УДК 159.922.7
ДЕТИ, МЕНЯЮЩИЕ НАШ МИР
Антошечкина Галина Константиновна.
Красноярск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», [email protected].
Литвинова Анастасия Геннадьевна.
Красноярск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», [email protected].
Викторук Елена Николаевна.
Красноярск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», профессор, заведующая кафедрой филологии, социологии и религиоведения.
Аннотация. Рассматривается история отношения различных эпох и обществ к рождению и существованию детей с различными нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии. В современном обществе государство объявляет смену отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от жалости до признания их равноправными, полноценными гражданами России и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции их в социум. Не остаётся в стороне и Красноярский край от данных тенденций, которые отражены в статье.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, история отношения различных эпох и обществ к рождению и существованию детей с различными нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии, специальные учебные заведения, интегративный подход к обучению, гуманистическая эволюция общества.
CHILDREN WHO CHANGE OUR WORLD
Antoshechkina Galina.
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected].
Litvinova Anastasia.
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University, [email protected].
Viktoruk Elena.
Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University, professor, the head of the Department of Philology, Sociology and Religious Studies.
Abstract. The article observes a change of society's attitude towards the birth and existence of children with various disabilities in mental and physical development from pity to recognition them as equal citizens of Russia, and reflects the state tendency in implementing the course of integrating them into society.
Key words: children with special educational needs, children with disabilities, society's attitude towards the birth and existence of children with various disabilities in mental and physical development, special educational institutions, integrative approach to learning, humanistic evolution of society.
Общество всегда относилось неоднозначно к детям с ограниченными возможностями здоровья. Люди испытывали на протяжении многих веков к ним противоречивые чувства - от злости и ненависти до жалости и сочувствия.
Дж. Ньюман считает, что отношение к людям с нарушениями в развитии формируются в результате исторических процессов, которые руководствуются философскими понятиями гуманизма и прав человека, являются частью западной культуры с древних времён и до наших дней [8].
В первой половине ХХ в. известный дефектолог В.П. Кащенко ввел в научную лексику выражение «дефективные дети». К этой категории относились преимущественно дети с различными аномалиями развития, чаще всего обусловленными органическими недостатками.
Одновременно с этим термином В.П. Кащенко стал использовать термин «исключительные дети» - в эту категорию входили дети, имеющие аномалии, связанные с неблагоприятными социальными ситуациями при первичной нормальной психосоматической конституции [2, с. 183].
Согласно исследованиям В.А. Постоевой, в начале 20 века по отношению к детям с отклонениями в развитии применялся термин «аномальные дети» [4, с. 34].
Последующее изменение терминологии области терминологии области педагогического знания, занимающейся изучением детей с нарушениями развития, связано с изменением отношения мирового сообщества к людям с ограниченными возможностями.
В Англии в 1978 году исследователь Мэри Уорнок впервые использовала термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» [5, с. 79].
В трудах выдающегося учёного Л.С. Выготского «Основы дефектологии», «Принципы социального воспитания глухонемых детей» обоснована идея необходимости изменения отношения общества к аномальным детям. Более того, Выготский считал, что основной задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путём.
В ранних обществах дети с ОВЗ считались обузой, неполноценными членами общества, у которых нет будущего смысла существования. В эпоху раннего Средневековья представление о физических дефектах понималось как наказание за грехи предков. Часто таких детей сторонились, пытались изолировать их [6, с. 8-13].
По мере взросления и становления человеческого общества, роста материального благосостояния отношение к детям с ОВЗ менялось в положительную сторону. В странах Запада детей с ОВЗ стали воспринимать как равноправных членов социума, при этом нуждающихся в удовлетворении потребностей, которые общество должно реализовывать.
В истории становления человеческой цивилизации выделяют несколько периодов, показывающих, как менялось отношение общества к детям с ОВЗ.
Первый период - период от агрессивного настроения к осознанию необходимости заботится о людях, имеющих дефекты в развитии.
Второй период - обретение ребенком с особыми образовательными потребностями права на призрение. Началом периода является открытие в Париже школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.).
Третий период - обретение права на специальное обучение слепыми, глухими и умственно отсталыми детьми.
