ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
УДК 159.9 072 : 159.922
С. В. Смольянинова
Исследование взаимосвязи степени экстраверсии и эффективности применения различных музыкальных программ при коррекции психического состояния операторов
В статье исследуется эффективность применения различных музыкальных программ для коррекции психического состояния. Оценивается результативность использования музыкального кондиционирования различного типа при коррекции утомления в зависимости от степени экстраверсии. Показано, что существует взаимосвязь эффективности применения музыкального кондиционирования различного типа и степени экстраверсии.
The article views the research about specific of evaluation of using different music programs to correct operator's psychical state. The authors solved the problem of the study of the evaluation of using different music programs to correct operator's fatigue in connection with extraversion. The study noted that there is a correlation efficiency of air conditioning music of various types and extraversion.
Ключевые слова: утомление, человек-оператор, коррекция состояния, музыкальное кондиционирование, психическое состояние.
Key words: fatigue, operator, physical state correction, musical conditioning, psychical state.
В настоящее время во многих приоритетных областях человеческой деятельности основным модулем является система «человек-машина». Определяющим звеном этой системы выступает человек-оператор, от своевременности, точности и надежности деятельности которого зависит безопасность или даже сам смысл работы всей системы [2]. В процессе деятельности операторов различного профиля встречаются функциональные состояния организма, приводящие к снижению профессиональной работоспособности, в частности утомление. Как известно, утомление относится к нормальным функциональным состояниям, возникающим в процессе операторской деятельности [4; 5; 6; 7; 8]. Вместе с тем при появлении утомления оператор уже не может с должным качеством решать дополнительные задачи, которые достаточно часто появляются в его повседневной деятельности, а цена ошибки высока. В
© Смольянинова С. В., 2017
связи с этим особую актуальность приобретает проблема психофизиологического сопровождения операторской деятельности в целом и коррекции психических состояний в частности. Одним из методов коррекции состояний является музыкотерапия.
Музыкотерапия - это самостоятельный психотерапевтический метод лечения, являющийся в своей основе «бессловесным внушением определенного настроения, поднимающего больного над своими переживаниями, помогающего преодолевать болезненные расстройства» [15]. Применение музыки для психофизиологической коррекции обозначается термином «музыкальное кондиционирование». Проведено немало исследований, доказывающих влияние музыки на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, мышечный тонус. Звуковая рецепция, меняя афферентную импульсацию поступающую в ЦНС, способна влиять на состояние многих органов и систем [1].
Что касается механизмов воздействия музыки, то эта проблема остается открытой. Проводятся исследования, касающиеся музыкального восприятия [9; 10], средств художественного воздействия музыки [11], методологии применения музыки в психоневрологических клиниках [12], оптимизации функционального состояния с помощью музыкальных программ [13; 14].Существует необходимость расширения круга изучаемых специальностей и арсенала методов исследований.
Исследование было проведено в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург) на базе кафедры авиационной и космической медицины. Было обследовано 119 мужчин-добровольцев с диагнозом «здоров» в возрасте от 19 до 29 лет.
Оценка изменений функционального состояния организма была основана на полипараметрическом методе и включала в себя три этапа - оценка до нагрузки, после нагрузки и после коррекционных мероприятий. Нагрузка представляла собой моделирование операторской деятельности при воздействии широкополосного шума интенсивностью 100 дБ (А) в течение 60 минут. Параметры шумового воздействия были выбраны в соответствии со средним уровнем шума в кабинах летательных аппаратов военно-транспортной авиации [17]. Для измерения интенсивности генерируемого шума использовался шумомер Ш-3М. В течение шумового воздействия испытуемые моделировали операторскую деятельность в изолированном помещении, выполняя работу на аппарате «Физиолог-М», корректурную пробу с разорванными кольцами [17]. Для оценки функционального состояния применялись методики: опросник САН, простая сенсомоторная реакция (ПСР), сложная сенсомоторная ре-
акция (ССР), критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), реакция на движущийся объект (РДО). Подбор музыкальных произведений производился на основе анализа литературы, а также с привлечением экспертов в области музыки. Проводился сравнительный анализ типов музыкальных программ, оказывающих влияние на состояние организма человека, в результате которого были выбраны музыкальные программы, различные по своим характеристикам. За основу были взяты музыкальный лад и темп музыки. По данным исследований Е.П. Ильина, а также В.М. Петрушина именно эти показатели являются определяющими при восприятии музыки и формировании определенных типов реакций [19; 18]. Восстановительная программа являла собой комплекс мероприятий, направленных на релаксацию. Испытуемые находились в изолированном помещении сидя в креслах с закрытыми глазами. Прослушивание музыки производилось с использованием индивидуальных мультимедийных устройств (проигрыватель и наушники) в течение 30 минут. Для восстановления работоспособности в разное время использовались три музыкальные программы: «Музыка - 1» состояла из произведений классической музыки (медленная мажорная), «Музыка - 2» - медитативная (медленная минорная), «Музыка - 3» - быстрая подвижная музыка (быстрая мажорная).
