Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС'

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцева Л.В.

Данная статья будет полезна преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности. В ней представлен материал об организации практических занятий в рамках преподавания предмета ОБЖ. Статья знакомит с видами, типами практических занятий, рассказывает о некоторых методах и формах проведения практических занятий. Подготовка к проведению практических занятий сложный, трудоемкий процесс, но очень необходимый для формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»

УДК-37

Купавцева Л.В.

преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ» Грайворонского района Белгородской области

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Аннотация

Данная статья будет полезна преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности. В ней представлен материал об организации практических занятий в рамках преподавания предмета ОБЖ. Статья знакомит с видами, типами практических занятий, рассказывает о некоторых методах и формах проведения практических занятий. Подготовка к проведению практических занятий сложный, трудоемкий процесс, но очень необходимый для формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

В последнее время растет количество катастроф техногенного, природного и социального характера во всем мире, они становятся масштабнее, уносят жизни сотен тысяч людей. Поэтому формирование культуры безопасности жизнедеятельности каждого члена общества - это актуальная и социально-значимая задача. Содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» включает в себя эту задачу.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения является общешкольной задачей, но предмету основы безопасности жизнедеятельности отводится ведущая роль. Наряду с теоретическими знаниями о чрезвычайных ситуациях в курсе предусмотрена и практическая составляющая, которая направлена на освоение умений и навыков выживания в условиях катастроф различного характера. Учитель основ безопасности жизнедеятельности должен постараться развить мотивацию к ведению безопасного образа жизни, сформировать сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности. На уроках ОБЖ необходимо, прежде всего, акцентировать внимание на формирование практических умений и навыков. По итогам обучения «ученики должны приобрести не просто знания, а сумму компетентностей, которые сделают жизнь максимальной безопасной»[1]. Именно практические занятия способствуют формированию умений и навыков выживания в условиях чрезвычайных ситуаций. Эдуард Григорьевич Скибицкий, доктор педагогических наук, дает определение практическому занятию: «практическое занятие - это целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки» [2].

Проведение практических занятий позволяет закрепить теоретический материал, способствует углублению знаний, позволяет сформировать определенные умения и навыки. На практических занятиях ученику отводится активная роль, что соответствует ФГОС, он может развиваться творчески, проявлять инициативу, у него формируется чувство ответственности. Учитель ОБЖ может применять различные виды практических занятий: практическая работа, урок-игра, самостоятельная работа, мастер-класс, проектная или исследовательская работы, семинар. Несмотря на то, что практические занятия могут иметь различный вид, они формируют самостоятельность в достижении поставленной цели, активность учащихся позволяет достичь поставленных дидактических задач. Исходя из дидактических задач, можно выделить типы практических занятий: приобретение новых знаний и овладение способами самостоятельного приобретения знаний, выработка умений применять знания на практике, выработка практических умений и навыков, повторение, обобщение и систематизация; контроль и коррекция знаний, умений и навыков; комбинированный.

Практические занятия требуют от учителя применения различных форм и методов проведения.

Практический метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся по отработке каких-либо навыков. Обычно учителем предлагается некоторый алгоритм выполнения, обучающиеся отрабатывают его. Этот метод можно применять, например, при изучении тем по оказанию первой помощи пострадавшим.

Проектный метод направлен на творческую самостоятельную работу учащихся. Решение проблемы, умело применение полученных знаний, позволят учащимся представить проект, например, в виде презентации, по темам о здоровом образе жизни.

Игровой метод позволяет учащимся смоделировать жизненную ситуацию, принять правильное решение в сложившихся условиях, приобрести определенный опыт.

Проблемный метод применяется очень часто, практически при прохождении любой темы. Решение проблемного вопроса способствует развитию творческого мышления учащихся. На практических занятиях можно применять метод-кейсов, частично-поисковый, эвристический методы.

Для проведения практических занятий курса ОБЖ требуется определенная материальная база. Многие учителя ОБЖ жалуются на отсутствие необходимого оборудования. На сегодняшний день в рамках проекта «Образование» открыто немало центров «Точка роста», в перечень которых входит и оборудованный кабинет ОБЖ. К 2024 году их планируется открыть до 16 тысяч. Это позволит многим школам проводить практические занятия по ОБЖ в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Подготовка учителя ОБЖ к практическому занятию требует немало знаний, усилий, но эта работа окупается сполна, у учащихся появляется интерес к предмету. В помощь учителю ОБЖ авторами учебника Смирновым А.Т. и Хренниковым Б.О. разработаны методические рекомендации по проведению практических занятий на уроках ОБЖ.

На практических занятиях обучающиеся получают необходимые умения, которые позволят им выжить в различных ситуациях. Обучить ребенка предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать быстро и правильно - это и есть основная задача учителя ОБЖ, которая воплощается через систему практических занятий.

Список использованной литературы:

1.Просандеев, А. В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ [Текст] / А. В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №2. - 64 с

2.Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. - Новосибирск: НГАУ, 2008 - 166 с.

3.https://edu.gov.ru/press/1872/k-2024-godu-v-rossii-otkroetsya-16-tysyach-centrov-tochki-rosta/

© Купавцева Л. В., 2020 г.

УДК 37

Олешкевич М.В., директор МАОУ ДО ЦТО «Престиж» г. Красноярск, Россия Чимбар М. С., методист МАОУ ДО ЦТО «Престиж» г. Красноярск, Россия

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости создания организационно-( 6 )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.