Научная статья на тему 'Психодинамика экзистенциально-личностных трансформаций личности в процессе обучения и службы в закрытых социальных системах'

Психодинамика экзистенциально-личностных трансформаций личности в процессе обучения и службы в закрытых социальных системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИКА / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ / СВОБОДА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / САМОДИСТАНЦИРОВАНИЕ / ЗАКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / PSYCHODYNAMICS / PSYCHODYNAMIC APPROACH / EXISTENCE / EXISTENTIAL FULLNESS OF LIFE / PERSONALITY / FREEDOM / RESPONSIBILITY / SELF-TRANSCENDENCE / SELF-DISTANCING / CLOSED SOCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

В статье теоретически и эмпирически исследуются вопросы специфики трансформации личности в процессе всего срока обучения в такой закрытой образовательной системе, как Академия ФСИН России, а также в начальный период службы в закрытых социальных системах исправительных учреждений. Показано, что трансформации экзистенциала личности по всем его параметрам, а именно: начиная с интегральных характеристик экзистенциальной наполненности жизни, персональности и экзистирования и заканчивая четырьмя парциальными характеристиками -самодистанцирования, самотрансценденции, экзистенциальной свободы, экзистенциальной ответственности носят вполне закономерный характер, подпадая под закон энергоинформационного равновесия Йеркса Додсона, иллюстрацией которого является U-образная кривая, или же в других случаях так называемая инверсированная U-образная кривая. Итак, закономерность заключается в монотонном снижении экзистенциальных показателей к концу обучения и таком же монотонном их росте с началом службы в исправительном учреждении. Согласно авторам адаптации методики Лэнгле, Оглера «Шкала экзистенции» начальным и конечным уровнем показателей экзистенциальных характеристик является уровень их средней нормы. В статье также показано, что такая закономерность трансформации личностного экзистенциала в период обучения и службы в закрытых системах имеет теоретическое объяснение с позиций психодинамического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMICS OF EXISTENTIAL-PERSONAL TRANSFORMATIONS OF THE PERSONALITY IN THE PROCESS OF TRAINING AND SERVICE IN CLOSED SOCIAL SYSTEMS

The article theoretically and empirically examines the specifics of personality transformation during the entire period of training in such a closed educational system as the Academy of the Federal penitentiary service of Russia, as well as during the initial period of service in closed social systems of correctional institutions. It is shown that the transformations of the existential of the individual in all its parameters, namely: starting with the integral characteristics of existential fullness of life, personality and existence and ending with the four partial characteristics of self-absorption, self-transcendence, existential freedom, existential responsibility are quite natural, falling under the law of energy-informational equilibrium of Yerkes-Dodson, which is illustrated by a U-shaped curve, or in other cases, the so-called inverted U-shaped curve. So, the pattern is a monotonous decline in existential indicators by the end of training and the same monotonous growth with the beginning of service in a correctional institution. According to the authors of the Langley-Ogler “scale of existence” adaptation method, the initial and final level of indicators of existential characteristics is the level of their average norm. The article also shows that this pattern of transformation of personal existential during training and service in closed systems has a theoretical explanation from the standpoint of the psychodynamic approach.

Текст научной работы на тему «Психодинамика экзистенциально-личностных трансформаций личности в процессе обучения и службы в закрытых социальных системах»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2020.2(51).024-033

ПСИХОДИНАМИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И СЛУЖБЫ В ЗАКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Д. В. Сочивко

Для цитирования

Сочивко, Д. В. Психодинамика экзистенциально-личностных трансформаций личности в процессе обучения и службы в закрытых социальных системах / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 2(51). -С. 24-33. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.2(51).024-033.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье теоретически и эмпирически исследуются вопросы специфики трансформации личности в процессе всего срока обучения в такой закрытой образовательной системе, как Академия ФСИН России, а также в начальный период службы в закрытых социальных системах исправительных учреждений.

