Научная статья на тему 'К вопросу о принципах организации внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»'

К вопросу о принципах организации внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова И. С.

В статье рассматривается система принципов, состоящая из трех взаимосвязанных блоков, способствующая эффективной организации внеклассной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах организации внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»»

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

© Елизарова И.С.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Грецена,

г. Санкт-Петербург

В статье рассматривается система принципов, состоящая из трех взаимосвязанных блоков, способствующая эффективной организации внеклассной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» .

Основным направляющим положением, возникающим в результате анализа научно-педагогических закономерностей и практического педагогического опыта, являются принципы. Система принципов вооружает учителя некоторым универсальным алгоритмом деятельности на всех этапах обучения, систематизируя и организуя педагогические влияния.

Основополагающими стали принципы обучения, сформулированные Я.А. Каменским, в дальнейшем получившие развитие в работах многих ученых-педагогов. На данный момент строгого единства мнений различных ученых по формулировке принципов и их классификации не существует, но все различно сформулированные принципы отражают единые законы учебно-воспитательного процесса, и выступают как система. Для эффективной организации внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» нами была построена система наиболее важных принципов, учитывающая возможность достижения основополагающих целей предмета и целей современной школы на основе реализации субъект-субъектных отношений учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. В основу данной системы положен традиционный для отечественной педагогики личностно-деятельностный подход.

Система принципов обучения по ОБЖ состоит из трех блоков, каждый из которых регулирует деятельность, либо содержание определенных элементов педагогической системы обучения ОБЖ [1].

Первый блок состоит из совокупности организационных принципов, включающих в себя: принцип гуманистической направленности, принцип непрерывности и преемственности, принцип практичности, принцип гибкости и вариативности, принцип системности и последовательности.

Второй блок системы составляет общедидактические принципы. В него входят: принцип научности, принцип доступности, принцип прочности, прин-

* Аспирант кафедры Социальной безопасности, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ школы № 102 (г. Санкт-Петербург).

цип проблемности, принцип учета возрастных и индивидуальных способностей старшеклассников, принцип сочетания внеклассной работы по экологической безопасности и классных занятий по естественнонаучным дисциплинам.

Третий блок системы включает совокупность принципов учебной деятельности учащихся, к нему относятся: принцип развития активности, сознательности и самостоятельности учащихся, принцип ответственности, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм.

В рамках данной статьи дадим характеристику наиболее актуальных и значимых принципов организации внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Принцип гуманистической направленности, предполагающий признание ценности человека как члена коллектива, гражданина государства, жителя планеты Земля, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. Мтапш - «человечный». Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность - желаемой нормой отношений в обществе. Современное понятие гуманизма в педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Таким образом, принцип гуманистической направленности предполагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создания условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Принцип практичности. Успешная реализация принципа практичности в учебно-воспитательном процессе по основам безопасности жизнедеятельности заключается в подборе таких средств обучения, которые в максимально реалистической форме отражали бы опасные факторы объективной реальности, способствующие успешному применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Использование в обучении моделей реальных ситуаций, отбор содержания, отвечающего поставленной цели предмета ОБЖ, представляют собой основные условия реализации принципа практичности [1].

Принцип гибкости и вариативности содержания образования предполагает периодический пересмотр содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в данном виде образования и разнообразия образовательных программ, «ядром» которых является государственный образовательный стандарт.

Вариативность предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить учебно-воспитательный процесс специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения учебно-воспитательного процесса, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях.

Принцип системности и последовательности отражает уникальность науки «Безопасность жизнедеятельности», её способность интегрировать различные области теоретического знания и практической деятельности человека, отражая единство экосистемы. Принцип системности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Соблюдая этот принцип, учителю следует излагать новые знания в определенной системе: при изучении нового следует опираться на ранее усвоенное, подчеркивать основную идею темы, выделять главное, формировать у учащихся умение анализировать, обобщать и систематизировать изучаемые явления и факты. Принцип систематичности и последовательности обуславливается логикой самих учебных предметов, особенностями познавательной деятельности учащихся, соответствующей закономерностям их умственного и физического развития. Принцип систематичности ориентирует преподавателя на развитие понимания учащимися систематичности знаний путем установления взаимосвязей изучаемого материала, раскрытия единства целого и его частей, структуры и ее элементов. Следует добиваться, чтобы учащиеся осознавали приобретаемые знания как целостную систему. Достичь такого результата возможно при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей. Преподавателю необходимо привлекать на занятиях материалы других предметов так называемого интегративного характера.

Принцип систематичности и последовательности требует от самого учителя систематической и последовательной подготовки, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля над усвоением знаний и объективной оценки результатов учения. Из этого следует, что, чем больше аналитического подхода в системе преподавателя, тем большая вероятность того, что его работа будет успешной [3].

Принцип развития активности, сознательности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы. Кроме того, этот принцип предусматривает осмысление и творческий подход к организации учебно-воспитательного про-

цесса. Чтобы учащиеся вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых.

Сознательность учащихся неразрывно связана с их активностью в учебной деятельности. Активизации учащихся способствует организация познавательных и практических задач, которые должны находится в таком отношении к уже усвоенным знаниям, чтобы и известное вызывало бы постоянно возрастающее напряжение умственных сил обучаемых. Важное место в этом отношении занимают различные творческие задания, требующие активного мышления и самостоятельности в их выполнении [3].

Показателем сознательности и активности в учении являются успешное применение полученных знаний на практике, умения самостоятельно анализировать происходящие события, опираясь на усвоенные в процессе обучения теоретические положения.

Принцип ответственности. Реализация данного принципа имеет большое значение и призвана формировать у учащихся ответственное отношение к вопросам личной, общественной и государственной безопасности.

Ответственность как свойство личности характеризует социальную типичность личности. Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность отчитаться за свои действия [1].

Принцип взаимосвязи внеклассной работы по ОБЖ и классными занятиями по естественнонаучным предметам.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем -конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. Успеху взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия: количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таковым, чтобы одно не являлось помехой для другого; использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеклассной работе; использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности; содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности, деятельности коллективной, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создания единого проекта. Он осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Таким образом, представленные принципы образуют систему, целостное единство, скрепленное тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: принцип гуманистической направленности с принципом сознательности и активности. Вместе они отражают основные особенности организации внеклассной работы по ОБЖ. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса от целеполагания до рефлексии.

Список литературы:

1. Просандеев А.А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - № 2. - С. 34-38.

2. Сулла М., Сергеева О. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 1998. - № 8. - С. 10-12.

3. Хромов Н.И. Дидактические принципы обучения в курсе ОБЖ / Н.И. Хромов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 1. - С. 19-25.

РАЗВИВАЮЩИЙ УЧЕНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СИСТЕМЕ ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

© Киселева Е.В.*

Оболенская средняя общеобразовательная школа, Московская область, Серпуховский район, п. Оболенск

В статье рассмотрен вопрос применения школьного проблемного химического эксперимента в системе средств развивающего обучения.

* Учитель химии, аспирант кафедры Органической и биологической химии Московского государственного областного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.