Научная статья на тему 'Предрасположенность курсанток автошкол, различающихся свойствами личности к управлению автомобилем'

Предрасположенность курсанток автошкол, различающихся свойствами личности к управлению автомобилем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ / СПОСОБНОСТИ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ СВЯЗИ / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович

В статье приведены экспериментальные данные, которые показывают, что девушки, проходящие подготовку в автошколах, имеют разную предрасположенность к управлению автомобилем в соответствии с проявляющимися у них индивидуальными психологическими и психофизиологическими особенностями. Результаты исследования содержат сведения о связях динамики формирования водительских навыков с типологическими и психомоторными особенностями на различных этапах подготовки. Выявлены системообразующие факторы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предрасположенность курсанток автошкол, различающихся свойствами личности к управлению автомобилем»

УДК 612.821

Бебиное Сергей Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской автомобильно-дорожной академии, [email protected], Омск

Сальников Виктор Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, ректор Сибирской автомобильно-дорожной академии, [email protected], Омск

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ КУРСАНТОК АВТОШКОЛ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ АВТОМОБИЛЕМ

Bebinov Sergey Evgenyevich

PhD in Pedagogics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education of Siberian Automobile and Highway Academy, [email protected], Omsk

Salnikov Viktor Aleksandrovich

Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of Siberian Automobile and Highway Academy, [email protected], Omsk

DISPOSITION TO DRIVING IN GIRLS WITH DIFFERENT PERSONAL CHARACTERISITCS TRAINED IN DRIVING SCHOOLS

Возрастающие требования к безопасности дорожного движения, реформирование законодательной базы ставят вопрос о необходимости коррекции средств и методов обучения водителей транспортных средств.

Известно, что на результативность подготовки операторов системы «человек - машина» оказывают влияние свойства нервной системы, личностные и психомоторные особенности обучаемых [5; 9; 24]. Индивидуальные различия приводят к тому, что достижение определенного уровня подготовленности обучаемыми происходит по-разному. Это в полной мере относится и к темпу прироста навыков, который у лиц с различными индивидуальными особенностями существенно различается как на начальном этапе подготовки, так и на этапе совершенствования полученных знаний и навыков [20].

Обучение управлению транспортным средством проходит в условиях, близких к экстремальным [22; 24]. Этот режим отличается наличием множества факторов, к которым относятся: физико-химические условия окружающей среды, механические воздействия вибраций и перегрузок, чрезмерные акустические воздействия, реальная или прогнозируемая опасность для жизни и здоровья субъекта, высокая вероятность возникновения непредвиденных аварийных ситуаций. Для осуществления деятельности в этих условиях важ-

но проявление индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей занимающихся. Уровень возникающих компенсаций тесно связан со свойствами темперамента, характеризующими динамический статус личности обучаемых [1; 6; 11], и уровнем тревожности, являющимся специфической реакцией индивида на стресс [23]. Свойства экстраверсии, интроверсии, нейротизма и стабильности оказывают заметное влияние на развитие способностей, эффективность деятельности и формирование индивидуального стиля. Степень их выраженности взаимосвязана с уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации [9; И; 17].

Исследованиями установлено, что качество выполнения поставленных перед оператором задач находится в тесной взаимосвязи с показателями уровня личностной тревожности, эмоциональностью, интроверсией и некоторыми другими особенностями личности [2]. Имеются сведения, что студенты, обучающиеся в направлении филологии и истории, имеют высокие показатели нейротизма и низкий уровень экстраверсии [12]. Лица, изучающие психологию, обладают низким уровнем добросовестности, среднюю оценку по нейротизму и экстраверсии и высокое проявление открытости новому опыту. Низкий нейротизм проявляется у субъектов, связанных в обучении с инженерными и естественными науками.

Сравнение личностных особенностей первокурсников показало, что студенты-философы более замкнуты, чем лица остальных специальностей. Им свойственна интровертированность. Схожими характеристиками отличаются студенты-историки. Высокий уровень экстраверсии, а также склонность к агрессии имеют студенты-юристы [21].

