Научная статья на тему 'Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем'

Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
611
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ВОДИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / ДИНАМИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович

Экспериментально показано, что занимающиеся в автошколах существенно различаются особенностями овладения техникой управления, а также быстротой формирования навыков вождения автомобиля в соответствии с имеющимися у них типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы курсантов автошкол на динамику обучаемости и формирование индивидуального стиля управления автомобилем»

качества, в которых проявляются свойства элементов, их составляющих. Поскольку задатки выступают свойствами компонентов функциональных систем, реализующих ту или иную способность, они вместе со средой управляют процессом развития способностей [23].

В концепции индивидуально-психологических различий Б. М. Теплова существенное и недостаточно оцененное значение имеют развивавшиеся им в связи с изучением способностей представления о склонности как направленности на занятие определенной деятельностью, как личностном отношении к деятельности. По мнению Б. М. Теплова, склонностью является тенденция заниматься какой-нибудь деятельностью [19].

Вероятно, склонность, как и способности, можно рассматривать в качестве промежуточных инстанций в психической структуре индивида, т. е. человек выбирает (сознательно или стихийно) такой способ или приемы деятельности, которые позволяют ему максимально использовать как свои способности, так и имеющиеся у него склонности. Не случайно В. С. Мерлин относит индивидуальный стиль деятельности к качественной стороне способностей [16].

Е. П. Ильин отмечает, что каждая способность, в чем бы она не выражалась (в устойчивости ли к неблагоприятному состоянию, в выраженном развитии двигательных качеств и т. п.), имеет мотивационную сторону, отражающую склонность человека к занятиям тем или иным видом деятельности, к которому у него имеются способности [11]. Имеющиеся к настоящему времени данные определенно свидетельствуют, что люди с различными способностями, базируемыми на разных типологических особенностях, имеют неодинаковые производственные показатели [2; 6; 7; 8; 11].

В многообразии современных профессий особый интерес вызывает труд водителя. Очень важен этап интеграции в профессию, период получения первоначальных навыков управления автомобилем, на базе которых впоследствии и складывается индивидуальный стиль управления автомобилем.

В педагогической науке рассматриваются два пути формирования индивидуального стиля деятельности [11]. Стихийный путь осуществляется под влиянием существующих у человека склонностей к выполнению учебной и трудовой деятельности определенными способами. Обучаемый выбирает для себя определенные алгоритмы осуществления деятельности, потому что они являются для него более удобными, порой не осознавая, почему выбран именно этот путь достижения поставленной цели.

Целенаправленный способ формирования стиля имеет три разновидности. В одном случае обучаемый выполняет трудовые действия, подражая учителю или старшим товарищам, пользующимся бесспорным авторитетом в определенных профессиональных кругах. Второй способ предполагает анализ обучаемым своих слабых и сильных сторон. На основе такого анализа строится определенная форма действий, позволяющая достичь наме-

ченного результата с наибольшей эффективностью. Третий путь, который определяет определенный стиль деятельности, - это влияние педагога. Как правило, такой подход к обучению осуществляется без учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого и приводит последнего к глубоким внутренним противоречиям.

При планировании объема и направленности учебных нагрузок в автомобильных школах не берут во внимание индивидуальность начинающих водителей. Для подготовки используют усредненную программу, не учитывающую различия динамики обучения и предрасположенность к разным стилям деятельности у лиц, имеющих определенные психофизиологические особенности. Зачастую к этому добавляется недостаточная подготовленность педагогов. По нашим наблюдениям, эти факторы приводят к стихийному формированию индивидуального стиля управления автомобилем у обучаемых.

В диссертации Т. А. Поляновой определены два стиля управления автомобилем [18]. В одном отдается предпочтение ориентировочному фактору деятельности. Этот стиль предполагает разностороннюю оценку и контроль за развитием дорожной ситуации. Другой стиль управления транспортным средством - исполнительский - предполагает стремление водителя по возможности скорее выполнить маневр.

