В учебном процессе можно смоделировать квазиреальную деловую активность с элементами чтения, общения, решения проблем. Такая деятельность представляется учащимся высокосодержательной и осознанной, что побуждает к коммуникации и определяет ее личную значимость. Внимание учащихся сосредоточено не на языке, а на сути задачи, которую нужно решить средствами языка, в этом случае общение приближается к аутентичному, что создает благоприятные условия для изучения иностранного языка. В результате формирование составляющих иноязычной коммуникативной компетенции становится имплицитным.
Как показали результаты исследования, при эксплицитном (явном) обучении производительность памяти обеспечивается сложной обработкой информации, не действующей при имплицитном (неявном) обучении. Имплицитно приобретенные знания прочно закрепляются в памяти и рефлекторно воспроизводятся в случае необходимости, в отличие от явных знаний, которые теряются со вре-
Библиографический список
менем или под влиянием болезней. Следовательно, в условиях изучения английского языка для специальных целей имплицитное обучение является достаточно эффективным.
Неявное обучение обеспечивает эффективную коммуникацию для осуществления экстралингвистической деятельности без умышленного заучивания сложных грамматических правил и абстрактного словарного запаса. Для достижения успеха большое значение имеет атмосфера учебного процесса. Преподаватель может общаться с учениками на английском языке и вне учебного времени - во время путешествий, экскурсий и во время частного общения. Таким образом, знания находят доступ к имплицитной памяти, что, в свою очередь, облегчает эксплицитный процесс обучения
Перспективой последующих исследований может стать вопрос органичного сочетания явного и неявного обучения для повышения результатов обучения.
1. Khadawardi H. The effect of implicit corrective feedback on English writing of international second language learners. English Language Teaching. 2020; Vol. 14 (1): 123-139.
2. Nakagawa H., Leung A. The effects of implicit learning on Japanese EFL junior college students' writing. International Journal of Instruction. 2019; Vol. 13 (1): 637-692.
3. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammar. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavial. 1967; Vol. 6 (6): 855-863.
4. Rahman A.M.A., Rashid R.A. Explicit and Implicit Grammar Instructions in Higher Learning Institutions. English Language Teaching. 2017; Vol. 10 (10): 92-101.
5. Lichtman K. Developmental comparisons of implicit and explicit language learning. Language Acquisition. 2013; Vol. 20 (2): 93-108.
6. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: Просвещение, 2005.
8. Shamiri H., Farvardin M.F. The effect of implicit versus explicit corrective feedback on intermediate EFL learners' speaking self-efficacy beliefs. Theory and Practice in Language Studies. 2016; Vol. 6 (5): 1066-1075.
9. Babanoglu M.P., Ag$am R., Badem N. Explicit and implicit written corrective feedback in higher EFL education: Evidence from Turkey. Journal of the Faculty of Education. 2018; Vol. 19 (3): 104-116.
10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. Вестник практической психологии образования. 2012; № 4 (33): 39-41. References
1. Khadawardi H. The effect of implicit corrective feedback on English writing of international second language learners. English Language Teaching. 2020; Vol. 14 (1): 123-139.
2. Nakagawa H., Leung A. The effects of implicit learning on Japanese EFL junior college students' writing. International Journal of Instruction. 2019; Vol. 13 (1): 637-692.
3. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammar. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavial. 1967; Vol. 6 (6): 855-863.
4. Rahman A.M.A., Rashid R.A. Explicit and Implicit Grammar Instructions in Higher Learning Institutions. English Language Teaching. 2017; Vol. 10 (10): 92-101.
5. Lichtman K. Developmental comparisons of implicit and explicit language learning. Language Acquisition. 2013; Vol. 20 (2): 93-108.
6. Bredihina I.A. Metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov: Obuchenie osnovnym vidam rechevoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018.
7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyjkurs lekcij: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2005.
8. Shamiri H., Farvardin M.F. The effect of implicit versus explicit corrective feedback on intermediate EFL learners' speaking self-efficacy beliefs. Theory and Practice in Language Studies. 2016; Vol. 6 (5): 1066-1075.
9. Babanoglu M.P., Ag$am R., Badem N. Explicit and implicit written corrective feedback in higher EFL education: Evidence from Turkey. Journal of the Faculty of Education. 2018; Vol. 19 (3): 104-116.
