УДК 377.352 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.24.152
А. П. Жигадло, Л. В. Зуева, Е. П. Сидоринко, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ АВТОДРОМНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ АВТОШКОЛ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
Обсуждаются экспериментальные данные об уровне профессиональных водительских навыков на различных этапах автодромного обучения у девушек, проходящих подготовку в автомобильных школах. Показано, что уровень начальных умений оказывает влияние на качество дальнейшего формирования навыков. Определена необходимая продолжительность автодромной подготовки для дифференцированного обучения лиц с более низкими начальными навыками вождения. Ключевые слова: дифференцированная автодромная подготовка водителей, профессиональные водительские навыки, уровень подготовленности к вождению.
Развитие любой отрасли хозяйства обеспечивается эксплуатацией автомобильного транспорта. Значительный рост парка машин и увеличение объёма перевозок выступают факторами, усложняющими условия дорожного движения. Такая ситуация, в свою очередь, актуализирует важность формирования у водителей автотранспортных средств навыков безопасного вождения.
Недостаточный уровень профессиональных водительских навыков является причиной большого количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [1, с. 35]. Этот вывод подтверждается результатами исследований, согласно которым причиной 70 % ДТП является человеческий фактор: низкий уровень подготовленности и отсутствие культуры вождения автомобиля [2, с. 117].
Деятельность водителя рассматривается в сложной системе, состоящей из взаимодействующих между собой элементов: «водитель - автомобиль - дорога - среда». При этом системообразующим звеном, поддерживающим равновесие всей системы, является элемент «водитель». От него зависят эффективное использование транспортных средств и безопасность движения [3, с. 69].
Современному водителю необходимо в совершенстве владеть техникой оптимальных действий в различных дорожно-транспортных ситуациях. Разработка вариативного компонента профессионального обучения, направленного на овладение водителями такой техникой, позволит в значительной степени повысить качество их подготовки.
Успешность овладения профессией водителя во многом зависит от правильной, педагогически грамотной организации занятий по вождению автомобиля. Как отмечает С. А. Волков, очень часто мастера производственного обучения, пытаясь повысить эффективность учебного процесса, на первых же занятиях вывозят обучаемых на улицы с интенсивным движением, создавая тем самым стрессогенные условия в подготовке [4]. В действительности при таком режиме обучения не только не закрепляются профессиональные водительские навыки, их формирование замедляется. Это связано с несоответствием уровня подготовленности слушателей автошкол условиям дорожного движения, в которых осуществляется подготовка.
Развитие навыков вождения имеет постепенно-последовательную структуру [5, с. 85]. На первом этапе происходит создание мысленного образа, представления о действиях, которые необходимо освоить. После этого осуществляется начальное разучивание техники управления автомобилем. Этот этап характеризуется значительным количеством ошибок, которые допускает обучающийся, и несогласованностью его действий по управлению автомобилем. В дальнейшем, по мере увеличения количества попыток управления автомобилем наступает третий этап формирования профессиональных навыков вождения - формирование динамического стереотипа. Действия приобретают слаженную координационную структуру, но, как и на предыдущем этапе, выполняются под полным контролем. В этот период навыки управления автомобилем крайне неустойчивы и под влиянием усложнённых дорожных условий меняют свою структуру и эффективность. На протяжении четвёртого этапа происходит закрепление навыков управления автомобилем, действия выполняются без прямого контроля внимания. Пятый этап является завершающим в обучении управлению автомобилем и отличается развитием у водителя способностей к вариативности выполняемых действий (рис. 1).
Рис. 1. Стадии формирования профессиональных водительских навыков [4]
При этом эффективность обучения обусловлена не только используемыми дидактическими методами и средствами, но и индивидуально-психологическими особенностями водителей. Имеется достаточное количество исследований, показывающих, что динамика их подготовки связана с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы [6, с. 454-465; 7, с. 137-142], психодинамическими свойствами темперамента [8, с. 115-121; 9, с. 76-81], уровнем тревожности обучаемых [10, с. 301-310; 11, с. 153-156].
