Научная статья на тему 'Подготовка педагога к решению задач обеспечения безопасности детей дошкольного возраста'

Подготовка педагога к решению задач обеспечения безопасности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE IN A SUBJECT OF CHILD SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Л.Л.

Интерес к проблемам обеспечения безопасности подрастающего поколения формируется с XV века, получает новый импульс во второй половине XIX века на фоне лавинообразного увеличения количества новых угроз. С начала ХХ века в ряде стран начинается обучение педагогов в области безопасности. В России с конца ХХ века проведено более 200 диссертационных исследований, но на сегодняшний день не решена задача разработки эффективных подходов к формированию и оценке готовности педагогов к обеспечению различных аспектов безопасности обучающихся, к формированию культуры безопасности участников образовательных отношений. На основе изучения подходов к формированию у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к решению проблем безопасности детей в образовательной организации, а также проведенного нами исследования по ее оценке определены дефициты педагогов. Нами выявлены современные подходы, которые могут стать основой для разработки эффективных моделей формирования у педагогов готовности к решению насущных проблем безопасности в рамках их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF PRESCHOOL CHILD SAFETY

Hild safety as a science has been forming since the XV century, receiving a new impetus in the second half of the XIX century against the background of an avalanche-like increase in the number of new threats. Since the beginning of the twentieth century, a number of countries have begun to train teachers in the fi eld of safety. In Russia since the end of XX century more than 200 dissertation researches were conducted on the topic. However, there is still no reliable method of estimating teachers' readiness to provide safe environment for the students, or measure an ability to instill the basics of safety culture in schoolchildren. We identifi ed discrepancies between teachers' current professional competences and a set of skills needed to provide child safety in the educational organization. The research has revealed a variety of modern methods that can become a basis for the future of teacher training aimed at solving the vital problems of safety education.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога к решению задач обеспечения безопасности детей дошкольного возраста»

DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.016 YAK 377.8 ББК 74.4

A.A. ТИМОФЕЕВА

L.L. TIMOFEEVA

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОАЬНОГО ВОЗРАСТА

TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF PRESCHOOL CHILD SAFETY

Интерес к проблемам обеспечения безопасности подрастающего поколения формируется с XV века, получает новый импульс во второй половине XIX века на фоне лавинообразного увеличения количества новых угроз. С начала ХХ века в ряде стран начинается обучение педагогов в области безопасности. В России с конца ХХ века проведено более 200 диссертационных исследований, но на сегодняшний день не решена задача разработки эффективных подходов к формированию и оценке готовности педагогов к обеспечению различных аспектов безопасности обучающихся, к формированию культуры безопасности участников образовательных отношений.

На основе изучения подходов к формированию у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к решению проблем безопасности детей в образовательной организации, а также проведенного нами исследования по ее оценке определены дефициты педагогов. Нами выявлены современные подходы, которые могут стать основой для разработки эффективных моделей формирования у педагогов готовности к решению насущных проблем безопасности в рамках их профессиональной деятельности.

Child safety as a science has been forming since the XV century, receiving a new impetus in the second half of the XIX century against the background of an avalanche-like increase in the number of new threats. Since the beginning of the twentieth century, a number of countries have begun to train teachers in the field of safety. In Russia since the end of XX century more than 200 dissertation researches were conducted on the topic. However, there is still no reliable method of estimating teachers' readiness to provide safe environment for the students, or measure an ability to instill the basics of safety culture in schoolchildren.

We identified discrepancies between teachers' current professional competences and a set of skills needed to provide child safety in the educational organization. The research has revealed a variety of modern methods that can become a basis for the future of teacher training aimed at solving the vital problems of safety education.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога в вопросах обеспечения безопасности детей.

Key words: teacher's professional competence in a subject of child safety.

