ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159.923 : 159.98
А. А. Благинин, С. Н. Синельников, Т. Н. Черевкова, А. И. Сиверцева
Личностные детерминанты успешности деятельности операторов в условиях шума
Выявлены личностные особенности операторов, способствующие успешному выполнению деятельности в условиях воздействия шума. К ним относятся: эмоциональная устойчивость, доминантность, осторожность,
высокая концентрация внимания. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрированность операторов, препятствуют успешному выполнению деятельности.
Personality traits of operators, which contribute to successful implementation of activities under the impact of noise, are identified. These include: emotional stability, dominance, carefulness, high concentration. In the same time, self-doubt, impulsiveness, frustration impede successful implementation of operators’ activities.
Ключевые слова: психофизиологические показатели, операторская
деятельность, психическое состояние, функциональное состояние организма, авиационный шум, индивидуальные психофизиологические особенности.
Key words: psychophysiological indicators, operator activity, mental states of operators, functional body state, aviation noise, individual psycho physiological differences.
Создание новых видов техники с форсированными параметрами по скорости, мощности, нагрузкам, появление новых отраслей промышленности и интенсификация уже существующих технологий с высоким шумовым фоном привело к тому, что стало невозможно не учитывать требования, предъявляемые ими к организму человека [1].
Шум выходит на второе место по значимости среди стресс-факторов эмоциональной нагрузки и социального напряжения [2]. Интенсивный шум неблагоприятно влияет и на психическое состоя-
© Благинин А. А., Синельников С. Н., Черевкова Т. Н., Сиверцева А. И., 2014
5
ние, вызывая чувство беспокойства и раздражения, способствует снижению производительности труда, увеличивает количество несчастных случаев на работе. Шум как отрицательный эмоциональный стрессовый фактор затрудняет процесс адаптации человека к социальной, профессиональной среде и к среде обитания в целом [3].
Существует определенная потребность для пересмотра некоторых подходов к профессиональному отбору специалистов с учетом специфического воздействия шума на психику человека. Очевидная необходимость такого исследования состоит, прежде всего, в том, что психика человека неразрывно связана с его предметной деятельностью и шумовые нарушения в психических состояниях влияют на успешность этой деятельности [4].
Определены личностные характеристики человека, повышающие риск развития нервно-психических нарушений и ухудшения функционального состояния организма при шумовом воздействии: наиболее чувствительны к действию шума лица с высоким уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью, относящиеся к группе интровертов [5; 6]. Однако к настоящему времени проблема зависимости изменения психического состояния операторов от индивидуальных психофизиологических особенностей при воздействии интенсивного шума недостаточно изучена.
С целью исследования динамики психофизиологических показателей операторов при воздействии шума и выявлению индивидуальных особенностей операторов, от которых зависит успешность деятельности, было проведено исследование с участием 64 операторов в возрасте 21-23 гг. Широкополосный постоянный шум уровня 100±5 дБ моделировался при помощи установки радиопомех ПРП-10П и усилителя У-100У4.2 в течение 60 мин. Для изучения динамики психофизиологических показателей операторов до и после шумового воздействия были использованы следующие психодиагностические методики: методика «САН», шкала личностной и
ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, тест Ке-телла 16-ФЛО (форма А), опросник ЕР1 Айзенка, корректурная проба с разорванными кольцами Ландольта, методика «Оценка внимания», методика «Таблицы Крепелина». Осуществлялась постоянная регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыха-
6
ния (ЧД), минутного объема дыхания (МОД) с помощью аппарата «Физиолог-М» [7] с расчётом индекса напряженности, количественно отражающий степень нервно-эмоционального напряжения при выполнении операторской деятельности:
ИН = (ЧСС1+4ЧД1+8МОД1)/(ЧСС+4ЧД+8МОД), где
ИН - индекс напряженности;
ЧСС1, ЧД1, МОД1 - частота сердечных сокращений, частота дыхания, минутный объем дыхания при выполнении операторской работы;
ЧСС, ЧД, МОД - частота сердечных сокращений, частота дыхания, минутный объем дыхания в исходном состоянии.
Артериальное давление систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) регистрировали с помощью мембранного сфигмоманометра по методу Н. Короткова.
В результате исследования было выявлено снижение показателей субъективной самооценки состояния: самочувствия на 20,9 % (р<0,001) и настроения на 11,2 % (р<0,05), что может быть связано с появлением признаков утомления к концу обследования (табл. 1). Испытуемые при самооценке выделяли такие определения как усталый, унылый, изнуренный, вялый, сонливый, напряженный.
Таблица 1
Динамика показателей субъективного состояния операторов ____________до и после воздействия шума (М ± т)____________
Психологический признак До шума После шума
Самочувствие 5,78±0,18 4,57±0,18** 4,80
Активность 4,13±0,36 3,58±0,24 1,28
Настроение 5,78±0,17 5,13±0,23* 2,12
Примечания: ** - р<0,001; * - р<0,05.
