Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОПАСНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Рустам Вагидович, Исаева Марина Магомедовна, Халимбекова Аида Муртузалиевна

В статье исследуется специфика подготовки будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности на основе требуемых компетенций. Прослеживаются тенденции подготовки с учетом индивидуальной характеристики рассматриваемых специалистов, а также даются рекомендации для оптимизации процесса обучения в системе профильного высшего образования. Определены требования к личности будущего профильного педагога, а также специфика набора инструментов, которыми он должен обладать в дальнейшем. Исследование также учитывает требования к учебным заведениям, которые осуществляют подготовку будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Рустам Вагидович, Исаева Марина Магомедовна, Халимбекова Аида Муртузалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER IN THE BASICS OF LIFE SAFETY

The article examines the specifics of training future teachers in the field of life safety on the basis of the required competencies. The tendencies of training are traced taking into account the individual characteristics of the specialists in question, and recommendations are also given for optimizing the learning process in the system of specialized higher education. The requirements for the personality of the future profile teacher, as well as the specifics of the set of tools that he should possess in the future, are determined. The study also takes into account the requirements for educational institutions that train future teachers in the field of life safety.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Магомедов Рустам Вагидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Исаева Марина Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Халимбекова Аида Муртузалиевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуется специфика подготовки будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности на основе требуемых компетенций. Прослеживаются тенденции подготовки с учетом индивидуальной характеристики рассматриваемых специалистов, а также даются рекомендации для оптимизации процесса обучения в системе профильного высшего образования. Определены требования к личности будущего профильного педагога, а также специфика набора инструментов, которыми он должен обладать в дальнейшем. Исследование также учитывает требования к учебным заведениям, которые осуществляют подготовку будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, педагог, образование, опасность, обучение.

Annotation. The article examines the specifics of training future teachers in the field of life safety on the basis of the required competencies. The tendencies of training are traced taking into account the individual characteristics of the specialists in question, and recommendations are also given for optimizing the learning process in the system of specialized higher education. The requirements for the personality of the future profile teacher, as well as the specifics of the set of tools that he should possess in the future, are determined. The study also takes into account the requirements for educational institutions that train future teachers in the field of life safety.

Key words: life safety, teacher, education, danger, training.

Введение. Содержание современного образования определяет необходимость включения более системного видения новой ситуации в мире, направленного на основополагающие условия выживания и дальнейшего развития цивилизации.

Необходимо отметить, что всеобъемлющее рассмотрение аспектов безопасности как личности, так и общества, государства в целом, отражающие все стороны человеческой жизнедеятельности, включает иную более новую разностороннюю образовательную область, которая в свою очередь имеет тесные практические связи с другими дисциплинами образовательной программы. Непосредственно специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) более полно и целенаправленно изучает указанные вопросы.

Основной целью обозначенного курса является формирование у обучающихся ответственного понимания и отношения к собственной безопасности, а также безопасности окружающих. Формирование у обучающихся способностей по сохранению здоровья и жизни во всех неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, при необходимости умение оказать помощь пострадавшим.

На педагога курса «Основы безопасности жизнедеятельности» возлагается в нашей стране преподавание указанной дисциплины. Безусловно, проблемой в организации ведения курса было и остается отсутствие нужного количества педагогов соответствующих профессиональным компетенциям.

Согласно Д.И. Ушакову, понятия «компетентность» и «компетенция» различаются между собой. Компетентность -авторитетность, осведомленность. «Компетенция - явления и вопросы, в которых обозначенное лицо обладает знаниями, опытом, авторитетностью и полномочиями» [9, C. 27].

Большой вклад в развитие и понимание вопросов компетентности внесли отечественные мыслители и ученые -Л.П. Алексеева, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и многие другие. Согласно исследованиям И.А. Зимней, компетентность - интегрированная характеристика всех качеств личности, которая позволяет проводить деятельность с учетом социальных и профессиональных требований, а также собственным ожиданиям [10, C. 12-13].