Немецкий исследователь Д. Клебельсберг различает пять стилей управления автомобилем [12]: 1) спортивно-устойчивый стиль вождения характеризуется стремлением проявить себя; 2) неуверенно-неустойчивый стиль, связанный со стремлением обезопасить себя; 3) стиль управления автомобилем, характеризующийся стремлением к проявлению автономии; 4) опасный стиль, демонстрирующий соперничество при управлении автомобилем; 5) конформистский, выражающий приспособляемость и уклончивость при движении в транспортном потоке. Эти особенности динамики управления автомобилем входят в структуру основного исполнительского или подготовительного стиля, а в основе различий, вероятно, находится мотивационный фактор.

Поскольку труд водителя относится к профессиям первого типа, то становится очевидным, что формирование у индивида подготовительного или исполнительского стиля деятельности зависит от целого комплекса факторов, одним из которых является типологическая обусловленность [6; 7; 11; 17]. На наш взгляд, изучение типологических особенностей проявления свойств нервной системы позволит не только построить учебный процесс с учетом индивидуальности обучающихся, но и откроет перспективы для дальнейшего прогноза успешности профессиональной деятельности.

Нами проведено исследование, задачей которого было изучить влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы обу-

чавшихся на динамику подготовленности во время первого этапа обучения и формирование индивидуального стиля управления автомобилем.

Организация исследования. В эксперименте участвовали курсанты автошколы 18-22 лет, прошедшие пятичасовой курс практического вождения.

В начале наблюдения нами определялись индивидуальные типологические особенности проявления свойств нервной системы курсантов. Для оценки силы нервной системы использовалась методика «теппинг-теста». Подвижность и баланс нервных процессов возбуждения и торможения определялись при помощи произвольных двигательных методик [9; 10]. Тестировалась сформированность водительских навыков, позволившая определить уровень подготовленности занимавшихся на данном этапе подготовки.

Далее курсанты продолжили обучение. Через десять часов практического вождения обучавшиеся тестировались повторно. Это позволило оценить динамику умений курсантов и направленность формирования индивидуального стиля управления автомобилем.

Обучавшимся были предложены три контрольных упражнения, не применявшихся при обучении и позволивших оценить сформированность основных водительских навыков.

Устойчивость двигательного навыка начала движения на автомобиле с места УДН и навык общей скоординированности управляющих автомобилем действий СД были отнесены нами к ориентировочной фазе действий. Навык определения зрительно-моторных ориентиров движения по контрольному маршруту ЗМО, чувство переднего ПГ и боковых габаритов БГ автомобиля, а также навык дифференциации пространственных ориентиров при движении задним ходом ДЗХ вошли в состав исполнительной фазы действий.

Определение подготовленности испытуемых осуществлялось по семибалльной шкале. Грубые ошибки оценивались одним баллом, средние - тремя, незначительные - пятью и выполнение контрольного упражнения без ошибок - семью баллами.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, что лица, имевшие среднесильную нервную систему, демонстрировали больший прирост скоординированности управляющих автомобилем действий и лучше определяли зрительно-моторные ориентиры при движении по контрольному маршруту. Они более точно чувствовали передний и боковые габариты автомобиля по отношению к обучавшимся со слабой нервной системой (таблица).

Лица с подвижностью возбуждения имели более высокий прирост показателя определения зрительно-моторных ориентиров и лучше, чем «инертные», обучались управлять автомобилем при движении задним ходом (см. таблицу). У обучавшихся с преобладанием возбуждения по внешнему ба-

лансу успешнее формировался навык определения зрительно-моторных ориентиров движения по контрольному маршруту, чувство оценки боковых габаритов автомобиля и умение управлять автомобилем при движении задним ходом.

