Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Исаева Марина Магомедовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Магомедов Рустам Вагидович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Халимбекова Аида Муртузалиевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема качественной подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности и зависимость ее решения от психофизиологической подготовки будущих специалистов. Исследуются существенные аспекты подготовки в обозначенном направлении и анализируется взаимосвязь компетентности профильных учителей, их потребностей, личных качеств с обучением подрастающего поколения. Акцентируется внимание на необходимости самовоспитания и саморазвития со стороны будущего учителя, а также на его умении учитывать психоэмоциональное состояние подрастающего поколения.
Ключевые слова: подготовка, психология, физиология, обучение, учитель, университет.
Annotation. The article deals with the problem of high-quality training of future teachers of the basics of life safety and the dependence of its solution on the psychophysiological training of future specialists. The essential aspects of training in the designated direction are investigated and the interrelation of the competence of specialized teachers, their needs, personal qualities with the training of the younger generation is analyzed. Attention is focused on the need for self-education and self-development on the part of the future teacher, as well as on his ability to take into account the psycho-emotional state of the younger generation.
Key words: preparation, psychology, physiology, education, teacher, university.
Введение. Формирование личности будущего учителя безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) представляет чрезвычайную важность в образовательном процессе из-за участившихся событий в образовательных организациях, ставшей интенсивной городской жизни и усложненного быта посредством активного использования техники. Подрастающее поколение ежедневно сталкивается со множеством ситуаций, в который необходимы знания и навыки в отношении личной безопасности. Именно поэтому учителя ОБЖ остаются ключевым звеном в предупреждении случаев, которые могут привести к ущербу для жизни или здоровья. В то же время остается актуальной подготовка таких специалистов для образовательных организаций, в частности, их психофизиологическая подготовка для последующего обучения и предупреждения непредвиденных обстоятельств с участием подрастающего поколения. Согласно определению, психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека [5, C. 3]. Вопросы психофизиологии были в свое время открыты такими выдающимся учеными, как И.М. Сеченов и И.П. Павлов, хотя основы для психофизиологии были заложены еще в XVII веке Р. Декартом в его работе «Теория рефлексов. Среди отечественных ученых следует выделить Н.С. Короткова, который посвятил свои научные изыскания методам измерения кровяного давления, которые позже стали частью безопасности жизнедеятельности [5, С. 17].
Второй аспект связан непосредственно с применением будущими учителями ОБЖ полученных знаний и навыков на практике. Согласно последним специализированным исследованиям, 30% выпускников российских университетов не связывают свою жизнь с полученной специальностью [6]. Однако значительное большинство выпускников учебных заведений педагогической направленности трудятся по специальности в образовательных организациях [7]. Именно на них преимущественно приходится экономическая активность в сфере образования, 69% из которых социально и психологически удовлетворены избранной специальностью. В то же время Информационное агентство «Россия Сегодня» обладает другими данными, в рамках которых видно, что доля выпуска будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности значительно превышает долю учебного плана по их количеству [7]. Указанный показатель не критичен, так как, согласно данным РБК, в российских образовательных учреждениях до сих пор не хватает учителей исследуемого профиля, и доля дефицита составляет 4% [9]. Однако трудности наблюдаются не в кадровом обеспечении, а в подготовке специалистов для обучения детей навыкам безопасности. Примерно половина обучающихся не способна справиться с нестандартной ситуацией в случае ее возникновения. Недостаточная устойчивость в отношении управления безопасностью со стороны обучающихся в действительности указывает на недостаточную подготовку непосредственно учителя ОБЖ, в особенности в отношении навыков, качеств и знаний психофизиологического характера.
