Гуманитарные науки
Бебинов С.Е. Факторы обеспечения профессиональной надежности водителей автомобилей // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/362-00114. - ISSN 2413-4066
УДК 614.8
Бебинов Сергей Евгеньевич
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск bebinov.ru@gmail.com
Факторы обеспечения профессиональной надежности водителей автомобилей
Аннотация: Достижению цели повышения профессиональной надежности водителей способствует ряд факторов, которые необходимо рассматривать элементами единого функционально значимого факторного множества: профессиональная пригодность, подготовленность, работоспособность.
Широкую популярность получил тренинг так называемого «защитного вождения», направленный на повышение профессиональной подготовленности. Новизна подобного обучения состоит в целенаправленном формировании у водителей определенной системы знаний и навыков, позволяющих адекватно оценивать риски при управлении автомобилем и, основываясь на этой возможности, выстраивать тактику движения в транспортном потоке, учитывающую индивидуальный стиль вождения.
Ключевые слова: профессиональная надежность водителей, «защитное вождение», стиль управления автомобилем, теория динамических информационных систем.
Введение
В условиях современного дорожного движения нарастающую актуальность приобретает поиск дополнительных ресурсов, направленных на обеспечение профессиональной надежности водителя.
Совершенствование конструктивных особенностей современной автомобильной техники позволяет значительно снизить физические нагрузки на водителя, в тоже времяувеличение средней скорости управления автомобилем перераспределяет профессиональные требования к проявлению психофизиологических возможностей человека. Это сближает деятельность водителя с функциями «человека-оператора» [1].
Как правило, понятие надежности изучается во взаимодействиях с физиологическими и психическими процессами, определяющими уровень работоспособности. В том случае, если эти индивидуальные характеристики не устойчивы, включаются механизмы компенсации, отражающиеся на индивидуальном стиле управления автомобилем [2, 3, 4].
С другой стороны надежность человека-оператора определяется как «совокупность свойств человека, обеспечивающих выполнение им требуемых функций в системе «человек -машина» [5, с. 291].
В значительной степени на уровень надежности управления автотранспортными средствами оказывает стиль вождения, рассматриваемый как «... типичные, устоявшиеся особенности дорожного поведения водителя, система способов и средств осуществления им
деятельности, а также типичные для водителя эмоциональные переживания и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, предопределяющие уровень безопасности (аварийности) водителя и определяемые рядом факторов» [6, с. 77].Опираясь на приведенную цитату можно предположить, что при недостатке определенных индивидуальных профессиональных качеств, у водителя остается возможность изменять способы получения и переработки дорожной информации, позволяющие обеспечить достаточный уровень надежности. В значительной мере этому способствует дополнительное повышение квалификации, выраженное в получение знаний и навыков так называемого «защитного вождения» и зарекомендовавшее себя как эффективный метод обучения [7].
Объекты и методы
Целью исследования выступает выяснение структуры водительского мастерства, как фактора обеспечения профессиональной надежности.
Объектом исследования выступает профессиональная надежность водителей автомобилей.
Методом исследования является теория динамических информационных систем, являющаяся междисциплинарным методологическим инструментом[8].
Результаты исследования
Составляющие надежности водителей группируются по характерным признакам [9, с. 45 - 47]. Первая группа - технические средств контроля управления автомобилем, к которым относятся тахографы, навигация и др.
К другой группе факторов принадлежат характеристики профессиональной подготовленности водителей. Сюда входят: начальная подготовленность, базовая подготовленность и дополнительная подготовленность.
К факторам третьей группы относятся индивидуально-психологические особенности: типологические особенности проявления свойств нервной системы, свойства темперамента, тревожность, мотивационная направленность водителей и др.
По имеющимся данным существуют три причины снижающие надежность водителей: действия, предпринимаемые участниками дорожного движения, технические характеристики транспортных средств, оказывающие влияние на их надежность и эффективность использования, условия организации дорожного движения [10]. Поскольку ДТП в определенной степени являются производными недостаточной подготовленности водителей, то предположим, что перечисленные причины обеспечивают уровень профессиональной надежности.
