Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКСЕЛЕРАЦИИ'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКСЕЛЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОЗГ / НЕЙРОДИДАКТИКА / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ / НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лезина Валерия Владимировна, Мальсагова Марьям Хаматхановна, Мальсагов Амерхан Алиханович

Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена обоснованию идеи персонализированного обучения разновозрастных субъектов непрерывного образования как нейродидактического инструмента интеллектуальной акселерации общества и моделированию этого процесса. Нейродидактические достижения последних 30-ти лет позволяют переосмыслить процесс обучения с позиции мозга, повысить когнитивные способности обучающихся. Последнее обстоятельство неизбежно приводит к росту государственной экономики и общественному благосостоянию. Методологическими инструментами решения этой проблемы являются нейродидактический и междисциплинарный подходы, методы обобщения и анализа нейронаучных данных, моделирования. Последнее включает нейродидактические технологии персонализированного обучения на всех этапах непрерывного образования: дошкольном, младшем школьном, подростковом, старшем школьном, студенческом, взрослом, зрелом. В их рамках достигается наращивание когнитивных процессов в обучении: оптимизируются механизмы памяти и внимания, увеличиваются таксоны обучаемости, наращивается когнитивная нагрузка, осуществляются тренинги когнитивных и регулятивных функций. Реализуется психофизиологическое и математическое моделирование усвоения знаний, игровое биоуправление. Разрабатываются нейросетевые технологии в обучении. С применением нейродидактических показателей образованности производится тестирование профессионального мышления. Достигает максимума поисковая и проектная активность, интеграция мотивационного компонента и эмоционального интеллекта. Возрастают перспективы развития цифровой нейродидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALIZED LEARNING AS A NEURODIDACTIC TOOL OF INTELLECTUAL ACCELERATION

The article proposed to a wide pedagogical community is devoted to the substantiation of the idea of personalized training of multi-age subjects of continuing education as a neurodidactic tool for the intellectual acceleration of society and modeling this process. Neurodidactic achievements of the last 30 years make it possible to rethink the learning process from the position of the brain, to increase the cognitive abilities of students. The latter circumstance inevitably leads to the growth of the state economy and public welfare. Methodological tools for solving this problem are neurodidactic and interdisciplinary approaches, methods of generalization and analysis of neuroscientific data, modeling. The latter includes neurodidactic technologies of personalized learning at all stages of continuing education: preschool, junior school, adolescent, high school, student, adult, mature. Within their framework, an increase in cognitive processes in learning is achieved: the mechanisms of memory and attention are optimized, learning taxa increase, cognitive load is increased, cognitive and regulatory functions are trained. Psychophysiological and mathematical modeling of knowledge acquisition, game biocontrol are implemented. Neural network technologies in training are being developed. With the use of neurodidactic indicators of education, professional thinking is tested. Search and project activity, integration of the motivational component and emotional intelligence reaches a maximum. The prospects for the development of digital neurodidactic are increasing.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКСЕЛЕРАЦИИ»

УДК 371.31

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НЕЙРОДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКСЕЛЕРАЦИИ

Валерия Владимировна Лезина, доктор педагогических наук, профессор, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск; Марьям Хаматхановна Мальсагова, доцент, Амерхан Алиханович Мальсагов, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, г. Назрань

Аннотация

Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена обоснованию идеи персонализированного обучения разновозрастных субъектов непрерывного образования как нейродидактического инструмента интеллектуальной акселерации общества и моделированию этого процесса. Нейродидактические достижения последних 30-ти лет позволяют переосмыслить процесс обучения с позиции мозга, повысить когнитивные способности обучающихся. Последнее обстоятельство неизбежно приводит к росту государственной экономики и общественному благосостоянию. Методологическими инструментами решения этой проблемы являются нейроди-дактический и междисциплинарный подходы, методы обобщения и анализа нейронаучных данных, моделирования. Последнее включает нейродидактические технологии персонализированного обучения на всех этапах непрерывного образования: дошкольном, младшем школьном, подростковом, старшем школьном, студенческом, взрослом, зрелом. В их рамках достигается наращивание когнитивных процессов в обучении: оптимизируются механизмы памяти и внимания, увеличиваются таксоны обучаемости, наращивается когнитивная нагрузка, осуществляются тренинги когнитивных и регулятивных функций. Реализуется психофизиологическое и математическое моделирование усвоения знаний, игровое биоуправление. Разрабатываются нейросетевые технологии в обучении. С применением нейродидактических показателей образованности производится тестирование профессионального мышления. Достигает максимума поисковая и проектная активность, интеграция мотивационного компонента и эмоционального интеллекта. Возрастают перспективы развития цифровой нейродидактики.