Структура профессионального обучения водителей определяется приказом Министерства образования и науки № 1408 от 26.12.2013 г. [12]. Этим документом предусмотрена модульная система подготовки. Но, как показывает практика, при реализации общих подходов к организации и осуществлению подготовки важно учитывать существенные различия способностей к управлению автотранспортными средствами у слушателей автошкол.
Целью нашего исследования было определение уровня навыков вождения у девушек в условиях автодромной подготовки и прогноз необходимой продолжительности дифференцированного обучения лиц, имеющих отставание в формировании профессиональных водительских навыков.
В проведении исследования мы опирались на понимание структуры вождения автомобиля как комплекса взаимодействующих между собой психических и двигательных актов, имеющих определённую последовательность. Получаемая водителем посредством органов чувств информация об условиях и режимах движения особым образом интерпретируется, после чего им на основании предшествующего опыта и планируемой программы действий строится план управления автомобилем.
Для формирования навыков безопасного вождения автомобилем необходимо решить ряд задач:
- обучить эффективному рулению;
- сформировать достаточный уровень скоординированности действий, направленных на управление автомобилем;
- изучить особенности управления автомобилем в стандартных и нестандартных дорожных условиях [1, с. 89].
Для определения уровня подготовленности водителя фиксируют время выполнения специальных тестовых упражнений, моделирующих те или иные дорожные ситуации. При этом подразумевается, что испытуемые полностью владеют профессиональными приёмами управления автомобилем.
В. Н. Зудиным представлены навыки водителя, обеспечивающие его профессиональную безопасность:
- навык координации движений рук и ног при различных режимах движения автомобиля (прямолинейное движение, режим разгона и торможения, маневрирование, в экстремальных условиях и др.);
- навык сохранения устойчивости автомобиля в условиях повышенной опасности;
- навык выполнения последовательных действий при осуществлении различных по сложности манёвров;
- возможность коррекции действий в соответствии с условиями движения автомобиля;
- способность к построению оптимальных траекторий движения;
- навыки преодоления препятствий и неровностей;
- умение совмещать различные стили вождения в зависимости от дорожных условий;
- навык оценки действий других водителей и координации совместных действий с ними [13, с. 13].
Автором отмечено, что наиболее остро проблема подготовленности к управлению автомобилем в более сложных условиях дорожного движения стоит перед выпускниками автошкол, не прошедшими дополнительного обучения.
Процесс управления автомобилем охватывает три стороны [1, с. 94].
Во-первых, это определение расположения автомобиля в среде движения, оценка расстояния между автомобилем и окружающими транспортное средство объектами. Эта способность в большей степени обеспечивается особенностями зрительного анализатора человека. В частности, бинокулярное зрение позволяет водителю чувствовать габариты автомобиля.
Во-вторых, для поддержания равновесия системы ВАДС необходимо определение и дифференцирование изменений положения автомобиля в среде и характеристик его движения. Чтобы обеспечить эту возможность, водитель выбирает наиболее оптимальные траектории движения автомобиля как передним, так и задним ходом.
Третья особенность процесса управления автомобилем в большей степени определяется двигательной активностью водителя. Осуществляются как манипуляции отдельными органами управления, так и построение сложных программ последовательно выполняемых действий по управлению автомобилем, различающихся своим содержанием и варьирующихся по продолжительности.
Рассмотренные выше составляющие профессионального мастерства водителей позволяют объективно оценить уровень их подготовленности к управлению автомобилем в транспортных потоках и ситуациях повышенной сложности. Те, кто имеет определённый опыт управления автомобилем, не испытывают значительных затруднений в выполнении тестовых заданий. В то же время оценка уровня подготовленности лиц, делающих первые шаги в профессию, весьма затруднительна.
Для устранения этого недостатка нами использовался метод экспертных оценок развития основных профессиональных навыков вождения автомобиля [14, с. 110-115], уровень которых определяется в баллах. Интегральный показатель общей подготовленности выражен суммой баллов, полученных каждым испытуемым в ходе тестирования по каждому навыку.