Развитие качества «профессиональная надежность» зависит от протекания процессов, необходимых для достижения целей разного уровня. Эта эволюция может протекать в трех направлениях: улучшение качества (прогресс), ухудшение (регресс) и постоянство уровня (изорегресс)[8]. На рис. 1 показана схема изменения качества (жизненный цикл).
На качественном уровне представления структуры профессиональной надежности связано с количеством входящих в нее интегративных качеств, каждое из которых представляет собой определенный уровень готовности к выполнению профессиональных действий. Построенная модель развития «профессиональной надежности» показывает, что формирование качества начинается на этапе обучения водителей. Этот уровень характеризуется интенсивным приростом начальных водительских навыков. Интегративным качеством выступает категория «начальные водительские навыки».
Следует отметить, что уже в период подготовки у кандидатов в водители начинают проявляться межполовые различия подготовленности и признаки проявления индивидуального стиля управления автомобилем. Этому способствуют методы обучения и индивидуально-психологические особенности субъектов [2, 11, 12].
Прогресс качества «профессиональная надежность» выводит его на более высокий организационный уровень. Процесс профессионального развития позволяет закрепить
навыки управления автомобилем. На этом этапе профессионального онтогенеза интегративным выступает качество «базовые профессиональные навыки».
Дальнейший переход качества «профессиональная надежность» на новый уровень развития сопровождается ИК «защитные профессиональные навыки». Отметим, что навыки «защитного вождения» у разных водителей различаются по своей структуре. В значительной степени эти различия соответствуют индивидуально-психологическим особенностям субъекта. Так данные, полученные В.А. Трошихиным и др. [13] показали, что при стаже более пяти лет меньше аварийных случаев допускают водители с высокой подвижностью нервных процессов и с сильной нервной системой. В. С. Клягин [14] выявил, что у водителей, имеющих слабую нервную систему, аварий не бывает вообще.
ИК - интегративное качество; ВН - начальные водительские навыки; БПН - базовые водительские навыки; ЗПН - защитные водительские навыки; ТСК - технические средства контроля; М - мотивация; ИСВ - индивидуальный стиль вождения Рисунок 1 - Развитие «профессиональной надежности» в категориальной модели
«Порядок следования целей»
Избежать регресса качества «профессиональная надежность» на этом уровне позволяет использование технических средств контроля. Интегративным качеством, соответствующим этому периоду развития объекта выступает качество «технические средства контроля». Контроль деятельности водителя позволяет в значительной степени изменить уровень оценки рисков. Вероятно это связано с изменением мотивационной направленность личности. В частности на достаточно высоком уровне сохраняется мотив к избеганию неудач [15]. На этом уровне качества «профессиональная надежность» интегративным качеством выступает «мотивация» (см. рис. 1).
Необходимость проявления безопасного дорожного поведения, осуществляемого под контролем ТСК, способствует формированию особого стиля вождения, который у каждого из водителей проявляется в зависимости от индивидуальных особенностей и условий трудовой деятельности. Этот уровень качества «профессиональная надежность» соответствует безаварийному периоду профессиональной деятельности. Интегративное качество «индивидуальный стиль вождения» объединяет в единую систему множество подкачеств, оказывающих комплексное влияние на объект нашего исследования. В том случае, если взаимодействие между интегративным качеством и подкачествами входит в противоречие (например, проявление индивидуального стиля вождения у лиц с чрезмерно высокой мотивацией к достижению успеха и одновременно высокой защитой), то ИК утрачивает свое значение в регулировании системы качеств, что приводит к регрессу и в целом дезорганизации профессиональной надежности.
Заключение
На фоне проявления стрессогенных факторов к водителю предъявляется требование обеспечить достаточный уровень профессиональной надежности в управлении автомобилем. Показано, что это качество имеет сложную структуру. В нем отражается значительное число факторов, связанных с различными направлениями деятельности водителя:
1) владение техникой и тактикой управления автомобилем;
2) умение адекватно оценивать возникающие риски;
3) формирование необходимой мотивационной направленности деятельности водителя;
4) индивидуальный стиль вождения выступает системообразующим фактором профессиональной надежности. Стиль уравновешивает структуру деятельности водителя в соответствии с трудовыми условиями и характеристиками дорожного движения. Этому способствуют навыки «защитного вождения», которые проявляются у каждого водителя по-разному, в соответствии с индивидуальным стилем вождения.
