Научная статья на тему 'Личностные детерминанты успешности деятельности операторов в условиях шума'

Личностные детерминанты успешности деятельности операторов в условиях шума Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS / OPERATOR ACTIVITY / MENTAL STATES OF OPERATORS / FUNCTIONAL BODY STATE / AVIATION NOISE / INDIVIDUAL PSYCHO PHYSIOLOGICAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Благинин Андрей Александрович, Синельников Сергей Николаевич, Черевкова Татьяна Николаевна, Сиверцева Анна Ивановна

Выявлены личностные особенности операторов, способствующие успешному выполнению деятельности в условиях воздействия шума. К ним относятся: эмоциональная устойчивость, доминантность, осторожность, высокая концентрация внимания. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрированность операторов, препятствуют успешному выполнению деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Благинин Андрей Александрович, Синельников Сергей Николаевич, Черевкова Татьяна Николаевна, Сиверцева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality determinants of success for operators’ activities in noisy conditions

Personality traits of operators, which contribute to successful implementation of activities under the impact of noise, are identified. These include: emotional stability, dominance, carefulness, high concentration. In the same time, self-doubt, impulsiveness, frustration impede successful implementation of operators’ activities.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты успешности деятельности операторов в условиях шума»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

УДК 159.923 : 159.98

А. А. Благинин, С. Н. Синельников, Т. Н. Черевкова, А. И. Сиверцева

Личностные детерминанты успешности деятельности операторов в условиях шума

Выявлены личностные особенности операторов, способствующие успешному выполнению деятельности в условиях воздействия шума. К ним относятся: эмоциональная устойчивость, доминантность, осторожность,

высокая концентрация внимания. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрированность операторов, препятствуют успешному выполнению деятельности.

Personality traits of operators, which contribute to successful implementation of activities under the impact of noise, are identified. These include: emotional stability, dominance, carefulness, high concentration. In the same time, self-doubt, impulsiveness, frustration impede successful implementation of operators’ activities.

Ключевые слова: психофизиологические показатели, операторская

деятельность, психическое состояние, функциональное состояние организма, авиационный шум, индивидуальные психофизиологические особенности.

Key words: psychophysiological indicators, operator activity, mental states of operators, functional body state, aviation noise, individual psycho physiological differences.

Создание новых видов техники с форсированными параметрами по скорости, мощности, нагрузкам, появление новых отраслей промышленности и интенсификация уже существующих технологий с высоким шумовым фоном привело к тому, что стало невозможно не учитывать требования, предъявляемые ими к организму человека [1].

Шум выходит на второе место по значимости среди стресс-факторов эмоциональной нагрузки и социального напряжения [2]. Интенсивный шум неблагоприятно влияет и на психическое состоя-

© Благинин А. А., Синельников С. Н., Черевкова Т. Н., Сиверцева А. И., 2014

5

ние, вызывая чувство беспокойства и раздражения, способствует снижению производительности труда, увеличивает количество несчастных случаев на работе. Шум как отрицательный эмоциональный стрессовый фактор затрудняет процесс адаптации человека к социальной, профессиональной среде и к среде обитания в целом [3].

Существует определенная потребность для пересмотра некоторых подходов к профессиональному отбору специалистов с учетом специфического воздействия шума на психику человека. Очевидная необходимость такого исследования состоит, прежде всего, в том, что психика человека неразрывно связана с его предметной деятельностью и шумовые нарушения в психических состояниях влияют на успешность этой деятельности [4].

Определены личностные характеристики человека, повышающие риск развития нервно-психических нарушений и ухудшения функционального состояния организма при шумовом воздействии: наиболее чувствительны к действию шума лица с высоким уровнем тревожности, эмоциональной нестабильностью, относящиеся к группе интровертов [5; 6]. Однако к настоящему времени проблема зависимости изменения психического состояния операторов от индивидуальных психофизиологических особенностей при воздействии интенсивного шума недостаточно изучена.

