84
УДК 371
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Сырвачева Л.А., канд.псих.н,. доцент кафедры коррекционной педагогики ИСГТ КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Цуканова С.В. магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
В статье представлены результаты изучения психологической и интеллектуальной готовности педагогических сотрудников детских садов к реализации инклюзивного образования
Ключевые слова: инклюзивное образование, педагоги, дошкольники с ограниченные возможностями здоровья, дошкольные
образовательные учреждения, готовность.
Приоритетным направлением
государственной политики России на сегодняшний день становится инклюзивное образование. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» было введено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся независимо от их образовательных возможностей и (или) физиологических и психологических особенностей.
В 79 статье Закона сказано, что образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может быть организованно совместно с другими обучающимися и теперь родители вправе выбирать образовательное учреждение для ребенка независимо от его психофизиологических особенностей. Инклюзивное образование необходимо начинать с дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в связи с тем, что именно детские сады являются самой первой инклюзивной средой, в которую входит ребенок с ОВЗ[10]. По материалам Главного управления образования количество таких детей в 2015-2016 учебном году составило 3233 человека. В таблице 1 приведена статистика количества детей с ограниченными возможностями здоровья по категориям с учетом районов г. Красноярска [8].
Таблица 1
Количество детей с ОВЗ по районам г. Красноярска
№ Район всего Наруше ння слуха Нарушен ня зрения Наруше ння речи ЗПР ОДА Аутизм Умстве иная отстало сть
1 Ж/дорож Централь 372 18 346 1 3 4
2 Кнровскн 194 1 66 76 1 1 49
3 Ленин скн 432 2 11 391 20 2 б
4 Октябрьс £ВН 788 72 555 4 154 1 2
г Свердлов скин 298 13 269 10 1
б Советски 1149 1 91 868 7 151 1 30
7 Итого 3233 35 240 2505 12 331 18 92
Как мы видим из табличных данных, дети с ОВЗ в достаточно большом количестве инклюзированы в детские сады, и их количество с каждым годом будет увеличиваться.Инклюзивное образование предъявляет новые требования к педагогам, и одним из важнейших вопросов является вопрос: «Насколько педагогические сотрудники детских садов готовы к работе с ребенком с ОВЗ, готовы ли педагоги психологически и интеллектуально к принятию таких детей?»
При изучении психолого-педагогической литературы нам не удалось найти работ по изучению данного вопроса в дошкольном образовании, хотя найдены работы по изучению готовности педагогического персонала школ к инклюзивному образованию. Так Алехина С.В. в своих работах выделяет структуру психологической готовности педагогов общеобразовательных школ и определяет ведущую роль педагога в инклюзивном образовательном процессе; Кузьминой О.С представлены трудности педагогов, с которыми они сталкиваются чаще всего в инклюзивном образовательном процессе, а также представлен их анализ; Волосовец Т.В. рассматриваются такие проблемы школьного инклюзивного образования как отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательных школ, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, отсутствие знаний по особенностям психологического и физиологического развития детей с ОВЗ [1, 2, 3, 5] и др.
Анализ работ, посвященных готовности педагогических сотрудников к реализации инклюзивного образования показал, что данными исследованиями охвачено, в основном, школьное образование, а в дошкольном образовании вопрос готовности педагогов остается не разработанным. В связи с этим наше исследование по изучению готовности педагогического персонала дошкольных образовательных учреждений к реализации инклюзивного образования является актуальным.
Цель исследования - изучение психологической и интеллектуальной готовности педагогов ДОУ к работе с детьми с ОВЗ.
Под психологической готовностью мы будем понимать психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов, которое помогает выполнять рабочие обязанности, сохранять самоконтроль и уметь перестраивать свою деятельность в связи с непредвиденными ситуациями и препятствиями [6].
В своем исследовании мы взяли за основу структуру психологической готовности,
представленную Алехиной С.В.. Автор выделяет следующие компоненты:
• эмоциональное принятие детей с
ОВЗ;
• готовность включать детей с ОВЗ в деятельность на занятии;
• удовлетворенность своей педагогической деятельностью[1].
