Научная статья на тему 'Взаимосвязь психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам'

Взаимосвязь психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам»

зиологические и функциональные характеристики индивидов, опытной (14 человек - зависимых от алкоголя) и контрольной (14 человек, не потребляющих алкоголь) групп. Результаты электроэнцефалографических исследований свидетельствуют о повышении подвижности и неуравновешенности нервных процессов, выраженности поведенческой активности, повышенной психической возбудимости у потребителей алкоголя. Данные вариационной пульсометрии определяют относительное преобладание симпатической нервной системы в организации вегетативного гомеостаза у лиц потребляющих алкоголь.

Таким образом, необходимо констатировать, что психофизиологический компонент риска алкоголизации может быть оценен посредством комплекса диагностических процедур. Для этого целесообразно установить следующий алгоритм:

1. Оценка уровня общей неспецифической реактивности, где с повышением уровня реактивности возрастает риск востребованности алкоголя.

2. Оценка типа высшей нервной деятельности, где степень риска потребления алкоголя возрастает от флегматика к меланхолику, сангвинику, холерику.

3. Оценка акцентуаций характера, где риск востребованности алкоголя у холерика сочетается с гипертимностью и возбудимостью, у меланхолика и флегматика - с дистимичностью, а у сангвиника - с гипертимностью, экзальтированностью и циклотимичностью.

В качестве факторов социального риска алкоголизации студентов следует учитывать: злоупотребление алкоголем в родительской семье; отчужденность родителей и детей; необходимость в самостоятельном заработке у студентов.

И. А. Петрова

Взаимосвязь психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам

Одной из центральных проблем современной школы является повышение качества обучения. К числу критериев качества обучения, успешности учебной деятельности относят школьную успеваемость. Успешность учебной деятельности учащихся зависит от различных факторов. По данным исследований, к числу субъективных факторов обусловливающих успешность учебной деятельности относят также индивидуально-психологические и личностные особенности учащихся.

273

Для изучения взаимосвязи психического развития и успешности учебной деятельности учащихся начальных классов, принадлежащих к различным этническим группам, было проведено психологическое исследование, которое проводилось на базе средней общеобразовательной школы №2 г. Сертолово в 2002 г. В качестве объекта данного исследования выступали учащиеся вторых классов в количестве 70 человек (из них 62 учащихся принадлежат к русской и 8 учащихся - к нерусской этническим группам) и третьих классов в количестве 73 человек (из них 67 учащихся принадлежат к русской и 6 учащихся - к нерусской этническим группам).

Для изучения психического развития в данном исследовании были использованы следующие методики: субтесты из батареи интеллектуальных тестов кР-3-85, методики «Исследование вербального мышления», «Подбор слов», «Исключение слов», «Образное мышление», многофакторный личностный опросник Р. Кеттела. В качестве критерия успешности учебной деятельности выступила школьная успеваемость.

Анализ успеваемости учащихся вторых классов, принадлежащих к русской и нерусской этнической группе, показал, что у русских учащихся выше успеваемость по предмету «Внеклассное чтение» (t-критерий = 3,11; р < 0,01). Вероятно, это связано, прежде всего, с более высоким уровнем владения данных учащихся русским языком, так как внеклассное чтение предполагает разностороннюю и более сложную работу с текстом.

Анализ успеваемости учащихся третьих классов показал, что у нерусских учащихся выше успеваемость по следующим предметам: «Чтение» (t-критерий = 2,48; р < 0,05), «Письмо» (t-критерий = 2,43; р < 0,05), «Внеклассное чтение» (t-критерий = 2,28; р < 0,05). А также выше средняя оценка их успеваемости (t-критерий = 3,04; р < 0,01). Можно предположить, что данные результаты обусловлены наличием у нерусских учащихся таких выявленных в ходе исследования личностных особенностей, как доброта, сердечность, эмоциональная устойчивость, высокая совестливость, смелость и высокий самоконтроль поведения, что является одним из факторов, способствующим повышению успеваемости.

Далее анализировались отдельно особенности успеваемости русских учащихся вторых и третьих классов и отдельно особенности успеваемости нерусских учащихся вторых и третьих классов.

Анализ школьной успеваемости русских учащихся показал, что у учащихся вторых классов выше успеваемость по предмету «Чтение» (t-критерий = 2,01; р < 0,05). Вероятно, в связи тем, что уровень чтения определяет успешность освоения других предметов, большее внимание ему уделяется именно на начальных этапах обучения.

274

Результаты, полученные при анализе успеваемости нерусских учащихся: у учащихся третьих классов выше успеваемость по следующим предметам: «Чтение» (t-критерий = 2,47; р < 0,05), «Письмо» (t-критерий = 3,33; р < 0,01), «Внеклассное чтение» (t-критерий = 4,0; р < 0,01). А также выше средняя оценка их успеваемости (t-критерий = 2,9; р < 0,05). Освоение данных предметов обеспечивает успешность обучения, в том числе и на последующих этапах, учащихся, принадлежащих к нерусской этнической группе в условиях российского образования.

