Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДОСТУПНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олешкевич М.В., Чимбар М.С.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости создания организационнопедагогических условий в системе специальных условий доступной образовательной среды для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в учреждении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олешкевич М.В., Чимбар М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Практический метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся по отработке каких-либо навыков. Обычно учителем предлагается некоторый алгоритм выполнения, обучающиеся отрабатывают его. Этот метод можно применять, например, при изучении тем по оказанию первой помощи пострадавшим.

Проектный метод направлен на творческую самостоятельную работу учащихся. Решение проблемы, умело применение полученных знаний, позволят учащимся представить проект, например, в виде презентации, по темам о здоровом образе жизни.

Игровой метод позволяет учащимся смоделировать жизненную ситуацию, принять правильное решение в сложившихся условиях, приобрести определенный опыт.

Проблемный метод применяется очень часто, практически при прохождении любой темы. Решение проблемного вопроса способствует развитию творческого мышления учащихся. На практических занятиях можно применять метод-кейсов, частично-поисковый, эвристический методы.

Для проведения практических занятий курса ОБЖ требуется определенная материальная база. Многие учителя ОБЖ жалуются на отсутствие необходимого оборудования. На сегодняшний день в рамках проекта «Образование» открыто немало центров «Точка роста», в перечень которых входит и оборудованный кабинет ОБЖ. К 2024 году их планируется открыть до 16 тысяч. Это позволит многим школам проводить практические занятия по ОБЖ в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Подготовка учителя ОБЖ к практическому занятию требует немало знаний, усилий, но эта работа окупается сполна, у учащихся появляется интерес к предмету. В помощь учителю ОБЖ авторами учебника Смирновым А.Т. и Хренниковым Б.О. разработаны методические рекомендации по проведению практических занятий на уроках ОБЖ.

На практических занятиях обучающиеся получают необходимые умения, которые позволят им выжить в различных ситуациях. Обучить ребенка предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать быстро и правильно - это и есть основная задача учителя ОБЖ, которая воплощается через систему практических занятий.

Список использованной литературы:

1.Просандеев, А. В. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ [Текст] / А. В. Просандеев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №2. - 64 с

2.Скибицкий, Э. Г. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель. - Новосибирск: НГАУ, 2008 - 166 с.

3.https://edu.gov.ru/press/1872/k-2024-godu-v-rossii-otkroetsya-16-tysyach-centrov-tochki-rosta/

© Купавцева Л. В., 2020 г.

УДК 37

Олешкевич М.В., директор МАОУ ДО ЦТО «Престиж» г. Красноярск, Россия Чимбар М. С., методист МАОУ ДО ЦТО «Престиж» г. Красноярск, Россия

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальный вопрос необходимости создания организационно-( 6 )-

педагогических условий в системе специальных условий доступной образовательной среды для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова:

обучающиеся с ОВЗ, специальные условия, доступная образовательная среда, учреждение дополнительного образования.

Создание доступной образовательной среды в образовательном процессе учреждений дополнительного образования - необходимое требование современного российского законодательства. В соответствии с положениями Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1]. Создать доступную образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в учреждении дополнительного образования возможно через создание системы специальных условий, в число которых входят: программно-методические, кадровые, технические и организационно -педагогические условия.

Программно-методические, кадровые, технические условия доступного образования определены Федеральным законом № 273 «Об образовании в РФ» (ст.79), организационно-педагогические условия входят в число «других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Невозможно освоение дополнительных образовательных программ без создания организационно-педагогических условий, которые включают следующие направления педагогической деятельности:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

2. Психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных детей.

3. Система консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, посещающих занятия в объединениях дополнительного образования.

В работу по данным направлениям включается весь педагогический коллектив, деятельность которого сосредотачивается на:

1. Организации образовательного процесса ребенка с ОВЗ (сопровождение психологом (при необходимости), адаптации дополнительных программ; динамическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью особого ребенка педагогом дополнительного образования и (или) педагогом-психологом.

2. Проведении мероприятий:

- по формированию представлений друг о друге у нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

3. Организация психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) всех обучающихся Центра творческого образования «Престиж».

В зависимости от образовательных потребностей особого ребенка и его возможностей выстраивается траектория получения дополнительного образования:

- занятия в детских объединениях по дополнительной программе (в группе и индивидуально);

- занятия в детских объединениях по адаптированной дополнительной образовательной программе, индивидуальному учебному плану;

- индивидуальные занятия по адаптированной дополнительной образовательной программе, индивидуальному учебному плану;

- занятия по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор образовательного маршрута в учреждении дополнительного образования происходит по запросу и с согласия родителей (законных представителей) после предоставления документации (рекомендации ПМПК, ИПР); написания заявления родителями (законными представителями) в МАОУ ДО

ЦТО «Престиж», проведения беседы педагога и психолога с родителями (законными представителями).

Для системного отслеживания результатов освоения дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, а также адаптированных дополнительных образовательных программ создается карта мониторинга результатов для каждого ребенка.

Второе направление деятельности по созданию организационно-педагогических условий концентрируется на формировании толерантного отношения у нормально развивающихся детей к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Среди многообразие педагогических инструментов для формирования толерантного отношения (игры, упражнения, коллажи) самыми эффективными являются приемы, воздействующие на эмоциональную сферу человека, -невербальные, проективные и т. п. Упражнения и темы занятий должны подбираться таким образом, чтобы участники на личном опыте могли почувствовать, что значит «ограниченные возможности». Основой для изменений в поведении обучающихся может быть лишь опыт личных переживаний. Такой опыт дает возможность наглядно и глубоко почувствовать себя на месте другого. В такие занятия целесообразно включать просмотр и обсуждение мультфильмов, которые грамотно раскрывают для нормотипичных сверстников проблемы, с которыми приходиться сталкиваться особым детям. Также для создания атмосферы уважения и доброжелательности в занятия включаются беседы, мини лекции с целью информирования детей друг о друге.

Работа с родителями (законными представителями) является обязательной частью психолого-педагогической деятельности коллектива Центра, поскольку донесение правильной информации (через всевозможные формы работы с родителями) о детях с особенностями развития до родителей нормотипичных детей, принятие ими ситуации инклюзии влияет на понимание и принятие особенных обучающихся в центре дополнительного образования всеми детьми и родителями (законными представителями).

Таким образом, для создания доступной образовательной среды в учреждении дополнительного образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей необходимо создание системы условий, неотъемлемой частью которой должны стать организационно-педагогические условия.

Список использованной литературы: 1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

© Олешкевич М.В., Чимбар М.С., 2020

УДК 372.462

Е.О. Янина

учитель начальных классов, Г. Тольятти, РФ

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИНТАКСИСА

Аннотация

Повышение качества обучения школьников - одна из главных задач, стоящих перед школой. Изучение синтаксиса - интересная и важная тема, изучая которую, дети приобретают многие знания и умения. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, у ребенка появляется уверенность в себе. Но знакомство с этой темой вызывает значительные затруднения у детей и часто потерю интереса к ней. Эффективность обучения напрямую зависит от активности ученика во всех этих процессах. Чтобы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.