Общественные отношения постоянно создают уникальные ситуации, не все из которых завершаются для участников относительно безопасно. Активное развитие промышленности, дорожного движения, международных отношений и технологий увеличивают потребность в знаниях и навыках в отношении безопасности. Знания и навыки в исследуемой сфере являются равноценными как для взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. Если для взрослых предусмотрены обучающие мероприятия в сфере охраны труда и промышленной безопасности непосредственно на рабочем месте, и подготовка профильных специалистов достаточно краткосрочная, то для обучения навыкам безопасности подрастающего поколения требуется более тщательная подготовка. В 1990-х гг. впервые в системе общего образования был внедрен предмет "основы безопасности жизнедеятельности", который подразумевал либо специальную подготовку педагога, либо его опыт в сфере обороны, преодоления чрезвычайных ситуаций или оптимизации криминогенной обстановки в местном сообществе [7, C. 68]. Однако в последние десятилетия подход к будущим педагогам в сфере безопасности жизнедеятельности существенно изменился, и отныне подготовка таких специалистов стала предполагать длительный период обучения.

Изложение основного материала статьи. Качественная подготовка будущих педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) подразумевает взаимосвязанный комплекс компетенций, которые выступают в качестве барометра готовности взаимодействия с обучающимися. Помимо владения знаниями и навыками в сфере общественной безопасности, от педагога предполагается умение донести узконаправленную информацию до сведения подрастающего поколения с учетом особенностей детского и подросткового восприятия действительности. При этом будущим педагогам следует иметь в виду, что актуальные знания и навыки, затрагивающие вопросы общественной безопасности, должны соответствовать образовательным стандартам, которые корректируются и обновляются в среднем один раз в несколько лет.

Данный аспект создает предпосылки к гибкости будущего педагога в рамках системообразующего учебно-воспитательного процесса.

При этом профессиональная подготовка таких специалистов не ограничивается специализированными знаниями и навыками, в сфере педагогики, безопасности и психологии. Для процесса формирования полноценного педагога ОБЖ жизненно важны ценности, психологические установки и его культурный уровень как личности. Обозначенные аспекты результативно прививаются будущим профильным педагогам лишь в том случае, если у них имеются соответствующие личностные качества, к примеру, чувство ответственности за других, умение сочувствовать и оставаться при этом беспристрастным при решении нестандартной задачи и др.

Педагогическая деятельность ожидает от педагога умение коммуницировать с другими людьми, относящимися к образовательной организации и к сторонним профильным структурам. Соответственно, будущим педагогам необходимы мотивация, природные задатки и способности, чтобы их вклад в укрепление ответственного отношения обучающихся к безопасности носил долгосрочный характер. В профильном законодательстве в отношении педагогов, в частности, в сфере безопасности жизнедеятельности предписаны следующие ожидания: обязательность качественной подготовки в отношении собственной специализации; использование актуальных технологий, в том числе искусственного интеллекта и облачных решений; понимание педагогических и психологических аспектов; ориентация в профильном правовом поле [6, С. 61-63].

Содержательная часть учебных программ университетов должна учитывать разнообразие типов мышления и восприятия ключевой информации будущими педагогами. В зависимости от психотипа конкретной личности подготовка должна быть нацелена те или иные методики, усиливающие индивидуальные подходы к знаниям и навыкам со стороны будущих педагогов. В частности, индивидуализация обучения могла бы предоставить инструменты для поиска обучающего материала не только учебного, но и художественного характера в просветительских целях. Несмотря на устойчивость образовательной и воспитательной системы будущему педагогу следует также научить применять нестандартные результативные методики, которые наглядно показывают или закрепляют навыки обучающихся, к примеру, оказание первой медицинской помощи или пользование противогазом.

Существенную важность для будущих педагогов ОБЖ представляют различные инструменты в сфере электронных и медийных технологий, которые позволяют в процессе обучения жизненно важным навыкам в наглядной форме продемонстрировать те или иные аспекты безопасности, постепенно усложняя структуру информации [1, С. 156]. Отечественные разработчики программного обеспечения и оборудования уже сегодня могут предложить будущему педагогу уникальные профильные решения, поэтому педагогическим заведениям следует учитывать целесообразность сотрудничества с такими коммерческими организациями и малыми инновационными предприятиями. Технологии могут помочь будущему педагогу научиться не только демонстрации навыка, но также структурировать содержательную часть обучения, сохранять и трансформировать информацию, а также осуществлять необходимую профильную аналитику, отражающую взаимосвязь между педагогическим процессом, его результатами и обстановкой криминогенного или оборонного характера. Электронные и медийные инструменты могут помочь будущим педагогам ОБЖ освоить информацию о безопасности в углубленной форме и достичь результативного совершенства в знаниях.

