Научная статья на тему 'Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания культуры безопасности поведения детей'

Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания культуры безопасности поведения детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РИСКЕ / ПОЛИТИКА ДЕТСТВА / КОГНИТИВНЫЙ И ВОЛЕВОЙ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY COMPETENCE / RISK PERCEPTION / CHILDHOOD POLICY / COGNITIVE AND VOLITIONAL ASPECTS OF SECURITY COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каитов Александр Пилялович, Ганичева Алла Николаевна

Авторы статьи, позиционируют безопасность как важнейшее направление деятельности образовательных организаций, выявляют условия формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделено навыкам безопасного поведения, которые авторы представляют, как интеграцию двух составляющих: когнитивная знание безопасной формы поведения и волевая внутренняя готовность и мотивированность к безопасным действиям и поведению. Выделяются и описываются факторы, являющиеся препятствием на пути формирования у дошкольников компетенции безопасности. В статье выявляются группы взрослых, имеющих наибольшую ответственность за формирование данных навыков у детей к ним отнесены работники органов управления сферы образования, педагоги и родители. Авторы приходит к выводу, что успешность формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста возможна при интеграции взаимодействия всех субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каитов Александр Пилялович, Ганичева Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of interaction of subjects of preschool education as a factor of upbringing of children's safe behaviour culture

The authors of the article position safety as the most important activity of educational organisations, identify the conditions of formation of skills of safe behaviour in children of preschool age. Special attention is paid to the skills of safe behaviour, which the authors present as the integration of two components: cognitive one knowledge of safe behaviour, and volitional internal readiness and motivation for safe actions and behaviour. We reveal and describe the factors impeding the formation of security competence in preschool children. The article identifies the groups of adults invested with the greatest responsibility for the formation of these skills in children they include employees of educational authorities, pedagogues and parents. The authors conclude that the success of the formation of safety culture in preschool children is possible with the integration of interaction of all subjects of education.

Текст научной работы на тему «Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания культуры безопасности поведения детей»

Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания...

УДК 373.2

Каитов Александр Пилялович

кандидат социологических наук, доцент

Ганичева Алла Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет [email protected], [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Авторы статьи, позиционируют безопасность как важнейшее направление деятельности образовательных организаций, выявляют условия формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Особое внимание в статье уделено навыкам безопасного поведения, которые авторы представляют, как интеграцию двух составляющих: когнитивная - знание безопасной формы поведения и волевая - внутренняя готовность и мотивированность к безопасным действиям и поведению. Выделяются и описываются факторы, являющиеся препятствием на пути формирования у дошкольников компетенции безопасности. В статье выявляются группы взрослых, имеющих наибольшую ответственность за формирование данных навыков у детей - к ним отнесены работники органов управления сферы образования, педагоги и родители. Авторы приходит к выводу, что успешность формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста возможна при интеграции взаимодействия всех субъектов образования.

Ключевые слова: компетенция безопасности, представление о риске, политика детства, когнитивный и волевой аспекты компетенции безопасности.

Проблема безопасности в ее разнообразных проявлениях и изучение комплекса мер по ее осуществлению стало в последнее десятилетие глобальной проблемой современности. Исследуя ее генезис, важно понимать, что корни решения этих проблем уходят в период детства, когда начинает осознаваться и формироваться осознанное отношение к окружающей действительности.

Проблема безопасности жизнедеятельности детей связана с:

- объективной трансформацией ситуации современного детства и взросления;

- появлением новых типов угроз в пространстве жизнедеятельности современного ребенка;

- рассмотрением обеспечения безопасности дошкольников как образовательной задачи, требующей смены научно-методических подходов к соответствующей воспитательной деятельности.

Необходимость новых подходов к воспитанию детей, подростков и юношей вытекает из формирования нового отношения к детству и обуславливается изменением культурного смысла детства. Устоявшееся в образовании (в том числе дошкольном) понимание, что взросление является «естественным» процессом освоения базовых культурных норм и норм социального поведения, правил устройства социальных институтов и сообществ, над которым выстраивается «искусственный» процесс образования трансформируется в современных условиях.

Во-первых, трансформируется «естественная» ситуация взросления, предполагающая не только освоение изначально существующих, «заданных» норм, но и формирование способности осваивать новые нормы, воспроизводить их, конструировать для собственного пространства жизнедеятельности.

Во-вторых, образование, все чаще оказывается не доминирующим, а лишь одним из равноправно конкурирующих субъектов, влияющих на процесс взросления.

Основной проблемой исследования является отсутствие устоявшихся представлений, методологического и понятийного аппарата, который мог бы проектировать воспитательные системы, обеспечивающие воспитание безопасного поведения дошкольников как ценностной личностной установки и набора способностей, актуализируемых и организуемых за счёт этой установки.