85
Для формирования состояния
психологической готовности требуются следующие взаимосвязанные действия:
- осознание своих потребностей, а также требований общества;
- понимание и оценка условий предстоящих событий, актуализация опыта;
- определение наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;
- прогнозирование проявления своих эмоциональных, интеллектуальных, волевых и мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей и необходимости достижения определенного результата;
- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей[6].
Под интеллектуальной готовностью мы будем понимать наличие у педагогов знаний по особенностям психического и физического развития детей с отклонениями в развитии.
В своем исследовании мы взяли за основу структуру профессиональной готовности Алехиной С.В [1], так как информационная осведомленность педагога об основных положениях инклюзивного образования будет являться основой для его профессиональной позиции. Нами выделены следующие компоненты структуры интеллектуальной готовности:
• информационная готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагогики;
• готовность педагогов моделировать занятие и использовать вариативность в образовательном процессе;
• знание индивидуальных особенностей детей с ОВЗ;
• готовность к профессиональному взаимодействию и обучению
Исследование проводилось на базе Красноярского информационно-методического центра, для исследования нами была разработана анкета. В анкетировании приняли участие 92 педагогических сотрудника всех районов г. Красноярска, из них 95% -воспитатели, 3% - логопеды и учителя-дефектологи и 2% - детские психологи. Ниже представлены результаты анкетирования педагогических сотрудников ДОУ.
Рассмотрим ответы на вопросы анкеты в рамках структуры психологической готовности, к которой мы отнесли вопросы № 1, 2, 3, 5, 8, 9, 12 и13.
На первый вопрос: «Понимаете ли Вы особенности инклюзивного образования?» 38% педагогов ответили, что не имеют представлений об особенностях инклюзивного образования. На второй вопрос: «Ваше отношение к инклюзивному образованию» 65,1% педагогов высказали отрицательное отношение к инклюзивному образованию, либо, что они не имеют четкой позиции. Качественная обработка результатов показала, что
большинство респондентов незнакомы с основными принципами инклюзивного образования, или имеют недостаток информации по данному вопросу.
Понимаете ли Вы осооенности инклюзивного образования? Баше отношение к инклюзивному образованию? (да -положительное, нет - отрицательное).
Готовы ли Вы психологически к работе с детьми с ОВЗ?
Обладаете ли Вы знаниями об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ9
В каких образовательных учреждения должен осуществляться образовательный процесс детей с ОВЗ?
а) в специализированных учреждениях:
б) в обычных ДОУ (в комбинированных или компенсирующих группах);
в) на дому._
Может ли инклюзивное образование оказать положительное влияние не только на детей с ОВЗ. но и на их здоровых св ерстников ?
Определите уровень Ваших знаний об особенностях развития детей с разными видами нарушений:
а) в рамках программы ВУЗа (колледжа);
б) участвовал в семинарах
в) необходимо дополнительное обучение.
Согласитесь ли Вы пройти профессиональную переподготовку9
Что необходимо для успешной реализации инклюзивного образования в ДОУ?
В своей работе, с какими детьми с ОВЗ Вы наибольшие затруднения?
а) множественные нарушения;
б) расстройства аутистического спектра;
в) интеллектуальные нарушения;
г) нарушения речи;
д)нарушения опорно-двигательного аппарата;
е) нарушения слуха;
ж) нарушения зрения._
В чем Вы испытываете наибольшие трудности при проведении непосредственно образовательной деятельности?
а) затруднения в планировании, моделировании занятия:
б) затруднения в подборе методов и форм реализации образовательной деятельности;
в) затруднения в проведении самого занятия одновременно для ребенка с ОВЗ и остальными детьми без нарушений в развитии.
Оцените свой уровень толерантности по отношению к детям с
ОВЗ.