Показано, что трансформации экзи-стенциала личности по всем его параметрам, а именно: начиная с интегральных характеристик экзистенциальной наполненности жизни, персональности и экзистирования и заканчивая четырьмя парциальными характеристиками -самодистанцирования, самотрансцен-денции, экзистенциальной свободы, экзистенциальной ответственности -носят вполне закономерный характер,

© Сочивко Д. В., 2020

подпадая под закон энергоинформационного равновесия Йеркса - Додсона, иллюстрацией которого является и-об-разная кривая, или же в других случаях так называемая инверсированная и-образная кривая.

Итак, закономерность заключается в монотонном снижении экзистенциальных показателей к концу обучения и таком же монотонном их росте с началом службы в исправительном учреждении. Согласно авторам адаптации методики Лэнгле, Оглера «Шкала экзистенции» начальным и конечным уровнем показателей экзистенциальных характеристик является уровень их средней нормы.

В статье также показано, что такая закономерность трансформации личностного экзистенциала в период обучения и службы в закрытых системах имеет теоретическое объяснение с позиций психодинамического подхода.

Ключевые слова: психодинамика, психодинамический подход, экзистенция, экзистенциальная наполненность жизни, персональность, свобода, ответственность, самотрансценденция, самодистанцирование, закрытая социальная система.

Трансформации экзистенциальной наполненности жизни и всех ее составляющих, формирование экзистенциальной свободы и ответственности личности, ее способности к самодистанцированию и самотранс-ценденции осуществляются, на наш взгляд, на основе работы психодинамических механизмов, обеспечивающих работу целостного личностного психоида (как временного, связанного с вечностью базового элемента психики), интегратора личностного функционирования. Подробнее эту работу пси-хоида мы описали в книге «Психодинамика» как работу волевого двигателя психоида [4] и сейчас не будем на этом останавливаться. Абстрагируясь от

230,0

210,0 190,0 170,0 150,0 130,0 110,0 90,0 70,0

понятий «душевной температуры» [4] внутреннего (интрапсихического) и внешнего (интерпсихического) плана психоида (а в нашем случае можно говорить о его понимании как эмпирического Я личности), напомним, что работа волевого двигателя строится по принципу постоянной психодинамической смены внутреннего и внешнего плана с точки зрения их душевного разогрева, подобно поршню в двигателе внутреннего сгорания [4]. Совершенно аналогично мы видим смену внутреннего и внешнего плана в развитии экзистенциальной наполненности личности в процессе обучения и службы сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Как можно видеть из рисунка 1 и таблицы 1, у только что поступивших в Академию ФСИН России абитуриентов экзистенциальная наполненность жизни, как и выраженность всех ее компонентов (табл. 4), практически такая же высокая, как и у руководителей средне-

50,0

I Экзистенциальная наполненность личности

Абитуриенты 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники руководители

ФСИН России

вузов ФСИН России

Рис. 1. Средние показатели экзистенциальной наполненности личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

го звена. Совершенно ясно, что это не может быть выражением одного и того же экзистенциала личности. Очевидно, что их психодинамическое содержание различно.

Подросток только что освободился внутренне. Он больше не чувствует гнета родителей, каков бы он ни был, внутри него (а чаще всего и вместо него) больше не живут бабушки, дедушки, другие родственники, он свободен принимать собственные решения, отстраняться от себя, возвращаться в себя, нести ответственность перед собой самим, вообще представляться, как ему угодно.

Рискнем высказать предположение, что такая внутренняя свобода будет в большей степени «свободой от...». Однако, исходя из принципов психодинамики, напомним, что психодинамические полюса неотделимы друг от друга (образуют как бы единое облако состояний с возможным сгущением на одном из полюсов).

В связи с этим обретение этой внутренней «свободы от.» включает в себя и существенную долю «свободы для.» - истинной экзистенциальной свободы. Ведь для чего-то же молодой человек поступал в академию, он намерен кем-то стать и т. д.