С проявлением динамических свойств темперамента связан прогноз успешности и эффективности спортивной деятельности. Результативность спортсмена рассматривается с двух сторон. Первая характеризуется надежностью действий лиц с различным уровнем экстраверсии и нейротизма в экстремальных ситуациях, которые предъявляют условия тренировок и соревнований. Оказываясь в ситуации, характеризующейся значительной психоэмоциональной напряженностью, индивид должен сохранять способность решать сложные и ответственные задачи. В частности, имеются сведения, что боксеры высокой квалификации характеризуются высоким уровнем экстраверсии и эмоциональной возбудимостью [14]. Вторая сторона вопроса рассматривает проявление свойств темперамента как факторы формирования индивидуального стиля спортивной деятельности [10; 13].

Учитывая влияние свойств личности субъектов на уровень их предрасположенности к действиям в особых условиях, нами было проведено исследование, цель которого заключалась в оценке обучаемости девушек-курсанток автошколы с различными уровнями экстраверсии, нейротизма и тревожности. Решалась задача по выявлению взаимосвязей между личностными, психофизиологическими особенностями курсанток и успешностью подготовки к управлению автомобилем при определенной технологии обучения.

Исследование было организовано на базе АНО «Учебный центр «Авангард» (г. Омск). В эксперименте приняли участие девушки, проходившие обучение в учебном центре и не имевшие первоначального опыта управления автомобилем.

На первом этапе у испытуемых были определены свойства темперамента. Нами использовался личностный опросник Г. Айзенка, позволивший оценить уровень экстраверсии и нейротизма [17]. Для оценки тревожности применялась шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга в адаптации Ю. Л. Ханина [7]. Сила нервной системы оценивалась проведением теппинг-теста. Для определения подвижности и баланса нервных процессов использовались произвольные двигательные методики [9; 10].

Далее курсантки обучались вождению автомобиля на автотренажере и в ограниченных условиях движения. Обучавшиеся осваивали элементы, предусмотренные примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «В» [18].

Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают результаты тестирований, девушки с более высокой обучаемостью управлению автомобилем проявляют более высокий уровень личностной тревожности (44,16 балла) и экстраверсии (14,81 балла) (табл. 1). Показатели курсанток с менее выраженной предрасположенностью к обучению составляют 41,73 балла и 13,95 балла соответственно.

Таблица 1. - Уровень проявления свойств темперамента и тревожности у девушек с различной предрасположенностью к обучению

Уровень обучаемости п Психологические особенности, баллы

Ситуационная тревожность Личностная тревожность Экстравер- сия Нейротизм

Обучаемость выше 32 М 39,16 44,16 14,81 12,69

±т 2,16 1,26 0,34 0,76

Обучаемость ниже 22 М 39,27 41,73 13,95 12,09

±т 1,61 1,23 0,37 0,83

Р >0,05 <0,05 <0,05 >0,05

Примечание. Во всех таблицах достоверность различий средних значений определена методом непараметрических критериев Манна-Уитни.

Полученные данные показывают, что в обеих группах девушек уровень личностной тревожности умеренно повышен. Тем не менее экстраверсия у лиц с более высокой обучаемостью выше, чем у менее обучаемых курсанток. Вероятно, такое сочетание индивидуальных особенностей оказывает содействие формированию навыков управления автомобилем. Достаточный уровень тревожности повышает степень ответственности курсанток за результаты подготовки, а экстраверсия позволяет успешно ориентироваться в складывающихся условиях обучения.

Сила нервной системы у более обучаемых девушек ниже, чем у менее обучаемых (-21,03 и -19,86 соответственно) (табл. 2). Первые обладают подвижностью нервных процессов (1,09 - возбуждение и 1,20 - торможение). Вторые имеют среднюю подвижность возбуждения (0,85), а подвижность торможения равна 1,01. Двигательная чувствительность выше у лиц с более высокой обучаемостью (3,96). У менее обучаемых девушек этот показатель составляет 4,13.

Таблица 2. - Типологические и психомоторные различия у девушек с разным уровнем обучаемости

Уровень обучаемо- сти п Психомоторные особенности Типологические особенности проявления свойств нервной системы

Частота движе-ний Двигатель- ная чувстви- тельность Подвиж- ность возбужде- ния Подвиж- ность торможе- ния Сила нервной системы

Обу- чаемость выше 32 М 193,97 3,96 1,09 1,20 -21,03

±1X1 3,33 0,20 0,12 0,11 1,45

Обу- чаемость ниже 22 М 189,09 4,13 0,85 1,01 -19,86

±ш 3,61 0,29 0,12 0,14 0,79

р >0,05 >0,05 < 0,05 >0,05 <0,05

В табл. 3 отражены данные о сформированности и динамике водительских навыков девушек.

