Научная статья на тему 'Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента'

Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бебинов С. Е., Сальников В. А.

The article is devoted to the connection of the quality of temperament with the dynamic of forming the fundamental driving abilities. It is showed that individuals, which are different in temperament, have individual qualities of learning to drive and characterized by heterophony of development the driving abilities. At the beginning, the students who have a predominance of extraversion and low level of neurosis better in study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бебинов С. Е., Сальников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента»



Казанский педагогический журнал

9'200ö

которые в категоричной форме приписываются матерью и которые несут в себе социально одобряемый компонент, позволяют подростку оценивать себя высоко, но в неадекватном и заимствованном употреблении харак теристик. Противоречивость оценочных отношений приводит к тому, что подростки принимают ситуацию отчуждения, что мешает формированию у подростков адекватного представления о себе.

Литература:

1. Абулъханова-Славская К.А., Гор-диенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других / / Психологический журнал.- 2001.- Т. 22.-№5.- С. 38-47.

2. Братусъ Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии / / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Шур.- М.: Смысл, 1997.

3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамито-ва И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения

матери // Психологический журнал. -

2000.- Т.21.- №2.- С. 79-87.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. М., 1986.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М: АПН РСФСР, 1960.

6. Вяткин Б.А. Метаиндивидуаль-ность и ее проявления у учителей начальных классов // Вопросы психологии. -

2001.- №3.- С. 70-78.

7. Кудрявцев Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка.-М.: Изд-во УРАО, 1997.

8. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал.- 1995.- Т. 16.-№1.- С. 3-18; №2.- С. 3-14.

9. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гусло-ва М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии.- 2001.- №3.- С.40-48.

10. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический принцип в психологии здоровья //Вопросы психологии.- 2001.-№4.- С. 91-105.

11. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Социологический журнал.- 1999.- №5.-Том 20.- С. 81-88.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ АВТОШКОЛ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ СВОЙСТВАМИ

ТЕМПЕРАМЕНТА

С.Е. Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Сибирская государственная автомобилъно-дорожная академия, В.А. Сальников, профессор, доктор педагогических наук, ректор Сибирской государственной автомобилъно-дорожной академии, г. Омск

В условиях увеличения интенсивности дорожного движения возрастает актуальность совершенствования программ подготовки водителей с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.

Необходимо учитывать, что процесс обучения достаточно сложен, имеет неравномерную структуру и ряд этапов, а различные навыки в общей структуре деятельности формируются гетерохронно [4].

Поскольку обучение - это процесс, направленный на развитие способностей [8], то на его результативность оказывают влияние свойства нервной системы, особенности темперамента, личностные и психомоторные возможности обучаемых. Индивидуальные различия приводят к тому, что достижение определенного уровня подготовленности обучаемых происходит по-разному, что в полной мере относится и к росту результатов обучения, который у лиц с различными психофизиологическими особенностями существенно различается как на начальном этапе подготовки, так и на этапе совершенствования полученных знаний и навыков [7].

В основе обучения как процесса развития способностей лежат типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые тесно связаны с темпераментом [1, 3, 5]. На сегодняшний день нет однозначного мнения о структурной организации темперамента и его основополагающих типах. Поэтому при оценке особенностей психической деятельности уместней говорить об отдельных свойствах темперамента, которые определяют ее динамическую сторону

[1,2, 3].

Свойства экстраверсии, интровер-сии, нейротизма и стабильности оказывают заметное влияние на способности, эффективность деятельности и формирование индивидуального стиля. Степень их выраженности взаимосвязана с уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации [3, 5, 6].

Нами было проведено исследование, задачей которого было опреде-

ление взаимосвязи динамики обучаемости начинающих автолюбителей с проявлением свойств темперамента.

Организация исследования. Обследовались курсанты автошколы в возрасте 18-22 лет, не имевшие первоначального опыта управления автомобилем. Они обучались по программе, соответствующей образовательному стандарту этой профессии.

В начале эксперимента у испытуемых были определены свойства темперамента. Для этой цели был использован личностный опросник Г. Айзенка, позволивший определить свойства экстраверсии, интроверсии и нейротизма [6].