Что же происходит дальше? С началом учебы и службы в душе молодо-

го человека постепенно начинает хозяйничать система обучения и службы с ее порядками, инструкциями, приказами и т. п., изначальная внутренняя экзистенциальная свобода вытесняется, в душе поселяются новые авторитеты - начальники, наставники, преподаватели. И по мере обучения и службы экзистенциал личности снижается монотонно вплоть до самого последнего (пятого) курса обучения (табл. 1). Говоря психодинамическим языком, происходит «остывание» внутреннего плана психоида -эмпирического Я личности, в плане его «консервации», уменьшения количества взаимодвижения его молекул-циклов.

Новое высвобождение экзистенциальной энергии происходит с началом службы бывшего курсанта, а дальнейшее нарастание - по мере карьерного роста на руководящих постах.

На наш взгляд, здесь уже речь идет об очевидном переносе акцента на психодинамический полюс состояний переживания «свободы для.», разумеется, в неразрывном единстве и от «свободы от.». В частности, сюда будут относиться новые навыки обходить устаревшие и нелепые инструкции и приказы, избегать общения с неадекватными формалистами коллегами и начальниками и т. п.

Таблица 1

Абитуриенты вузов ФСИН России 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники ФСИН России Руководители

Экзистенциальная наполненность личности 207,9714 190,14706 172,58144 120,0000 198,59531 217,6497

Средние показатели экзистенциальной наполненности личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

120,0 110,0 100,0 90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0

I Персона I Экзистенция

Абитуриенты 2-й курс

вузов ФСИН России

4-й курс 5-й курс Сотрудники Руководители ФСИН России

Рис. 2. Средние показатели персональности и экзистенции личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

Таблица 2

Средние показатели персональности и экзистенции личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

Абитуриенты вузов ФСИН России 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники ФСИН России Руководители

Персона 109,0857 98,14706 89,44118 41,0000 104,53161 112,0056

Экзистенция 98,9286 92,00000 83,14706 70,0000 94,06370 105,6441

Аналогичную психодинамику ин-трапсихических колебаний экзистенциального наполнения внутреннего и внешнего плана психоида имеют и все частные показатели экзистенции.

Завершая анализ общей психодинамики экзистенциального наполнения личности, следует теснее связать колебания внешнего и внутреннего плана экзистенциала личности со структурой субъективного времени -основного психодинамического концепта современной психодинамики (4).

Прежде всего следует обратить внимание на резкий скачок экзистенциальной наполненности личности эк-

зистенциальной свободой и смыслом сразу после поступления на службу. Если снижение экзистенциала длится в течение практически пяти лет, то восстановление того же количественного уровня (но в другом качестве) происходит буквально за год (рис. 2).

Мы считаем, что это объясняется тем, что на рисунках представлена вся спираль субъективного времени, от прошлого 1, которого «уже нет» (его нет и на рисунках и в таблицах, это прошлое мыслится как подчиненное, «семейное» состояние подростка), через «просвет в вечность» - первый взлет экзистенциальной свободы (табл. 1 и 2),

к будущему 1, которого «еще нет», и, наконец, к настоящему 1 - состоянию устойчивой нормы (216 баллов) экзистенциальной наполненности руководителя. «Просвет в вечность» - это первый серьезный творческий порыв вставшего на путь экзистенциального и интеллектуального развития молодого человека. Это соответствует этическому этапу развития экзистирова-ния по С. Кьеркегору [3]. Н. Бердяев так писал об этом в своем труде «Опыт парадоксальной этики»: «Этика приводит нас к пониманию двух перспектив жизни: длительность во времени, дурной бесконечности, бесконечного алка-ния и муки и вечности, божественной бесконечности, победы над временем. Творческий акт может вводить в вечность, и вечность может быть творческой динамикой» [1]. От себя мы уточнили бы здесь только то, что под творческой динамикой, учитывая аспект вечности, подразумевается именно внутренняя психодинамика, творческий характер которой мы подробно доказали в своей книге «Психодинамика» [4].