Диагностика степени экстраверсии проводилась с помощью опросника Айзенка. В ходе анализа данных психологического обследования испытуемые были объединены в группы по степени выраженности экстраверсии. В каждой группе проводилась серия исследований до, после нагрузки и после коррекционных мероприятий с применением различных музыкальных программ. Далее была проведена оценка эффективности применения музыкальных программ различного типа в зависимости от индивидуальных психофизиологических характеристик.
В работе использовался аппарат математико-статистического системного анализа, включающий расчет числовых характеристик распределения, сравнение совокупностей путем расчета F-критерия Фишера [16]. Вычисления проводились с использованием пакета прикладных программ «STATISTICA 6.0» и процессора электронных таблиц Microsoft Excel-2010 на персональной электронно-вычислительной машине.
На первом этапе изучалась динамика показателей психического состояния и работоспособности операторов. Проводилась диагностика состояния операторов до и после нагрузки. В результате было выявлено, что моделирование операторского труда вызывало появ-
ление признаков утомления, характеризующихся ухудшением физиологических и психофизиологических показателей. Изменения свидетельствовали о преобладании в ЦНС процессов торможения над возбуждением, т. е. наблюдались признаки истощения актива-ционных ресурсов организма.
На втором этапе проводились мероприятия по оценке эффективности применения музыкального кондиционирования различного типа при коррекции утомления с точки зрения изменения психофизиологических показателей и показателей работоспособности. Испытуемые были разделены по степени экстраверсии на две группы: первая (п=29) с уровнем экстраверсии больше 14 баллов (экстраверты), и вторая (п=27) - менее 8 (интроверты).
При сравнении психофизиологических показателей в группе экстравертов были выявлены значимые различия при применении различных музыкальных программ (табл. 2). При восстановлении работоспособности по программе «Музыка-1» обследуемые отмечали улучшение самочувствия на 19%, субъективное проявление активности увеличивалось на 22%, реактивная тревожность снизилась на 12,2% (табл. 2). Применение классической музыки (Музыка-1) привело к снижению времени ССР на 12%, а время РДО уменьшилось на 65% (табл.1).
Таблица 1
Изменение психофизиологических показателей экстравертов при коррекции психического состояния с использованием различных музыкальных программ (М ±т)
Показатель Экстраверты (п= 29)
Музыка-1 Музыка-2 Музыка-3
после после Р-кр. после после Р-кр. после после Р-кр.
нагрузки корр-и (к=28) нагрузки корр-и (к=28) нагрузки корр-и (к=28)
Самочув- 5,18±0,26 6,16±0,3* 2,01* 5,29±0,37 5,7±0,5 1,51 5,07±0,26 5,3±0,4 1,13
ствие, баллы
Активность, 4,31±0,17 5,25±0,2* 1,99* 4,42±0,18 4,5±0,3 1,43* 4,2±0,17 5,3±0,2* 3,21*
баллы
Настрое- 5,28±0,38 5,5±0,5 1,31 5,39±0,3 5,7±0, 1,21 5,17±0,3 6,54±0 3,43*
ние, баллы 8 3 8 ,3*
Реакт. 39,8±4,5 34,8± 2,12* 38,7±3,4 42,3± 2,41* 39,7±3,4 40,5± 1,33
трев-ть, баллы 2,8* 2,7* 3,2
Время 238,2± 258,7± 1,61 251,3± 267,3± 1,24 209,1± 252,2± 3,53*
ПСР, мс 8,2 16,1 7,5 11,4 9,1 15,6*
Время 296,8±6, 261,18± 2,32* 225,8±8, 249,7± 2,76* 215,8± 271,6± 3,45*
ССР, мс 8 5,3* 3 7,7* 6,8 8,2*
КЧСМ, Гц 41,17± 0,05 39,8±2,2 1,06 39,07± 0,03 42,3± 2,4 1,54 40,06± 0,04 41,8± 1,5 1,02
Время -3,11 -1,08 2,25* -2,05 -2,67 2,04* -3,01 -2,7 1,35
РДО, мс ±0,82 ±0,6* ±0,43 ±1,1* ±0,91 ±1,4
Примечание: *-р<0,05
Применение медитативной музыки (Музыка-2) при коррекции состояния экстравертов привело к субъективному увеличению показателей реактивной тревожности на 9,5 %, увеличению времени ССР на 10,6 %, времени РДО на 30 %. Значимых изменений остальных показателей не выявлено.