Более того, усилия взрослых (родителей, педагогов, менеджеров образования и др.), направленные на воспитание культуры безопасного поведения детей, недостаточны по ряду причин:

- родители признают, что всегда контролировать поведение ребенка, тем более, держать его в искусственно созданной, «стерилизованной», жизненной среде практически невозможно;

- современные риски и их комбинации появляются быстро, их невозможно предусмотреть;

- ряд угроз не поддаётся контролю (экологические, терроризм, природные явления).

В силу этого, проблема безопасного детства не может быть сведена к созданию безопасных сред и требует формирования особой способности и готовности к избеганию опасных ситуаций и правильного действия в опасных ситуациях, т.е., формирования компетентности безопасного поведения.

Следует заметить, что в повседневном понимании опасность рассматривается как наличие нарушающих или разрушающих факторов. Угроза рассматривается как характеристика ситуации, потенциально содержащей опасность. Трактовка понятия «безопасность» в «Словаре терминов МЧС» определяется как «состояние защищенности лич-

© Каитов А.П., Ганичева А.Н., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

49

ности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей» [5, с. 36].

С учетом сказанного, мы определяем безопасность как императивную установку на проектирование и поддержание определённого качества жизни с учетом:

- создания безопасных сред;

- создания общественных институтов, определяющих нормы жизни и деятельности, направленные на обеспечение безопасности, в том числе детской (технические регламенты, нормы строительства и др.).

Безопасное поведение мы рассматриваем как особую компетентность, которой можно овладеть посредством специально выстроенных формирующих процедур, объединённых общим контекстом, задающим личное отношение человека к теме безопасности, а не только освоение необходимых способов и паттернов.

Позиционируя компетентность как единство способности действовать эффективно и готовность к такому действию, мы рассматриваем эту дефиницию как формируемый когнитивный аспект компетентности (умение выбирать и конструировать способ эффективного действия под определенную задачу). Готовность же включает в себя волевые и мотивационные характеристики: основания для выбора именно этого способа действия и взаимодействия из спектра доступных.

Формирование культуры безопасного поведения предполагает формирование именно осознанной установки по отношению к выбору стратегии поведения (навыков самоконтроля, умения не впадать в панику). Такой подход требует формирования нового качества образования в целом, как интегральной характеристики, определяющей условия организации деятельности детей, обеспечения для неё специально сконструированного и поддерживаемого знаково-символического и коммуникативного пространства. Для этого необходимы новые стандарты, нормирующие не только образовательные программы, но и структуру пространства в целом, задающего контекст культуры безопасного поведения как естественный для детей способ жизнедеятельности.

Само понятие «культуры безопасности», «педагогики безопасности» уже активно обсуждается в профессиональном образовательном сообществе, в первую очередь, в связи с осмыслением опыта внедрения школьного курса ОБЖ [5].

Традиционная среда взросления предполагает, что любой взрослый (не только специально принявший на себя эту функцию) является носителем культурной нормы. Это представлено в исследованиях детских игр, воспроизводящих взрослые социальные и профессиональные роли. Традиционная культурная установка предполагает опреде-

лённую ответственность взрослого по отношению к ребёнку: не позволять себе при детях определённые формы поведения, помогать детям, предотвращать возможные угрозы.

Из сказанного следует, что освоение дошкольником безопасного поведения происходит как усвоение ролевого поведения. Следовательно, разработка и внедрение в непосредственно образовательную деятельность - в сюжетно-ролевую, дидактическую игру тематики безопасности поведения может способствовать формированию элементов культуры безопасности.

В работе с детьми дошкольного возраста, расширяя представления об окружающем, следует одновременно формировать и представления о риске определённых профессий и соответствующих профессиональных ролей (военные, пожарные). Классические детские игры в «семью» (где есть «папы», «мамы» и всё стабильно) и в «войну» (где задается конфликт, приключения, необходимость принимать решения) очень точно демонстрируют различие пространства повседневности и пространства риска.

При этом заметим, что взрослый, принимая участие в сюжетно-ролевых играх детей, может косвенно влиять на сюжет игры, объединяя и содержательно расширяя его. Это, с одной стороны, позволит выявить представления детей о поведении в опасных ситуациях; с другой стороны - позволит в игровой форме, моделируя их, сформировать основы безопасного поведения.

Для рассмотрения вопроса формирования культуры безопасного поведения у детей необходимо определить состав субъектов воспитания дошкольников и обеспечения их безопасности. Основные субъекты, юридически обеспечивающие системную и комплексную безопасность детей в течение основного времени их жизни: представители системы образования, для которых функция обеспечения детской безопасности задаётся «долгом службы», и включает в себя возможные санкции; родители, для которых общей культурной установкой также подчёркивается юридическая ответственность за «ненадлежащее выполнение обязанностей» [1].