Тестируемые навыки группируются по признакам, отражающим особенности управления автомобилем. Первая группа (двигательные навыки) включает действия, в большей степени связанные с проявлением двигательной активности в управлении автомобилем. К ним относятся устойчивость двигательного навыка начала движения (УДН) и общая скоординированность управляющих автомобилем действий (СД). Во вторую группу входят сенсорно-оценочные навыки, позволяющие определять пространственные взаимоотношения. Это чувство переднего (ПГ) и боковых (БГ) габаритов автомобиля. В третью группу включены навыки, связанные с оценкой изменений положения автомобиля в среде движения (сенсорно-ориентировочные). В первую очередь это навык оценки зрительно-моторных ориентиров движения (ЗМО) и во вторую - навык определения ориентиров движения задним ходом (ДЗХ), который включает в себя чувство заднего габарита автомобиля.
В эксперименте приняли участие девушки-курсантки автошколы (п = 44). Начальный уровень подготовленности обучаемых был определён путём констатирующего тестирования, которое проводилось после прохождения подготовки на автотренажёре и ознакомительного занятия на автомобиле. Автодромная подготовка осуществлялась на протяжении 17-ти часов и завершалась этапным тестированием. Для оценки уровня сформированности навыков вождения нами использовались специальные упражнения, которые в обучении испытуемых не применяются, но состоят из элементов маневрирования, имеющихся в учебных заданиях.
На протяжении эксперимента обучение было направлено на развитие профессиональных навыков управления автомобилем, занятия носили комплексный, закрепляющий характер. Для повышения эффективности обучения и более рационального распределения учебного времени использовался кольцевой маршрут на учебной площадке. Подготовительная часть каждого урока была направлена на закрепление навыка скоростного руления и действий органами управления. Для этого обучаемыми выполнялся объезд препятствий, связанный с изменением скоростного режима и
направления движения автомобиля. В основной части каждого занятия выполнялись упражнения, направленные на развитие и закрепление профессиональных водительских навыков. Время выполнения отдельных заданий и их комплексов было ограничено. Использование этого методического приёма способствовало развитию у обучаемых самостоятельности в принятии и реализации решений. Во время заключительной части занятий выполнялось тестирование навыков, поводились беседы с обучаемыми о допущенных ошибках и способах их устранения.
Данные, полученные на констатирующем тестировании, показывают, что девушки с более высокой начальной подготовленностью имеют достоверное преимущество в уровне сформированности всех профессиональных навыков по сравнению с менее подготовленными девушками-водителями. Наибольшие различия проявляются в уровне навыка оценки зрительно -моторных ориентиров движения (47 баллов у более подготовленных и 39 баллов у тех, кто имеет более низкую начальную подготовленность; при р < 0,01) и навыка чувства боковых габаритов автомобиля (соответственно 51 и 47 баллов; при р < 0,01) (таблица).
Уровень профессиональных водительских навыков у девушек с разной начальной подготовленностью, на различных этапах обучения
Период подготовки Уровень начальной подготовленности n Навыки, баллы Е баллы
УДН СД ПГ ЗМО БГ ДЗХ
Констатирующее тестирование Более высокий 10 61 ±0,86 55 ±0,64 19 ±0,81 47 ±0,90 51 ±0,69 14 ±0,38 247 ±0,75
Более низкий 14 59 ±0,77 52 ±0,68 15 ±0,70 39 ±1,24 47 ±1,04 13 ±0,37 226 ±1,06
Р < 0,05 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,05 < 0,01
Этапное тестирование Более высокий 10 83 ±0,47 82 ±1,05 68 ±3,06 82 ±1,17 82 ±0,88 74 ±1,68 470 ±4,56
Более низкий 14 81 ±1,22 1 ±0,67 61 ±3,00 76 ±1,74 79 ±1,52 8 ±3,69 446 ±8,28
Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 < 0,05
Интегральный показатель подготовленности девушек с более высоким уровнем навыков вождения составляет 247 баллов, а у тех, кто имеет более низкую начальную подготовленность, - 226 баллов (р< 0,01).
После завершения автодромной подготовки были выявлены достоверные различия в навыке оценки зрительно-моторных ориентиров движения. У более подготовленных девушек его средний уровень достигает 82 баллов, а у менее подготовленных - 76 баллов (р < 0,01). У первых респондентов интегральный показатель подготовленности составляет 470 баллов, а у вторых - 446 баллов (р < 0,05).