Введение. Интерес к проблемам обеспечения безопасности подрастающего поколения формируется к XV—XVI векам параллельно с осознанием специфической природы детства, представлениями о слабости детей, моральной ответственности за них взрослых (родителей, учителей) [11, с. 5860]. Изменение отношения к детству, возникновение идей о роли воспитания и обучения в обеспечении безопасности индивида, общества и государства находят отражение в работах философов, ученых, педагогов, писателей, религиозных деятелей.

В начале XIX века (в 1802 году) в Великобритании был принят первый закон, регламентирующий обеспечение безопасности и здоровья детей, работающих на ткацких фабриках. Середина XIX века характеризуется исследователями как период окончательной институциализации охраны здоровья детей и подростков в качестве объекта социальных и антропологических наук [7]. Лавинообразный характер возникновения новых угроз во второй полови-

не XIX века определяет необходимость активного и целенаправленного поиска способов предупреждения опасностей, снижения рисков, нивелирования угроз в различных сферах деятельности человека. В этот период осознается необходимость обучения детей и взрослых безопасному использованию появляющихся изобретений, актуальность исследований, нацеленных на поиск путей решения возникающих проблем безопасности, осмысления возможностей системы образования в формировании у детей и подростков знаний и умений, необходимых для обеспечения собственной безопасности.

В начале ХХ века на основе идей известного американского реформатора школы Г. Барнарда были сформулированы новые требования к зданиям школ, ориентированные на сохранение здоровья и обеспечение безопасности учащихся. С деятельностью системы образования США связан первый прецедент разработки программ и включения целенаправленного обучения в области безопасности в учебный план начальных школ (Сент-Луис, 1916-1917 учебный год). В 1922 году Дж. Пейн издал первую развернутую программу обучения школьников в области безопасности. В 1928 году в Америке были организованы первые курсы обучения педагогов в области безопасности. В 1926 году М. Эрроусмит выдвинул идею о необходимости подготовки каждого учителя к обеспечению безопасности учащихся.

В России изучение вопросов подготовки педагогов к обеспечению безопасности детей и подростков, к их обучению в области безопасности было начато в конце ХХ века. Содержание значительного количества работ связано с вопросами подготовки и повышения квалификации педагогов, преподающих основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), и проблемами обеспечения безопасности обучающихся. Можно выделить исследования, посвященные общетеоретическим проблемам подготовки педагогов по обсуждаемой проблеме (В.Ш. Ахмадиева, С.Н. Вольхин, Л.А. Михайлов) и отдельным вопросам обучения учителей ОБЖ и педагогов других специальностей (Ю.Т. Богатырева, С.В. Вязовкин, В.В. Гафнер, К.Э. Загуменных, Ш.О. Исмаи-лов, П.С. Ломаско, В.Г. Ляшко, И.В. Макрушина, А.В. Матвеев, М.А. Муради-сов, М.С. Петрова, Ю.Н. Пономарев, К.В. Степанов, А.С. Танкенов, М.В. Трунов, Г.С. Ялмурзина и др.).

Проведены исследования по проблемам повышения квалификации и организации непрерывного образования учителей безопасности жизнедеятельности, руководителей образовательных организаций (В.Н. Гусынин, Л.Д. Вольхина, Н.Н. Пискарев, Г.В. Чмыхов, И.А. Щеголев и др.).

За 25 лет проведено более 200 диссертационных исследований, предметом которых стало обучение безопасности жизнедеятельности на разных уровнях образования. Но по сей день осталось множество нерешенных проблем в сфере педагогики безопасности [2]. В частности, в науке так и не сформированы подходы к подготовке и оценке готовности педагогов разных специальностей к обеспечению различных аспектов безопасности обучающихся, к формированию культуры безопасности участников образовательных отношений.