С целью исследования динамики психофизиологических показателей операторов при воздействии шума и выявлению индивидуальных особенностей операторов, от которых зависит успешность деятельности, было проведено исследование с участием 64 операторов в возрасте 21-23 гг. Широкополосный постоянный шум уровня 100±5 дБ моделировался при помощи установки радиопомех ПРП-10П и усилителя У-100У4.2 в течение 60 мин. Для изучения динамики психофизиологических показателей операторов до и после шумового воздействия были использованы следующие психодиагностические методики: методика «САН», шкала личностной и

ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина, тест Ке-телла 16-ФЛО (форма А), опросник ЕР1 Айзенка, корректурная проба с разорванными кольцами Ландольта, методика «Оценка внимания», методика «Таблицы Крепелина». Осуществлялась постоянная регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыха-

6

ния (ЧД), минутного объема дыхания (МОД) с помощью аппарата «Физиолог-М» [7] с расчётом индекса напряженности, количественно отражающий степень нервно-эмоционального напряжения при выполнении операторской деятельности:

ИН = (ЧСС1+4ЧД1+8МОД1)/(ЧСС+4ЧД+8МОД), где

ИН - индекс напряженности;

ЧСС1, ЧД1, МОД1 - частота сердечных сокращений, частота дыхания, минутный объем дыхания при выполнении операторской работы;

ЧСС, ЧД, МОД - частота сердечных сокращений, частота дыхания, минутный объем дыхания в исходном состоянии.

Артериальное давление систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) регистрировали с помощью мембранного сфигмоманометра по методу Н. Короткова.

В результате исследования было выявлено снижение показателей субъективной самооценки состояния: самочувствия на 20,9 % (р<0,001) и настроения на 11,2 % (р<0,05), что может быть связано с появлением признаков утомления к концу обследования (табл. 1). Испытуемые при самооценке выделяли такие определения как усталый, унылый, изнуренный, вялый, сонливый, напряженный.

Таблица 1

Динамика показателей субъективного состояния операторов ____________до и после воздействия шума (М ± т)____________

Психологический признак До шума После шума

Самочувствие 5,78±0,18 4,57±0,18** 4,80

Активность 4,13±0,36 3,58±0,24 1,28

Настроение 5,78±0,17 5,13±0,23* 2,12

Примечания: ** - р<0,001; * - р<0,05.

При анализе изменений физиологических показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем после выполнения операторской деятельности в условиях воздействия шума было выявлено, увеличение ЧСС на 8,5 % (р<0,01), что может быть объяснено неспецифическим действием шума на организм человека (табл. 2).

Таблица 2

Динамика физиологических показателей операторов до и после воздействия интенсивного авиационного шума (М±т)

Физиологические показатели До шума После шума

МОД, л/мин 8,5±0,61 7,9±0,66 0,68

ЧД, мин-1 19,7±1,16 19,5±1,57 0,07

ЧСС, мин-1 68,1±1,00 73,9±1,44* 3,31

САД, мм рт. ст. 116,8±1,51 115,7±2,26 0,40

ДАД, мм рт. ст. 73,7±2,02 71,8±1,83 0,70

Примечания: * - р<0,01.

В процессе выполнения операторской деятельности на фоне шумового воздействия у обследуемых наблюдалось увеличение индекса напряженности к 5-й мин работы и к 25-й мин работы, что свидетельствует о процессе адаптации организма к работе в условиях шума. К 45 мин выявлено снижение индекса напряженности вследствие психической демобилизации в конце сеанса (рис. 1).

1,6

1,4

1,2

0,8 0,6 0,4 0,2 4 0 -і

□ индекс напряженности

до

25

45

1

5

Рис. 1. Изменения индекса напряженности операторов в процессе деятельности в условиях авиационного шума

По результатам тональной пороговой аудиометрии пороги слуховой чувствительности операторов незначительно повысились на частотах речевого диапазона на 10±5 дБ, однако это повышение не сопровождалось ухудшением речевого восприятия и могло быть связано с акустическим рефлексом.