а) высокий
б) средний
в) низкий
Оцените уровень удовлетворенное] деятельности в условиях и
б) средний
i педагогической
62 34,7
38 31,5
Затру днили
На наш взгляд, одной из причин негативного отношения к инклюзии является отсутствие программно-методического обеспечения педагогов, так как 36% педагогов на девятый вопрос «Что необходимо для успешной реализации инклюзивного образования в ДОУ?», ответили, что им не хватает именно программно-методического обеспечения. Эту же причину указывают и педагоги школ, по данным Волосовец Т.В..
На третий вопрос: «Готовы ли Вы психологически к работе с детьми с ОВЗ?» 13% педагогов ответили отрицательно, 70% затруднились ответить и лишь 17% педагогов готовы работать с детьми с ОВЗ.
На пятый вопрос: «В каких образовательных учреждения должен осуществляться образовательный процесс детей с ОВЗ?» 52% респондентов ответили, что образовательный процесс должен осуществляться только в специализированных учреждениях, а 2% ответили, что такие дети должны быть только на домашнем обучении. Как мы видим более половины педагогов не считают возможным обучение детей с ОВЗ в массовых дошкольных учреждениях.
На двенадцатый вопрос: «Оцените свой уровень толерантности по отношению к детям с ОВЗ»11% педагогов оценили его как низкий, а 45% определили средний уровень толерантности.
86
На тринадцатый вопрос: «Оцените уровень удовлетворенности своей педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования»30% респондентов определили его как низкий.
Как видно из табличных данных большинство педагогических сотрудников негативно относятся к инклюзивному образованию, не готовы психологически к работе с детьми с ОВЗ, испытывают затруднения в принятии детей с нарушениями в развитии, считают, что образовательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться только в специализированных учреждениях и не удовлетворены своей педагогической деятельностью в условиях инклюзивного образования.
Рассмотрим ответы на вопросы в рамках структуры интеллектуальной готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Ответы на вопросы № 4, 6, 7, 8, 10 и 11.
На четвертый вопрос: «Обладаете ли Вы знаниями об особенностях психического и физического развития детей с ОВЗ?»70% опрошенных педагогов ответили отрицательно.
На шестой вопрос: «Может ли инклюзивное образование оказать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на их здоровых сверстников?» 58% педагогов ответили отрицательно, либо затруднились ответить, считая, что инклюзивное образование скажется негативным образом на детях без отклонений в развитии.
На седьмой вопрос: «Определите уровень Ваших знаний об особенностях развития детей с разными видами нарушений» 68% респондентов ответили, что нуждаются в дополнительном обучении, так как в рамках программы Вуза или колледжа, где обучались педагоги, информации либо не было, либо было недостаточно.
На восьмой вопрос: «Согласитесь ли Вы пройти профессиональную переподготовку?» 86 % ответили положительно, 10 % затруднились ответить и лишь 4% респондентов дали отрицательный ответ, объяснив свою позицию тем, что зачастую, на курсах переподготовки они получают только теоретическую информацию, а как применить её на практике не понимают.
На десятый вопрос: «В своей работе с какими детьми с ОВЗ Вы испытываете наибольшие трудности?» педагоги ответили, что испытывает трудности именно с теми детьми ОВЗ, с которыми они работают на данный момент.
На одиннадцатый вопрос: «В чем Вы испытываете наибольшие трудности при проведении непосредственно образовательной деятельности?»
36% респондентов ответили, что самое сложное для них это проведение самого занятия, где вместе с детьми без нарушений в развитии есть дети с ОВЗ.
34% педагогов испытывают трудности в планировании совместных занятий.
30% педагогов затрудняются в подборе форм и методов проведения занятия.
Как видим из табличных данных, педагоги не готовы интеллектуально к реализации инклюзивного образования, так: 70% респондентов ответили, что не обладают знаниями о психических и физиологических особенностях детей с ОВЗ; 27% педагогов считают, что инклюзивное образование не может оказать положительное влияние ни на детей с ОВЗ, ни на здоровых детей. Все педагоги испытывают трудности либо в планировании совместных занятий, либо в подборе форм и методов проведения занятий, либо в проведении самого занятия, где вместе с детьми без нарушений в развитии есть дети с ОВЗ.