10. Zhinkin N.I. Psihologicheskie osnovy razvitiya rechi. Vestnikprakticheskojpsihologiiobrazovaniya. 2012; № 4 (33): 39-41.
Статья поступила в редакцию 17.11.23
УДК 37.02
Shaukhalov A.B., postgraduate, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOPHYSIOLOGICAL SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN AS A FACTOR IN OVERCOMING EXTREME SITUATIONS. The presented article substantiates the importance of the factor of psychophysiological support of high school students in the prevention and overcoming of extreme situations. The concept of "health" in relation to this age category has been clarified. A psychophysiological groundwork has been developed for the implementation of the paradigm of health of high school students. Aspects of the health-saving concept of general secondary education are determined. Psychophysiological and neuropedagogical correlates of learning in high school students are substantiated. The tasks that lead to an increase in the valeological efficiency of general secondary education are highlighted. A mechanism of psychophysiological support of the educational process is proposed, which will lead to the creation of adaptive educational environments. The expected results of the research carried out in this field are named, which consist in the health-saving justification of neuropedagogical technologies, the use of tonometry methods, spectral and temporal analysis of heart rate variability, questionnaires, valeological design of training in students of different ages, physiological and hygienic assessment of neurodidactic technologies for various categories of students.
Ключевые слова: психофизиологическое сопровождение, старшие школьники, зрелость старшего школьника, экстремальные ситуации, парадигма здоровья
А.Б. Шаухалов, аспирант, ФГБОУ ВО «Ингушскийй государственный университет», г. Магас, E-mail: А[email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ИМИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Представленная статья обосновывает важность фактора психофизиологического сопровождения старших школьников в предупреждении и преодолении ими экстремальных ситуаций. Уточнено понятие «здоровье» применительно к этой возрастной категории. Разработан психофизиологический задел для реализации парадигмы здоровья старших школьников. Определены аспекты здоровьесберегающей концепции общего среднего образования. Обоснованы психофизиологические и нейропедагогические корреляты обучения старших школьников. Выделены задачи, решение которых приводит к повышению ва-леологической эффективности общего среднего образования. Предложен механизм психофизиологического сопровождения образовательного процесса, что приведет к созданию адаптивных образовательных сред. Названы предполагаемые результаты проводимых в данной области исследований, которые состоят в анкетировании, физиолого-гигиенической оценке нейродидактических технологий для различных категорий обучающихся, здоровьесберегающем обосновании нейропедагогических технологий, валеологическом дизайне обучения разновозрастных обучающихся, использовании методов тонометрии, спектрального и временного анализа вариабельности сердечного ритма.
Ключевые слова: психофизиологическое сопровождение, старшие школьники, экстремальные ситуации, парадигма здоровья
Современный уровень развития психофизиологического сопровождения обучения в общеобразовательной школе позволяет подойти к решению задач доказательной педагогики, что определяется расширением парадигмы «здоровья обучающихся» от чисто медицинской, патологоцентрической к представлениям о здоровье как мере способности обучающихся к оптимальной реализации доминирующей деятельности, в данном случае - образовательной. При расширении этой парадигмы на возрастную группу старших школьников здоровье определяется как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию безусловно рефлекторных, инстинктивных программ, фенотипического поведения и умственной деятельности, направленных на витальную сферу [1].
При таком подходе оценка и мониторинг возрастных специфических параметров здоровья старших школьников позволит обеспечить адекватность нагрузок и комфортность образовательной деятельности. Контроль и мониторинг антропометрических и физиометрических параметров роста и развития обучающихся, их текущего функционального состояния позволяет оценивать уровень их адаптации или, напротив, дезадаптации, стресса.
Поиск информативных и объективных педагогических, физиологических и психологических критериев адаптации, оценка функционального напряжения организма старших школьников к обучению на основе психофизиологического подхода позволят описать зону оптимального функционирования, зону комфорта и своевременно выделить факторы риска дезадаптации.
Цель исследования: раскрыть фактор психофизиологического сопровождения старших школьников в предупреждении и преодолении ими экстремальных ситуаций.
Задачи исследования:
1) конкретизировать категорию «здоровье» применительно к возрастной категории старших школьников;
2) выполнить методологическое обоснование проблемы, заявленной в статье;
3) раскрыть психофизиологические и нейропедагогические корреляты обучения старших школьников;
4) выделить задачи по повышению валеологической эффективности обучения старших школьников.