Таблица 3. - Сформированное^» водительских навыков у лиц с различной предрасположенностью к обучению

Уровень обучаемости п Группы водительских навыков

Констатирующее тестирование, баллы Прирост, %, контрольное тестирование Прирост, %, этапное тестирование

удн Орти- ров. Исп- нит. УДН Орти- ров. Исп- нит. УДН Орти- ров. Исп- нит.

Обучаемость выше 25 м 60,34 36,27 37,00 28,73 70,27 72,04 2,95 10,95 13,20

±ш 0,53 0,45 0,43 0,68 0,52 0,52 0,75 2,01 1,97

Обучаемость ниже 17 м 60,59 34,59 35,67 29,19 70,44 70,65 1,25 12,76 7,29

±ш 0,80 0,54 0,53 1,17 0,80 0,64 0,29 2,29 1,71

Р >0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01

Уровень исполнительских навыков у более обучаемых курсанток на констатирующем тестировании равен 37,00 балла, а у менее обучаемых 35,67 балла. У первых уровень ориентировочных навыков составляет 36,27 балла, у вторых 34,59 балла. Динамика устойчивости двигательного навыка начала движения на автомобиле у более обучаемых девушек на первом этапе подготовки составляет 28,73%, а на втором - 2,95%. У менее обучаемых прирост этого показателя находится на уровне 29,19% и 1,25% соответственно. Лица с более высокой обучаемостью имеют прирост исполнительских навыков на

контрольном тестировании 72,04%, а ориентировочных 70,27%. После этапного тестирования тем прироста навыков составляет 13,20% и 10,95% соответственно. Динамика ориентировочных навыков у менее обучаемых курсанток составляет 70,44% на контрольном тестировании и 12,76% на этапном тестировании. Прирост исполнительских навыков в этой группе обучаемых более высокий на контрольном тестировании (70,65%). На этапном тестировании значение показателя составляет 7,29% (см. табл. 3).

У предрасположенных к обучению девушек выявлена корреляция ориентировочных навыков с силой нервной системы (рисунок, а). Прирост исполнительских навыков управления автомобилем взаимосвязан с личностной тревожностью. Двигательная чувствительность коррелирует с уровнем ориентировочных (г = 0,42), исполнительских (г = 0,52) навыков и отрицательно взаимосвязана с приростом этих показателей (г = - 0,42 и г = - 0,51 соответственно).

У менее обучаемых девушек исполнительские навыки на констатирующем тестировании коррелируют с уровнем ситуационной тревожности (рисунок, б). Последний показатель взаимосвязан со скоростью переработки информации (г = - 0,44), средней продуктивностью работы при проведении корректурной пробы (г = - 0,41) и избирательностью внимания (г = - 0,50).

Взаимосвязь ситуационной тревожности с показателями подвижности возбуждения (г = 0,42) и торможения (г = 0,40) характеризует комплексное влияние этих свойств на общую структуру деятельности обучаемых. Подвижность торможения взаимосвязана с исполнительскими навыками (г = 0,63), устойчивостью двигательного навыка (г = 0,52) и отрицательно коррелирует с приростом исполнительских навыков (г - - 0,45). Прирост устойчивости двигательного навыка связан с подвижностью торможения (г = - 0,55) и подвижностью возбуждения (г = - 0,45).

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что девушки, проявляющие способность к управлению автомобилем, имеют уровень личностной тревожности и экстраверсии выше, чем менее обучаемые (см. табл. 1). Подобные особенности свойств темперамента и динамики подготовленности выявлены нами более ранними исследованиями на другой выборке курсантов, проходивших обучение по стандартной программе [3].

В ряде трудов показана роль тревожности в обеспечении надежности операторов подвижных систем. В частности, отмечается повышенное проявление этого свойства у летчиков, что играет сдерживающую роль над импульсивностью и обеспечивает быстроту ориентирования в изменяющейся ситуации [19].

