У нерусских учащихся общая успеваемость обучения определяется в основном личностными характеристиками, а также отдельными интеллектуальными характеристиками. Так у учащихся вторых классов общая успеваемость зависит от развития таких интеллектуальных характеристик как способность к обобщению и выделению существенных признаков - методика «Исключение слов», вербальное мышление, общая скорость мыслительных процессов - фактор B (многофакторный личностный опросник Р. Кеттела), а также от следующих личностных характеристик: доброта, сердечность - обособленность, отчужденность - фактор A, высокая совестливость -недобросовестность - фактор G, мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость - фактор I.
Примечательным является тот факт, что у нерусских учащихся третьих классов роль интеллектуальных факторов в общей успешности обучения возрастает, кроме такой характеристики как образное мышление (отмечается обратная корреляционная связь). Причиной может являться изменение характера предъявляемого материала. Отмечается также высокая согласованность с проявляемыми личностными характеристиками, что говорит о высокой степени влияния личностных характеристик нерусских учащихся на их общую успеваемость.
А. И. Сиверцева, А. А. Благинин
Психофизиологические показатели операторов при выполнении деятельности в условиях шума
Создание новых видов техники с форсированными параметрами по скорости, мощности, нагрузкам, появление новых отраслей промышленности и интенсификация уже существующих технологий привели к тому, что уже само развитие и эксплуатация техники с ее шумовым фоном стали невозможными без учета тех требований, которые они предъявляют организму человека.
Поэтому существует определенная потребность пересмотреть некоторые подходы в профессиональном отборе специалистов с учетом специфического воздействия шума на психику человека. Очевидная необходимость такого исследования состоит, прежде всего, в том, что психика человека неразрывно связана с его предметной деятельностью, и шумовые нарушения в психических состояниях влияют на успешность этой деятельности.
Данная исследовательская работа проводилась на базе Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, на кафедре авиационной и космической медицины. В исследовании приняло участие 40 человек.
277
Для изучения динамики психофизиологических показателей операторов до и после шумового воздействия были использованы следующие психодиагностические методики: методика «САН», шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина, тест Кетелла 16-ФЛО (форма А), опросник EPI Айзенка, корректурная проба с кольцами Ландольта, методика «Оценка внимания», методика «Таблицы Крепелина». Также осуществлялась постоянная регистрация частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, минутного объема дыхания. Артериальное давление систолическое и диастолическое регистрировали с помощью мембранного сфигмоманометра по методу Н. Короткова
В процессе сопоставления данных по методике самочувствие, активность, настроение (САН) было выявлено небольшое снижение основных шкал вследствие явления признаков утомления к концу обследования, так как продолжительное воздействие интенсивного авиационного шума приводит к значительному снижению умственной и физической работоспособности. Испытуемые выделяли такие определения, как усталый, унылый, изнуренный, вялый, сонливый, напряженный. Были выявлены существенные различия по шкале самочувствие (р<0,001) и настроение (р<0,05), т. е. после выполнения операторской работы в условиях воздействия интенсивного шума ухудшается субъективная самооценка состояния операторов.
При анализе средних значений функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем до и после выполнения операторской деятельности в условиях воздействия шума было выявлено, что ЧСС после выполнения деятельности достоверно выше фоновых показателей (р<0,01). Также наблюдается незначительное снижение минутного объема дыхания, частоты дыхания и артериального давления, это обусловлено тем, что психофизиологические механизмы отражают динамику функциональных показателей организма.
По результатам тональной пороговой аудиометрии слуховой порог операторов незначительно повысился. Но повышение порогов никак не повлияло на изменение функций слуха (предельные пороги изменились в пределах 10±5 Дб).
Для решения задач исследования был проведен сравнительный анализ полученных данных, который выявил следующие различия в когнитивной сфере операторов до выполнения деятельности в условиях шума и после: было установлено, что показатели по устойчивости внимания после работы в условиях шума несколько ниже фоновых показателей. При анализе количества ошибок, допущенных операторами в процессе выполнения работы в условиях воздействия шума, обнаружено достоверное отличие при уровне значимости р<0,05, т. е. после выполнения операторской деятель-
278
ности количество ошибок увеличивается, что ведет к ухудшению качества деятельности. Снижение умственной работоспособности и увеличение количества ошибок после воздействия шума свидетельствуют о нарушении надежности деятельности операторов.