Методы: сбор нейропедагогической и психофизиологической литературы по проблеме исследования, ее анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована и предложена идея психофизиологического сопровождения обучения старших школьников. Найдены нейропедагогические и психофизиологические корреляты их обучения.
Теоретическая значимость заключается в том, что применительно к проблеме исследования эффективно использованы нейропедагогический и нейрофизиологический подходы, методы сбора и анализа научной литературы.
Практическая значимость состоит в возможности использования психофизиологических и нейропедагогических коррелятов в предупреждении и преодолении старшими школьниками экстремальных ситуаций.
Разрабатываемая идея психофизиологического сопровождения обучения в общей средней школе предполагает гармонизацию разных сфер деятельности старшего школьника: когнитивной (работа мозга), физической (индивидуальное здоровье), социальной (успешная интеграция в общество).
К настоящему времени накоплен внушительный задел для реализации этой идеи. Коллектив Института возрастной физиологии РАО имеет большой многолетний опыт по интересующей нас проблематике:
- в проведении мониторинговых комплексных исследований, направленных на разработку значимости категории «здоровье» в контексте организации образовательной деятельности (Войнов В.Б., 1998-2022 гг.),
- в формировании технологии здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций и анализ ее эффективности (Безруких М.М., Сонь-кин В.Д., и др., 1998-2018),
- в разработке исследований, направленных на адаптацию организма детей к учебным и информационным нагрузкам, в том числе к работе на компьютере (Крысюк О.Н., 2005-2007; Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Догадкина С.Б., 2015-2022).
Также в теорию и практику образования внесены и дополнены представления о следующих процессах:
- зрелость старшего школьника в аспекте оценки уровня его здоровья, психофизиологические методы оценки здоровья обучающихся (В.Б. Войнов),
- успешность адаптации этой возрастной категории детей к школьным условиям (М.М. Безруких, И.А. Криволапчук),
- здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций (А.Н. Шарапов, Л.В. Рублева),
- адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем старших школьников к когнитивной нагрузке на ноутбуке (И.В. Ермакова, Г В. Кмить),
- «физиологическая цена» использования различных медиаплатформ (бумажный носитель, планшет, ноутбук) младшими школьниками (О.Н. Адамов-ская, М.Б. Догадкина),
- особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у старших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма (И.В. Ермакова, Н.Б. Сельверова).
Выполненные труды создают основу для получения новых результатов в следующих областях:
1) формирование перечня показателей, информативных для решения задач диагностики и прогнозирования академической успешности,
2) разработка инструментария для диагностики и прогнозирования развития ресурсных состояний в обучении с использованием современных алгоритмов машинного обучения, в частности искусственных нейронных сетей и сетей глубокого обучения,
3) определение критериев оценки адаптационных возможностей организма подростков,
4) разработка методики оценки адаптации к обучению и функционального напряжения организма старших школьников,
5) предложение доступных для компьютерной обработки схем описания долговременных эффектов использования разрабатываемых нейродидактиче-ских технологий,
6) разработка средств интеллектуального планирования с возможностью рекомендации конкретных дидактических воздействий для оптимизации общего среднего образования.
Разработка этих аспектов внесет существенный вклад в теорию обучения, обогатит концепцию общего среднего образования, сформирует методологические основания здоровьесбережения старших школьников. Об актуальности решения этих аспектов свидетельствует их соответствие направлениям Стратегии научно-технического развития Российской Федерации и направленность на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г № 899 с последующими редакциями.
Внедрение результатов этих исследований в российское образование создаст условия и предпосылки для преодоления обучающимися трудностей обучения, связанных, в том числе, с их индивидуальными мыслительными особенностями [2], психофизиологическими ресурсами и состоянием здоровья [3].
Наиболее актуальными задачами, решение которых способно привести к качественному повышению эффективности общего среднего образования, являются:
1) мониторинг индивидуальных особенностей и функционального состояния обучающихся, прежде всего, эргономичными неконтактными методами (в частности, посредством видеонаблюдения),
2) разработка нейродидактических технологий трансляции и контроля знаний, реализованных в среде адаптивной интеллектуальной поддержки и генерации индивидуализированных контентов и образовательных траекторий.