Ключевые слова: персонализированное обучение, мозг, нейродидактика, разновозрастные обучающиеся, непрерывное образование, интеллектуальная акселерация, моделирование, когнитивные способности, нейродидактический и междисциплинарный подходы, нейродидактические технологии персонализированного обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p243-248

PERSONALIZED LEARNING AS A NEURODIDACTIC TOOL OF INTELLECTUAL

ACCELERATION

Valeria Vladimirovna Lezina, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk; Maryam Khamatkhanovna Malsagova, the docent, Amerkhan Alikhanovich Malsagov, the senior teacher, Ingush State University, Nazran

Abstract

The article proposed to a wide pedagogical community is devoted to the substantiation of the idea of personalized training of multi-age subjects of continuing education as a neurodidactic tool for the intellectual acceleration of society and modeling this process. Neurodidactic achievements of the last 30 years make it possible to rethink the learning process from the position of the brain, to increase the cognitive abilities of students. The latter circumstance inevitably leads to the growth of the state economy and public welfare. Methodological tools for solving this problem are neurodidactic and interdisciplinary approaches, methods of generalization and analysis of neuroscientific data, modeling. The latter includes neurodidactic technologies of personalized learning at all stages of continuing education: preschool, junior school, adolescent, high school, student, adult, mature. Within their framework, an increase in cognitive processes in learning is achieved: the mechanisms of memory and attention are optimized, learning taxa increase, cognitive load is increased, cognitive and regulatory functions are trained. Psychophysiological and mathematical modeling of knowledge acquisition, game biocontrol are implemented. Neural network technolo-

gies in training are being developed. With the use of neurodidactic indicators of education, professional thinking is tested. Search and project activity, integration of the motivational component and emotional intelligence reaches a maximum. The prospects for the development of digital neurodidactic are increasing.

Keywords: personalized learning, brain, neurodidactic, multi-age learners, continuing education, intellectual acceleration, modeling, cognitive abilities, neurodidactic and interdisciplinary approaches, neurodidactic technologies of personalized learning.

ВВЕДЕНИЕ

Нейронаучный «взрыв» в различных отраслях современного знания обусловлен наблюдаемой во всем мире интеллектуальной акселерацией, отодвигаемыми границами старения, впечатляющими достижениями в области изучения человеческого мозга. Специалистами в области нейронаук (М.П. Карпенко, М.А. Пирадов, А.С. Потапов, Е.Д. Хо-мская, Л.С. Цветкова, Т.В. Черниговская; Т. Ванханен, Э. Купер, Н. Кэнвишер, Р. Линн, П. Лотербур, М.Б. Мозер, Э. Мозер, П. Мэнсфилд, Г. Ризолатти, Л. Фогасси, и др.) обозначена перспектива прироста IQ с последующим повышением эффективности человеческого ресурса в национальной экономике и социальной сфере.

Инструментом этого процесса выступает персонализированное образование. Теория персонализации В.А. Петровского состоит в наделении обучающихся функциями само- развития и состоятельности [1, с. 321]. Психологическими детерминантами персонализированного образования по Э.Ф. Зееру и Сыманюк Э.Э. являются самоопределение, самоактуализация, самореализация [2, с. 17-25]. В мировых образовательных системах персонализированное образование выражает высокоэффективную технологическую инициативу, тенденцию адаптации образования к персональным потребностям и особенностям обучающегося. Сообразно им и с использованием научных достижений выстраивается образовательный маршрут субъекта образования.

Персонализированное образование в полной мере воплощает идею обучения с использованием ресурса мозга. Такое обучение названо Г. Прайсом нейродидактикой (нем. neurodidaktik) и введено в педагогический тезаурус в 1988 г. Нейродидактические достижения последних 30-ти лет позволили проникнуть в обучающийся мозг и переосмыслить традиционные положения дидактики. Выявлена непосредственная связь нейро- химических и анатомических изменений в мозге с обучением. Установлена корреляция между процессом, итогом обучения и индивидуальным уровнем неспецифической активации мозга. Появилась возможность объективной оценки результата образования через изменение строения мозга и его функций. Через анализ нейронных и социальных процессов, естественной динамики когнитивных способностей выявлена новая грань мыслительных способностей к обучению. Изучен его вклад в прирост IQ.

