Научная статья на тему 'Самоутверждение учащихся колледжа и студентов вуза'

Самоутверждение учащихся колледжа и студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоутверждение учащихся колледжа и студентов вуза»

ственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания различий не обнаружено.

В результате статистического анализа взаимосвязей показателей, выполненного посредством линейного корреляционного анализа по Пирсону, были выявлены личностные особенности операторов, способствующие успешному выполнению деятельности в условиях воздействия шума. К ним относятся: эмоциональная устойчивость, доминантность и подозрительность личности, высокая концентрация внимания, умеренный уровень тревожности. В свою очередь, неуверенность в себе, импульсивность, фрустрирован-ность операторов препятствуют успешному выполнению деятельности.

Таким образом, при проведении профессионального психологического отбора специалистов авиационного профиля необходимо учитывать такие качества, как скорость мыслительных процессов, устойчивость и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость, самочувствие, активность, настроение, уровень тревожности, уровень экстраверсии и динамика психофизиологических показателей. И учитывая перечисленные качества, становится возможным прогнозировать успешность операторской деятельности в ситуациях высоких шумовых нагрузок.

А. С. Соловьев

Самоутверждение учащихся колледжа и студентов вуза

Начало и первое десятилетие XXI в. ознаменовались резко возросшим интересом психологической науки к проблемам развития личности. В современных условиях имеет большое значение концепция, построенная на идеях гуманистической психологии. Согласно ей человек рассматривается активным, способным к творчеству и организации собственной жизнедеятельности, где он реализует свои потенциальные возможности. Однако далеко не каждый человек, как показано исследованиями, становится одновременно субъектом собственной жизнедеятельности и субъектом саморазвития. Необходимо осознание соответствующей потребности и стремление к ее удовлетворению. Социальное окружение, образовательные учреждения, семья должны создавать условия, обеспечивающие саморазвитие личности.

Подготовка выпускников в вузе и среднем специальном педагогическом учебном заведении связана с развитием у учащихся стремления к саморазвитию и самоутверждению.

Самоутверждение - это процесс, в ходе которого индивид утверждает себя результатами деятельности на основе высокой оцен-

280

ки окружающих. Традиционно самоутверждение определяется как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение (Альберти Р., Эммонс М., 1998). Изначальным субъектом самоутверждения является один человек, однако самоутверждаться могут также сообщества и группы людей, этносы, народы, но этот процесс является производным от самоутверждения отдельных субъектов (Березин С.А., 1974).

Таким образом, в науке часто рассматривается только внешняя сторона феномена, связанная с выбором человеком поведенческих стилей или стратегий самоутверждения. Однако Е.Н. Никитин и Н.Е. Харламенкова в своих исследованиях показывают, что изначально человек уже обладает неким потенциалом, разными стратегиями самоутверждения. В своей работе «Феномен человеческого самоутверждения» они отмечают, что каждый человек обладает тремя стратегиями самоутверждения - конструктивной, доминирования и самоподавления, которые проявляются в самых различных сферах жизнедеятельности. Акцентуация одной из этих стратегий, происходящая за счет снижения двух других, может рассматриваться в качестве критерия отнесения индивида к определенному типу самоутверждения.

В связи с этим возникают вопросы, связанные с условиями проявления этих стратегий в учебно-профессиональной деятельности учащихся в период обучения, а также с особенностями психологических условий формирования у них позитивного самоутверждения, которое выражается в способности выбора конструктивной стратегии самоутверждения. Проблема состоит в том, что люди могут утверждаться по-разному, различные механизмы и факторы влияют на самоутверждение. Что наиболее значимо, какие условия способствуют конструктивному, а какие деструктивному самоутверждению, есть ли отличия в самоутверждении учащихся и студентов?

Решение этих вопросов определило цель нашего исследования : выявить структуру, механизмы, психологические условия позитивного самоутверждения учащихся педагогического колледжа и студентов вуза педагогических специальностей. Объектом исследования стали учащиеся педагогического колледжа и студенты - будущие педагоги, предметом исследования - структура, механизмы, психологические условия позитивного самоутверждения учащихся педагогического колледжа и студентов-педагогов.