Влияние тревожности на обучение неоднозначно [11]. Связь с умственной деятельностью обусловлена многими факторами. К ним относятся мотивация, трудность изучаемого материала, возрастные, половые различия и др. Выявлены затруднения субъектов с высокой тревожностью при выполнении заданий на вербальный интеллект [15]. Тем не менее при решении невербальных задач большего успеха достигают лица с повышенным уровнем тревож-

ности. По некоторым данным, высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной надежности [16]. В спортивной деятельности лица с высоким уровнем личностной тревожности достигают, как правило, более низких результатов на соревнованиях. По данным, полученным Н. П. Фети-скиным, такие обучаемые менее устойчивы к состоянию монотонии [25].

В свою очередь, низкая тревожность также в большинстве случаев оказывает негативное влияние на результаты профессионального труда операторов [11]. Это явление обуславливается недостаточной ответственностью таких субъектов.

Безусловно, эффективности и надежности управления автомобилем содействует устойчивость к стрессу. Рассматривая стресс как определенное интегративное свойство человека, характеризующееся степенью адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной среды, необходимо отметить, что механизмы физиологической и психологической регуляции этого процесса имеют схожие морфофункциональные особенности [4]. С этих позиций умеренно повышенный уровень тревожности, на наш взгляд, необходимо рассматривать как фактор, повышающий резистентность организма к .стрессогенным воздействиям обучения. Вероятно, это способствует в обучении вождению субъектов с повышенным уровнем личностной тревожности.

Экстраверты имеют по большинству показателей более высокий уровень навыков управления автомобилем, чем интроверты и лица с высоким уровнем нейротизма. По-видимому, такие различия объясняются тем, что экстраверсия содействует проявлению активности испытуемых и повышает приспособляемость их к выполняемым действиям [1].

Девушки с более высокой обучаемостью характеризуются более слабой нервной системой и подвижностью нервных процессов (см. табл. 2). Первоначальное обучение осуществляется в условиях автодрома. Такие условия не предъявляют повышенных психоэмоциональных требований к курсанткам. Поэтому слабость нервной системы противодействует развитию монотонии и позволяет достичь более высоких результатов в подготовке. Влияние силы нервной системы на успешность обучения отмечается в других исследованиях [2; 5; 9]. Как правило, лица со слабой нервной системой опережают в обучении субъектов со среднесильной и сильной нервной системой на начальном этапе подготовки. К окончанию обучения вторые достигают одинакового уровня подготовленности с первыми.

Мы считаем, что быстродействие и общая активность девушек с более высокой обучаемостью обусловлены подвижностью нервных процессов в сочетании со слабой нервной системой. Такого мнения придерживаются и другие исследователи [11]. В научных трудах лица с подвижностью нервных процессов характеризуются как более решительные, обладающие более развитыми функциями внимания и психомоторными способностями [9; 10]. Вероятно, выявленный типологический комплекс позволяет девушкам достичь высоких результатов в обучении.

а

б

Корреляционные связи между исследуемыми показателями в группе девушек: а -более обучаемых; б - менее обучаемых. В кружках приведены номера тестируемых показателей: 1 - ситуационная тревожность; 2 - личностная тревожность;

3 - экстраверсия; 4 - нейротизм; 5 - частота движений за 30 с при выполнении

теппинг-теста; 6 - сила нервной системы; 7 - подвижность возбуждения; 8 -подвижность торможения; 9 - двигательная чувствительность; 10 - скорость переработки информации; 11 - показатель средней продуктивности внимания;

12 - избирательность внимания; 13 - скорость выбора избирательности внимания; 14 -устойчивость двигательного навыка начала движения на автомобиле на констатирующем тестировании; 15 -уровень сформированности ориентировочных навыков на контрольном тестировании; 16 -уровень сформированности исполнительских навыков управления автомобилем на контрольном тестировании; 17 - прирост устойчивости двигательного навыка начала движения на автомобиле на этапном тестировании; 18 - прирост сформированности ориентировочных навыков управления автомобилем на этапном тестировании; 19 - прирост сформированности исполнительских навыков управления автомобилем на этапном тестировании. Сплошная линия, соединяющая кружки, - положительная связь, прерывистая - отрицательная; одна (любая) линия - достоверность связи Р < 0,05; две - Р < 0,01

Полученные данные свидетельствуют, что на первом этапе подготовки динамика водительских навыков выше, чем на втором (см. табл. 3). Вероятно, такой характер сформированности навыков управления автомобилем обусловлен подвижностью нервных процессов испытуемых. Эта типологическая особенность содействует более высокой динамике формирования действий, в частности на начальных этапах подготовки [10]. В дальнейшем, по мере роста сформированности навыков, прирост снижается под воздействием естественных условий обучения.