Хотя навыкам безопасности стандартно обучаются будущие педагоги всех профилей, отличием подготовки педагогов ОБЖ является учет социальной напряженности между различными группами населения, в части ситуаций которых могут принимать участие также обучающиеся в образовательной организации [3, С. 14]. Особенности криминогенной ситуации, несчастные случаи, а также ситуации возникновения внешних для государства угроз выступают в качестве ориентира при обучении подрастающего поколения навыкам самообороны и обеспечения общественной безопасности. Соответственно, при подготовке профильных педагогов учитываются оценочные мероприятия, позволяющие в последующем времени корректировать образовательный процесс, а также лекционные занятия, посвященные таким темам, как безопасность использования инвентаря и других инструментов для самозащиты; объем знаний, пригодный для обучающихся в сфере оказания медицинской помощи; понимание юридической ответственности за обучение подрастающего поколения навыкам обращения с потенциально опасными предметами и др.

Подготовка будущих педагогов ОБЖ предполагает постоянную инновационную составляющую образовательного процесса. В частности, авторские методики преподавания для результативного обучения профильных педагогов, обновляющиеся пособия, совершенствующиеся инструменты контроля знаний и навыков [3, С. 16].

Университеты, готовящие исследуемых специалистов, должны в полном объеме обладать подходящей инфраструктурой, в том числе имитирующей ситуации сопутствующей опасности. Так, некоторые из актуальных методик и инфраструктурных сооружений были апробированы во Владимирском государственном педагогическом университете.

Немаловажным аспектом подготовки будущих педагогов ОБЖ являются усилия учебных заведений, которые обучают таких специалистов преимущественно предупреждать ситуации потенциальной опасности. Это означает, что университет вносит свой вклад в общественную безопасность за счет привития умения своим выпускникам осуществлять мероприятия, направленную на стратегическую безопасность. Обучая будущих педагогов ОБЖ предупреждать опасность, университеты таким образом формируют эстафету передачи знаний и навыков не только среди будущих обучающихся образовательных организаций, но также оптимизации воспитательного процесса между поколениями внутри семей. Соответственно, подготовка будущих педагогов ОБЖ потенциально корректирует общественный договор, в рамках которого население государства осознает первостепенность коллективной безопасности и соблюдения общественного порядка.

Учитывая разнообразие знаний и навыков, которыми следует обладать будущим педагогам ОБЖ, содержательная часть их подготовки должна быть изначально расширена и углублена, так как потенциальной опасностью для человека может стать как причина природного характера, так и техногенного или человеческого. Шумы, атмосферные осадки, излучения, несчастные случаи, электромагнитные поля, производственные травмы, экологические катастрофы, - все обозначенные события имеют различные источники возникновения [4, С. 293].

Выводы. Таким образом, высшим учебным заведениям следует учитывать дисциплины, объясняющие факторы формирования непредвиденных ситуаций и случаев, для упреждения которых не были предприняты какие-либо меры. Будущим педагогам ОБЖ также следует обладать навыками для получения тех аспектов знаний, которые по объективным причинам не были учтены университетами или же представляют обновленные данные в отношении безопасности жизнедеятельности. Вне зависимости от уровня подготовки, на который, в частности, влияет финансовая возможность учебного заведения, будущий педагог ОБЖ должен самостоятельно искать пути к получению искомой информации, которая впоследствии способна оптимизировать образовательный процесс и степень осведомленности обучающихся в отношении личной и общественной безопасности.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Сравнение эффективности очной и дистанционной форм повышения квалификации преподавателей по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций / Р.И. Айзман, В.А. Королев. - Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 155-159

2. Бабич, А.В. К вопросу о профессиональной компетентности учителя ОБЖ как психолого-педагогической проблеме / А.В. Бабич // Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс". - 2012. - № 43. - С. 12-30

3. Богатырева, Ю.И. К вопросу о компетентности будущих педагогов в области информационной безопасности / Ю.И. Богатырева // Информационная среда образования и науки. - 2012. - № 11. - С. 12-15

4. Исаева, Е.В. Проблемы безопасности жизнедеятельности / Е.В. Исаева, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова. -Экономика и социум. - 2018. - № 10 (53). - С. 293-296

5. Кисляков, П.А. Направления профессиональной подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности / П.А. Кисляков. - Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 20.