При анализе изменений физиологических показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем после выполнения операторской деятельности в условиях воздействия шума было выявлено, увеличение ЧСС на 8,5 % (р<0,01), что может быть объяснено неспецифическим действием шума на организм человека (табл. 2).
Таблица 2
Динамика физиологических показателей операторов до и после воздействия интенсивного авиационного шума (М±т)
Физиологические показатели До шума После шума
МОД, л/мин 8,5±0,61 7,9±0,66 0,68
ЧД, мин-1 19,7±1,16 19,5±1,57 0,07
ЧСС, мин-1 68,1±1,00 73,9±1,44* 3,31
САД, мм рт. ст. 116,8±1,51 115,7±2,26 0,40
ДАД, мм рт. ст. 73,7±2,02 71,8±1,83 0,70
Примечания: * - р<0,01.
В процессе выполнения операторской деятельности на фоне шумового воздействия у обследуемых наблюдалось увеличение индекса напряженности к 5-й мин работы и к 25-й мин работы, что свидетельствует о процессе адаптации организма к работе в условиях шума. К 45 мин выявлено снижение индекса напряженности вследствие психической демобилизации в конце сеанса (рис. 1).
1,6
1,4
1,2
0,8 0,6 0,4 0,2 4 0 -і
□ индекс напряженности
до
25
45
1
5
Рис. 1. Изменения индекса напряженности операторов в процессе деятельности в условиях авиационного шума
По результатам тональной пороговой аудиометрии пороги слуховой чувствительности операторов незначительно повысились на частотах речевого диапазона на 10±5 дБ, однако это повышение не сопровождалось ухудшением речевого восприятия и могло быть связано с акустическим рефлексом.
Показатели концентрация внимания после шумового воздействия снизились на 7,9 % (р<0,05). При анализе количества ошибок, допущенных операторами после выполнения работы в условиях воздействия шума, обнаружено их увеличение на 31,7 % (р<0,05), что свидетельствовало об ухудшении качества и снижении надежности деятельности операторов. Таким образом, после выполнения операторской деятельности в условиях авиационного шума снижается уровень активности когнитивных психических функций (табл. 3).
Таблица 3
Когнитивные показатели операторов до и после выполнения деятельности в условиях авиационного шума (М±т)
Психологический признак До шума После шума 1-Стьюдент
Устойчивость внимания, усл. ед. 0,99±0,2 0,89±0,2 1,36
Концентрация внимания, усл. ед 0,96±0,03 0,89±0,02* 2,28
Коэффициент работоспособности, усл. ед 1,44±0,33 0,96±0,4 1,45
Количество ошибок, шт. 4,22±0,34 6,18±0,78* 2,27
Примечание: * - р<0,05
При сравнении личностных характеристик операторов с разным количеством ошибок были обнаружены различия на статистически значимом уровне (р<0,05) по фактору М (мечтательность-практичность), это объясняется тем, что меньшее количество ошибок совершают операторы, обладающие такими характеристиками, как практичность, прозаичность. Они более внимательны к практически важным вещам, деталям, хорошо справляются с заданиями, где требуется бдительность, внимание, следовательно, качество деятельности улучшается. Также выявленные различия по фактору 04 (фрустрированность-расслабленность) на значимом уровне р<0,05 свидетельствуют о том, что большее количество ошибок допускают операторы, которые не стремятся к достижениям и переменам, довольствуются достигнутым, побуждения у которых выражены слабо (табл. 4).
Таблица 4
Различия групп испытуемых с меньшим и большим количеством ошибок, допущенных при выполнении деятельности в условиях шума в зависимости от личностных качеств операторов по методике 16-ФЛО Кеттелла (М±т)
Шкалы Операторы с меньшим количеством ошибок (п=30) Операторы с большим количеством ошибок (п=34) 1-Стьюдент
А 6,42±0,41 6,00±0,62 0,75
В 6,83±0,54 7,42±0,45 0,8
С 6,92±0,27 7,50±0,66 0,88
Е 4,08±0,69 5,00±0,44 1,22
Р 4,92±0.61 4,83±0,56 0,1
О 5,75±0,43 5,25±0,55 0,68
Н 6,83±0,65 6,58±0,67 0,27
I 5,67±0,52 5,25±0,77 0,48
1_ 3,75±0,57 3,50±0,45 0,36
м 4,25±0,63 6,00±0,48* 2,27
N 4,67±0,58 3,83±0,59 1,02
О 3,55±0,63 2,67±0,47 1,06
01 3,92±0,63 4,71±0,51 0,73
02 4,58±0,76 3,75±0,45 0,97
03 6,17±0,75 5,92±0,69 0,24
04 4,67±0,68 2,75±0,46* 2,58
Примечания: *- р<0,05.