Актуальность поиска путей разрешения данной проблемы подчеркивается в целом ряде нормативных документов. Особое значение компетентность педагога в обеспечении безопасности обучающихся имеет на уровне дошкольного образования, поскольку анатомические, физиологические, психологические, поведенческие особенности детей дошкольного возраста не позволяют им обеспечивать собственную безопасность. Вместе с этим, данный период благоприятен для формирования основ культуры безопасности. Специфика приобщения к культуре детей дошкольного возраста (подражание как один из ведущих механизмов социализации, культурации, ориентированность ребенка на образец в поведении и деятельности значимого взрослого, важная роль оценки действий ребенка взрослым и др.) определяет роль в данном процессе педагогов и других значимых для дошкольника взрослых.

Цель статьи - определение основных характеристик профессиональной компетентности педагога в вопросах обеспечения безопасности детей, которые могут служить ориентиром для подготовки специалистов дошкольного образования.

Материалы и методы. Определение базовых характеристик профессиональной компетентности педагога в вопросах обеспечения безопасности обучающихся предполагает обращение к истории изучения данной проблемы, анализу современных исследований, посвященных подготовке педагогов в системе высшего и среднего профессионального образования, идеям непрерывного образования, нормативным документам. Эффективными методами изучения уровня компетентности действующих педагогов в рассматриваемой сфере являются анкетирование и опрос, анализ и интерпретация полученных данных.

Результаты и обсуждение результатов. Анализ публикаций и диссертационных исследований, проведенных в США начала ХХ века, показал, что вопрос о необходимости обучения всех педагогов обеспечению безопасности учащихся, формированию у детей и подростков навыков безопасного поведения средствами различных предметов, подготовки специалистов по обучению в области безопасности поднимался уже в 20-е годы. Подробно проблема подготовки педагогов рассматривалась в работах К. Лихта, Г. Спенсера, Х. Стака, М. Эрроусмита, В. Хилла и др. В работах были выделены необходимые учителю знания о технике безопасности и правилах безопасного поведения в школе, в быту, на производствах, о правилах дорожного движения.

В России аналогичные исследования проводятся с конца ХХ века, их направленность определяется задачами выявления педагогических и организационных условий эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), формирования у обучающихся культуры безопасности, становления личности безопасного типа (А.М. Якупов (1997), А.Г. Мас-лов (1999), А.Т. Смирнов (1999), В.Я. Сюньков (1999), П.И. Костенок (2002), И.В. Иовенко (2003), В.В. Токарев (2003), С.П. Данченко (2004), Э.Я. Егорова (2004), Д.С. Синицын (2005), И.А. Зубарев (2006), Т.В. Мельникова (2006), М.В. Головко (2007), А.В. Попков (2007), А.В. Цыганов (2007), С.П. Черный (2007), Р.В. Григорян (2008), Т.А. Иванова (2008), В.Ф. Купецкова (2008), Т.А. Малых (2008), М.В. Гордиенко (2009), Ю.Л. Науменко (2009), Л.В. Вин-тухова (2010), Л.А. Сорокина (2010), И.С. Алексеева (2011), И.С. Елизарова (2011), Е.Э. Серебряник (2011), Д.П. Чагин (2011), С.Ф. Асянова (2012), С.В. Горбачев (2012), Д.А. Шпакин (2012), И.И. Близнюкова (2013), А.А. Еси-пова (2014), А.С. Шинкаренко (2015) и др.).

Вопросам изучения отдельных аспектов безопасности жизнедеятельности в рамках различных предметных областей посвящены работы У.З. Еши-мовой (1996), Е.В. Романова (2003), Е.В. Литвиновой (2010) и Е.Ю. Шулярен-ко (2014). По вопросам обеспечения безопасности детей дошкольного возраста и их обучения в данной сфере защищено лишь шесть работ: Т.Г. Хром-цова (2001), Т.С. Сантаева (2004), С.Н. Пидручная (2009), А.И. Садретдинова (2009), А.В. Пелихова (2011), Т.Б. Соколова (2013).