По заявлению мировой научной общественности, мы сейчас можем приступить к новому дизайну педагогики, чтобы извлечь выгоды, используя модели обучения и памяти, разработанные нейронаукой (Э. Гордон, Н. Купер, С. Ренни, Д. Херменс и Уильямс [3, с. 36]). К таким «выгодам» следует отнести повышение социального интеллекта, его выравнивание за счет «когнитивного выигрыша» (люди с изначально низким уровнем когнитивных способностей обучаются интенсивнее обладателей среднего и высокого IQ), достижение более высокого уровня непрерывного образования. Следствием этого является отвечающее основополагающим принципам государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации повышение эффективности социально-экономического развития государства и уровня жизни его граждан. Данное утверждение было подтверждено Х. Риндерманном и Д. Беккером, установившими в результате исследования 28 стран за период с 1909 по 2021 гг., что рост интеллекта способствовал экономическому росту государства уже через 5-20 лет. Согласно их заключению, вклад прироста IQ в прирост ВВП способен достигать 59% [4, с. 87].

Развитие мыслительных механизмов обучения отвечает заказу Президента Российской Федерации на планирование внедрения новых методов обучения, изложенному в его Указе № 474 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5]. Учитывая, что прирост интеллекта россиян составляет в последние десятилетия 0,4 балла ^ в год, что превышает показатели эффекта Флинна (постепенное повышение ^ во времени) [4, с. 89] , следует направить усилия научного сообщества на разработку нейродидактических технологий персонализированного образования. Они входят в трансфер государственных технологий, продуктов и услуг.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящей статьи состоит в обосновании персонализированного обучения как нейродидактического инструмента интеллектуальной акселерации общества и раскрытии персонализированных технологий обучения.

Конкретные задачи в рамках проблемы включают:

1) методологическое обоснование исследования персонализированного обучения как нейродидактического инструмента интеллектуальной акселерации;

2) моделирование персонализированного обучения в непрерывном образовании.

Масштаб сформулированных задач возводит их к получению комплексного знания

об обучающейся способности человеческого мозга и реализации такого знания в образовательном процессе.

Методология исследования включают нейродидактический и междисциплинарный подходы. Нейродидактический подход изложен в статье А.А. Мальсагова, В.В. Лезиной «Нейродидактика в России: развитие и перспективы» [6]. Суть данного подхода состоит в применении нейродидактических регулятивов к обучению. К их числу относятся развитие когнитивных способностей, нейрологических механизмов внимания и памяти обучающихся, формирование нейробиологической обратной связи в обучении, психофизиологическое моделирование процесса усвоения знаний, учет особенностей межполушарной асимметрии головного мозга, стимулирование эмоционального интеллекта, диагностика начального уровня, стилей обучения и динамики образовательных достижений.

Междисциплинарный подход позволяет сформировать комплексное знание о нейрональных механизмах обучения, морфо- и функциогенезе головного мозга, нейрофизиологическом потенциале общих способностей, умственных действиях в образовательной практике, универсальных учебных действиях, нейропсхологической и нейрофизиологической специфике обучающихся, нейрофизиологических закономерностях разновозрастного обучения в условиях непрерывного образования, модальности внутреннего опыта и др. Синергия междисциплинарного исследования сообщает ему целостность, многогранность, объективность, достоверность.

В исследовании использованы методы сбора, обобщения и анализа научных данных, моделирования.

Научная новизна исследования состоит в 1) обосновании идеи персонализированного обучения как нейродидактического инструмента интеллектуальной акселерации общества; 2) создании модели персонализированного обучения в непрерывном образовании; 3) разработке персонализированных технологий обучения.

Возможность практического использования ожидаемых результатов модели высока: они позволяют сформировать современный формат отечественного высокотехнологичного персонализированного обучения, сжать инновационный цикл для получения востребованных в России и мире нейродидактических технологий, дать инструмент эффективной работы с мозгом разноуровневым организациям образования, совершенствовать существующие когнитивные технологии и методики обучения, обеспечить интеллектуальное приращение отечественного человеческого капитала и скачок в специализации труда, занять и удержать лидерские позиции в науках о мозге, ответить на

«большие вызовы» [Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации], повысив интеллектуальный потенциал страны, осуществить трансфер нейродидак-тических технологий.

