ЦТО «Престиж», проведения беседы педагога и психолога с родителями (законными представителями).
Для системного отслеживания результатов освоения дополнительных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, а также адаптированных дополнительных образовательных программ создается карта мониторинга результатов для каждого ребенка.
Второе направление деятельности по созданию организационно-педагогических условий концентрируется на формировании толерантного отношения у нормально развивающихся детей к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Среди многообразие педагогических инструментов для формирования толерантного отношения (игры, упражнения, коллажи) самыми эффективными являются приемы, воздействующие на эмоциональную сферу человека, -невербальные, проективные и т. п. Упражнения и темы занятий должны подбираться таким образом, чтобы участники на личном опыте могли почувствовать, что значит «ограниченные возможности». Основой для изменений в поведении обучающихся может быть лишь опыт личных переживаний. Такой опыт дает возможность наглядно и глубоко почувствовать себя на месте другого. В такие занятия целесообразно включать просмотр и обсуждение мультфильмов, которые грамотно раскрывают для нормотипичных сверстников проблемы, с которыми приходиться сталкиваться особым детям. Также для создания атмосферы уважения и доброжелательности в занятия включаются беседы, мини лекции с целью информирования детей друг о друге.
Работа с родителями (законными представителями) является обязательной частью психолого-педагогической деятельности коллектива Центра, поскольку донесение правильной информации (через всевозможные формы работы с родителями) о детях с особенностями развития до родителей нормотипичных детей, принятие ими ситуации инклюзии влияет на понимание и принятие особенных обучающихся в центре дополнительного образования всеми детьми и родителями (законными представителями).
Таким образом, для создания доступной образовательной среды в учреждении дополнительного образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей необходимо создание системы условий, неотъемлемой частью которой должны стать организационно-педагогические условия.
Список использованной литературы: 1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
© Олешкевич М.В., Чимбар М.С., 2020
УДК 372.462
Е.О. Янина
учитель начальных классов, Г. Тольятти, РФ
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИНТАКСИСА
Аннотация
Повышение качества обучения школьников - одна из главных задач, стоящих перед школой. Изучение синтаксиса - интересная и важная тема, изучая которую, дети приобретают многие знания и умения. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, у ребенка появляется уверенность в себе. Но знакомство с этой темой вызывает значительные затруднения у детей и часто потерю интереса к ней. Эффективность обучения напрямую зависит от активности ученика во всех этих процессах. Чтобы
активизировать познавательную деятельность детей, нужно разработать специальную систему упражнений, которая поможет сформировать познавательную активность. Включение таких упражнений в учебный процесс сильно повышает уровень усвоения темы, увеличивает интерес к данной работе, а также способствует развитию самостоятельности и познавательной активности учащихся в учебном процессе.
Ключевые слова
Синтаксис, упражнение, самостоятельность, познавательная деятельность, познавательная активность.
Изучение синтаксиса - интересная и важная тема, изучая которую, дети приобретают многие знания и умения. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, у ребенка появляется уверенность в себе. Но знакомство с этой темой вызывает значительные затруднения у детей и часто потерю интереса к ней. Именно на уроках синтаксиса при изучении словосочетаний, предложений, текста, можно показать учащимся, как живет слово в его связях с другими словами, нормы его сочетаемости, как они выявляются.
Повышение качества обучения школьников - одна из главных задач, стоящих перед школой. Задача учителя состоит в том, чтобы выстроить такую систему работы с элементами синтаксиса, чтобы показать ребенку всю глубину данной темы, донести до ученика ее важность, значимость, насколько возможно, повысить интерес к данной работе. Активность школьников в обучении помогает обеспечить развитие их творческих способностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, нужно разработать специальную систему упражнений, которая поможет сформировать познавательную активность. Подбор разнообразных видов упражнений, соответствующих темам и задачам их усвоения предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения. Как же подобрать такие упражнения?
Существует много критериев и один из них - критерий уровней самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнении.
На первом и втором уровнях дети работают с образцом, данным учителем. Выполняя эти упражнения учащимся не нужно прилагать самостоятельных усилий, все действия им знакомы.
На третьем уровне, дети выполняют упражнения, применяя тот же способ, но в новых условиях, которые требуют небольшого самостоятельного поиска, познавательной деятельности. Ученики должны сами решить, как выполнить это задания, в отсутствии образца. Для выполнения таких упражнений необходима самостоятельная, активная, познавательная работа каждого ребенка.
В упражнениях на данном уровне можно использовать различные дополнительные задания, не предусмотренных учебником.
Например. Тема «Связь слов в глагольных словосочетаниях»
- Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами. Укажите падеж существительных.
Добежал до..., рисуют..., подарил.. .,любуется...
- Почему с одними глаголами можно образовать только одно словосочетание, а другими несколько?
- Откуда мы можем узнать, какого падежа в данный момент требует глагол?
Чтобы не снизить ценность для развития самостоятельности учащихся при использовании таких упражнений, не рекомендуется предварительно устно выполнять данные упражнения коллективно. Образец должен отсутствовать.