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет определить необходимую продолжительность обучения для лиц с отставанием в подготовленности. Это необходимо для выравнивания общего уровня профессиональных водительских навыков в учебной группе.
Нами определена зависимость величины интегрального показателя подготовленности обучающихся от количества учебных часов вождения автомобиля в условиях автодрома (рис. 2). Для упрощения расчётов принимаем, что изменение подготовленности обучаемых имеет прямолинейный характер.
Рис. 2. Изменение величины интегрального уровня подготовленности девушек в зависимости от количества учебных часов автодромной подготовки: сплошная линия - результаты более подготовленных участников эксперимента; пунктирная линия - результаты девушек с более низким уровнем подготовленности
Тогда функция изменения навыков вождения у менее подготовленных девушек имеет вид:
у2 = 13*2 + 226
Отсюда находим количество учебных часов (х), необходимое менее подготовленным девушкам, чтобы достичь уровня водительских навыков обучавшихся с более высокой подготовленностью:
х =
у1-22б 13 '
где у1 - общий уровень профессиональных навыков более подготовленных девушек на этапном тестировании.
470-226 х =-= 19 часов.
13
Таким образом, расчётное количество учебных часов для лиц с более низкими начальными навыками вождения составляет 19 часов.
Использование дифференцированного автодромного обучения позволит сформировать приблизительно одинаковый уровень основных профессиональных навыков вождения у всех участников эксперимента не зависимо от уровня их начальной подготовленности. Для повышения эффективности обучения «отстающих» девушек необходимо дополнительно применять методы, направленные не только на закрепление навыков вождения, но и позволяющие совершенствовать ранее изученные действия по управлению автомобилем.
Библиографический список
1. Цыганков, Э. С. Высшая школа водительского мастерства / Э. С. Цыганков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2007. - 400 с.
2. Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А. Н. Романов. - М. : Академия, 2002. - 224 с.
3. Горбачев, М. Г. Энциклопедия безопасного вождения в экстремальных условиях / М. Г. Горбачев. -М. : РИПОЛ классик, 2007. - 704 с.
4. Волков, С. А. Совершенствование методов подготовки водителей в автошколах / С. А. Волков, Т. А. Авдеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interlibrary.narod.ru/GenCat/ Gen Cat.Scient.Dep/GenCatAuto/320000002/320000002.htm (дата обращения к ресурсу: 15.01.2016).
5. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.
6. Бебинов, С. Е. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 10. - С. 454-465.
7. Гордеева, А. К. О некоторых проявлениях силы нервной системы в деятельности водителя автобуса /
A. К. Гордеева, В. С. Клягин // Вопросы психологии. - 1977. - № 1. - С. 137-142.
8. Бебинов, С. Е. Взаимосвязь обучаемости управлению легковым автомобилем со свойствами темперамента / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 9 (63). -С. 115-121.
9. Бебинов, С. Е. Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Казанский педагогический журнал. -2008. - № 9 (63). - С. 76-81.
10. Бебинов, С. Е. Предрасположенность курсанток автошкол, различающихся свойствами личности к управлению автомобилем / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал - 2011. - № 9. - С. 301-310.
11. Бебинов, С. Е. Формирование водительских навыков у юношей с различным уровнем экстраверсии, нейротизма и тревожности / С. Е. Бебинов, В. А. Сальников // Омский научный вестник. - 2011. - № 6 (102). -С. 153-156.
12. Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий : приказ Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 г. № 1408 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. Соши11ап1.т/сош^1/опИпе^1? Req=doc;base=LAW;n= 165639 (дата обращения к ресурсу: 12.01.2016).
13. Зудин, В. Н. Формирование навыков активной безопасности у спортсменов и водителей транспортных средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Зудин. - М., 2008. - 30 с.
14. Бебинов, С. Е. Стилевая направленность основных навыков управления автомобилем / С. Е. Бебинов,
B. А. Сальников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия «Педагогические науки». - 2011. - № 1 (55) - С. 110-115.