Основные положения исследования:

- персонализированное обучение выступает нейродидактическим инструмент интеллектуальной акселерации общества;

- основу этого процесса составляет моделирование персонализированного обучения в непрерывном образовании;

- инструментами моделирования выступают нейродидактические технологии персонализированного обучения дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, взрослых людей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования включают получение нового фундаментального знания о нейродидактическом формате персонализированного образования: когнитивных процессах в обучении (нейрологические механизмы памяти и внимания), нейросетевое моделирование когнитивных функций мозга, типологизация и тесты когнитивных способностей обучающихся/таксоны обучаемости, когнитивная нагрузка, способы ее измерения, алгоритм ее расчета по фазам обучения, оценка когнитивной сложности научно-учебного текста, когнитивная тренировка, корреляция когнитивных способностей с показателями академической успеваемости/ЕГЭ, оценка внимания и утомления в мультимедийной обучающей среде), нейробиологической обратной связи в обучении (тренинги пластичности мозга, игровое биоуправление в учебном процессе), психофизиологическом моделировании процесса усвоения знаний (алгоритм учебных занятий, фазовая модель усвоения знаний, обучение в разных возрастных группах, индивидуально-урочное обучение школьников на дому), математическом моделировании приобретения, использования и потери знаний и умений в течение жизненного цикла человека, нейросетевых технологиях в обучении, сопоставленных характеристиках гуманитарного и технического мышления, тестировании сформированности профессионального мышления, нейродидактиче-ских показателях образованности (квантификация учебной информации, расчет объема получаемых знаний и навыков, классификация компетенций высшего образования на основе развития когнитивных функций, вызванные потенциалы как маркер тренированности мозга, или Индекс функциональной образованности, объем учебной работы как критерий образованности), поисковой активности (психофизиологические маркеры, индивидуальные образовательные траектории), корреляции эмоционального и мотиваци-онного компонентов обучения, диагностике начального уровня, стилей обучения и динамики образовательных достижений, стимуляции и тренинге когнитивных и регулятивных функций, нейродидактике в телеобучении, валеологической нейродидактике.

В качестве основного результата исследования выступает модель высокотехнологичного персонализированного образования. Она представляет собой обучение посредством мозга разновозрастных обучающихся на всех этапах непрерывного образования. Инструментами моделирования выступают нейродидактические технологии персонализированного обучения на разных этапах непрерывного образования: дошкольном (3 года -5 лет), младшем школьном (6-10 лет), подростковом (11-14 лет), старшем школьном (15-16 лет), студенческом (период юности (17 лет - 21 год), взрослом (22 года - 50 лет), зрелом (после 50-ти лет).

Названные технологии представлены в научных публикациях М.М. Мальсаговой. В частности, в дошкольном возрасте автор делает акцент на латеральной асимметрии головного мозга ребенка. Асимметрия рассмотрена М.М. Мальсаговой в двух ракурсах: культурной обусловленности полушарного и когнитивно-стилевого доминирования, приоритетного развития обоих полушарий за счет работы организаций начального общего и

дополнительного образования.

В младшем школьном детстве автор делает акцент на реализацию учебных действий посредством выработки мыслительных исполнительных функций: рабочей памяти, системы внимания, исполнительного контроля.

У подростков активно развивается интеллект. Осуществляется гармонизация работы полушарий и различных видов мышления: дискурсивного, интуитивного, теоретического практического, словесно-логического, наглядно-действенного, наглядно-образного. Большое внимание автор уделяет метапредметным заданиям.

В старшем школьном возрасте вырабатываются когнитивные и метакогнитивные учебные стратегии, необходимые для последующей реализации проектирования, моделирования, конструирования.

У студентов формируются профессионально и коммуникативно значимые компетенции, изменяются отдельные свойства интеллекта, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности. М.М. Мальсагова предлагает закрепить нейродидактические положения в Федеральном государственном стандарте высшего образования в перечне универсальных умений.

Технология нейродидактического персонализированного образования взрослых представлена А.А. Мальсаговым. Он развивает идею конструктивной деятельности лич-ностно значимой и социально-профессиональной направленности, обусловленной утилитарными и высшими потребностями взрослых, их аксиологическими приоритетами. Последние определяют цель и задачи обучения, скорость обработки учебной информации, качество учебного процесса. Совершенствуются когнитивные характеристики обучающихся: восприятие, внимание, память, понимание, мышление, интеллект, качества ума и др. Их диагностика является отправным моментом для разработки учебного процесса. Расширяется сфера сознания, произвольная регуляция обучающей деятельности. Осуществляется промежуточная и итоговая диагностика. Она сопровождается рефлексией обучающегося, уточнением его нейродидактического профиля, развитием позитивной Я-концепции, разработкой сценариев последующего развития в изучаемой области.

