Научная статья на тему 'Условия организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве Центра дополнительного образования г. Красноярска'

Условия организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве Центра дополнительного образования г. Красноярска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2221
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ ИНВАЛИДЫ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чимбар Марина Сергеевна

В статье представлен опыт организации условий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве дополнительного образования. Описана работа педагогов Центра творческого образования по организации доступной образовательной среды для детей с ОВЗ и детей инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чимбар Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве Центра дополнительного образования г. Красноярска»

79

УДК 376

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КРАСНОЯРСКА

Чимбар М. С., педагог-организатор МАОУ ДО «Центр творческого образования «Престиж»; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

В статье представлен опыт организации условий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве дополнительного образования. Описана работа педагогов Центра творческого образования по организации доступной образовательной среды для детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дополнительное образование, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, особые образовательные потребности.

В настоящее время в России происходят глобальные системные изменения процесса образования и содержания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов является создание условий для успешной социализации. Реализовать данную задачу невозможно без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых необходимо и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно федеральному закону № 273 «Об образовании в РФ» и вступившему с 1 сентября 2016 года в силу федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей и т.д.)

В национальной доктрине образования Российской Федерации, реализуемой до 2025 г. отмечается, что особая роль в развитии склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей принадлежит дополнительному образованию.

Дополнительное образование способно расширять возможности творческого развития детей, формирования компетенций, выявления интересов, реализации потребностей в развитии, мотивации к

самообразованию в течение всей жизни, выстраиванию успешных индивидуальных траекторий, к эффективному реагированию на современные вызовы к способностям и возможностям человека, становлению самодостаточной личности. Кроме того, на сегодняшний день дополнительное образование детей выполняет функцию «социального лифта», предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Система дополнительного образования является мощным ресурсом для формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ, для подготовки детей к выстраиванию успешных траекторий общения с социумом. [2, с. 124].

В Красноярском крае, как и по всей стране, происходят активные (ре)организационные процессы развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Ученые и практики отмечают, что наш край имеет «хорошую» историю становления (запуска) инклюзивного образования практически на всех уровнях образовательной вертикали. Сегодня история «запуска» инклюзивного образования имеет положительное продолжение - освоение новых образовательных стандартов обучающихся с нарушениями в развитии посредством дополнительного образования [1,с.44].

С 1 сентября 2016 года МАОУ ДО «Центр творческого образования «Престиж» реализуется проект «Социализация и творческое развитие детей -инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Центра». Цель проекта - развитие специальных интересов и творческих способностей у детей с ОВЗ, детей - инвалидов путем включения их в разнообразные виды деятельности. Проект ориентирован на детей от 3 до 18лет.В рамках проекта разработана социально-педагогическая программа, которая направлена на развитие способностей, талантов детей-инвалидов (интеллектуальное развитие, художественное, творческое), общение детей в среде детского сообщества, социокультурную адаптацию.

На начальном этапе организационного периода были выявлены дефициты и потребности учреждения, проведен анализ системы обучения и развития детей, изучена нормативно-правовая документация, регламентирующая введение инклюзии в пространство дополнительного образования. Разработаны локальные акты Центра: приказ о назначении ответственного за введение инклюзивного образования для детей с ОВЗ и детей -инвалидов; Положение «О реализации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в центре дополнительного образования», Положение «Об организации деятельности сенсорной комнаты», «Дорожная карта». Заключены договора с организациями-партнерами по реализации

инклюзивного образования: КГПУ им. В.П. Астафьева, Международный институт аутизма, Красноярская общеобразовательная школа-интернат №9, МАУ ЦППМ и СП «ЭГО» №8, общественные организации:

80

«Свет надежды», «Живое дыхание». Разработана система подготовки педагогических кадров по работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзии: проведена серия семинаров, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование толерантности, инклюзивной культуры педагога при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, информирование педагогов о характере различных психофизических нарушений у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Для реализации данного направления создана сенсорная комната (или комната для психологической разгрузки), оснащенная специальным оборудованием, предназначенным для оказания комплексной психофизиологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям - инвалидам. Возможности сенсорной комнаты позволяют обеспечить сменяемость видов деятельности, снятия психоэмоционального, мышечного напряжения, переключения внимания, что благоприятно сказывается на интеллектуальном, творческом и эмоциональном развитии ребёнка.