Динамика формирования водительских навыков у лиц с различиями типологических особенностей проявления свойств нервной системы

Типологические подгруппы N Прирост показателей, %

УДН сд змо пг БГ ДЗХ

Сила нервной систе- мы Большая 46 м 1,21 3,00 7,31 14,36 5,73 12,07

±т 0,44 0,72 1,02 2,49 1,29 2,37

Малая 34 М 1,35 2,25 6,91 11,58 4,69 12,40

±т 0,47 0,64 2,12 2,51 1,26 1,90

р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Под- виж- ность возбуж- дения Высокая 40 М 1,45 2,87 10,69 12,49 4,67 12,67

±т 0,45 0,73 1,58 2,64 0,89 2,36

Низкая 40 М 0,90 2,45 5,84 14,76 5,86 7,95

±т 0,47 0,69 1,32 2,29 1,21 2,22

р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Под- виж- ность тормо- жения Высокая 48 М 0,93 3,51 6,01 14,71 3,13 10,34

±т 0,40 0,79 1,40 2,16 0,97 2,06

Низкая 32 М 1,78 2,43 8,10 12,41 8,51 12,63

±т 0,54 0,77 1,81 2,82 1,72 2,87

р <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05

Вне- шний баланс Преобладание возбуждения 22 М 0,73 1,46 9,09 12,64 7,55 14,81

±т 0,60 0,70 1,66 2,86 1,56 2,23

Уравнове- шенность 35 М 1,61 2,36 6,57 19,15 5,17 13,82

±т 0,52 0,73 1,82 1,78 1,15 1,91

Преобладание торможения 23 М 1,19 4,87 4,20 11,00 3,00 4,90

±т 0,58 1,25 1,45 4,32 1,45 2,79

Р >0,05 1-3 <0,05 1-3 <0,05 1-2 2-3 <0.05 1-3 <0,05 1,2-3 <0,05

Внут- ренний баланс Преобладание возбуждения 13 М 1,16 2,07 9,84 21,34 5,03 16,81

±т 0,58 1,20 1,35 3,06 1,39 3,49

Уравнове- шенность 36 М 1,48 3,09 7,29 10,31 3,49 7,86

±т 0,55 0,76 1,72 2,33 1,17 2,27

Преобладание торможения 31 М 1,90 2,18 5,75 15,95 8,32 12,91

±т 0,61 0,65 1,45 2,79 1,65 2,92

Р >0,05 >0,05 1-3 <0.05 1-2 <0.05 2-3 <0.0.5.. 1-2 <0.05

Примечание. Достоверность различий средних значений определена методом непараметрических критериев Вилкоксона-Манна-Уитни [5].

Проведенное исследование показало, что прирост устойчивости двигательного навыка, определения зрительно-моторных ориентиров, чувства оценки боковых габаритов автомобиля и навыка дифференциации пространственных ориентиров при движении задним ходом были выше у лиц с инертностью торможения. Лица с подвижностью торможения демонстрировали больший прирост скоординированности управляющих действий и чувства переднего габарита.

Лица с уравновешенностью по внешнему балансу показали более высокий прирост устойчивости двигательного навыка и чувства переднего габарита транспортного средства. Курсанты, у которых преобладало торможение по внешнему балансу, демонстрировали более высокий прирост скоординированности управляющих автомобилем действий.

Прирост навыка определения зрительно-моторных ориентиров движения по контрольному маршруту, сформированности чувства переднего габарита автомобиля, а также умения движения задним ходом был больше у лиц с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу. Обучавшиеся с уравновешенностью по внутреннему балансу были наиболее успешными в определении зрительно-моторных ориентиров при движении по контрольному маршруту. Лица с преобладанием торможения по внутреннему балансу имели более высокий прирост чувства боковых габаритов автомобиля.

Нами было отмечено, что у всех курсантов наблюдался незначительный прирост устойчивости двигательного навыка, при этом более стабильно начинали движение на автомобиле к окончанию обучения курсанты со слабой нервной системой. Вероятно, уровень сформированности этого водительского умения был достаточно высок после пяти часов подготовки, а дальнейшее обучение способствовало его закреплению.