Таким образом, после двух часов выполнения операторской деятельности в условиях шума снижается уровень активности когнитивных психических функций.
При исследовании работоспособности операторов с различными личностными характеристиками при выполнении деятельности в условиях воздействия шума было выявлено, что меньшее количество ошибок совершают операторы, обладающие такими характеристиками, как практичность, прозаичность. Они более внимательны к практически важным вещам, деталям, хорошо справляются с заданиями, где требуется бдительность, внимание, следовательно, качество деятельности улучшается. Также выявленные различия свидетельствуют о том, что большее количество ошибок допускают операторы, которые не стремятся к достижениям и переменам, которые довольствуются достигнутым, побуждения у них выражены слабо.
Выявлены различия в личностных качествах операторов в зависимости от количества ошибок, допущенных при выполнении деятельности в условиях шума. Проведенный анализ показывает, что операторы с более высоким уровнем тревожности совершали меньшее количество ошибок, вероятнее всего, это обусловлено большей осторожностью при выполнении деятельности в условиях воздействия шума. Этот факт свидетельствует о том, что умеренный уровень тревожности способствует выполнению деятельности в условиях шума.
При анализе работоспособности операторов было выявлено, что меньшее количество ошибок при выполнении деятельности допускают операторы, обладающие по субъективным ощущениям лучшим самочувствием, более активные и в лучшем настроении. Это может быть обусловлено влиянием эмоционального состояния на работоспособность и на скорость реакции при выполнении деятельности.
По показателю «экстраверсия» обследованные были разделены на две группы: амбиверты (от 8 до 14 баллов) и экстраверты (от 14 до 24 баллов). Было выявлено, что у первой группы операторов показатели ЧД и ЧСС достоверно выше показателей второй группы (р<0,05). Данные показатели свидетельствуют о том, что у амбивер-тов в процессе выполнения деятельности при воздействии шума более выражены стрессорные реакции, чем у экстравертов. Также они ощущают себя лучше в процессе выполнения деятельности в
условиях воздействия шума, чем экстраверты. По показателям ум-
279
ственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания различий не обнаружено.
В результате статистического анализа взаимосвязей показателей, выполненного посредством линейного корреляционного анализа по Пирсону, были выявлены личностные особенности операторов, способствующие успешному выполнению деятельности в условиях воздействия шума. К ним относятся: эмоциональная устойчивость, доминантность и подозрительность личности, высокая концентрация внимания, умеренный уровень тревожности. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрирован-ность операторов препятствуют успешному выполнению деятельности.
Таким образом, при проведении профессионального психологического отбора специалистов авиационного профиля необходимо учитывать такие качества, как скорость мыслительных процессов, устойчивость и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость, самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, уровень экстраверсии и динамика психофизиологических показателей. И учитывая перечисленные качества, становится возможным прогнозировать успешность операторской деятельности в ситуациях высоких шумовых нагрузок.
А. С. Соловьев
Самоутверждение учащихся колледжа и студентов вуза
Начало и первое десятилетие XXI в. ознаменовались резко возросшим интересом психологической науки к проблемам развития личности. В современных условиях имеет большое значение концепция, построенная на идеях гуманистической психологии. Согласно ей человек рассматривается активным, способным к творчеству и организации собственной жизнедеятельности, где он реализует свои потенциальные возможности. Однако далеко не каждый человек, как показано исследованиями, становится одновременно субъектом собственной жизнедеятельности и субъектом саморазвития. Необходимо осознание соответствующей потребности и стремление к ее удовлетворению. Социальное окружение, образовательные учреждения, семья должны создавать условия, обеспечивающие саморазвитие личности.
Подготовка выпускников в вузе и среднем специальном педагогическом учебном заведении связана с развитием у учащихся стремления к саморазвитию и самоутверждению.
Самоутверждение - это процесс, в ходе которого индивид утверждает себя результатами деятельности на основе высокой оцен-
280