Итак, более чем пятилетний переход к новому взлету экзистенциальной наполненности отражает переход к будущему 1 от просвета 1. По нашей схеме-спирали субъективного времени этот переход связан с включением волевого компонента (теоретико-пси-ходинамически соответствующего будущему). Это работа воли по усвоению новых норм и правил «бытия в мире», специфики свободного, творческого экзистирования в закрытых системах требует времени, а фактически и является той «мукой» временности, постепенно закрывающей просвет в вечность, о которой писал Н. Бердяев. И наконец, курсант переходит в сво-

ем экзистировании во внешний план, он свободно выходит в мир после длительной временной подготовки и оказывается в настоящем, которое уже не связано физической длительностью, где, как и в вечности, присутствуют и осуществившееся прошлое и потребное (говоря словами П. Анохина) будущее. Это истинное субъективное время, где мы живем, которое, напомним слова Августина Блаженного, состоит одновременно из трех вертикальных времен - «настоящее прошлого», «настоящее будущего» и «настоящее настоящего». А если вспомнить о хайде-ггеровской концепции четырехмерного времени [6, 7], то следует добавить и четвертое время - «просвет в вечность». В связи с этим новый этап экзистенциального освобождения происходит столь стремительно в физическом времени, он уже не подчинен физической временности. В гештальт-терапии такой скачок к освобождению носит название эксплозива - взрыва [5].

Мы полагаем, что подобную колебательную работу психодинамического механизма экзистирования (волевого двигателя психоида) можно будет проследить и в дальнейшем развитии карьеры сотрудника ФСИН России, но это уже вопрос будущих исследований.

На этом анализ общей психодинамики поэтапного становления экзи-стенциала личности в процессе обучения и службы во ФСИН России можно закончить.

Перейдем к анализу более частных вопросов психодинамики экзистиро-вания личности на каждом из этапов ее развития в процессе обучения и службы в закрытых системах.

Обратимся к анализу психодинамического взаимодействия таких психоэнергетических полюсов, как персона

и экзистенция (напомним, что с точки зрения современной психодинамической теории [4] любая способность или особенность личности имеет не только уровневое, но и психоэнергетическое значение). Эти первые две экзистенциальные способности (Р и Е) образуют две основные составляющие экзистенциальной исполненно-сти, называемой общим фактором G (табл. 1).

Общий суммарный показатель экзистенциальной наполненности жизни (смыслом) указывает на психодинамическое подпространство способностей управляться с самим собой, своими переживаниями, поступками, в целом с жизнедеятельностью в соответствии с собственными ценностями и непреходящими ценностями мирового устройства и культуры, и таким образом прийти к согласованной со смыслом жизни, ориентированной на экзистенциальное ощущение собственных потребностей и задач, а также требований ситуации слаженной работе психодинамического волевого двигателя по циклическому движению психоэнергетического акцента в облаке состояний от внутреннего плана к внешнему и обратно. Эта наполненность жизни экзистенциальным смыслом создает ощущение полноты жизни, ее истинного проживания - ощущение счастья. Наполненная смыслом жизнь может в существенной мере протекать бессознательно, подобно тому как радующийся или охваченный творческим порывом человек не думает о своей радости и счастье, а просто находится в этом состоянии. Осознание приходит тогда, когда смысл утрачивается.

В этом состоит глубокая связь эк-зистирования, «бытия в мире» и психодинамики, которая по существу не

осознанна. Не случайно мы все время говорим об облаке состояний между психодинамическими полюсами и о движении центра тяжести между ними. Как только мы переходим к уровнево-му, статическому, традиционно тесто-логическому пониманию личностных свойств и психических феноменов, мы подключаем их сознательный анализ.

Психодинамическими полюсами общего фактора G являются персо-нальность и экзистенция. Рассмотрим подробнее их специфическую психодинамику у наших испытуемых.

Как можно видеть из таблицы 2, на всех этапах обучения и службы в закрытой системе показатель Р меньше показателя Е. И хотя эти различия не велики, они присутствуют на всех этапах обучения и службы, кроме пятого курса, что говорит об определенной тенденции.