Прирост скоординированности управляющих автомобилем действий был выше у занимавшихся со среднесильной нервной системой, подвижностью торможения, преобладанием торможения по внешнему и уравновешенностью по внутреннему балансу. Тем не менее на контрольном тестировании этот навык был выше у лиц со слабой нервной системой, подвижностью торможения и преобладанием возбуждения по внешнему балансу.

Обучавшиеся со среднесильной нервной системой, инертностью возбуждения, подвижностью торможения, преобладанием возбуждения по внешнему и внутреннему балансам на контрольном тестировании точнее определяли зрительно-моторные ориентиры движения по контрольному маршруту. Более высокий прирост этого навыка наблюдался у обучавшихся со средне-сильной нервной системой, подвижностью возбуждения, инертностью торможения, с преобладанием возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. На наш взгляд, инертность торможения у этих лиц способствовала проявлению непроизвольной памяти, а преобладание возбуж-

дения по внешнему и внутреннему балансам содействовало концентрации внимания, быстродействию и решительности.

К окончанию этапа подготовки передний габарит автомобиля более точно чувствовали занимавшиеся со слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, уравновешенностью по внешнему и с преобладанием торможения по внутреннему балансам. Прирост этого показателя был выше у лиц со среднесильной нервной системой, с инертностью возбуждения, подвижностью торможения, уравновешенностью по внешнему балансу и преобладанием возбуждения по внутреннему.

Выявленные типологические особенности содействовали проявлениям непроизвольной памяти, высокой концентрации внимания и решительности. Эти индивидуальные характеристики, по-видимому, способствовали формированию более точного чувства переднего габарита автомобиля. На контрольном тестировании точность чувства боковых габаритов транспортного средства при разнонаправленном движении по «змейке» была выше у лиц со слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и торможения, с уравновешенностью по внешнему балансу и преобладанием торможения по внутреннему. Прирост этого показателя был выше у занимавшихся со среднесильной нервной системой, инертностью возбуждения и торможения, с преобладанием возбуждения по внешнему и торможения по внутреннему балансам. Эти типологические особенности, вероятно, способствовали проявлению у курсантов достаточно высокого уровня переключения внимания в ограниченных по времени условиях, двигательной памяти и запоминанию наглядных объектов.

Дифференциация пространственных ориентиров при движении задним ходом была наиболее сложна в освоении. На контрольном тестировании более уверенно управляли автомобилем во время движения задним ходом лица со слабой нервной системой, с подвижностью возбуждения и торможения, с уравновешенностью по внешнему и преобладанием возбуждения по внутреннему балансам. Прирост рассматриваемого показателя был выше у лиц, имевших слабую нервную систему, подвижность возбуждения, инертность торможения, преобладание возбуждения по внешнему и внутреннему балансам.

Необходимо обратить внимание, что по большинству показателей прирост результатов был выше у испытуемых со среднесильной нервной системой, подвижностью возбуждения и инертностью торможения, преобладанием возбуждения по внешнему и внутреннему балансам. Вероятно, выявленный комплекс типологических особенностей позволил достичь оптимального эмоционального уровня обучавшихся, содействовал повышенному восприятию, переключению внимания, быстродействию, быстроте и объему запоминания последовательности управляющих действий.

Как показало проведенное исследование, типологические различия испытуемых оказали влияние на динамику обучаемости управлению автомобилем. Лица, достигшие более высокой подготовленности, как правило,

имели типологические различия с обучавшимися, обладавшими более высоким темпом прироста показателей. Вероятно, это являлось отражением гетерохронности формирования водительских навыков, не имеющего прямолинейной зависимости от объема и интенсивности учебных воздействий. Некоторые действия по управлению автомобилем формируются достаточно быстро, другими курсанты овладевают значительно дольше. Эта закономерность развития профессиональной пригодности отмечается наблюдениями других исследователей. К. М. Гуревич пишет по этому поводу: «Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. ... В процессе обучения это разнообразие задач, вводимых постепенно в деятельность учащегося, сказывается в том, что успешность овладения ими неодинакова» [7, с. 107].