В ряде работ делается попытка описать модель подготовки учителя ОБЖ, определить требования к компетентности педагогов данной специальности. В частности В.В. Гафнер, опираясь на работы В.Г. Бубнова, О.И. Ларичева, М.И. Мееровича, Л.А. Михайлова, А.В. Морозова, В.Н. Мошкина, Э. Пе-тросян, Н.К. Смирнова, А.М. Столяренко, Д.В. Чернилевского, Г.С. Чеурина и др. определил такие требования к подготовке учителя безопасности жизнедеятельности как владение: культурой личной безопасности (включает мотивацию к безопасной деятельности, систему знаний об источниках опасности, систему умений и навыков безопасного поведения, воспитание личностных качеств и психологическую подготовку к безопасному поведению); психолого-педагогическими технологиями подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям; креативными психолого-педагогическими технологиями;

проектировочной деятельностью. А также знание теории и методов принятия решений; применение в своей жизни и в педагогическом процессе здоровьес-берегающих технологий [2, с. 13].

А.С. Танкенов определяет профессиональную компетентность будущего учителя безопасности жизнедеятельности как совокупность теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности, накопленного опыта разрешения проблем, имеющих критическое значение для индивида, опыта адаптации и взаимодействия человека с социальным окружением и средой [12, с. 12].

Многие исследователи (К.Э. Загуменных, Ш.О. Исмаилов, В.Н. Мош-кин, М.В. Трунов и др.) указывают на уровень собственной культуры безопасности учителя ОБЖ как важную составляющую его профессионализма (профессиональной компетентности), выделяют личность учителя как важнейшее средство формирования личности обучающихся (Л.И. Божович, Л.А. Михайлов, В.В. Сериков и др.). Л.А. Михайлов отмечает, что «проблема построения модели учителя безопасности жизнедеятельности - это проблема построения модели личности учителя безопасности жизнедеятельности» [5]. По мнению исследователя, для учителя безопасности жизнедеятельности более, чем для преподавателей других учебных предметов значимы мировоззренческие установки и нравственные качества личности [5].

Для сферы обучения детей дошкольного возраста в области безопасности не проводилось специальных исследований, нацеленных на выявление требований к профессиональной компетентности педагога. С.Н. Пидручная выделяет комплекс знаний, по ее мнению, необходимых педагогу для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасности по определенному разделу. В данном комплексе представлены углубленные представления о правилах дорожного движения [6].

Таким образом, на данном этапе представлены лишь отдельные разработки по проблеме формирования компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей. Сохраняется противоречие между существующими моделями подготовки педагогов и необходимостью формирования у них компетенций, соответствующих реалиям современного мира. На основе проведенных исследований в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденном 17 января 2011 года, были выделены компетенции, знания и умения, необходимые для решения задач в рассматриваемой сфере деятельности педагога.

Ю.И. Богатырева в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» данного документа выделила общекультурные и профессиональные компетенции, обеспечивающие готовность будущего педагога «к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности» [8]. В основных образовательных программах по направлению обучения 050100.62 «Педагогическое образование» по разным профилям были выделены требования к выпускнику, связанные с обеспечением безопасности обучающихся. Ю.И. Богатырева приводит пример для профиля «Математика и физика» в определении структуры компетенций дана следующая характеристика порогового (обязательного) уровня сформированности рассматриваемой компетенции (ПК-8). «Выпускники:

знают: требования безопасности в образовательном процессе при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий; классификацию опасных и вредных производственных факторов; методы обучения безопасному ведению работ и правила проведения инструктажей по охране труда; основы техники безопасности в школьных кабинетах и лабораториях;

умеют: оценивать, прогнозировать, минимизировать возможные опасности и вредные факторы в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