Изложение основного материала статьи. Основная задача учителя ОБЖ состоит в воспитании самодисциплины, волевого характера и привитии необходимых для жизни навыков на фоне фундаментальной университетской подготовки, которая сочетает в себе теоретическую и практическую части. В аспекте педагогики и для достижения искомого результата существенную роль выполняет комплексная работа, которая нацелена на формирование у будущего учителя ОБЖ соответствующего мировоззрения, способствующего понимаю личной и общественной безопасности. Согласно высказыванию педагога К.С. Ушинского, воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то не не воспитатель [1, C. 24]. С точки зрения психофизиологии, при подготовке будущего учителя ОБЖ необходимо учитывать ряд аспектов, направленных на реакции и импульсы организма, которые свойственны всем людям в процессе освоения новых знаний. Учет этих компонентов позволит в дальнейшем выпускнику на занятиях ОБЖ применять инструменты, которые закрепляют убеждения в отношении личной ответственности среди подрастающего поколения. Однако для результативной психологической подготовки будущего учителя ОБЖ необходима качественная психофизиологическая подготовка, которая является источником освоения усложненной информации на фоне особенностей и возможностей его организма и центральной нервной системы [10, C. 58].
Обозначенная подготовка подразумевает, что учитель обладает навыками, пригодными для обеспечения безопасности окружающих, а также оперативной и грамотной реакцией в случае возникновения опасности. Соответственно, подготовка будущего учителя ОБЖ немыслима без элементов самовоспитания, элементов саморегуляции, которым он обучается непосредственно под контролем преподавателей в университете. Такой учитель должен придерживаться принципов и убеждений, способствующих поддержанию здорового духа и спокойствия как его самого, так и в отношении обучающихся на занятиях ОБЖ и в нестандартных ситуациях [1]. Уверенность при принятии решений и результативном воспитании подрастающего поколения будущему учителю ОБЖ придают профильные знания природы, психологии людей и в сфере самообороны. Будущий учитель должен обладать разнообразными навыками, начиная с оказания первой медицинской помощи и заканчивая оперативной эвакуацией людей в безопасное место. Данные навыки он обязан получить непосредственно у преподавателей, которые компетентны в своей отрасли. К примеру, профессоры медицины, опытные инженеры, приглашенные лекторы из ведомств Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ). Также первостепенны психологическая устойчивость, а также опыт взаимодействия с другими людьми вне зависимости от возраста этих людей и причины и характера оказания им помощи. Как и в случае с необходимостью самовоспитания, для повышения квалификации будущий учитель ОБЖ должен перманентно заниматься самообразованием с учетом рекомендаций по вопросу дополнительной специализированной литературы со стороны ведущих преподавателей.
Будущему учителю ОБЖ следует понимать, что педагогическая деятельность подразумевает сотрудничество с подрастающим поколением и поэтапность привития им жизненно важных навыков. В частности, Г.С. Холл в свое время впервые указал на противоречивость поведения подростка [4, С 249]. Соответственно, обладая самостоятельно навыками самовоспитания и самообучения, учитель ОБЖ за счет педагогических приемов должен суметь научить обучающихся также самостоятельно воспитывать себя и совершенствоваться как на занятиях ОБЖ, так и вне учебной среды.
Педагогическая деятельность, как и любая другая активная трудовая деятельность человека, предполагает развитие и коррективы в психоэмоциональном состоянии непосредственно педагога. Соответственно, для будущего учителя ОБЖ существуют два пути развития: стремление к психофизиологической устойчивости и профессиональное выгорание. Во избежание второго вероятного пути будущему учителю ОБЖ предстоит осуществить в отношении себя значительную работу в рамках саморазвития, которая предполагает новые навыки и реакции как в отношении психоэмоциональных проявлений обучающихся, так и в отношении дополнительных новых навыков и профильных знаний. К примеру, при работе с подростками из группы риска или лицами, пережившими накануне трагическую ситуацию общественного характера.
Психофизиологическая подготовка будущих учителей ОБЖ подразумевает узкоспециализированные знания, к примеру, в сфере биохимии и психологии подростка. При этом при обучении такого специалиста в будущем обучать других людей необходимо учитывать изначальный уровень знаний и навыков, который позволяет понимать и практиковать элементы общественной безопасности. Здесь важна не только степень обучаемости непосредственно педагога, но также его психологическая способность нести ответственность за жизнь и здоровье других людей, в особенности, несовершеннолетних лиц. Кроме того, в процессе обучения будущего учителя ОБЖ следует учитывать, что на практике ему предстоит ежедневно решать проблемы и задачи различной сложности [4, С 248].