Согласно мнению авторов теста «Шкала экзистенции», если Р > Е, то такой человек является достаточно сильной, но сдержанной личностью вплоть до некоторой заторможенности. При этом общее снижение на первых курсах обучения суммарного показателя G ведет к нерешительности и стеснению, торможению экзистенциально ответственной включенности в жизнь, к которой молодой человек еще не готов, так как идет работа воли, как мы предположили ранее. И вот на пятом курсе это психодинамическое соотношение вдруг меняется: Р становится существенно ниже Е. Это говорит о меньшей развитости личности, но о большей ее жизнеспособности. Оставим общее развитие курсантов к пятому курсу на совести педагогов, скажем только о том, что на этом курсе завершается работа воли (как субъективного будущего на спирали времени), что выражается

80,0

70,0

60,0

50,0

40,0

30,0

20,0

10,0

I Самодистанцирование I Самотрансценденция

Абитуриенты 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники руководи-гели

вузов ФСИН

ФСИН России России

Рис. 3. Средние показатели самодистанцирования и самотрансценденции личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

Таблица 3

Средние показатели самодистанцирования и самотрансценденции личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения

Абитуриенты вузов ФСИН России 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники ФСИН России Руководители

Самодистанцирование 32,3571 28,02941 29,76471 20,0000 33,04255 35,4407

Самотранс-ценденция 76,8714 70,11765 59,67647 40,0000 71,48936 76,5650

в росте жизнеспособности. Пятикурсник становится готов к экзистенциальному рывку к миру и свободе.

Обратимся к анализу еще более глубокого, а также к элементарному уровню интрапсихической психодинамики экзистирования - рассмотрению таких базовых полярностей, как самодистанцирование (SD) и самотрансценденция ^Т).

Из рисунка 3 и таблицы 3 видно, что здесь также существует четкая тенденция превышения ST над SD.

Самодистанцирование оценивает способность личности встать на не-

которую дистанцию по отношению к себе самому. Способность к SD позволяет отстраниться от своих непосредственных желаний, хотений и представлений, связанных с удовлетворением возникающих страстей и чувств, намерений, помыслов, согласно Авве Дорофею, естественным образом связанных с грехом.

Самотрансценденция оценивает свободную эмоциональность человека, обеспечивающую способность чувствовать близость к чему-либо (кому-либо), сочувствовать, ориентироваться в действиях на смысл, а не

только на целевой помысел, ощущать сопричастность к мировым, культурным и религиозным ценностям.

С психодинамической точки зрения SD обеспечивает способность не только абстрагироваться от себя, но и расширить границы своего эмпирического Я, чтобы захватить новые бытийные сферы, в то время как ST снова возвращает личность к самым глубоким внутренним пластам своего Я, обеспечивая ощущение внутреннего соотнесения центрального источника Я-энергии, чистого Я (по У. Джеймсу [2]), с прикосновением к вечным ценностям мира.

С психодинамической точки зрения если SD < ST, то человек склонен к сильным эмоциональным переживаниям и сопереживанию. Такие люди способны проявлять эмпатию и добрые чувства, не теряя способности к отграничению, также и по отношению к себе самому. Как говорил Петр Первый, «тюремщик должен быть нрава доброго и веселого».

Однако не следует забывать, что в процессе всего обучения эти эмоциональные процессы существенно (и все более к пятому курсу) демпфируются волей. Описанная эмоциональность полностью раскрывается с началом самостоятельной службы.

Нам осталось рассмотреть ин-трапсихическую психодинамику последних в нашем списке базовых показателей экзистенции - показателей свободы и ответственности.

Экзистенциальная свобода(F)- это способность не только самостоятельно принимать решения в соответствии с иерархией внутренних глубоко личностных ценностей, но и соотносить эти решения с внешними условиями ситуации и жизнедеятельности, соз-

давая таким образом психодинамический баланс внешнего и внутреннего плана психоида. Иными словами, на психодинамическом языке - обеспечивать бесперебойную работу волевого двигателя, поддерживая полную ясность в принятии индивидуально-личностного решения.