Примеры заданий:
1. По данной схеме составить предложение.
2. Прочитайте, выделяя голосом конец каждого предложения. Расставьте необходимые знаки препинания.
3. Определите границы предложений.
4. Составьте из данных слов повествовательное, вопросительное и восклицательное предложение.
5. Посчитай, сколько здесь предложений. Свой ответ обоснуй.
6. Выпиши только предложения. Свой ответ обоснуй.
Существует еще один, четвертый уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся.
На этом уровне нужно создавать поисковые ситуации, в которых дети сами должны искать способы
деятельности. Ориентируясь в новой ситуации, ученики определяют задачи, которые необходимо решить. На данном уровне школьники сами создают ситуации, в которых применяют уже усвоенные знания.
Упражнение с конфликтными словами - это одна из разновидностей упражнений на этом уровне. Учителя часто употребляют их в практике игры «третий лишний». Эти задания очень любимы детьми и выполняются с огромным удовольствием.
1. Найдите лишнее предложение. Почему ты так считаешь?
2. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, затем сложные предложения. Обоснуйте свой выбор.
- Какие предложения остались? Назовите их.
- Почему вы их не выписали? Обоснуйте свой выбор.
3. Прочитайте запись.
- Что это?
- Что нам мешает назвать эту запись текстом? Переделайте данную запись в текст.
Хорошо способствуют решению задач самостоятельности и познавательной активности учащихся и обратные упражнения. Это упражнения, которые составляют учащиеся сами на изученную тему. Детям нужно создать такую ситуацию, в которой нужное действие было бы правильно применено. А) На доске записано несколько сложных предложений с союзом -и- Ребята, какую тему мы изучаем? (сложные предложения)
- Прочитайте предложения на доске. Что у них общего? (сложные, части соединены союзами)
- Какими еще союзами могут быть соединены части предложений?
- Составьте предложения с этими союзами.
Б) На доске записано несколько сложных предложений с пропущенными союзами.
- Какую тему мы изучаем?
- Прочитайте предложения. Какие они? Почему так решили? (сложные)
- Как вы думаете, что пропущено в этих предложениях? (союзы)
- А какие союзы вы знаете?
- Расставьте эти союзы в данные предложения. Обоснуйте соседу по парте свой выбор.
Дети обсуждают друг с другом, какой союз лучше подходит к данному предложению и почему. Такая работа подготавливает детей к работе в группах, учит их рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В процессе работы дети находят ловушку: одно предложение простое.
- Почему вы решили, что это ловушка? Докажите.
- Что соединяет в этом предложении союз -да-?
- Итак, я делаю вывод: части сложного предложения всегда соединяются с помощью союзов. Вы согласны?
- Почему некоторые дети со мной не согласны? Попробуйте доказать свою точку зрения. Приведите примеры.
- Подумайте, чем соединяются части сложного предложения при отсутствии союзов? (интонацией) Учащимся необходимо не только применить усвоенный алгоритм действия в необычных, новых
условиях, но и самим создать эти новые условия.
Но обратные условия можно задавать детям только тогда, когда они достаточно прочно усвоили основной материал темы.
Наиболее интересными и увлекательными заданиями для детей, направленными на самостоятельное выполнение, являются упражнения творческого характера:
- составление предложений
- написание мини сочинений, изложений.
1. Составьте предложения из слов. Какие предложения у вас получились: простые или сложные? Обоснуйте свой ответ.
2. Составьте сложное предложение из данных слов.
3. Прочитайте предложение, записанное на доске.
- Какую картину вы представили? С чем сравнивается горная речка? Почему?
- Что особенного в структуре этого предложения вы заметили?
- Составьте предложение подобной структуры по данному началу.
4. Составьте и запишите предложения.
A) про вербу: используя глагол - распустилась и прилагательное - пушистый. Б) про травку: используя глагол - зазеленеть и прилагательное - молодой.
B) про одуванчик: используя глагол - зацвести и прилагательное - нежный.
5. Отгадайте загадку. Какие слова помогли ее разгадать? Составьте свою загадку.
Все приведенные выше упражнения направлены на повышение самостоятельности и познавательной активности школьников. Нужно обратить внимание на то, что повышение уровня самостоятельности учащихся происходит за счет характера упражнений, без какого-либо усложнения изучаемого материала.
Включение таких упражнений в учебный процесс сильно повышает уровень усвоения темы, увеличивает интерес к данной работе, а также способствует развитию самостоятельности и познавательной активности учащихся в учебном процессе.
Список использованной литературы:
1. Львов М.Р. Самостоятельность и познавательная активность учащихся в упражнениях по русскому языку И.Н. школы - 1977. - №7 - 19с.
2. Мали Л.Д. Предложение и словосочетание. Дидактический материал по развитию речи для учащихся 13 кл. Пенза., 1997.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.,: Просвещение, 1979.
© Янина Е.О., 2020