Ссылки на источники
1 Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы как фактор надежности человека-оператора / В.Д. Небылицын // Тезисы XV международного психологического конгресса в Югославии. - М., 1964. - С. 234 - 235.
2 Бебинов С.Е. Стилевая направленность основных навыков управления автомобилем / С.Е. Бебинов, В. А. Сальников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, серия «Педагогические науки». - 2011. - № 1 (55). -С.110 - 115.
3 Бебинов С. Е. Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2016. - 168 с.
4 Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности водителя: описание, диагностика, компенсационные возможности / Ю.И. Лобанова // Вестник гражданских инженеров, серия «Гуманитарные и общественные науки». - 2014. - № 4 (45). - С. 140 - 145.
5 Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков,
B.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-еврознак, 2004. - 672 с.
6 Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации / Ю.И. Лобанова // Российский гуманитарный журнал. - 2015. -Т.4. - № 1. - С. 76 - 84.
7 Волгин В.В. Навыки защитного вождения автомобиля / В.В. Волгин. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. - 96 с.
8 Разумов В.И. Основы теории динамических информационных систем: монография / В И. Разумов, В.П. Сизиков. - Омск: Изд-во ОмГУ. - 2005. - 214 с.
9 Солодовченко Ю.И. Транспортная психология. Часть 1 / Ю.И. Солодовченко, Н.В. Колмакова, Н.С. Негров. - Ростов н/Д.: Рос.гос. строит. ун-т, 2013. - 77 с.
10 Волков С.А. Совершенствование методов подготовки водителей в автошколах /
C.А. Волков, Т. А. Авдеева // 1п1егпа11опа1Б1ес1гоп1с8с1еп1ШсапёТескп1са1ЫЬгагу[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inter1ibrary.narod.ru/GenCat/GenCat. Scient.Dep/GenCatAuto/ 320000002/320000002. htm, свободный. - Электрон.дан. - Загл. с экрана [дата обращения к ресурсу: 17.06.2016].
11 Бебинов С.Е. Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем / С.Е. Бебинов, В. А. Сальников // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №10. - С. 454 - 465.
12 Бебинов С.Е. Индивидуальные особенности формирования профессиональных водительских навыков / С.Е. Бебинов, А.П. Жигадло, В.А. Сальников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №3 (133). - С. 275 - 279.
13 Трошихин В. А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В.А. Трошихин, С.И. Молдавская, Н.В. Кольченко. - Киев: Наукова думка, 1971. - 236 с.
14 Клягин В.С. Психофизиологический подход к анализу профессий / В.С. Клягин // Психофизиологические основы профессионального отбора. - Киев, 1973. - С. 61 - 62.
15 Котик М.А.Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами) / М.А. Котик, А.М. Емельянов. - М.: Транспорт, 1993. - 252 с.
Sergey Bebinov
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEIHE Omsk SAU, Omsk
Factors Ensuring Reliability Of Professional Car Drivers
Abstract: Achieving the goa1 of increasing the re1iabi1ity of professiona1 drivers contributes to а питЬег of factors that shou1d Ье considered functiona11y significant e1ements of а sing1e factor of the set: сараЬ1е, trained, hardworking.
The widespread popu1arity of the training received so-ca11ed «defensive driving», aimed at improving the professiona1 preparedness. The nove1ty of this training is targeted at drivers shaping a certain know1edge and ski11s system, a11owing to adequate1y assess the risks whi1e driving and, based on this opportunity to bui1d the tactics of movement in traffic, taking into account the individua1 driving sty1e.
Keywords: professiona1 re1iabi1ity of drivers, «defensive driving», sty1e of driving, theory of dynamic information systems.