владеют: методами обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе, внеурочной и внешкольной деятельности [цит. по 1, с. 29].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, утвержденном 22 февраля 2018 года, по направлению «Педагогическое образование» в разделе «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» среди универсальных компетенций выпускника выделена способность «создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» [10, с. 8]. Данное требование конкретизируется в основных образовательных программах по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Анализ основных профессиональных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата) разных образовательных организаций высшего образования не позволяет увидеть систему подготовки будущих педагогов по вопросам обеспечения безопасности обучающихся, требований к выпускникам, связанным с обсуждаемой сферой деятельности. Полагаем, это связано с, одной стороны, с «расширением объема компонентов содержания педагогического образования, отражающих как многообразие современных достижений теории и практики воспитания и обучения, так и утилитарные запросы шквала реформ в непрерывно модернизируемой образовательной сфере общества» [3, с. 7], с другой - с отмечаемой в выступлениях В.В. Путина необходимостью интеграции различных дисциплин.

Таким образом, определение результативности подготовки будущих педагогов к обеспечению безопасности обучающихся в образовательном процессе по итогам обучения в вузах вызывает объективные затруднения. Нами предпринята попытка оценить необходимые компетенции выпускников образовательных организаций высшего образования на начальном этапе их профессиональной деятельности. Подобный опыт оценки результативности профессиональной подготовки широко представлен в мировой практике. Опыт таких международных исследований как PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies - Программа международной оценки компетенций взрослых), TALIS (Teaching and Learning International Survey - Международное исследование по вопросам преподавания и обучения), ICCS (International Civicand Citizenship Education Study - Международное исследование гражданского образования), TEDS-М (The Teacher Education and Development Study in Mathematics - Педагогическое образование и развитие обучения математике) показывает эффективность предлагаемого нами подхода для определения достижений и профессиональных дефицитов начинающих педагогов.

В общем виде требования к компетентности педагогов были разработаны нами на основе профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [9]. Данный стандарт выделяет необходимые знания, трудовые действия и необходимые умения в рамках трудовых функций педагога. Для специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования в части обеспечения безопасности дошкольников и их обучения в данной сфере можно выделить:

- необходимые знания: специфика формирования культуры безопасности у дошкольников в разные возрастные периоды на основе культурологического и деятельностного подходов; роль детских видов деятельностей и различных форм их организации в формировании культуры безопасности; современные тенденции развития образования дошкольников в области безопасности;

- трудовые действия: участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО), обеспечение безопасности жизни детей; планирование и

реализация образовательной деятельности по формированию культуры безопасности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; проведение педагогического мониторинга сформированности культуры безопасности; участие в планировании и корректировке соответствующих образовательных задач в сотрудничестве с другими участниками образовательных отношений; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для формирования культуры безопасности;

- необходимые умения: организовывать различные виды деятельности с учетом задач обеспечения безопасности детей и обучения в области безопасности; выбирать и применять наиболее эффективные методы формирования культуры безопасности в разные возрастные периоды в соответствии с индивидуальными особенностями детей; выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по формированию культуры безопасности.

На основе представленных требований нами были разработаны анкеты для педагогов. Начинающим специалистам было предложено ответить на вопросы, требующие применения знаний по проблемам обеспечения безопасности детей раннего и дошкольного возраста, отметить трудовые действия, которые они выполняют, по заданным критериям оценить уровень сформи-рованности у них необходимых умений. Отметим, что в исследование были включены педагоги со стажем работы до 1 года, обучавшиеся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования, профессиональной переподготовки. На предварительном этапе в работе приняли участие 52 педагога из двух регионов.

По итогам анализа ответов можно сказать, что большинство педагогов справились с вопросами, предполагавшими выбор правильного ответа, по следующим позициям: выбор наиболее точного определения понятия «культура безопасности индивида» (89 % от числа участников); определение анатомических, физиологических, психологических особенностей дошкольников, являющихся главными причинами попадания в опасные ситуации (86%); выделение важнейших факторов успешности работы по формированию у детей культуры безопасности, понимание роли взрослых в данном процессе (72%).