При коррекции состояния с применением музыки быстрого темпа (Музыка-3) было выявлено субъективное увеличение показателей активности на 25,5 % и настроения на 26,5 %. Также было выявлено увеличение времени реакции - время ПСР увеличилось на 20,6 % и ССР на 26,3 % (табл. 1).
Полученные результаты показывают, что состояние испытуемых улучшалось при применении программы Музыка-1 (классическая музыка, медленного темпа мажорного лада). Применение музыкальных программ данного типа вызывало значимые изменения пяти из восьми исследуемых показателей. Такой результат связан со спецификой музыки данного типа. Музыка мажорного лада через слуховой анализатор оказала воздействие на центральную нервную систему испытуемых. Создавая определенные колебания, музыка способствовала подстройке организма к гармоническим вибрациям мажорной музыки.
Также у экстравертов наблюдалось улучшение показателей активности и настроения при применении музыки быстрого темпа (Музыка-3), что подтверждает предположение ученых о реституционном воздействии, оказываемом музыкой данного типа на мышечную активность человека. И.Р. Тархановым было обнаружено, что испытуемый, прекративший работу на эргографе в результате физиологического истощения, тут же возобновлял ее на некоторое время после восприятия бодрой, оживленной, веселой музыки [21]. В проведенном нами исследовании подвижная музыка оказывала стимулирующее воздействие, что приводило к повышению настроения и активности, однако на основании психофизиологических показателей работоспособности - увеличения времени ПСР и ССР -стоит предположить, что такой эффект не будет долгосрочным и прекратиться с истощением НС.
При сравнении психофизиологических показателей в группе интровертов были выявлены значимые различия при применении различных музыкальных программ (табл. 2). При коррекции состояния по программе «Музыка-1» обследуемые отмечали улучшение самочувствия на 18 %; уровень реактивной тревожности снижался на 17 % (табл. 2). Также применение классической музыки (Музыка-1) привело к уменьшению времени ССР на 24%, время РДО уменьшилось на 70% (табл. 2).
Таблица 2
Изменение психофизиологических показателей интровертов при коррекции психического состояния с использованием различных музыкальных программ (М ±т)
Показатель Интроверты (п=27)
Музыка-1 Музыка-2 Музыка-3
после нагрузки после корр-и Р-кр. (к=26) после нагрузки после корр-и Р-кр. (к=26) после нагрузки после корр-и Р-кр. (к=26)
Самочувствие, баллы 5,03±0,34 5,93± 0,7* 1,96* 5,12± 0,23 5,3±0,5 1,03 5,09± 0,45 5,2±0,4 1,44
Активность, баллы 5,25±0,14 5,5±0,3 1,65 5,14± 0,03 5,6±0,3 1,24 5,16± 0,25 6,55± 0,2* 2,88*
Настроение, баллы 5,69±0,26 5,7±0,5 1,43 5,58± 0,15 5,7±0,3 1,55 5,05± 0,37 6,31± 0,5* 2,95*
Реакт. трев-ть, баллы 41,3±2,1 34,3± 1,3* 2,65* 39,2±1,2 46,6± 3,7* 1,97* 42,4± 3,2 42,3± 2,1 1,55
Время ПСР, мс 256,8±5,2 237,5± 16,7 1,24 245,7±5,4 253,7± 15,9 1,34 267,9± 6,3 213,7± 11,4 1,63
Время ССР, мс 298,6±6,3 226,9± 35,7* 3,12* 287,5±5,2 315,6± 32,6 1,77 229,7± 7,4 235,2± 41,3 1,75
КЧСМ, Гц 40,1±0,95 42,3± 2,4 1,77 39,09± 0,84 40,8± 1,5 1,86 41,2± 0,16 42,8±2, 5 1,09
Время РДО, мс -0,97 ±0,71 0,3± 0,8* 4,31* -0,86±0,6 -0,3±1,4 1,64 -0,47± 0,22 -0,1 ±1,1 1,64
Примечание'. *-р<0,05
Применение медитативной музыки (Музыка-2) при коррекции состояния привело к субъективному увеличению показателей реактивной тревожности на 19 % (табл. 2).
При коррекции состояния с применением музыки быстрого темпа (Музыка-3) было выявлено субъективное увеличение показателей активности на 27 % и настроения на 25 %.
Результаты коррекции состояния у интровертов сопоставимы с особенностями НС испытуемых. Положительную динамику психофизиологических показателей можно отметить при применении музыкальной программы «Музыка-1» (фрагменты классических произведений, медленная мажорная музыка). Такой результат доказывает положительное воздействие классики на организм человека вне зависимости от силы и лабильности НС. Классика оказывала положительное воздействие на показатели состояния и работоспособности как в группе экстравертов, так и в группе интровертов.
При сравнении показателей состояния в группах экстравертов и интровертов наблюдалась положительная динамика показателей при применении восстановительной программы «Музыка-1» (фрагменты классических музыкальных произведений). Это подтверждается достоверными различиями показателей после нагрузки и после восстановительной программы в обеих группах.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующие выводы.