В исследовании принимали участие учащиеся и студенты первых и пятых курсов в количестве 100 человек. Испытуемым были предложены вопросы о самоутверждении, его цели, средствах, достижении. Вводное исследование показало наличие потребности к самоутверждению у студентов как первого (75 %), так и пятого курсов (82,5 %). Показательно, что третья часть первокурсников, не-

281

смотря на наличие этой потребности, не могут определить для себя цели самоутверждения (32,5 % опрошенных) или видят ее только в стремлении быть лучше в глазах других людей (22,5 % опрошенных). Это говорит о том, что самоутверждение первокурсников носит неустойчивый характер и чаще всего имеет внешнее выражение: стремление произвести впечатление на окружающих людей и добиться уважения с их стороны. Показательно, что все пятикурсники определились со своими целями самоутверждения, и почти половина из них (42,5 %) видят ее в своем личностном росте, саморазвитии. Однако пятая часть опрошенных (20 %) хочет добиться только признания. Это показывает, что по мере социализации учащихся, их саморазвития и вхождения в социум, цель их самоутверждения становится более четкой и больше направленной на внутреннее самосовершенствование, нежели на признание со стороны окружающих людей. Об этом также говорит тот факт, что при ответе на вопрос «Знают ли о Вашем самоутверждении в какой-либо деятельности окружающие Вас люди?», лишь 17,5 % первокурсников ответили отрицательно, тогда как число пятикурсников, подобным образом ответивших на данный вопрос, было в разы больше (77,5 %). Среди испытуемых существуют различия в определении сфер своего самоутверждения. Так, многие первокурсники вообще не могли сказать, в каких случаях они чаще всего самоутверждаются (40 %). Это свидетельство неустойчивости, непостоянности и спонтанности самоутверждения: чаще всего это происходит в компании сверстников (20 %). Иная картина у пятикурсников: они чаще всего самоутверждаются на работе или учебе (25 %), а также в ситуациях, требующих доказательства их правоты (22,5 %).

Таким образом, было обнаружено, что самоутверждение в студенческом возрасте носит неустойчивый характер и находится в процессе становления. В нем преобладает рефлексивно-оценочная составляющая Она характеризуется направленностью на оценивание результатов своей деятельности и отношений к ним окружающих людей. Для них значимо их признание. В процессе приобретения личностью социального опыта и усвоения основ профессиональной деятельности цели самоутверждения становится более четкими, а сам процесс устойчивым и целенаправленным. Направленность на предмет самоутверждения проявляется уже в учебно-профессиональной сфере.

Самоутверждение является одной из форм саморазвития личности и потребность в нем возникает у многих людей. Однако в полной мере, в позитивном плане, как показало пилотажное исследование, эта потребность реализуется далеко не у всех. Часто встречаются определенные деформации, связанные с выбором стратегий и способов самоутверждения. Эти деформации могут

282

способствовать тому, что процесс самоутверждения может принимать стихийный и непродуманный характер. Иногда самоутверждение носит неконструктивный характер, так как у человека развивается стремление к самоотрицанию или одновременно с отрицанием подавление окружающих людей. Именно поэтому необходимы специальные психолого-педагогических условия, способствующие развитию позитивного самоутверждения.

Г. П. Цейтина

Социально-психологические факторы в структуре гуманитарного образования

В ситуации динамических изменений, происходящих в обществе и в высшей школе, в учебном процессе требуется определенная корректировка, касающаяся прежде всего социальнопсихологического обеспечения этого процесса. Одна из главных проблем, которая стоит перед профессиональным образованием -прогнозирование развития профессии в будущем. От ее решения в вузе зависит конкурентоспособность его выпускников и их востребованность на рынке труда. Как известно, профессиональное образование включает в себя обучение всем видам деятельностей, которые характеризуют будущую профессию. Прежде всего к таким видам деятельностей относятся трудовые функции, средства и продукты труда, уровень профессиональной квалификации, а также социальные и психофизиологические особенности специалиста. Для успешного овладения этими видами деятельностей необходима разработка и создание таких методических систем обучения, где главными критериями являлись бы эрудиция, компетентность, стремление к самостоятельному поиску информации и знаний, потребность их постоянно преумножать и совершенствовать, развитие познавательной и творческой активности, а также высокая культура личности будущего специалиста и его готовность к конкурентной борьбе на рынке труда. Для формирования этих профессионально значимых качеств участников образовательной деятельности необходим индивидуальный подход, который должен базироваться на глубоком изучении личностных и профессиональных качеств субъектов, а также на целенаправленном развитии их мотивационной сферы.

По традиции в учебном заведении, в том числе и высшем, педагогический процесс преимущественно направлен на формирование у учащихся знаний, навыков и умений, необходимых для овладения определенным видом деятельности, в то время как формированию ценностно-мотивационной сферы личности, ее нравственных ка-

283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.