Далее курсанты обучались вождению автомобиля в ограниченных условиях движения. Обучавшимися осваивались стандартные экзаменационные упражнения для сдачи квалификационного экзамена на управление транспортными средствами категории «В». После пятичасового курса практического вождения было проведено контрольное тестирование, позволившее оценить уровень сфор-мированности основных навыков управления транспортным средством. Для этого курсантам были предложены не применявшиеся ранее при обучении контрольные упражнения, разработанные нами на основе экзаменационных требований и анализа действий испытуемых во время учебных занятий. В первую очередь определялась сформированность сложнокоор-динационного двигательного навыка (СДН) начала движения на автомобиле с места. Затем оценивались устойчивость двигательного навыка начала движения на автомобиле

Казанский педагогический журнал

9'2006

(УДН), своевременность и общая скоординированность управляющих действий при движении на автомобиле (СД). Перечисленные навыки были нами условно отнесены к группе «с внутренней» структурой, так как они были связаны непосредственно с двигательной активностью обучавшихся. Остальные действия, условно называемые «с внешней» структурой, имели привязку к окружающему транспортное средство пространству. К этой группе были отнесены четыре навыка: определение зрительно-моторных ориентиров (ЗМО) движения по контрольному маршруту, чувство переднего (ПГ) и боковых (БГ) габаритов транспортного средства, а также дифференциация пространственных ориентиров при движении задним ходом (ДЗХ).

Оценка подготовленности осуществлялась по семибалльной шкале. Грубые ошибки оценивались одним баллом, средние - тремя и незначительные - пятью баллами. Выполнение контрольного задания без ошибок оценивалось семью баллами.

После десятичасового обучающего курса было проведено этапное тестирование навыков управления автомобилем, позволившее оценить динамику умений обучавшихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Контрольное тестирование показало, что лица с низким уровнем нейротизма имели более высокую сформированность двигательного навыка. Они же лучше определяли зрительно-моторные ориентиры движения по контрольному маршруту и точнее чувствовали передний габарит автомобиля (табл. 1).

У экстравертов наблюдался более высокий показатель сформирован-ности двигательного навыка начала движения на автомобиле с места, эти лица более успешно определяли зрительно-моторные ориентиры, что выражалось в подборе рациональных траекторий движения автомобиля. Кроме того, лица с экстраверсией точнее, чем интроверты, чувствовали габариты автомобиля и успешнее осуществляли движение задним ходом (см. табл. 1).

Проведенное этапное тестирование дало возможность судить об изменении подготовленности обучавшихся. Лица, обладавшие высоким уровнем экстраверсии, демонстрировали больший прирост показателя общей скоординированности управляющих действий, что выразилось в плавности управления автомобилем. Кроме того, у экстравертов сформировалось более точное чувство переднего и боковых габаритов автомобиля, чем у лиц с интроверсией. В свою очередь, обучавшиеся с низким уровнем экстраверсии имели более высокий прирост устойчивости двигательного навыка и навыка дифференциации пространственных ориентиров при движении задним ходом на автомобиле (табл. 2).

У лиц с низким нейротизмом сформировался более устойчивый навык начала движения на автомобиле с места, что выразилось в меньшем количестве остановок двигателя. Кроме того, они обладали большей скоор-динированностью управляющих действий. Это позволило им управлять автомобилем плавней, чем лицам, у которых уровень нейротизма был

76

Таблица 1

Уровень сформированное™ водительских навыков у лиц с различными психодинамическими свойствами темперамента при прохождении контрольного тестирования

Свойства темперамента N Баллы

СДН УДН СД ЗМО ПГ БГ ДЗХ

Экстраверсия Низкая 12 М±т 42,92 2,26 80,33 1,15 80,5 1,33 71,33 2,31 57,57 2,87 74,58 1,99 57,17 3,42

Высокая 42 М±т 44,88 0,94 81,29 0,76 80,48 0,62 73,79 1,56 59,74 1,83 77,31 0,79 68,88 1,57

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

Нейротизм Низкий 29 М±т 45,34 1,05 81,52 0,71 80,69 0,75 74,59 1,73 61,79 2,3 76,45 1,01 66,93 2,46

Высокий 26 М±т 43,65 1,4 80,69 1,08 80,23 0,81 71,69 1,88 56,27 1,79 76,35 1,29 65,31 1,78

Р 0,05 >0,05 >0,05 0,05 <0,05 0,05 >0,05

Таблица 2

Динамика обучаемости лиц с различными психодинамическими свойствами темперамента

Свойства темперамента N Прирост результатов , %

УДН СД ЗМО ПГ БГ ДЗХ

Экстраверсия Низкая Высокая 12 42 3,95 0,87 0,2 2,49 ОО 00 88 2,31 15,42 3,24 4,1 23,61 10,89

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Нейротизм Низкий 29 2,54 2,39 6,7 14,4 4,74 15,09

Высокий 26 0,38 1,63 11,48 11,14 4,07 11,42

Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05

высоким. Необходимо отметить, что у лиц с низким уровнем нейротизма сформировалось более точное чувство переднего габарита автомобиля и был больший прирост показателя навыка движения задним ходом (см. табл. 2).