Четвертый период - получение возможности и права на специальное обучение. Обществу приходит понимание того, что все дети, имеющие какой-либо дефект в развитии должны иметь образование, обучаться.
Пятый период - основан на том, что дети с ОВЗ имеют право как на специальное, так и на интегрированное обучение, в которое вовлечены все высокоразвитые страны. В данный период происходит перестройка основ специального образования в западноевропейских странах, специальных школ становится меньше, увеличивается количество специальных классов в общеобразовательных школах.
По данным социологического исследования «Отношение общества к детям с ОВЗ», выполненного по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2016 г. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», большинство опрошенных жителей России считают, что особенным детям не место в школах-интернатах и любой ребёнок должен воспитываться в семье. Также большинство респондентов абсолютно согласны с тем, что дети с ОВЗ, при условии заботы об их адаптации и образовании, смогут независимо от других обеспечивать себя и внести вклад в общественную деятельность, так как не отличаются от остальных детей по своим человеческим качествам.
Около половины россиян (45,2%) полагают, что чаще всего люди эмоционально положительно реагируют на присутствие ребенка-инвалида в общественных местах. Эмоционально отрицательно (с раздражением, испугом) реагируют 20 % опрошенных и 24% безразлично присутствие особенных детей [3, с. 17-28].
В современном обществе государство объявляет смену отношения к детям с ОВЗ от жалости до признания их равноправными, полноценными гражданами России и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции их в социум. Не остается в стороне и Красноярский край от данных тенденций. Помощь детям с ОВЗ на протяжении многих десятилетий являлась приоритетным направлением деятельности руководства края.
В 1922 году в городе Красноярске было открыто первое специализированное учреждение для обучения глухих детей. В 70-80-е годы прошлого века сеть специальных учреждений приумножилась школами для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта, речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 2003 году в крае была принята первая концепция специального образования, основной целью которой являлась консолидация ресурсов государственных и муниципальных учреждений в создании условий для обучения детей с ОВЗ [7, с. 3].
Для того чтобы обеспечить высокий уровень социальной, психологической адаптации детей с ОВЗ, в крае активно развивается инклюзивное образование и реализуется программа «Доступная среда», направленная на создание безбарьерного городского пространства. Краевая системы образования выстроена таким образом, что при развитии инклюзивного образования сохраняются специальные школы, детские сады, школы дистанционного образования для детей-инвалидов [1, с.13 ].
Образование детей с ОВЗ осуществляется либо инклюзивно в обычных классах, либо в отдельных классах или группах. В 2016-2017 учебном году инклюзивное образование предоставляется около 6,5 тыс. детей с ОВЗ. По сравнению с 2015-2016 учебным годом количество детей с ОВЗ обучающихся инклюзивно возросло на 613 обучающихся (было 5 931). При этом сокращается число детей, обучающихся в муниципальных школах в отдельных классах, группах [1, с. 12].
В Красноярске и Красноярском крае реализуется большое количество культурно-спортивных мероприятий для детей с ОВЗ. Каждый год среди обучающихся государственных бюджетных специальных образовательных учреждений проводится краевой фестиваль творчества «Поверь в себя!», олимпиада «Мир вокруг нас», конкурс «Лучший по профессии», соревнования по баскетболу, лёгкой атлетике, лыжные гонки, «Весёлые старты», способствующие развитию творческих способностей, физических возможностей и адаптации в социуме.
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры «Красноярская специальная библиотека» представляет собой место реабилитации инвалидов по зрению. За счет бюджета края в библиотеку приобретено уникальное оборудование для осуществления социальнокультурной реабилитации инвалидов - «Читающая машина», позволяющее слепому ребёнку читать плоскопечатные тексты с помощью синтеза речи. В Красноярском краевом краеведческом музее для детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатно организуются экскурсии по музею, проводятся специальные уроки, творческие занятия, концерты.
МБУ СО Центр «Радуга» разрабатывает различные интересные проекты: «Со спортом по жизни», «В гостях у сказки», «Творческая мастерская», «Учебно-тренировочная квартира».