Вся работа по организации образовательного процесса проводиться с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей, собственных интересов и увлечений ребенка, запроса родителей. Родители как основные эксперты по развитию и воспитанию детей дают объективную оценку развития своих детей с самого рождения. По результатам бесед с родителями, проведения совместных мероприятий, наблюдений за ребенком на занятиях выявлялись его особенности, специфики его интересов, сильные стороны, дефициты индивидуального развития, которые фиксируются в психолого-педагогической карте ребёнка. Особое значение уделяется разработке и реализации индивидуального учебного плана ребенка, который предусматривает адаптацию содержания учебного материала по дополнительной образовательной программе, реализуемой в объединении, студии. Индивидуальный учебный план ребенка разрабатывался в соответствии с его индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью выраженности.

Многие трудности обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями обусловлены тем, что им необходим период адаптации к различным условиям в образовательной среде. Даже при потенциально высоком интеллектуальном развитии многие дети не могут без специальной психолого-педагогической помощи освоить навыки общения и социального взаимодействия, влиться в коллектив сверстников. Поступление ребенка в Центр дополнительного образования может произойти в любое время учебного года, поэтому процесс адаптации ребенка к учреждению будет организован специальным образом[4, с. 67]. Чтобы ребенок мог плавно войти в пространство образовательного учреждения, социализироваться в кругу своих

сверстников, его сопровождает педагог, имеющий курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Первое посещение - это знакомство ребенка с пространством учреждения, педагогами. Постепенно педагог знакомит ребенка с детским коллективом объединения (студии), вовлекает в свободную деятельность с другими детьми, организовывает игры в рекреациях Центра.

Деятельность, направленная на введение инклюзии в пространство дополнительного образования не ограничивалась работой только с детьми с особыми образовательными потребностями. С целью повышения родительской грамотности в вопросах касающихся толерантного отношения к детям с ОВЗ, детям-инвалидам и их родителям, администрацией Центра совместно педагогическим коллективом были проведены родительские собрания, консультации, разработаны буклеты, памятки. С детьми, посещающими детские объединения (студии) Центра, педагогами проведены беседы по воспитанию толерантного отношения к детям с особенностями в развитии. На занятиях создана благоприятная психологическая обстановка, обеспечивается поддержка в преодолении возникающих трудностей творческих начинаний.

Для фиксации индивидуальной динамики и перспективы развития каждого ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в процессе его обучения и социализации разработана система мониторингового исследования, одна из составляющих которой является «карта наблюдения ребёнка», позволяющая отследить уровень сформированности коммуникативных компетенций (навыки общения со сверстниками), развитие творческих способностей и интересов детей.

Таким образом, к условиям организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в пространстве дополнительного образования являются: 1) разработка локальных актов учреждения, 2) подготовка педагогических кадров (прохождение курсов повышения квалификации,), 3) подготовка образовательного пространства (создание доступной среды и оснащение информационно-техническими средствами), 4) разработка индивидуальных учебных планов и системы мониторинга результатов, 5) разработка и проведение воспитательных мероприятий (по формированию толерантного, уважительного отношения к детям с ОВЗ) [3].

Источники и литература:

1. Агаева, И.Б. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др. -Красноярск: Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева, 2015. - 304с.

2. Беляева, О.Л. К вопросу об инклюзивном и интегрированном образовании младших школьников с нарушенным слухом / О.Л. Беляева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - №3 (29).- С. 124-126.

3. Беляева, О.Л. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушенным слухом)/О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33).- С. 6-10.

4. Козырева, образование: опыт, монография / О.А. Краснояр.гос.пед.ун-т 148с.

О.А. Инклюзивное проблемы и перспективы Козырева. - Красноярск: им.В.П. Астафьева, 2015. -

5. Козырева О.А., Стоянова Е.И. Дефиниции «готовность», «инклюзивная готовность» будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования как предмет исследования//Инновационные проекты и программы в образовании. №5. - 2016.- С. 39-45

6. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии // Школьный логопед. 2014. № 4. - С 58-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.