Особое внимание в рамках проведенного исследования было уделено анализу взаимосвязи среднего балла успеваемости с другими показателями психического развития учащихся вторых и третьих классов. С этой целью исследуемые характеристики психического развития и средний балл успеваемости были подвергнуты корреляционному анализу. Анализ осуществлялся по классам, в группах русских и нерусских учащихся.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица

Взаимосвязь среднего балла успеваемости с другими показателями (на основании корреляционного анализа)

Показатель 2 класс 3 класс

русские нерусские русские нерусские

Интеллектуальные методики

Арифметический счет - - - 0,065 0,931***

Зрительная память 0,42** 0,565 0,454** 0,99***

Вербальная память 0,541*** - 0,174 0,503*** 0,148

Образное мышление 0,061 0,62 - 0,19 - 0,98***

Подбор слов 0,519*** 0,563 0,715*** - 0,436

Исключение слов 0,362* 0,777** 0,498*** 1 0***

Вербальное мышление 0,27 0,849** 0,503*** 0,663

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

A доброта, сердечность-обособленность, отчужденность 0,16 - 0,654* 0,208 1 0***

B умный-глупый 0,409** - 0,965*** 0,381* 1 0***

C эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость 0,27 0,387 0,123 1 0***

D беспокойство-уравновешенность - 0,223 0,304 - 0,131 1 0***

E настойчивость,напористость-покорность, зависимость 0,006 0,018 - 0,107 - 1 0***

F беспечность-озабоченность - 0,092 - 0,146 - 0,32* - 1 0***

G высокая совестливость-недобросовестность 0,227 - 0,701* 0,285 - 1 0***

H смелость-робость - 0,079 - 0,342 0,171 1 0***

275

I мягкосердечность, нежность-суровость, жестокость 0,024 0,815** 0,269 1 0***

Q4 напряженность-расслабленность - 0,153 0,153 0,149 1 0***

Предметы

Чтение 0,658*** 0,822** 0,726*** 0,656

Письмо 0,769*** 0,78** 0,723*** 0,454

Математика 0,727*** 0,822** 0,794*** 0,757*

Природоведение 0,667*** 0,754* 0,848*** 0,454

ИЗО 0,41** 0,621 0,569*** 0,454

Музыка 0,734*** 0,515 0,683*** 0,656

Физкультура 0,47** 0,543 0,276 - 0,961***

Труд 0,546*** 0,881*** 0,74*** 0,656

Внеклассное чтение 0,739*** 0,877*** 0,593*** -

Примечания: 1) В таблице представлены значения критерия корреляции г;

2) Условные обозначения уровней достоверности:

p<0, 001 - *** p<0, 01 - **

p<0, 05 - *

Исходя из результатов, представленных в табл. можно говорить о следующем. Оценки по предметам русских учащихся вторых и третьих классов являются наиболее согласованными между собой, т. е. если учащийся в общем является успешным, то он считается успешным по всем предметам (одинаковые оценки). У нерусских учащихся вторых классов оценки менее согласованы, т. е. оценки по отдельным предметам не согласованы с общей средней оценкой успеваемости. У нерусских учащихся третьих классов оценки по предметам между собой не согласованы.

Успешность школьного обучения (в данном случае под успешностью понимается успеваемость) зависит от различных факторов.

У русских учащихся вторых классов общая успеваемость зависит от развития таких интеллектуальных характеристик как зрительная память, вербальная память, долговременная память - методика «Подбор слов», способность к обобщению и выделению существенных признаков - методика «Исключение слов», а также от общей скорости мыслительных процессов - фактор B. У русских учащихся третьих классов - от следующих интеллектуальных характеристик: зрительная память, вербальная память, долговременная память -методика «Подбор слов», способность к обобщению и выделению существенных признаков - методика «Исключение слов», вербальное мышление, от общей скорости мыслительных процессов - фактор B, а также от наличия такой личностной характеристики как беспечность-озабоченность - фактор F. Таким образом, можно говорить о том, что общая успеваемость русских учащихся определяется в основном уровнем развития интеллектуальных характеристик.

276

У нерусских учащихся общая успеваемость обучения определяется в основном личностными характеристиками, а также отдельными интеллектуальными характеристиками. Так у учащихся вторых классов общая успеваемость зависит от развития таких интеллектуальных характеристик как способность к обобщению и выделению существенных признаков - методика «Исключение слов», вербальное мышление, общая скорость мыслительных процессов - фактор B (многофакторный личностный опросник Р. Кеттела), а также от следующих личностных характеристик: доброта, сердечность - обособленность, отчужденность - фактор A, высокая совестливость -недобросовестность - фактор G, мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость - фактор I.

Примечательным является тот факт, что у нерусских учащихся третьих классов роль интеллектуальных факторов в общей успешности обучения возрастает, кроме такой характеристики как образное мышление (отмечается обратная корреляционная связь). Причиной может являться изменение характера предъявляемого материала. Отмечается также высокая согласованность с проявляемыми личностными характеристиками, что говорит о высокой степени влияния личностных характеристик нерусских учащихся на их общую успеваемость.

А. И. Сиверцева, А. А. Благинин

Психофизиологические показатели операторов при выполнении деятельности в условиях шума

Создание новых видов техники с форсированными параметрами по скорости, мощности, нагрузкам, появление новых отраслей промышленности и интенсификация уже существующих технологий привели к тому, что уже само развитие и эксплуатация техники с ее шумовым фоном стали невозможными без учета тех требований, которые они предъявляют организму человека.

Поэтому существует определенная потребность пересмотреть некоторые подходы в профессиональном отборе специалистов с учетом специфического воздействия шума на психику человека. Очевидная необходимость такого исследования состоит, прежде всего, в том, что психика человека неразрывно связана с его предметной деятельностью, и шумовые нарушения в психических состояниях влияют на успешность этой деятельности.

Данная исследовательская работа проводилась на базе Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, на кафедре авиационной и космической медицины. В исследовании приняло участие 40 человек.

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.