Решение первой из названных задач позволит, с одной стороны, индивидуализировать учебные контенты и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и уровня его мотивации, эффективно распределять их в рамках выделенного бюджета учебного времени, с другой - контролировать его текущее функциональное состояние и психофизиологические резервы вплоть до гибких перестроек образовательных траекторий с целью формирования совместимых по квалификации и психоэмоциональным характеристикам микроколлективов. Это может качественно повлиять на эффективность получения новых знаний. Решение второй задачи обеспечит более эффективную интеграцию обучающихся в интерактивную образовательную среду, создав условия для эффективной работы в условиях интеграции с интеллектуальными системами поддержки принятия решения, в которых значительная доля информационно насыщенных рутинных задач перекладывается на компьютер, тем самым предохраняя субъекта обучения от информационных перегрузок.
Разрабатываемая идея психофизиологического сопровождения обучения в общеобразовательной школе предполагает гармонизацию разных сфер деятельности обучающегося: когнитивной (работа мозга), физической (индивидуальное здоровье), социальной (успешная интеграция в общество) [4]. Для достижения баланса этих сфер используется синергия психофизиологических и педагогических исследований.
Для контроля успешности психофизиологической адаптации обучающегося к дидактическим воздействиям будет оцениваться степень функционального напряжения организма. При этом степень напряжения регуляторных механизмов в процессе формирования приспособительного результата любой деятельности рассматривается как «цена» адаптации. Если такая «цена» слишком высока, это может привести к дезадаптивным сдвигам и срыву адаптации, потенциально - к возникновению заболеваний, а также ухудшению эффективности реализуемой образовательной деятельности. Учет психофизиологической «цены», которую учащийся платит за приобретение знаний, позволяет получать высокие результаты учебной деятельности в течение продолжительного времени без снижения функциональных резервов организма, возрастания потенциальной угрозы ухудшения физического и психического здоровья.
Для формирования кривой обучения используются средства мультипара-метрического анализа [5]. Это позволит подойти к решению обратной задачи: предсказание характеристик возможных воздействий, которые оптимизировали бы обучение. Решающие правила, определяющие адаптацию такой среды, состоят в следующем: перерывы в ходе занятий в соответствии со сроками консолидации памяти, адаптация материала в соответствии со стадией и скоростью созревания.
По результатам анализа оптимизационных эффектов будет предпринята попытка обобщить выявленные предикторы до уровня единой теории оптимизации образовательных воздействий. Полученные фундаментальные знания заложат основу для создания прикладных адаптивных образовательных сред.
Результаты исследования будут иметь большое значение для учащихся с ослабленным здоровьем, для которых оптимизация образовательных воздействий критична. Созданная модель на основании анализа комплекса факторов поможет педагогам давать рекомендации старшим школьникам при сложностях в процессе формирования навыков.
Таким образом, в рамках исследования будут проводиться интегративные исследования по трем различным отраслям знаний: педагогика, нейрофизиология, возрастная психофизиология.
Библиографический список
Дальнейшие исследования в рамках развития нейропсихологического подхода проходят на всех уровнях отечественной системы образования [6; 7; 8]. Предполагаемые результаты состоят в здоровьесберегающем обосновании ней-ропедагогических технологий, использовании методов тонометрии, спектрального и временного анализов вариабельности сердечного ритма, анкетирования, валеологического дизайна обучения у разновозрастных обучающихся, физио-лого-гигиенической оценке нейродидактических технологий для этих категорий обучающихся, выделении критериев оценки адаптационных возможностей субъектов образования, разработке методики оценки адаптации и функционального напряжения организма к высокотехнологичному обучению с использованием данных о мозге человека, формулировании рекомендаций по использованию нейропедагогических технологий.
1. Балакшина Ж.А., Фор М.В. Возрастная изменчивость интеллекта от подросткового периода до взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008; Выпуск 4: 75-80.
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Владос, 2003.
3. Кирой В., Лазуренко Д., Шепелев И., Асланян Е., Миняева Н., Бахтин О. Нейротехнологии: нейро-БОС и интерфейс «мозг - компьютер». Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2018.
4. Мальсагов А.А., Лезина В.В. Нейродидактика в России: развитие и перспективы. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 149-151.
5. Лезина В.В., Мальсагова М.Х., Мальсагов А.А. Персонализированное обучение как нейродидактический инструмент интеллектуальной акселерации. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211): 243-248.