Сочетание того, что данные субъекты отвечают за безопасность детей в комплексе, а не по каким-то отдельным аспектам, и в течение большего времени их жизнедеятельности, определяет их «особый статус». Причем, чиновники, педагоги и родители фактически выступают в качестве инициаторов и координаторов включения представителей других структур в решение задач обеспечения безопасности дошкольников.

Иные субъекты, обеспечивающие безопасность детей дошкольного возраста (врачи-педиатры, сотрудники полиции, санитарно-эпидемиологической службы, инженеры по технике безопасности

50

Вестник КГУ ^ 2019

Интеграция взаимодействия субъектов дошкольного образования как фактор воспитания..

и соблюдению строительных норм), заведомо отвечают лишь за отдельные аспекты безопасности дошкольников и за те фрагменты жизни, в которые дети попадают в «подведомственную» им зону опасности [2].

Субъекты, являющиеся основными организаторами пространства жизнедеятельности дошкольников, фактически могут реализовывать стратегию обеспечения безопасности дошкольников:

- стратегию воспитания культуры безопасного поведения;

- стратегию тренировки правильных поведенческих реакций в опасных ситуациях;

- стратегию «внешнего» обеспечении детской безопасности.

Перечисленные основные субъекты полномочны и фактически способны принимать решения по обеспечению безопасности детей, зачастую не отдавая в этом отчёта самим себе.

Так, работники органов управления отвечают за нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности дошкольников, а также, что наиболее важно, создают организационно-управленческие условия для этой жизнедеятельности и для активности прочих субъектов работы с детьми, основных или «частных», «ситуативных».

Педагоги не просто реализуют воспитательные установки, а напрямую организуют жизнедеятельность детей в течение значительного времени их жизни, либо организуют отдельные образовательные события, значимые для детей и задающие определённые нормы безопасного поведения. Педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) заведомо задают и поддерживают определённый стиль и нормы отношений и коммуникации дошкольников. Задаваемые стиль и нормы представляют собой формируемые и транслируемые паттерны поведения.

Родители в интеграции такого взаимодействия одновременно формируют паттерны общения и взаимодействия с другими людьми, и создают основную часть материальных условий жизнедеятельности ребёнка. Более того, именно паттерны родителей (как наиболее близких и авторитетных взрослых) являются для ребёнка значимым источником образцов поведения, реакций, решений в широком спектре ситуаций. А это могут быть в том числе паттерны деструктивного и опасного поведения.

Формируемая модель поведения «незнакомый взрослый - потенциально опасен» актуальна не только для установок родителей. В ходе бесед в ДОО эта модель поведения должна быть гибко интегрирована в систему игр-занятий и непосредственно-образовательную деятельность (НДО).

Разработанная программа для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [1, с. 5] предусматривает систему развивающих заданий

для детей старшего дошкольного возраста. Следует в ходе игр, тренингов, занятий, бесед сформировать у дошкольников правильное поведение в опасных ситуациях с незнакомыми людьми на улице. Важно рассмотреть типичные опасные ситуации:

- незнакомый взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку (котенка, покатать на машине и др.);

- незнакомый взрослый, представляясь знакомым родителей (или сообщая, что он действует по их просьбе), предлагает проследовать за ним и др.

Ребенка, начиная с 3-4 лет, следует учить говорить «нет» незнакомым людям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию. В такой тематический игровой тренинг можно включить разного рода «уговоры», обращаясь к содержанию текста сказки «Волк и семеро козлят», разъясняя последствия сказочного сюжета.

Таким образом, каждый из перечисленных субъектов образования заведомо, без каких-либо сознательных решений, в силу своего статуса относительно ребёнка, формирует базисную систему поведенческих установок. Эта система установок может быть оформлена в определённую культуру поведения, в том числе, безопасного, в осмысленный набор эффективных стратегий, но может остаться совокупностью бессознательно освоенных импринтов, в том числе заведомо не эффективных, затрудняющих формирование культуры поведения как системы осознанно реализуемых установок.

Обозначенные категории основных субъектов, отвечающие за детскую безопасность постоянно и комплексно, являются ключевыми для формирования у детей культуры безопасного поведения, которая в отличие от конкретных способов и паттернов формируется лишь в условиях выстроенного образовательного пространства. Необходима организация интегрированного взаимодействия субъектов. Иными словами, нужно организовать тренерское сопровождение деятельности субъектов, позволяющее максимально усилить те интенции, которые соответствуют воспитанию культуры безопасного поведения, в дальнейшем перенаправить активность субъектов с собственной организационной деятельности по обеспечению условий безопасности, на организацию деятельности дошкольников, направленную на преодоление опасностей в ходе и за счёт этой деятельности [4].