Меньшее количество ошибок при выполнении деятельности допускают операторы, обладающие лучшим самочувствием, более активные и в лучшем настроении. Это может быть обусловлено влиянием эмоционального состояния на работоспособность и на скорость реакции при выполнении деятельности по-разному успешно справлявшихся с работой в условиях воздействия шума (рис. 2).
операторы, сократившие количество ошибок
операторы, увеличившие количество ошибок
Примечание: С - самочувствие; А - активность; Н - настроение.
Рис. 2. Показатели субъективного состояния операторов (по методике «САН»)
10
В результате статистического анализа взаимосвязей изменений психофизиологических показателей, выполненного посредством линейного корреляционного анализа по Пирсону было установлено наличие прямой связи между уменьшением количества ошибок и фактором 1_ (подозрительность-доверчивость) (г=0,39, р<0,05). Это проявляется в том, что при выполнении деятельности в условиях авиационного шума, человек, относящийся к ситуации с долей подозрительности, способен более адекватно оценивать её. А также обнаружена прямая корреляционная связь между подозрительностью и тревожностью (г=0,53, р<0,001), что можно объяснить тем, что подозрительность в совокупности с тревожностью (находясь в пределах статистической нормы) способствуют формированию адекватного образа деятельности в ситуации стресса.
Установлено наличие обратной корреляционной связи между концентрацией внимания и уменьшением количества ошибок (г=-0,39, р<0,05). Таким образом, повышение концентрации внимания способствует уменьшению количества ошибок.
Выявлена положительная корреляционная связь между уровнем тревожности и устойчивостью внимания (г=0,32, р<0,05), связанные с тем, что повышение уровня тревожности ведет к более внимательному отношению к выполняемой деятельности.
Прослеживается положительная корреляционная связь между фактором О (склонность к чувству вины - самоуверенность) и увеличением количества ошибок (г=0,49, р<0,001). Так, большее количество ошибок допускают операторы неуверенные в себе, имеющие сниженный жизненный тонус.
Увеличению количества ошибок сопутствовало снижение настроения (г=-0,37, р<0,05). Лучшей адаптации и увеличению продуктивности деятельности в ситуации стресса способствует адекватная оценка реальности, которая во многом определяется настроением.
Установлена отрицательная корреляционная взаимосвязь между количеством ошибок и уровнем нейротизма (г=-0,71, р<0,001). Следовательно, высокой уровень эмоционально-волевой устойчивости обусловливает успешное выполнение операторской деятельности.
Снижение внимания связано с уровнем выраженности экстраверсии (г=0,41, р<0,01). Направленность личности на внутренние переживания также может оказаться неблагоприятным фактором, мешающим точному выполнению действий. Выявленная взаимосвязь может быть объяснена следующим образом: при выполнении
операторской деятельности в условиях воздействия шума интро-вертированная личность может переключаться на внутренние переживания, связанные с негативным воздействием стрессора, и следовательно, качество деятельности ухудшается.
Таким образом, при психологическом сопровождении операторов, работающих в условиях авиационного шума, необходимо учитывать такие качества, как скорость мыслительных процессов, устойчивость и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость, самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, уровень экстраверсии и динамику психофизиологических показателей. Для более успешного выполнения операторской деятельности в условиях воздействия шума и улучшения ее качества операторы должны обладать такими характеристиками, как практичность, доминантность, осторожность, высокие показатели самочувствия, активности и настроения. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрированность операторов препятствуют успешному выполнению ими деятельности. Учитывая это, можно спрогнозировать успешность операторской деятельности в ситуациях высоких шумовых нагрузок.
Список литературы
1. Ушаков И.Б., Ромасюк С.И., Зинкин О.Н. и др. Действие авиационного шума на орган слуха специалистов инженерно-технического состава // Воен.-мед. журн. - 2006. - № 7. - Т. 327.- С. 59-66.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005.
3. Пинчук Н.В. Психоакустика и воздействие шума (психологопедагогические аспекты). - СПб.: Речь, 2007. - 128 с.
4. Благинин А.А., Сиверцева А.И., Синельников С.Н. Динамика психических состояний оператора при действии авиационного шума // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина; АЙСИНГ, 2011. -С. 301-304.
5. Синельников С.Н., Благинин А.А., Калтыгин М.В. Влияние индивидуальных особенностей операторов на изменение функционального состояния при действии авиационного шума // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2011. - №4 (36). - С. 97-101.
6. Синельников С.Н. Функциональное состояние и работоспособность операторов при действии авиационного шума в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей: автореф. дис. ...канд. мед. наук. - СПб.: ВМедА, 2012. - 21 с.
7. Руководство к практическим занятиям по авиационной и космической медицине с физиологией летного труда / под ред. проф. А.А. Благинина. - СПб.: ВМедА, 2011. - 367 с.