Названные технологии персонализированного обучения проходят проверку на разных этапах непрерывного образования: реализацию диагностик и контрольных срезов у дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, взрослых обучающихся. Эффективность технологий доказывается серией экспериментов, использованием фактологических данных нейро- физиологии, психологии и педагогики, математических и квалиметрических методов. В рамках эксперимента разрабатываются требования к педагогу.

ВЫВОДЫ

Нейродидактическим инструментом интеллектуальной акселерации общества выступает персонализированное обучение. Методологическим основанием решения этой проблемы выступают нейродидактический и междисциплинарный подходы, метод моделирования. Последний реализуется в обучении разновозрастных обучающихся посредством мозга на всех этапах непрерывного образования: дошкольном, младшем школьном, подростковом, старшем школьном, студенческом, взрослом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В.А. Петровский. - Ростов - на-Дону : Феникс. -2018. - 321 с.

2. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2021. -№ 1. - С. 17-25.

3. Integrative neuroscience: the role of a standardized database / E Gordon, N Cooper, C Rennie, D Hermens, L M Williams // Clin EEG Neurosci. - 2005 Apr. - Vol. 36 (2). - P. 64-75.

4. Rindermann H. Flynn-effect and economic growth: Do national increases in intelligence lead to increases in GDP? / H. Rindermann, D. Becker // Intelligence. - 2018 July-August. - Vol. 69. - P. 87-93.

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 // Президент России : [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.06.2022).

6. Мальсагов А.А. Нейродидактика в России: развитие и перспективы / А.А. Мальсагов, В.В. Лезина // Мир науки, культуры и образования. - 2021. - № 4 (89). - С. 149-151.

REFERENCES

1. Petrovsky, V.A. (2018), Personality in psychology: paradigm of subjectivity, Phoenix, Rostov-on-Don.

2. Zeer, E.F., and Symanyuk, E.E. (2021), "Theoretical and Applied Foundations of Personalized Education: Prospects for Development", Pedagogical Education in Russia, No 1. pp. 17-25.

3. Gordon, E., Cooper, N., Rennie, C, Hermens, D. and Williams, L.M. (2005), "Integrative neuroscience: the role of a standardized database", Clin EEG Neurosci, Vol. 36 (2), pp. 64-75.

4. Rindermann, H., Becker, D. (2018), "Flynn-effect and economic growth: Do national increases in intelligence lead to increases in GDP?", Intelligence, Vol. 69, pp. 87-93.

5. President of the Russian Federation (2020), "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of the of July 21, 2020 No. 474, available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (date of access: 06/01/2022).

6. Malsagov, A.A. and Lezina, V.V. (2021), "Neurodidactic in Russia: development and perspectives", The world of science, culture and education, No. 4 (89), pp. 149-151.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.09.2022

УДК 796.015.686

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА НА СИСТЕМАТИЧЕСКИХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ

Денис Васильевич Логинов, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно- Ясенецкого, Красноярск

Аннотация

В настоящее время увеличение цивилизационной заболеваемости населения, появление новых заболеваний, в том числе вирусных, обязывают Правительство РФ все больше внимания уделять состоянию здоровья населения страны, в том числе и зрелого возраста, к которому относят людей 50-59 лет. С 2014 г. министерство спорта России активно сотрудничает с Союзом пенсионеров России. Между ними заключено соглашение о взаимодействии, в котором обозначено, что работающие люди всех возрастных категорий могут участвовать в массовых проектах минспорта России, таких как «Лыжня России», «Кросс нации», «Российский азимут», «Стартуют все», «Лыжня зовет», должны принимать участие в выполнении нормативов комплекса ГТО. Цель исследования: разработать, внедрить, экспериментально проверить программно-методическое обеспечение спортивно-оздоровительных занятий по волейболу преподавателей вуза зрелого возраста для их подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО. Методика организации исследования. Программно-методическое обеспечение спортивно-оздоровительных занятий по волейболу преподавателей вуза зрелого возраста для их подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО включает программу и методику спортивной подготовки преподавателей этой возрастной категории на основе различных педагогических подходов. Программа подготовки к выполнению нормативов комплекса ГТО преподавателей зрелого возраста на спортивно-оздоровительных занятиях по волейболу в вузе должна отвечать принципам научности, последовательности, систематичности, целеустремленности, творческой направленности. Учебно-тренировочный процесс по волейболу включает теорети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.