Наибольшие затруднения вызвали вопросы, связанные с выбором эффективных подходов к обеспечению безопасности детей дошкольного возраста и их обучению в данной сфере; вопросы о причинах и последствиях нарушения требований психологической и информационной безопасности дошкольников; о роли детских видов деятельностей и различных форм их организации в формировании культуры безопасности; о современных тенденция развития образования дошкольников в области безопасности; о компонентах культуры безопасности, которые не могут быть сформированы без участия семей воспитанников. Правильные ответы на данные вопросы дали не более 32% респондентов.

Анализ ответов на открытые вопросы показал, что лишь 18% педагогов знает все основные нормативные документы, непосредственно регламентирующие деятельность образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся. 12% принявших участие в анкетировании смогли назвать новые (появившиеся в конце ХХ века) источники опасности и суть связанных с ними угроз, аргументировать необходимость обучения детей в области безопасности, выбор эффективных подходов и методов для данного направления обучения и воспитания.

Многие участники исследования (91%) отметили, что эффективно выполняют следующие трудовые действия: участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды в ДОО, обеспечение безопасности жизни детей. При этом лишь 16% привели объективные при-

меры выполнения ими данных трудовых действий. Число респондентов, положительно ответивших на вопрос о выполнении других выделенных нами трудовых функций (планирование и реализация образовательной деятельности по формированию культуры безопасности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; проведение педагогического мониторинга сформированности культуры безопасности; участие в планировании и корректировке соответствующих образовательных задач в сотрудничестве с другими участниками образовательных отношений; развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для формирования культуры безопасности), не превысило 15%.

Респондентам было предложено дать оценку своих профессиональных умений в исследуемой области по десятибалльной шкале. Наибольшее количество высших баллов (от 8 до 10) было выставлено при оценке умения организовывать различные виды деятельности с учетом задач обеспечения безопасности детей - 75% опрошенных. Умения, связанные с обучением в области безопасности, вы-бором и применением эффективных методов формирования культуры безопасности в разные возрастные периоды в соответствии с индивидуальными особенностями детей, большинством педагогов (78%) были оценены в интервале от 4 до 7 баллов. Значительные затруднения у начинающих педагогов вызывает налаживание взаимодействия с родителями (законными представителями) детей по формированию культуры безопасности.

Полученные результаты позволяют выявить наиболее выраженные дефициты педагогов, связанные с задачами обеспечения безопасности детей дошкольного возраста и их обучением в данной сфере. Признание профессиональной компетентности сотрудников ДОО одним из базовых условий обеспечения безопасности детей, формирования у них культуры безопасности и культуры здоровья актуализирует необходимость поиска более эффективных путей подготовки будущих педагогов и повышения квалификации действующих специалистов в условиях формального, неформального и информального непрерывного образования.

Мы полагаем, что совершенствование системы обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» в части улучшения характеристик готовности будущих педагогов к обеспечению безопасности обучающихся прежде всего требует пересмотра базовых научных подходов к проблемам безопасности человека, лежащих в основе данной системы. Анализ ответов участников исследования показал, что начинающие специалисты в области дошкольного образования преимущественно ориентированы на ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду) и обучающий подходы (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях) по классификации Н.А. Лызь [4]. Аргументы в пользу неэффективности ограниченности деятельности сотрудников ДОО принципами данных подходов, негативные последствия их преобладания на разных уровнях образования представлены в исследованиях в области педагогики, психологии, медицины (А.В. Брехова, В.В. Гафнер, А. Кемпинский, И.Я. Медведева, Т. Назарова С. О'Нил, Д.И. Фельдштейн, В. Шаповаленко, Л.И. Шершнев и др.).

В значительно меньшей степени знакомы педагогам и представлены в их профессиональной деятельности образовательный (формирование компетентности или готовности к распознаванию, предвидению, уклонению и преодолению опасностей как личностного образования, системы качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности) и личностно-развивающий подходы (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития) [4].