Необходимо отметить, что к окончанию подготовки, как правило, «отстающие» навыки «подтягиваются». Формируется законченный алгоритм управления автомобилем, выливающийся в определенный индивидуальный стиль вождения.

Полученные курсантами умения, безусловно, лежали в основе формирования индивидуального стиля управления транспортным средством. В трудовом процессе и профессиональном обучении определяют два основных стиля деятельности - подготовительный и исполнительский. Как показало исследование, лица со слабой нервной системой и подвижностью торможения были склонны к формированию подготовительного стиля управления автомобилем. У этих курсантов показатели, вошедшие в ориентировочную фазу действий, были выше. По нашим наблюдениям, они управляли транспортным средством плавно, своевременно используя инерционные силы автомобиля. Слабость нервной системы характеризуется как особенность, лежащая в основе формирования подготовительного стиля деятельности в трудах исследователей [6; 7;11]. Этот стиль деятельности характеризуется тщательным сбором информации, ее систематизацией, обособленностью, детальным планированием действий. Типологические особенности, присущие подготовительному стилю, вынуждают субъектов тщательно готовиться к предстоящей деятельности, учитывая все мелочи предстоящей работы. Такие обучаемые стремятся провести возможно большее количество «профилактических» действий, позволяющих осуществить поставленную учебную задачу без серьезных неожиданностей и срывов.

В свою очередь у лиц, обладающих исполнительским стилем, деятельность не направлена на получение дополнительной информации и ее систематизацию. Они недостаточно планируют свои действия, обращая внимание на непосредственное их исполнение. Возникшие трудности и недостатки такие обучаемые исправляют по ходу выполнения заданий. Эти

индивиды легко ориентируются в складывающейся обстановке, быстро находят различные варианты действий, а не предупреждают их. Такой стиль наблюдается у лиц с сильной нервной системой, подвижностью возбуждения и торможения [6; 7; 11].

Результаты исследования выявили, что обучавшиеся со среднесильной нервной системой и подвижностью торможения на контрольном тестировании имели более высокий навык определения зрительно-моторных ориентиров движения по контрольному маршруту, а лица с подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения более точно чувствовали габариты автомобиля.

Курсанты с подвижностью возбуждения и торможения, уравновешенностью по внешнему балансу и преобладанием возбуждения по внутреннему на контрольном тестировании лучше дифференцировали пространственные ориентиры при движении задним ходом. Более высокая сформирован-ность этого навыка позволила им уверенно выполнять различные варианты парковок.

Результаты исследования свидетельствуют, что при организации учебного процесса в автошколах необходимо учитывать индивидуальные различия психофизиологических особенностей курсантов. Полученные результаты позволяют определять направленность процесса обучения водителей на более поздних этапах подготовки. Лицам, склонным к ориентировочному стилю деятельности, по-видимому, рациональнее прививать элементы вождения, позволяющие избежать или предупредить возникновение опасности при движении на автомобиле. У курсантов, имеющих исполнительский стиль, вероятно, необходимо формировать устойчивые навыки контраварийной подготовки, позволяющие выводить автомобиль из критических ситуаций при движении [22].

Все это дает основание говорить о том, что, зная сильные и слабые стороны человека, его психологические и нейродинамические особенности, можно прогнозировать оптимальный для него стиль деятельности и приступать к формированию этого стиля, не дожидаясь его стихийного возникновения [11].

Библиографический список

1. Адлер, А. Индивидуальная психология. Аналитическая и индивидуальная психология [Текст] / А. Адлер, Р. Фрейджор, Д. Рейдимен. - СПб., 2007. -С. 75-123.

2. Акипщикова, Г. И. Комплексное исследование некоторых индивидуально-типологических особенностей человека в связи с проблемой профессиональной пригодности (на материале труда монтажниц в радиоламповом производстве) [Текст] / Г. А. Акинщикова, И, М. Палей, Н. А. Розе // Человек и общество. Под ред. Б. Г. Ананьева, Д. А. Керимова. - Л., 1968. - Вып. 3. - С. 172-181.