Показатели концентрация внимания после шумового воздействия снизились на 7,9 % (р<0,05). При анализе количества ошибок, допущенных операторами после выполнения работы в условиях воздействия шума, обнаружено их увеличение на 31,7 % (р<0,05), что свидетельствовало об ухудшении качества и снижении надежности деятельности операторов. Таким образом, после выполнения операторской деятельности в условиях авиационного шума снижается уровень активности когнитивных психических функций (табл. 3).

Таблица 3

Когнитивные показатели операторов до и после выполнения деятельности в условиях авиационного шума (М±т)

Психологический признак До шума После шума 1-Стьюдент

Устойчивость внимания, усл. ед. 0,99±0,2 0,89±0,2 1,36

Концентрация внимания, усл. ед 0,96±0,03 0,89±0,02* 2,28

Коэффициент работоспособности, усл. ед 1,44±0,33 0,96±0,4 1,45

Количество ошибок, шт. 4,22±0,34 6,18±0,78* 2,27

Примечание: * - р<0,05

При сравнении личностных характеристик операторов с разным количеством ошибок были обнаружены различия на статистически значимом уровне (р<0,05) по фактору М (мечтательность-практичность), это объясняется тем, что меньшее количество ошибок совершают операторы, обладающие такими характеристиками, как практичность, прозаичность. Они более внимательны к практически важным вещам, деталям, хорошо справляются с заданиями, где требуется бдительность, внимание, следовательно, качество деятельности улучшается. Также выявленные различия по фактору 04 (фрустрированность-расслабленность) на значимом уровне р<0,05 свидетельствуют о том, что большее количество ошибок допускают операторы, которые не стремятся к достижениям и переменам, довольствуются достигнутым, побуждения у которых выражены слабо (табл. 4).

Таблица 4

Различия групп испытуемых с меньшим и большим количеством ошибок, допущенных при выполнении деятельности в условиях шума в зависимости от личностных качеств операторов по методике 16-ФЛО Кеттелла (М±т)

Шкалы Операторы с меньшим количеством ошибок (п=30) Операторы с большим количеством ошибок (п=34) 1-Стьюдент

А 6,42±0,41 6,00±0,62 0,75

В 6,83±0,54 7,42±0,45 0,8

С 6,92±0,27 7,50±0,66 0,88

Е 4,08±0,69 5,00±0,44 1,22

Р 4,92±0.61 4,83±0,56 0,1

О 5,75±0,43 5,25±0,55 0,68

Н 6,83±0,65 6,58±0,67 0,27

I 5,67±0,52 5,25±0,77 0,48

1_ 3,75±0,57 3,50±0,45 0,36

м 4,25±0,63 6,00±0,48* 2,27

N 4,67±0,58 3,83±0,59 1,02

О 3,55±0,63 2,67±0,47 1,06

01 3,92±0,63 4,71±0,51 0,73

02 4,58±0,76 3,75±0,45 0,97

03 6,17±0,75 5,92±0,69 0,24

04 4,67±0,68 2,75±0,46* 2,58

Примечания: *- р<0,05.

Меньшее количество ошибок при выполнении деятельности допускают операторы, обладающие лучшим самочувствием, более активные и в лучшем настроении. Это может быть обусловлено влиянием эмоционального состояния на работоспособность и на скорость реакции при выполнении деятельности по-разному успешно справлявшихся с работой в условиях воздействия шума (рис. 2).

операторы, сократившие количество ошибок

операторы, увеличившие количество ошибок

Примечание: С - самочувствие; А - активность; Н - настроение.

Рис. 2. Показатели субъективного состояния операторов (по методике «САН»)

10

В результате статистического анализа взаимосвязей изменений психофизиологических показателей, выполненного посредством линейного корреляционного анализа по Пирсону было установлено наличие прямой связи между уменьшением количества ошибок и фактором 1_ (подозрительность-доверчивость) (г=0,39, р<0,05). Это проявляется в том, что при выполнении деятельности в условиях авиационного шума, человек, относящийся к ситуации с долей подозрительности, способен более адекватно оценивать её. А также обнаружена прямая корреляционная связь между подозрительностью и тревожностью (г=0,53, р<0,001), что можно объяснить тем, что подозрительность в совокупности с тревожностью (находясь в пределах статистической нормы) способствуют формированию адекватного образа деятельности в ситуации стресса.