Подобная смена парадигм непосредственной работы с детьми и сопровождения интегрированной деятельности субъектов, отвечающих за детей, позволит эффективнее решать проблему безопасности детей на фоне увеличивающейся сложности жизненного пространства. Парадигмальные сдвиги связаны с изменением самого статуса детства, необходимостью уже с раннего возраста выстраивать формы осмысленного, сознательного поведе-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

51

ния, формирования самоконтроля и преодоления спонтанности.

Переход от внешнего обеспечения детской безопасности или от тренировки на определённые опасности как на стимулы, к сопровождению практических проб и моделированию ситуаций, от вменения субъектам детской безопасности императивных установок к сопровождению их деятельности, которая, в свою очередь, позволит преобразовать субъектные изначальные установки, требует изменения всей системы дошкольного образования в рамках проектно-программного подхода. Элементами внедрения проектно-программного подхода в контексте нашего исследования являются:

- изменение системы финансирования для организаций дошкольного образования, с постепенным переводом значительной доли этого финансирования на конкурсную основу (конкурс сетевых программ воспитания безопасного поведения, и т.п.);

- изменение системы оплаты труда для педагогов, связанное с их (индивидуальными и групповыми) научно-методическими разработками в области культуры безопасного поведения детей, реализацией успешных воспитательных программ;

- создание бонусных условий для родителей, содействующих включению их детей в программы воспитания безопасного поведения и берущих на себя реализацию части этих программ в домашних условиях после предварительного обучения;

- создание доступных обучающих программ для управленцев, педагогов, родителей, в том числе, дистанционного, сетевого характера;

- реализация в системе ДОО научно-методических разработок для детей разных возрастов;

- целесообразно всем педагогам, работающим с детьми, пройти повышение квалификации по направлению «Безопасность и охрана жизни»;

- создание Центра коучинга и наставничества, включающего в себя наиболее активных представителей основных групп - субъектов безопасности дошкольников, позволяющих этим представителям договариваться о взаимодействии и разрабатывать совместные проекты и программы.

При этом, учебно-методическое сопровождение процесса воспитания у дошкольников культуры безопасного поведения необходимо разрабатывать с учетом активного использования современных информационных технологий, а также при условии восстановления традиционной культуры дошкольного воспитания, основанной на знаково-символи-ческих формах (сказках, метафорах, игровых сюжетах, ритуалах).

Значимость поднятой проблемы в свете последних решений Правительства РФ столь значима, что решать эти вопросы «от случая к случаю» ошибочно и, даже, опасно. Мы, вслед за В.В. Гафнером [3, с. 11], считаем правомерным ставить вопрос о разработке новой отрасли в педагогике, охватывающей вопросы: разработки теоретико-методологических основ безопасного поведения; воспитание культуры безопасности; разработки технологий безопасности деятельности (в том числе решение задач по формированию способностей предвидеть, опасность и противостоять ей); навыкам оказания само- и взаимопомощи и др. Глобалистика поставленных проблем столь значима, что решить их можно только в тесном межведомственном и сетевом взаимодействии всех субъектов образования.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 144 с.

2. Гафнер В.В. Информационная безопасность. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 324 с.

3. Гафнер В.В. Педагогика безопасности как новое научное направление // Грани педагогики безопасности: Материалы Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред.

B.В. Гафнера. - Екатеринбург: УГПУ 2011. -

C. 6-13.

4. Дмитриенко З.С., Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста: Планирование работы, беседы игры. -СПб: Детство-Пресс, 2016. - 240 с.

5. Словарь терминов МЧС. - М.: Университетская книга, 2000. - 202 с.

References

1. Avdeeva N.N., Knyazeva O.L, Sterkina R.B. Bezopasnost'. - SPb.: Detstvo-Press, 2009. - 144 s.

2. Gafner V.V. Informacionnaya bezopasnost'. -Rostov n/D: Feniks, 2010. - 324 s.

3. Gafner V.V. Pedagogika bezopasnosti kak novoe nauchnoe napravlenie // Grani pedagogiki bezopasnosti: Materialy Vseros. nauch. konf. Ekaterinburg, 29 aprelya 2011 g. / sost. i obshch. red. VV Gafnera. - Ekaterinburg: UGPU, 2011. - S. 6-13.

4. Dmitrienko Z.S., Polynova V.K. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta: Planirovanie raboty, besedy igry. - SPb: Detstvo-Press, 2016. - 240 s.

5. Slovar' terminov MCHS. - M.: Universitetskaya kniga, 2000. - 202 s.

52

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.