3. Байметов, А. К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников [Текст]

/ А. К. Байметов // Типологические исследования по психологии личности.-Пермь, 1967.-С. 104-138.

4. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности [Текст] / Б. А. Вяткин. - М.: ФИС, 1978. - 135 с.

5. Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях [Текст] / Е. В. Гублер, А. А. Генкин. - Д.: Медицина, 1973. - 140 с.

6. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы [Текст] / К. М. Гуревич. - М.: Наука, 1970. - 271 с.

7. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Избранные труды [Текст] / К. М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

8. Дворяшина, М. Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности [Текст] / М. Д. Дворяшина // Человек и общество. - Изд-во ЛГУ, 1969. - Вып. IV. - С. 138-153.

9. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

10. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2003.-384 с.

11. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2004.-701 с.

12.Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст] / Под ред. В.Б. Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989. - 367 с.

13. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. - 278 с.

14. Котик, М. А. Природа ошибок человека-оператора (на примерах управления транспортными средствами) [Текст] / М. А. Котик, А. М. Емельянов. - М.: Транспорт, 1993. - 252 с.

15. Мазниченко, В. Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков [Текст] / В. Д. Мазниченко // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 7. - С. 49-50.

16. Мерлин, В. С. Темперамент как фактор трудовой деятельности [Текст] / B.C. Мерлин // Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973. - С. 148-167.

17. Небылицын, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности [Текст] / Под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 688 с.

18.Полянова, Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Т. А. ГІолянова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 22 с.

19. Теплов, Б. М. Учение о типах высшей нервной деятельности [Текст] / Б. М. Теплов // Материалы XIV Международного конгресса по психологии. - М.: Изд-во. АПН РСФСР, 1954. - С. 98-107

20. Теплов, Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2004. - 444 с.

21.Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст] / В. А. Толочек. -СПб.: Питер, 2006.-479 с.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Цыганков, Э. С. Высшая школа водительского мастерства. [Текст]/

Э. С. Цыганков. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. - 400 с.

23. Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей [Текст]/ В. Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1982. - № 5. - С. 75-89.

24. Щукин, М. Р. Струкгура индивидуального стиля деятельности и условия формирования: Автореф. дисс... д-ра психол. наук [Текст] / М. Р. Щукин.- Новосибирск, 1994.-40 с.

УДК 378.01

Л. И. Шорников

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В современных условиях развития Российского государства, на фоне его интеграции в мировое сообщество, вступления во Всемирную торговую организацию возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности. В условиях быстро меняющейся экономической и социальной среды, требующей обеспечения большей безопасности, содействия развитию торговли, повышения качества этих процессов и контроля за ними, меняются требования к организации работы таможенных служб, а также повышается их роль как правоохранительных органов (Г. М. Гогиберидзе, 2004; П. В. Дзюбенко, 2000; В. В. Путин, 2003 и др.).

Определяя направления дальнейшего развития таможенного дела, Федеральная таможенная служба выделила в качестве одного из приоритетных кадровое обеспечение таможенной службы. По мнению руководителей отрасли, на данный момент количество выпускаемых вузами специалистов значительно отстает от реальных потребностей. Кроме этого, в результате социально-экономических преобразований возникло противоречие между потребностью государства в специалистах таможенного дела высокого качества и реальными результатами их профессиональной подготовки в системе традиционного вузовского образования (О. Ю. Бакаев, 2004; П. В. Дзюбенко, Ю. Г. Кисловский 2000; А. Ю. Степанов, 2006; Ю. Н. Белонежкин, 2000 и др.).