Однако, по результатам исследований большинство педагогов понимают и осознают свои дефициты в знаниях и 86% респондентов готовы пройти курсы переподготовки, а 26% педагогов регулярно принимают участие в различных семинарах по инклюзивному образованию.
Процесс психических и ценностных изменений профессиональных компетентностей педагогов дошкольных образовательных учреждений является важнейшим этапом для реализации инклюзивного образования. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно. Его организация связана с изменениями на нравственном, ценностном уровне [3].
По результатам исследований можно сделать вывод, что педагогические сотрудники ДОУ не готовы к реализации инклюзивного образования ни психологически, ни интеллектуально. Большинство педагогов не обладают знаниями о психических и физиологических особенностях детей с ОВЗ; негативно относятся к инклюзивному образованию, не готовы психологически к работе с детьми с ОВЗ, испытывают затруднения в принятии детей с нарушениями в развитии, считают, что образовательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться только в специализированных учреждениях и не удовлетворены своей педагогической деятельностью в условиях инклюзивного образования. Как видим, проблема неготовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе с такими детьми стоит довольно остро. Но, не смотря на все сложности переходного периода к инклюзивному образовательному пространству, большинство педагогических сотрудников готовы остаться в своей профессии и продолжать свою работу, понимают и осознают свои дефициты в знаниях и готовы обучаться, проходить курсы переподготовки. В связи с выявленным считаем, что работа над психологической и интеллектуальной готовностью педагогов является основным фактором успешности инклюзивного образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Источники и литература:
1. Алехина, С.В. Готовность педагогов
как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование, 2011, - № 1. С - 83-92
87
2. Алехина, С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Р.Ф» / С.В. Алехина // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Р.Ф по психолого-педагогическому образованию, 2013, - № 1. С - 4-7.
3. Алехина С.В «Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] //Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». Режим доступа:http://psyjoumals.ru/edu_economy_weUbeing/issu е/36287^Йт1 (дата обращения: 22.02.2017)
4. Беляева, О.Л., Брюховских, Л.А. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт: коллективная монография / О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.А. Дмитриева, О.А. Козырева, Л.А. Сырвачева - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, - 2014. - 160 с.
5. Волосовец, Т.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Т.В. Волосовец // Российский исследовательский центр по правам человека РОО «Право ребенка». -2015.-Режим доступа: http://right-child.ru/228-oprf.htm1 (дата обращения: 24.05.2017)
6. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин -СПб, «Питер». - 2009. - 302 с.
7. Козырева О.А. Изменения в структуре профессиональной компетентности педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию// Сибирский Вестник специального образования. 2017. №1.- С. 31-34.
8. Козырева О.А. Сетевой модуль «Инклюзивное образование» для магистерских программ педагогического профиля //Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА. 2017.- Вып.55.- Ч. 5.- 376с.
9. Козырева О.А., Стоянова Е.И. Дефиниции «готовность», «инклюзивная готовность» будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования как предмет исследования//Инновационные проекты и программы в образовании. №5. - 2016.- С. 39-45
10. Кузьмина, О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.С. Кузьмина. -Омск. - 2015. - 319 с.
11. Материалы для анализа и планирования работы образовательных организаций на 2016-2017 учебный год. Информационно -статистический сборник / Главное управление образования Администрации г. Красноярска. - 2016, -14 с.
12. Сырвачева, Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии/ Л.А. Сырвачева // Школьный логопед. - 2014. -№ 4. С. 58-72
13. Сырвачева, Л.А., Влияние эмоциональной направленности общения на формирование взаимодействия со взрослыми дошкольников с общим недоразвитием речи: монография /Л.А. Сырвачева, А.В. Шевцова -Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2016. - 120 с.
Дети-инвалиды имеют право1,0