Умение ставить перед собой выполнимые цели позволит будущему учителю ОБЖ выполнять, в том числе задачи, сопряженные с повышенным риском. Такому учителю следует также понимать, что те цели, которые он ставит перед собой в педагогической деятельности, затрагивают не только его ответственность, но также действия других взрослых работников образовательной организации, которыми ему предстоит управлять, если сформируется опасная для жизни и здоровья обучающихся ситуация. Если рассматривать ежедневную педагогическую деятельность будущего учителя ОБЖ, то в аспекте вероятности возникновения чрезвычайной ситуации в его зону ответственности входит разработка учебно-методических программ, в обязательном порядке учитывающих условия развития местного сообщества и актуальную криминогенную обстановку в целом.
Для результативности последующей деятельности учителя ОБЖ, в процессе его обучения необходимы мероприятия, которые способствуют умению выявлять угрожающие для общественной безопасности риски, проводить поисковые операции, осуществлять исследовательскую работу для решения конкретной проблемы, а также освоению новых, зачастую труднодоступных, знаний. Будущий учитель ОБЖ должен понимать, чему и какими методами учить обучающихся, какие психологические особенности обучающихся требуют особого внимания, интуитивно выявлять узкие места, которые препятствуют результативному восприятию новой информации обучающимися [3, С 179]. В частности, для последующего урегулирования проблемных ситуаций в процессе педагогической деятельности психофизиологическая подготовка учителя ОБЖ должна быть нацелена на: узнавание предмета нестандартной ситуации, ее репродукция, понимание препятствующих факторов и ресурсов, использование собственных личных качеств (к примеру, навыков убеждения и побуждения обучающихся к действию), применение психоэмоциональных и педагогических приемов в процессе урегулирования ситуации, а также разработка нестандартных и уместных решений.
Рассматривая комплекс психофизиологической подготовки будущего учителя ОБЖ, необходимо учесть также иерархию личных потребностей, которые в разных ситуациях могут стать ключевым компонентом как в процессе обучения других, так и при принятии решений в опасной для группы людей ситуации. В частности, подразумеваются: первичные потребности физиологического характера (к примеру, питание, материальное обеспечение, жилище); потребность в отношении безопасности (личная, семейная, близкое окружение); коммуникативная потребность; потребность в общественном признании (награды, благодарности со стороны руководства образовательной организации); потребность в обладанию властью (над ситуацией или обучающимися); потребность в самореализации (передача знаний и навыков последующему поколению профильных педагогов) [10, С 57]. К комплексу психофизиологической подготовки будущего учителя ОБЖ также относятся: фокус перманентного и временного его внимания при восприятии образовательного процесса и поведенческого фактора обучающихся; концентрация внимания в отношении обоснованных предпосылок при оценке и управлении нестандартной ситуацией; расширенный объем внимания и его распределение по степени важности будущим учителем ОБЖ; устойчивость обозначенного внимания. Установлено, что в зону внимания учителя ОБЖ одновременно могут входить до девяти объектов, включая обучающихся, оборудования, инвентаря и воспринимаемую на слух информацию. Устойчивость в отношении учета объектов учителем ОБЖ может сохраняться до 20 минут, при этом в течение секунды в зависимости от ситуации он может до четырех раз переводить фокус своего внимания на другие сопутствующие объекты.
Выводы. Таким образом, высшие учебные заведения педагогической направленности должны расширить программу подготовки будущих учителей ОБЖ преимущественно в сторону психофизиологической подготовки. Этот аспект в последующем влияет на уровень устойчивости обучающихся при возникновении нестандартных ситуация. Опыт, навыки, авторитет и знания педагога передаются подрастающему поколению на вербальном и невербальном уровнях,
соответственно, перед будущим учителем ОБЖ стоит достаточно ответственная задача суметь справиться с вызовами, связанными с обучением общественной безопасности. Кроме того, качественная психофизиологическая подготовка в значительной степени влияет на удовлетворенность учителем ОБЖ избранной специальностью в целом, а значит, отражается на статистике по кадровой комплектности учебных заведений. Исходя из вышеизложенных фактов и обстоятельств, следует обозначить, что психофизиологическая подготовка будущего учителя ОБЖ в действительности является главенствующим звеном в профильной образовательной системе и сопряжена с общими государственными задачами, в том числе с качественной подготовкой подрастающего поколения в сфере навыков самообороны.