Решение проблемы достижения необходимого качества профессиональной подготовленности специалистов таможенного дела в рамках вузовского образования специалисты связывают с повышением требовательности к уровню их профессиональной воспитанности (В. В. Путин, 2003). В связи с этим потребность в совершенствовании системы вузовского воспитания является социально и профессионально обоснованной, особенно на фоне выраженного обострения общих проблем воспитания подрастающего поколения.

В соответствии с суждениями и сформировавшимися на их основе представлениями о вузовском воспитании, профессиональное воспитание занимает определенное место и имеет свое собственное содержание. Однако для определения приоритетов в выборе направлений профессионального воспитания будущих специалистов таможенного дела разговор о содержании воспитания в рамках указанной специальности имеет особое значение.

В своих рассуждениях мы исходили из того, что детерминирующим фактором, под влиянием которого формируются требования к подготовленности специалистов, является профессиональная деятельность. Если установить связь между ее основными видами и характеристиками специалиста, гарантирующими их качественное выполнение, появляется возможность установить степень их востребованности.

В профессиональной деятельности специалиста таможенного дела гражданственность и чувство патриотизма являются основными личностными качествами. Гражданственность выступает цементирующей силой и гарантом единства гражданина и государства. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Гражданственность и патриотизм — это не природные генетически обусловленные качества, а социальные, и потому не наследуются, а формируются в процессе воспитания.

Процесс формирования гражданственности нами воспринимается как целенаправленный, специально организуемый процесс воспитания устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном пространстве. Необходимость воспитания активной гражданской позиции личности предполагает формирование гражданского самоопределения, ответственности за собственный выбор и результаты деятельности, осознания внутренней свободы. Следовательно, в системе профессиональной подготовки специалистов таможенного дела требуется формирование таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданская ответственность, смелость, мужество, честность, порядочность. Формируя личность будущего специалиста, необходимо учитывать, что он

___________ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕННОГО...

будет жить и работать в определенном государстве и обществе, по отношению к которым он должен быть гражданином. А это значит, что процесс формирования гражданской позиции личности является не обособленной категорией воспитательного процесса, а его неотъемлемой частью.

Основываясь на вышесказанном, целью вузовского профессионального воспитания будущих специалистов таможенного дела следует определить формирование личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности, адекватные общечеловеческим и профессиональным потребностям.

Определяя гражданское воспитание как одно из основополагающих направлений в профессиональной подготовке специалистов таможенного дела, в то же время необходимо отметить, что в государственных образовательных стандартах оно не значится, равно как и воспитание вообще. Учебные планы традиционно ориентированы на обучение, а в рабочих программах по учебным дисциплинам в качестве результата обучения обозначены знания и умения. Если даже предположить, что обучение будет носить воспитательный характер, но нашему мнению, решить задачу по осуществлению гражданского воспитания в вузе все равно не представляется возможным. Хотя необходимо признать, что в общей системе вузовского воспитания учебная деятельность, несомненно, занимает одно из важнейших мест.

Следовательно, проектирование целенаправленного, специально организованного процесса профессионального воспитания в системе вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, способного обеспечить решение задачи по формированию гражданственности, является обусловленной необходимостью. При рассмотрении вопроса об обеспечении гарантий эффективного функционирования подобного процесса нельзя обойтись без уточнения основополагающих базовых понятий, раскрывающих суть и состояние рассматриваемого объекта и процесса, в котором он рассматривается. Понятие, будучи ведущей формой познания действительности, представляет собой логический каркас построения любых научных теорий.

Однозначное, общепринятое толкование понятий необходимо для точности построения теоретических и логических обоснований и объяснения рассматриваемых явлений и процессов. Однако в ходе проведения научных исследований возникает необходимость формирования собственного видения ключевых понятий. В нашем исследовании таковыми являются «гражданственность» и «гражданское воспитание».

Гражданственность как планируемый результат процесса гражданского воспитания есть единство правовой, политической и нравственной культуры. Это гражданские, личностные и профессиональные качества, отвечающие интересам развития личности, коллектива, государства в целом; общечеловеческие, нравственные, социально-экономические и другие ценностные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.