6. Мальсагов А.А., Мальсагова М.Х., Лезина В.В. Нейродидактический подход к когнитивной адаптации студентов первого курса в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 311-314.
7. Дарсигова М.И., Умаева Д.М., Лезина В.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 184-187.
8. Алексеева А.А. Нейродидактика в системе профессионально-педагогической деятельности учителя начальной общей школы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 286-289.
References
1. Balakshina Zh.A., For M.V. Vozrastnaya izmenchivost' intellekta ot podrostkovogo perioda do vzroslosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2008; Vypusk 4: 75-80.
2. Darvish O.B. Vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Vlados, 2003.
3. Kiroj V., Lazurenko D., Shepelev I., Aslanyan E., Minyaeva N., Bahtin O. Nejrotehnologii: nejro-BOS i interfejs «mozg - komp'yuter». Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2018.
4. Mal'sagov A.A., Lezina V.V. Nejrodidaktika v Rossii: razvitie i perspektivy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 149-151.
5. Lezina V.V., Mal'sagova M.H., Mal'sagov A.A. Personalizirovannoe obuchenie kak nejrodidakticheskij instrument intellektual'noj akseleracii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022. № 9 (211): 243-248.
6. Mal'sagov A.A., Mal'sagova M.H., Lezina V.V. Nejrodidakticheskij podhod k kognitivnoj adaptacii studentov pervogo kursa v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 311-314.
7. Darsigova M.I., Umaeva D.M., Lezina V.V. Razvitie 'emocional'nogo intellekta u detej 6-7 let. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 184-187.
8. Alekseeva A.A. Nejrodidaktika v sisteme professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya nachal'noj obschej shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 286-289.
Статья поступила в редакцию 15.11.23
УДК 37.022 + 378.147
Atyushkina V.B., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Education, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF INCENTIVES AND MOTIVATION OF FORMATION OF THE WORLDVIEW COMPONENT OF DIGITAL CULTURE. The article presents a theoretical and logical analysis of the conceptual apparatus, conceptual foundations of pedagogical instrumentation enabling to intensify the development of digital culture at the world-outlook level. The worldview in the context of this study is considered as a value-sense center of the unified model of digital culture of the future of the professional, a model that is reflected in the representation of the innovative type of world perception, and the world awareness of the personality of the teacher: the level of readiness and ability of a professional to function effectively in a mixed reality: the values of continuous improvement, motivation and responsibility. The proposed model can be updated only under the condition of ideological transformations, with direct realization of principles of value, responsible, ecological, safe, ethical attitude to the information and communication space, to its actors and its products. The boundaries and parallels in interdisciplinary developments of the concept are defined, the relationship of symmetric concepts (professional worldview, information worldview, worldview component) is defined, the model of worldview of digital culture was described (on axiological, relaxing, behavioral, emotional levels). The paper also presents part of the results of the survey, designed to reflect existing views, values, stereotypes and ideals of digital culture in a representative group of future teachers. Thus, it is possible to draw conclusions about ways to activate the independent role of students in the processes of formation and improvement of individual digital culture.
Key words: digital culture, professional worldview, information worldview, information and communication space, motivation
В.Б. Атюшкина, аспирант, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СТИМУЛАХ И МОТИВАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен теоретико-логический анализ понятийного аппарата, концептуальных оснований педагогического инструментария, вызволяющего интенсифицировать развитие цифровой культуры на мировоззренческом уровне. Мировоззрение в контексте настоящего исследования рассматривается как ценностно-смысловой центр единой модели цифровой культуры будущего профессионала, модели, которая отражена в представлении об инновационном типе мировосприятия и осознании личности педагога: уровень готовности и способность профессионала к эффективному функционированию в смешанной реальности - ценности непрерывного совершенствования, мотивации и ответственности. Предложенная модель может актуализироваться только при условии мировоззренческих трансформаций, при непосредственной реализации принципов ценностного, ответственного, экологичного, безопасного, этичного отношения к информационно-коммуникативному пространству, его акторам и продуктам. Были очерчены границы и проведены параллели в междисциплинарных разработках понятия, определилось соотношение симметричных понятий (профессиональное мировоззрение, информационное мировоззрение, мировоззренческий компонент), была описана модель мировоззрения цифровой культуры (на аксиологическом,