6. Львова, Е.Л. Особенности профессиональных компетенций учителя основ безопасности жизнедеятельности / Е.Л. Львова. - Образование и наука. - 2009. - № 11. - С. 60-67

7. Малков, С.П. Историко-правовые аспекты организации обучения основам безопасности жизнедеятельности в Российской школе / С.П. Малков. - Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 3. - С. 63-72

8. Михайлов, А.А. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / А.А. Михайлов. - Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 114-125

9. Павленкович, С.С. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности в системе вузовской подготовки / С.С. Павленкович // Сборник научных статей ИЦ "Наука". - 2010. -№ 180. - С. 25-28

10. Ребко, Э.М. Формирование профессиональной компетентности у будущих бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» / Э.М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2016. - № 180. - С. 12-17

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Луиза Исламудиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии Азизова Людмила Хамбертовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного

и дополнительного образования Арслангереева Джамиля Ильмутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее существенные черты компетентносного портрета педагога высшей школы в условиях её глубокого реформирования. Целью работы является рассмотрение изменений в структуре компетентности преподавателя как необходимого условия дальнейшего совершенствования системы высшего образования в нашей стране. На страницах данной работы даются описания сущности и структуры его компетентности. Авторы уделяют внимание и такой характеристике педагогического работника, осуществляющего образовательную деятельность в современном вузе, как профессиональная направленность. Далее анализируются его универсальные компетенции, а затем -профессиональные. Причём рассмотрение последних осуществляется в связи с основными видами деятельности, реализуемыми современным преподавателем.

Ключевые слова: высшее образование, педагог высшей школы, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога высшей школы, профессиональная направленность педагога высшей школы.

Annotation. The article examines the most significant features of the higher school teacher competence profile in the higher education deep reform context. Work's purpose is to consider changes in the teacher competence structure as a necessary condition for further Russian higher education system improvement. On the pages of this article his/her competence essence and structure descriptions are given. The authors also pay attention to such modern higher school pedagogical employer characteristic as a professional orientation. Then his/her universal competencies are analyzed, and then his/her professional ones. Moreover, consideration of the latter is carried out in connection with the main activities implemented by a modern teacher.

Key words: higher education, higher school teacher, professional competence, professional competence of a higher school teacher, professional orientation of a higher school teacher.

Введение. Последние годы ознаменовались рядом глобальных вызовов для нашей страны (Г.С. Альтшуллер, Т.Е. Климова, Ж.А. Корнеева, Л.Д. Столяренко, М.В. Фоминых). Симметричный ответ на них требует внесения определённых изменений в целый ряд отраслей российской экономики [6, С. 67-68]. В свою очередь, их трансформация влечёт за собой необходимость преобразований в сфере подготовки будущих высококвалифицированных кадров, которые уже завтра займут места в соответствующих секторах [8, С. 36-37]. Метаморфозы же в этой области обуславливают изменение места преподавателя высшей школы в учебно-воспитательном процессе. В новых условиях его роль как носителя суммы готовых знаний, редуцируется. Но возрастает - как тьютора и консультанта, указывающего студентам оптимальные пути к их получению и, по мере необходимости, вносящего коррективы в соответствующий процесс (Э.Г. Азимов, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Т.Е. Климова, Ж.А. Корнеева, И.П. Твердохлебова, А.Н. Щукин).

Естественно, что такой педагог высшей школы должен характеризоваться несколько иным набором компетенций, чем предшественники, осуществлявшие профессионально-педагогическую деятельность на более ранних этапах развития системы отечественного ВО [1, С. 11]. Сущностной и структурной характеристике его профессионального портрета посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная компетенция является, по существу, базовой качественной характеристикой современного педагога, осуществляющего образовательную деятельность по программам вуза. В качестве основного показателя её сформированности выступает чёткое видение преподавателем ориентиров обучения, таких, как эталон будущего профессионала и последовательность действий, направленных на его формирование [2, С. 36].

Соответственно, структура профессиональной компетентности современного преподавателя высшей школы представляет собой систему, куда входят:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.