В свою очередь, лица с высоким ней-ротизмом демонстрировали больший прирост навыка определения зрительно-моторных ориентиров движения по контрольному маршруту. Это позволило им выбирать более рациональные

Казанский педагогический журнал

9'2006

траектории движения во время выполнения заданий (см. табл. 2).

Экстраверты и лица с низким ней-ротизмом имели по большинству показателей более высокий прирост навыков управления автомобилем, чем интроверты и лица с высоким уровнем нейротизма (см. табл. 2). Вероятно, это объясняется тем, что экстраверсия содействовала проявлению активности испытуемых и приспособляемости их к выполняемым действиям. Низкий нейротизм, в свою очередь, обеспечивал высокую эмоциональную устойчивость [1]. По-видимому, эти свойства лежали в основе более высокой обучаемости.

Прирост показателя устойчивости навыка начала движения на автомобиле был выше у интровертов. Этот навык имеет своеобразную «внутреннюю» структуру и тесно связан с проявлением двигательной активности испытуемых. Поскольку интро-версия содействует выполнению монотонной деятельности [8], высокой точности движений и хорошей двигательной памяти, такое свойство темперамента позволяло этим лицам своевременно вносить корректировки в многократно повторяющиеся слож-нокоординационные действия.

У лиц с интроверсией в основе прироста навыка дифференциации пространственных ориентиров при движении задним ходом, вероятно, лежал его изначально низкий уровень (см. табл. 1). К окончанию эксперимента различий в сформированности этого навыка у интровертов и экстравертов было меньше.

Определение зрительно-моторных ориентиров движения по контроль-

ному маршруту было точнее у обучавшихся с высоким уровнем нейро-тизма. Проявление этого психодинамического свойства обусловливается слабой нервной системой [3]. Эта типологическая особенность лежит в основе высокой зрительной чувствительности, что, вероятно, и позволило этим лицам точнее оценить взаимоположение пространственных ориентиров, своевременно внести коррекции в управляющие автомобилем действия и выбрать более рациональные траектории движения.

Проведенное исследование показало, что различия в психодинамических свойствах темперамента курсантов автошкол имеют определенную взаимосвязь с обучаемостью управлению автомобилем. Лица с экстраверсией и низким нейротизмом более успешно овладели навыками управления автомобилем (табл. 2).

В основе большего прироста у интровертов навыка дифференциации пространственных ориентиров при движении на автомобиле задним ходом лежал его изначально низкий уровень по отношению к экстравертам. Более высокая устойчивость двигательного навыка начала движения на автомобиле с места, присущая интровертам, вероятно, объясняется наблюдаемой у этих лиц инертностью нервных процессов, что содействует высокой точности движений и хорошей двигательной памяти.

Чувствительность лиц с высоким уровнем нейротизма позволила более точно определить траектории движения автомобиля и сопоставить взаимоположение машины с внешними ориентирами.

60

Вышеприведенную взаимосвязь психодинамических свойств темперамента с динамикой подготовленности кандидатов в водители, безусловно, необходимо учитывать при индивидуальном планировании обучения.

Литература:

1. Батаршев A.B. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 88с.

2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М.: Планета детей, 1997.- 328 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2001.- 464 с.

4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2003.- 384 с.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2004.- 701с.

6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /

B.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общ. ред. A.A. Крылова,

C.А. Маничева.- 2-е изд., доп. и пере-раб.- СПб.: Питер, 2006.- 560с.

7. Сальников B.A. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: Монография.- Омск: СибАДИ, 2000.- 160 с.

8. Человек: анатомия, физиология, психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь / Ред. А.С. Батуев, Е.П. Ильин, Л.В. Соколова.- СПб.: Питер, 2007.- 672 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

P.P. Попова, старший преподаватель ТГГПУ, г. Казань

В последнее время в сложившихся социально-экономических условиях особенно актуальной как в системе здравоохранения, так и в системе образования становится проблема профилактики психогенных расстройств у молодежи. Нестабильность социально-политической обстановки, обусловливающая возрастание количества стрессовых ситуаций, в первую очередь затрагивает молодое поколение. В России и за рубежом увеличивается число антропогенных и природных катастроф, растет преступность. Развитие информационных технологий приводит к улучшению информированности населения о происходящих негативных событиях. Молодые люди часто не имеют определенных жиз-

ненных навыков, которые позволили бы им совладать с трудными жизненными ситуациями, сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

По международной классификации болезней (МКБ-10) к психогенным расстройствам относится широкий круг заболеваний, общей особенностью которых, согласно концепции Ясперса, является обусловленность психического нарушения психотравмирующей ситуацией [1], отражение в клинической симптоматике расстройства переживаний, связанных с данной ситуацией, редукция симптомов при прекращении ситуации. В различных исследованиях под психотравмиру-ющей ситуацией понимают неудачи

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.