Литература:
1. Алиева, Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека / Л.В. Алиева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2 (17). - С. 19-31
2. Гордиенко, Т.П. Психологический компонент готовности будущих учителей ОБЖ к проектированию исследовательской деятельности учащихся / Т.П. Гордиенко, Е.А. Святохо // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 60-63
3. Завалишин, А.В. Внеучебная деятельность в процессе подготовки будущих учителей ОБЖ / А.В. Завалишин // Символ науки. - 2020. - № 5. - С. 178-180
4. Иванова, М.М. Подготовка будущих учителей физической культуры и ОБЖ к использованию межпредметных связей в обучении основ безопасности жизнедеятельности / М.М. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5 (78). - С. 247-250
5. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - 2-е. - Москва: Издательство Флинта, 2001. - 400 с.
6. Мониторинг экономики образования // НИУ "Высшая школа экономики": [сайт], 2020. - URL: https://clck.ru/34Ro2y (дата обращения: 16.05.2023).
7. Педагогические кадры: кого и сколько готовят в России // Информационное агентство "Россия Сегодня": [сайт], 2021. - URL: https://sn.ria.ru/20130326/929063873.html?ysclid=lhq483afdb862254701 (дата обращения: 16.05.2023).
8. Ребко, Э.М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности / Э.М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 162. - С. 156-162
9. Российским школам не хватает учителей. - РБК: [сайт], 2021. - URL: https://clck.ru/34RoAK (дата обращения: 16.05.2023).
10. Тарасов, А.А. Мировоззренческая компетентность учителя ОБЖ / А.А. Тарасов // Известия ВГПУ. - 2020. - № 2 (145). - С. 54-60
Педагогика
УДК 373.2
старший преподаватель Каменская Дарья Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация. В наше время возросла необходимость всестороннего развития дошкольника. Авторами обосновывается важность данного аспекта в формировании личности дошкольника во всех видах деятельности. Рассмотрен исторический аспект важности всестороннего развития личности. Идеи, представленные авторами, находят отражение в трудах Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Э. Циолковского и Е.А. Флёриной. Целью статьи является разработка комплекса занятий под названием «Космическое путешествие». Данный комплекс ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка по всем образовательным областям. Отбор материала осуществлялся на основе дополнения уже имеющейся программы «От рождения до школы». По результатам проведенной диагностической работы авторами было принято решение о создании цикла занятий на космическую тематику. В выводах авторы указывают, что благодаря разработанному комплексу занятий у детей пробуждается чувство сопричастности к величию Родины, гордость за своих предшественников - ее героев, а также желание самим стать героями родного края. Благодаря участию в совместной деятельности на занятиях у детей активизируется не только познавательная активность, но и комплексное развитие личности ребенка.
Ключевые слова: всестороннее развитие личности, дошкольное образование, игровая деятельность, музей, комплекс занятий, космос, солнечная система.
Annotation. Nowadays, the need for comprehensive development of preschool children has increased. The authors substantiate the importance of this aspect in the formation of a preschooler's personality in all types of activities. The historical aspect of the importance of comprehensive personal development is considered. The ideas presented by the authors are reflected in the works of Ya.A. Kamensky, J.J. Rousseau, I.G. Pestalozzi, K. E. Tsiolkovsky and E.A. Fleerina. The purpose of the article is to develop a set of classes called "Space travel". This complex is focused on the comprehensive development of the child's personality in all educational areas. The selection of the material was carried out on the basis of supplementing the already existing program "From birth to school". Based on the results of the diagnostic work carried out, the authors decided to create a cycle of classes on space topics. In their conclusions, the authors point out that thanks to the developed set of classes, children awaken a sense of belonging to the greatness of the Motherland, pride in their predecessors - its heroes, as well as a desire to become heroes of their native land themselves. Thanks to participation in joint activities in the classroom, not only cognitive activity is activated in children, but also the complex development of the child's personality.
Key words: comprehensive personal development, preschool education, play activities, museum, complex of classes, space, solar system.