учите их передавать свои впечатления в изображениях;
- активизируйте выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, общественных и природных явлениях;
- взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия, вышивке, вязанию;
- устраивайте беседы, викторины по средствам декоративно-прикладного искусства;
- создавайте кружки лепки, рисования;
- совершенствуйте специфические умения во всех сферах изобразительной деятельности;
- учите планированию (эскизы, наброски, композиционная схема);
- посещайте выставки по декоративно-прикладному искусству;
- создавайте условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий [7].
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. Москва: Юрайт, 2015.
2. Вакуленко Е.Г. Народное декаративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
3. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, ГА. Поровской. Москва, 2000.
4. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
5. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под редакцией Н.А. Ветлугиной. Москва: Просвещение, 2011.
6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов. Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
References
1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2015.
2. Vakulenko E.G. Narodnoe dekarativno-prikladnoe tvorchestvo: teoriya, istoriya, praktika. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.
3. Vozvraschenie k istokam: narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod redakciej T.Ya. Shpikalovoj, G.A. Porovskoj. Moskva, 2000.
4. Pogodina S.V. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.
5. 'Esteticheskoe vospitanie v detskom sadu: posobie dlya vospitatelej detskogo sada. Pod redakciej N.A. Vetluginoj. Moskva: Prosveschenie, 2011.
6. 'Esteticheskoe vospitanie irazvitie detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej E.A. Dubrovskoj, S.A. Kozlovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
7. 'Esteticheskoe vospitanie i razvitie detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie dlya vuzov. Pod redakciej E.A. Dubrovskoj, S.A. Kozlovoj. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
Статья поступила в редакцию 12.11.19