У более обучаемых девушек проявление координационных способностей выше, чем у менее обучаемых. Об этом свидетельствует уровень двигательной чувствительности (см. табл. 2) и ее взаимосвязь с уровнем сформированности и темпом прироста водительских навыков (см. рисунок, а).

Значительным числом подготовительных действий при управлении автомобилем характеризуются менее обучаемые девушки. У них проявляется более низкий уровень экстраверсии, среднесильная нервная система и средняя подвижность возбуждения (см. табл. 1 и 2), которые, в данном случае, обуславливают формирование у субъектов ориентировочного стиля деятельности [11]. Это находит свое отражение в динамике ориентировочных навыков, как на контрольном, так и на этапном тестированиях (см. табл. 3). Системообразующим фактором в подготовке этих курсанток является подвижность нервных процессов (см. рисунок б). Имеются сведения, что лица с инертностью возбуждения и подвижностью торможения проявляют более высокую динамику ориентировочных навыков управления автомобилем [2].

Проведенное исследование позволяет предположить, что при дальнейшем профессиональном обучении в условиях реального дорожного движения личностные и типологические особенности курсанток автошкол будут проявляться в индивидуальном стиле управления автомобилем и обуславливать темп прироста водительского мастерства.

Библиографический список

1. Батаршев, А. В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика [Текст] / А. В. Батаршев. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. -88 с.

2. Бебинов, С. Е. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем [Текст] / С. Е. Бебинов,

B. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 454 - 465.

3. Бебинов, С. Е. Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента [Текст] / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Казанский педагогический журнал. -2008. - № 9 (63). -

C. 76-81.

4. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы [Текст] / В. А. Бодров. - М.: ИП РАН, 2006. - 623 с.

5. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды [Текст] / К. М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

6. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

7. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеев. -2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

8. Ильин, Е. П. Способности и склонности: какова природа их связи [Текст]

/ Е. П. Ильин // Диагностика познавательных способностей. - Ярославль, 1986. — С. 76-80.

9. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

10. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

И. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-701 с.

12. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.Г1. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

13. Ильин, Е. П. Психология спорта [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. -352 с.

14. Клещев, В. И. Свойства темперамента как условие эффективной деятельности спортсменов высокой квалификации (на материале бокса): автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / В. Н. Клещев - М., 1984. - 18 с.

15. Матвеева, Л. Г. Влияние уровня тревожности на особенности интеллекта девочек и мальчиков младшего школьного возраста [Текст] / Л. Г. Матвеева // Системное исследование индивидуальности. - Пермь, 1991. - С. 143-144.

16. Миленин, В. М. Влияние некоторых особенностей личности спортсменов на поведение в экстремальных ситуациях [Текст] / В. М. Миленин // Материалы научной конференции психологов спорта социалистических стран. Симпозиум 1. -М., 1970.-С. 96-100.

17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.

18. Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В» [Текст] / - М., 2008. - 30 с.

19. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия [Текст] / сост. В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.

20. Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: монография [Текст] / В. А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2000. - 160 с.

21.Серавин, А. И. Сравнительное исследование студентов первого курса СПбГУ [Текст] / А. И. Серавин, И. А. Фирсова // Психология XXI века: материалы Международной межвузовской научно - практической конференции. - СПб., 1999. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 78-79.

22. Смирнов, Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях [Текст] / Б. А. Смирнов, Е. В. Долгополова. - Харьков: ГЦ, 2007. - 276 с.

23. Стресс и тревога в спорте: международный сб. науч. статей [Текст] / сост. Ю. Л. Ханин. - М.: ФИС, 1983. - 288 с.

24.Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст] / В. А. Толочек. -СПб.: Питер, 2006. - 479 с.

25.Фетискин, Н. П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Н. П. Фетискин. - СПб., 1993.-23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.