Также необходимо изучить потенциал подходов в сфере обеспечения безопасности подрастающих поколений, представленных в мировой науке и практике. Среди наиболее перспективных, на наш взгляд, можно выделить следующие: безопасность как всесторонняя защита (J. Reason [14]; C. Vincent, S. Taylor-Adams, N. Stanhope [16]); теория высокой надежности и безопасности (K. Roberts, D. Rousseau [15]); теория динамики и безопасности системы (А. Amalberti); безопасность как коллективная осознанность (K. Weick, K. Sutcliffe, D. Obstfeld [17]); безопасность как устойчивость (E. Hollnagel, D. Woods, N. Leveson [13]). Последний из названных подходов, фокусирующийся на повышении адаптивности индивида, развитии у него устойчивости в проблемных ситуациях, отражает общемировые тенденции в развитии подходов к обеспечению безопасности детей и подростков, их обучению в области безопасности.

На основе данных и других подходов могут быть разработаны эффективные модели формирования у педагогов готовности к решению насущных проблем безопасности в рамках их профессиональной деятельности.

Выводы. Подводя итоги исследования, можно отметить, что с момента возникновения интереса к проблемам обеспечения безопасности подрастающего поколения (XV-XVI века) формирования представлений о роли обучения педагогов в области безопасности (начало ХХ века) наукой и практикой накоплен значительный потенциал для решения данных проблем. В России за период с 1991 года по настоящее время проведено более 200 диссертационных исследований, связанных с вопросами подготовки и повышения квалификации педагогов по проблемам обеспечения безопасности детей и подростков и их обучения в данной области.

Определены требования к учителю безопасности жизнедеятельности, отдельные идеи о подготовке педагогов других специальностей. Вместе с этим задачи совершенствования подготовки педагогов в обсуждаемой сфере не утрачивают актуальности в связи с возникновением новых угроз и разработкой более эффективных подходов к обучению в области безопасности, пониманием специфики образования детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в науке не существует действенных моделей подготовки педагогов в обсуждаемой сфере, соответствующих вызовам современного мира.

Анализ существующих подходов к формированию у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к решению проблем безопасности детей в образовательной организации, а также проведенное нами анкетирование на основе требований к компетентности педагогов, разработанных на основе профессионального стандарта Педагог, позволили выявить наиболее выраженные дефициты педагогов, связанные с задачами обеспечения безопасности детей дошкольного возраста и их обучения в данной сфере.

Мы полагаем, что решение данной проблемы требует пересмотра базовых научных подходов к проблемам безопасности человека, лежащих в основе систем подготовки и повышения квалификации педагогов. На основе прогрессивных подходов, представленных в российской науке и исследованиях, проводимых за рубежом, необходимо разработать эффективные модели формирования у педагогов готовности к решению насущных проблем безопасности в рамках их профессиональной деятельности.

Литература

1. Богатырева Ю.И. Компетенции информационной безопасности в стандартах профессиональной подготовки педагога // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 26-38.

2. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.). ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2013. 200 с.

3. Корнетов Г.Б. Теория истории педагогики: монография. М.: АСОУ, 2013. 460 с.

4. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ставрополь: Северо-Кавказский ГТУ, 2006. 43 с.

5. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: дис. ... докт. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 601 с.

6. Пидручная С.Н. Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 188 с.

7. Повещенко Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: автореф. дисс ... канд. пед. наук. Владимир, 1996. 22 с.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). от 17 января 2011 г. № 46 [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/ db/Data/d_11/prm46-1.pdf.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н об утверждении Профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagog-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-sfere-doshkolnogo-nachalnogo-obshchego-osnovnog.html.

10. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» № 121 от 22.02.2018 г.

11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.

12. Танкенов А.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности: авто-реф. дисс. . канд. пед. наук. Сургут, 2013. 24 с.