A. P. Zhigadlo, L. V. Zueva, E. P. Sidorinko, Siberian state automobile and road academy, Omsk
DIFFERENTIAL MOTODROME TRAINING OF DRIVING SCHOOLS' TRAINEES, AS A FACTOR OF INCREASING DRIVER'S SKILL
The article dwells on the experimental data on the level of professional driver's skills on various stages of motodrome training of girls, studying in driving schools. The authors show, that the level of elementary skills influence on the quality of further skills' formation. There is determined the appropriate duration of motodrome training for differential training of persons with low elementary skills of driving.
Keywords: differential driver training at the training site, professional driving skills, the level of preparedness for driving.
References
1. Tsygankov 'E. S. Vysshaja shkola voditel'skogo masterstva [The higher school of driver's skill].Moscow, IKTs Akademkniga, 2007. 400 p.
2. Romanov A. N. Avtotransportnaja psihologija [Motor transportation psychology]. Moscow, Akademija, 2002. 224 p.
3. Gorbachev M. G. 'Entsiklopedija bezopasnogo vozhdenija v 'ekstremal'nyh uslovijah [The encyclopedia of safe driving in extreme conditions]. Moscow, RIPOL klassik, 2007. 704 p.
4. Volkov S. A., Avdeeva T. A. Sovershenstvovanie metodov podgotovki voditelej v avtoshkolah. Nazvanie s sekrana [Improvement of methods of training of drivers in driving schools]. Available at:http://interlibrary.narod.ru/GenCat/ GenCat.Scient.Dep/GenCatAuto/320000002/320000002.htm (assessed: 15.01.2016).
5. Il'inE. P. Psihomotornaja organizatsija cheloveka [Psychomotor organization of the person]. St. Petersburg, Piter, 2003. 384 p.
6. Bebinov S.E., Sal'nikov V. A. Influence of typological features of manifestation of properties of nervous system of cadets of driving schools on dynamics of learning ability and formation of individual management style by the car. Sibirskij pedagogicheskij, no 10, 2008, pp. 454-465.
7. Gordeeva A. K., Kljagin V. S. About some manifestations of force of nervous system in activity of the bus driver Voprosy psihologii, 1977, no 1, pp. 137-142.
8. Bebinov S. E., Sal'nikov V. A. Interrelation of learning ability to control of the car with properties of temperament. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, no 9 (63), 2008, pp. 115-121.
9. Bebinov S. E., Sal'nikov V. A. Formation of individual driver's skills at cadets of the driving schools differing with properties of temperament. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2008, no 9 (63), no 76-81.
10. Bebinov S. E. Sal'nikov V. A. Predisposition of students of the driving schools differing with properties of the personality to driving. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, Novosibirsk: OOO NemoPress, 2011, no 9, pp. 301-310.
11. Bebinov S.E., Sal'nikov V.A. Formation of driver's skills at young men with various level of an ekstraversiya, neyrotizm and uneasiness. Omskij nauchnyj vestnik, Omsk, 2011, no 6 (102), pp. 153-156.
12. Ob utverzhdenii primernyh program professional'nogo obuchenija voditelej transportnyh sredstv sootvetstvujuschih kategorij i podkategorij :prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 26.12.2013 g. № 1408 [About the approval of approximate programs of a vocational education of drivers of vehicles of the corresponding categories and subcategories: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/26/2013 No. 1408]. Available at: http: // base. Konsultant.ru/cons/cgi/online. Cgi? Req=doc;base= LAW;n= 165639. (accessed: 12.01.2016).
13. Zudin V.N. Formirovanie navykov aktivnoj bezopasnosti u sportsmenov i voditelej transportnyh sredstv. avtoref. Dis. kand. ped. nauk [Formation of skills of active safety at athletes and drivers of vehicles. avtoref. Dis. kand. ped. sci.]. Moscow, 2008. 30 p.
14. Bebinov S.E., Sal'nikov V.A. Style orientation of the main skills of driving. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, serija. Pedagogicheskie nauki, Volgograd, 2011, no 1 (55) pp. 110-115.
© А. П. Жигадло, Л. В. Зуева, Е. П. Сидоринко, 2016
Авторы статьи:
Александр Петрович Жигадло, доктор педагогических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, e-mail: [email protected]
Лилиана Владимировна Зуева, аспирант, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.
Елизавета Павловна Сидоринко, студентка, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.
Рецензенты:
Ю. П. Дубенской, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.