1. Для коррекции утомления, как в группах экстравертов, так и интровертов наиболее целесообразно использовать фрагменты классических музыкальных произведений (медленная мажорная музыка). Это подтверждается улучшением самочувствия в группах на 19 % (p<0,05) и 18 % (p<0,05) соответственно, снижением уровня реактивной тревожности на 12,2 % (p<0,05) и 17 % (p<0,05), уменьшением времени ССР на 12 % (p<0,05) и 24 % (p<0,05) и времени РДО на 65 %(p<0,05) и 70 % (p<0,05) соответственно.
2. Было отмечено значимое изменение показателей психического состояния операторов в группе экстравертов при коррекции состояния с применением музыки мажорного лада быстрого темпа (Музыка-3). Наблюдалось субъективное увеличение показателей активности на 25,5 % (p<0,05) и настроения на 26,5 % (p<0,05). Также было выявлено увеличение времени реакции - ПСР 20,6 % (p<0,05) и ССР на 26,3 % (p<0,05). Применение музыкального кондиционирования данного типа для коррекции психического состояния будет производить положительный эффект, который, предположительно, не будет долгосрочным.
Таким образом, основываясь на полученных результатах, а также исходя из материалов исследований отечественных ученых, можно говорить о взаимосвязи эффективности применения музыкального кондиционирования различного типа и особенностей НС операторов. Эффективность различного музыкального кондиционирования зависит от индивидуальных психофизиологических характеристик.
Список литературы
1. Батурина Л.А. Роль лечебной гимнастики и музыки в комплексном лечении артериальных гипертензий различного генеза: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1977.
2. Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. - 144 с.
3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М.: Антидор, 1998.
4. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука, 1985. - 231 с.
5. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
6. Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / под ред. В.И. Медведева. - СПб., 1993. - 528 с.
7. Новиков В.С., Чепрасов В.Ю. Функциональное состояние и работоспособность летчика // Физиология летного труда. - СПб.: Наука.-1997. - С. 70-100.
8. Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Практическая психология: Проблемы безопасности летного труда. - М.: Наука, 1994. - 205 с.
9. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - 108 с.
10. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. - М.: Наука, 1979. - 191 с.
11. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. - М., 1965. - С. 225-263.
12. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - 311 с.
13. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. - М., 1987. - С. 5-17.
14. Лысенко Ю.Н., Никольский И.Д. Оптимизация функционального состояния организма путем использования суггестивно-музыкально-биозвуковых средств // Гигиена и санитария. - 1989. - № 11. - С. 86-88.
15. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - В 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами. - СПб., 1890-1907.
16. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. - СПб.: ВМедА, 2002. - 266 с.
17. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Шешегов П.М. Особенности патологического действия авиационного шума на орган слуха инженерно-технического состава авиации // Вестник оториноларингологии. - 2007. -№6. - С. 25-29.
18. Петрушин В.М. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999.
19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
20. Кузнецова А. С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993.
21. Тарханов И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. - СПб., 1893.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018 : 808.5
В. А. Григорьева-Голубева Результаты изучения речевого взаимодействия педагогов
В статье представлены результаты изучения речевого взаимодействия педагогов. Показана необходимость гуманизации педагогического общения на основе развития языковой личности будущего педагога, обучения гармоничному речевому взаимодействию для создания гуманистически ценного полилога, атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, предоставления свободы для самовыражения.
The article presents the results of studying the speech interaction of teachers. The need for the humanization of pedagogical communication based on the development of the language personality of the future teacher, the teaching of harmonious speech interaction for the creation of a humanistically valuable polylogue, an atmosphere of mutual understanding, cooperation, and the provision of freedom for self-expression is shown.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, аксиологический подход, гуманистическая ценностная диспозиция личности, диалоговая природа, оптимизация речевого поведения, общительность, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, профессиональная культура речи, коммуникативное поведение.
Key words: pedagogical interaction, axiological approach, humanistic value disposition of personality, interactive nature, speech behavior optimization, communicative competence, communicative competence, communicative culture, professional speech culture, communicative behavior.
Не вызывает сомнений, что занимающимся педагогической деятельностью важно знать способы воздействия на научение человека и владеть ими, потому что, как пишет Э. Стоунс, именно язык «оказывает кардинальное воздействие на наше научение и обучение» [7, с. 64]. Профессиональная культура учителя, обретаемая на базе развития его гуманистических ценностей общения, языковой личности, коммуникативного потенциала, включающего в себя как составные части профессиональную культуру речи учителя, коммуникативную культуру и коммуникативное поведение, реализуется, среди прочего, и в виде способности, готовности формировать куль-
© Григорьева-Голубева В. А., 2017