Клуб «Открытые сердца» осуществляет работу по нескольким направлениям: театральная студия «Открытый театр» и программа «Спорт +». В
клубе проводятся занятия по развитию моторики, двигательных навыков у ребенка.
МБУ «Сознание» организует модные среди молодых людей флешмобы, акции, включающие в себя идеи равноправия, толерантности.
Начиная с 2003 года муниципальное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» начало свое сотрудничество с Городской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) г. Санкт-Петербурга. Итогом совместной деятельности стали успешно реализованные социальные проекты, направленные на социальную адаптацию людей с инвалидностью. Один из них - участие детей и подростков Кировского района г. Красноярска в фестивале изобразительного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Царскосельский вернисаж».
В творческих студиях Центра «Престиж» вместе с остальными детьми уже занимаются дети с ОВЗ. Сотрудники Центра (психологи, логопеды, педагоги-организаторы, методисты) имеют опыт работы с детьми ОВЗ по организации праздничных событий для детей с расстройствами аутистического спектра, детей с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Целью деятельности МАОУ ДО ЦТО «Престиж» является создание образовательного пространства, включающего в себя разные виды деятельности, способствующего самоопределению и личностному развитию каждого ребёнка как субъекта образовательного процесса. В цель заложена ориентация на личностное развитие, на формирование успешной социально значимой позиции и построение своего образа будущего.
«Мумми Дом» - уникальный центр. Помимо общеразвивающих и оздоровительных мероприятий центр помогает семьям, в которых есть ребёнок с особенностями в развитии, а правильнее сказать - с особыми потребностями. Комплексный подход, качественная диагностика и всестороннее воздействие даёт обязательный результат. Самое главное отличие работы «Мумми Дома» от развивающих центров - это комплексность подхода к коррекции нарушений. От государственных центров его отличает более широкий спектр услуг и возможности для внедрения инновационных технологий и методик, а также обучение специалистов российским и зарубежным технологиям. Работа с ребёнком всегда начинается с диагностики и поиска причины нарушения, после чего и строится индивидуальная программа для конкретного ребёнка и его родителей.
Центр «Эго» создан с целью оказания своевременной квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам от 3 до 18 лет, имеющим проблемы в обучении, развитии, поведении, социальной адаптации и реализации дополнительных образовательных программ социально-педагогической направленности.
Так, в Красноярске и крае усилиями государства и общественных организаций формируется этика отношения к детям с ОВЗ как к активным членам общества, как к людям, имеющим желание и возможность всестороннего развития и интеграции в трудовую деятельность и творчество. То, что сегодня делается в городе для особых детей и их семей подтверждает открытость
общественности к их проблемам и готовность включаться в решение их проблем, создавать условия для активного участия особенных детей в жизни города. А это значит, что фундамент инклюзивной философии в нашем замечательном, богатом, просторном крае уже заложен.
Совместно с особенными детьми мы закладываем город будущего с новой культурой - город, в котором хочется жить. Дети с особыми образовательными потребностями меняют мир, судьбу человечества, все сферы жизни общества. Они способствуют нашему нравственному, духовному подъему. Заставляют нас эволюционировать внутренне.
Библиографический список:
1. Введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): от теории к практике. Материалы III Краевого педагогического форума / под ред. И.П. Цвелюх, М.В. Холина, С.В. Шандыбо. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. унт им. В.П. Астафьева, 2017. - 280 с.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. - Москва: Академия, 2010. - 304 с.
3. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. - Москва: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 72 с.
4. Постоева В.А. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. - 292 с.
5. Ратнер Ф.Л. История становления и развития идей инклюзивного образования // Исторические, философские, политические и юридические науки Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 12. - С. 162-163.
6. Циткилов П.Я. История социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 279 с.
7. Шандыбо С.В. Практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: специфика, принципы, задачи // Сотрудничество. - 2010. - № 2-3. - С. 12.
8. Newman, J. Handicapped persons and their families: Philosophical, historical, and legislative perspectives / J. Newman. - In : The family with a handicapped child / M. Seligman (ed.). - 2nd ed. - Boston : Allyn & Bacon, 1991. - Pp. 1. - 26.