13. Hollnagel E., Woods D., Leveson N. Resilience engineering. Concepts and precepts. Aldershot, UK: Ashgate Publishing, 2006.

14. Reason J. Managing the risks of organisational accidents. Aldershot, UK. Ash-gate, 1997.

15. Roberts K., Rousseau D. Research in Nearly Failure-Free, High-Reliability Organizations - Having the Bubble. IEEE Transactions on Engineering Management. 1989; 36 (2): pp. 132-139.

16. Vincent C., Taylor-Adams S., Stanhope N. Framework for analysing risk and safety in clinical medicine. BMJ (British Medical Journal), 1998. 316 pp.

17. Weick K., Sutcliffe K., Obstfeld D. Organizing for high reliability: Processes of collective mindfulness. Research in Organizational Behavior, 21, pp 81-123.

18.

References

1. Bogatyreva Ju.I. Kompetencii informacionnoj bezopasnosti v standartah professional'noj podgotovki pedagoga // Izvestija TulGU. Gumanitarnye nauki [Izvestiya TulGU. Humanitarian sciences]. 2013. № 3-2, p. 26-38.

2. Gafner V.V. Kul'tura bezopasnosti: analiticheskij obzor dissertacionnyh issle-dovanij (pedagogicheskie nauki, 2002-2012 gg.). FGBOU VPO «Ural. gos. ped. un-t». Ekaterinburg, 2013. 200 p.

3. Hollnagel E., Woods D., Leveson N. Resilience engineering. Concepts and precepts. Aldershot, UK: Ashgate Publishing, 2006.

4. Kornetov G.B. Teorija istorii pedagogiki: monografija. M.: ASOU, 2013. 460 p.

5. Lyz' N.A. Formirovanie bezopasnoj lichnosti v obrazovatel'nom processe vuza: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. Stavropol': Severo-Kavkazskij GTU, 2006. 43 p.

6. Mihajlov L.A. Koncepcija organizacii podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v sovremennom pedagogicheskom universitete: dis. ... dokt. ped. nauk. SPb.: RGPU im. A.I. Gercena, 2003. 601 р.

7. Pidruchnaja S.N. Formirovanie osnov kul'tury bezopasnosti po Pravilam doro-zhnogo dvizhenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2009. 188 р.

8. Poveshhenko N.P. Ohrana zdorov'ja podrastajushhego pokolenija kak peda-gogicheskaja problema: istorija, sovremennost': avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladimir, 1996. 22 р.

9. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii «Ob utverzh-denii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Peda-gogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr»). ot 17 janvarja 2011 g. №46 [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www.edu.ru/db/Data/d_11/ prm46-1.pdf.

10. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot «18» oktjabrja 2013 g. № 544n ob utverzhdenii Professional'nogo standarta Peda-gog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, os-novnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-star-shaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/professionalnyj-standart-pedagog-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-sfere-doshkolnogo-nachalnogo-obsh-chego-osnovnog.html.

11. Prikaz Minobrnauki RF «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» № 121 ot 22.02.2018 g.

12. Reason J. Managing the risks of organisational accidents. Aldershot, UK. Ash-gate, 1997.

13. Roberts K., Rousseau D. Research in Nearly Failure-Free, High-Reliability Organizations - Having the Bubble. IEEE Transactions on Engineering Management. 1989; 36 (2), pp. 132-139.

14. Sapogova E.E. Psihologija razvitija cheloveka. M.: Aspekt press, 2001. 460 s.

15. Tankenov A.S. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'noj kompe-tentnosti budushhego uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Surgut, 2013. 24 р.

16. Vincent C., Taylor-Adams S., Stanhope N. Framework for analysing risk and safety in clinical medicine. BMJ (British Medical Journal), 1998. 316 p.

17. Weick K., Sutcliffe K., Obstfeld D. Organizing for high reliability: Processes of collective mindfulness. Research in Organizational Behavior, 21, p. 81-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.