Установлено наличие обратной корреляционной связи между концентрацией внимания и уменьшением количества ошибок (г=-0,39, р<0,05). Таким образом, повышение концентрации внимания способствует уменьшению количества ошибок.

Выявлена положительная корреляционная связь между уровнем тревожности и устойчивостью внимания (г=0,32, р<0,05), связанные с тем, что повышение уровня тревожности ведет к более внимательному отношению к выполняемой деятельности.

Прослеживается положительная корреляционная связь между фактором О (склонность к чувству вины - самоуверенность) и увеличением количества ошибок (г=0,49, р<0,001). Так, большее количество ошибок допускают операторы неуверенные в себе, имеющие сниженный жизненный тонус.

Увеличению количества ошибок сопутствовало снижение настроения (г=-0,37, р<0,05). Лучшей адаптации и увеличению продуктивности деятельности в ситуации стресса способствует адекватная оценка реальности, которая во многом определяется настроением.

Установлена отрицательная корреляционная взаимосвязь между количеством ошибок и уровнем нейротизма (г=-0,71, р<0,001). Следовательно, высокой уровень эмоционально-волевой устойчивости обусловливает успешное выполнение операторской деятельности.

Снижение внимания связано с уровнем выраженности экстраверсии (г=0,41, р<0,01). Направленность личности на внутренние переживания также может оказаться неблагоприятным фактором, мешающим точному выполнению действий. Выявленная взаимосвязь может быть объяснена следующим образом: при выполнении

операторской деятельности в условиях воздействия шума интро-вертированная личность может переключаться на внутренние переживания, связанные с негативным воздействием стрессора, и следовательно, качество деятельности ухудшается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при психологическом сопровождении операторов, работающих в условиях авиационного шума, необходимо учитывать такие качества, как скорость мыслительных процессов, устойчивость и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость, самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, уровень экстраверсии и динамику психофизиологических показателей. Для более успешного выполнения операторской деятельности в условиях воздействия шума и улучшения ее качества операторы должны обладать такими характеристиками, как практичность, доминантность, осторожность, высокие показатели самочувствия, активности и настроения. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрированность операторов препятствуют успешному выполнению ими деятельности. Учитывая это, можно спрогнозировать успешность операторской деятельности в ситуациях высоких шумовых нагрузок.

Список литературы

1. Ушаков И.Б., Ромасюк С.И., Зинкин О.Н. и др. Действие авиационного шума на орган слуха специалистов инженерно-технического состава // Воен.-мед. журн. - 2006. - № 7. - Т. 327.- С. 59-66.

2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005.

3. Пинчук Н.В. Психоакустика и воздействие шума (психологопедагогические аспекты). - СПб.: Речь, 2007. - 128 с.

4. Благинин А.А., Сиверцева А.И., Синельников С.Н. Динамика психических состояний оператора при действии авиационного шума // Современные проблемы психологии развития и образования человека: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина; АЙСИНГ, 2011. -С. 301-304.

5. Синельников С.Н., Благинин А.А., Калтыгин М.В. Влияние индивидуальных особенностей операторов на изменение функционального состояния при действии авиационного шума // Вестн. Рос. Воен.-мед. акад. - 2011. - №4 (36). - С. 97-101.

6. Синельников С.Н. Функциональное состояние и работоспособность операторов при действии авиационного шума в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей: автореф. дис. ...канд. мед. наук. - СПб.: ВМедА, 2012. - 21 с.

7. Руководство к практическим занятиям по авиационной и космической медицине с физиологией летного труда / под ред. проф. А.А. Благинина. - СПб.: ВМедА, 2011. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.