Экзистенциальная ответственность - это прежде всего ответственность перед самим собой. Способность доводить свои решения до личностно приемлемого логического конца.

Психодинамическое смещение центра личностного состояния в сторону свободы (что характерно для наших испытуемых, табл. 4), F < V, говорит о способности расширять границы своего эмпирического Я в направлении внешнего мира, при этом происходит некоторое демпфирование свободы, возникает чувство вынужденности, что фактически формирует чувство долга. Именно в этом и заключается работа воли в период обучения: формируется своего рода жизненный уклад, основанный на долге, что, естественно, крайне необходимо сотруднику ФСИН России.

Однако обратим внимание на то (табл. 4), что опять же на последнем (пятом) курсе обучения это соотношение меняется на V < Р Психодинамический центр тяжести экзистенциала смещается в сторону свободы (рис. 4). Этот сдвиг перед самым рывком к экзистенциальной полноте смысла жизни с началом службы пробуждает творческое начало в использовании возможностей жить и действовать, но еще ощущается как некоторое стеснение. Тем не менее это также говорит о завершении волевой подготовки к экзистенциальному рывку. Пятикурсник, как мы показали ранее, не только обретает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60,0 55,0 50,0 45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0

I Свобода I Ответственность

Абитуриенты 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники Руководители

вузов ФСИН России

ФСИН России

Рис. 4. Средние показатели свободы и ответственности личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

Таблица 4

Средние показатели самодистанцирования и самотрансценденции личности в группах испытуемых сотрудников разного срока и статуса обучения и службы

Абитуриенты вузов ФСИН России 2-й курс 4-й курс 5-й курс Сотрудники ФСИН России Руководители

Свобода 47,0286 43,82353 38,82353 35,0000 44,31915 49,4633

Ответственность 51,9000 48,17647 44,32353 31,0000 49,74468 56,1808

большую жизнеспособность (табл. 4), но и большую креативность в принятии личностно свободных решений.

Таковы сложные психодинамические механизмы становления экзистенциальной исполненности жизни смыслом при обучении и службе в закрытых системах.

Смена внешнего и внутреннего плана психоида, которая и приводит к закономерному снижению, а затем росту экзистенциала личности, является по существу психодинамическим, а точнее психоэнергетическим обеспечением подготовки нормальной экзистенциальной наполненности жизни по

всем ее составляющим к началу службы. Снижение экзистенциальных показателей с начала и до конца обучения свидетельствует о поглощении личности курсанта системой, проще говоря, о подготовке его к службе. К концу обучения психоэнергетическая составляющая опускается до минимума, так как и приобретенные навыки служебного взаимодействия, и более свободный режим службы на старших курсах требуют все меньших затрат психической энергии на соблюдение внутреннего распорядка. Начало службы в исправительном учреждении совпадает с началом нового витка на спирали субъек-

тивного времени, а следовательно, оно сопряжено с новым ростом потенциала психоэнергетики, который и обеспечивает энергию роста экзистенциа-ла личности. В связи с этим мы рассматриваем вскрытый нами феномен динамики экзистенциала личности в процессе обучения как частный случай проявления психоэнергетического закона Йеркса - Додсона. На фоне этой новой энергетики, на новом витке спирали субъективного времени с началом службы и возрождается экзи-стенциал личности, открывая новые возможности личностного роста.

Библиографический список

1.Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной эти-

ки. Париж : Современные записки, 1931.

2. Джеймс У. Психология. М. : Педагогика, 1991. 368 с.

3. Кьеркегор С. Понятие страха. 2-е изд. М. : Академический проект, 2014. 224 с.

4. Сочивко Д. В. Психодинамика. М. : Изд-во МПСИ, 2007. 432 с.

5. Сочивко Д. В., Савельева Т. И. Пред-имплозивное «я» - фокус эмпирических, теоретических и психотехнологических исследований в юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 45-55.

6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2008. 451с.

7. Хайдеггер М. Время и бытие. М. : Республика, 1993. 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.