Научная статья на тему 'Некоторые психологические проблемы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России'

Некоторые психологические проблемы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодинамика личности / самоотношение / психологические защиты / структура межличностного общения / экзистенциальная наполненность личности / personality psychodynamics / self-attitude / psychological defenses / structure of interpersonal communication / existential fullness of personality.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитрий Владиславович Сочивко

Рассматриваются вопросы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России. Методом срезов показано, что ряд профессионально релевантных личностных качеств относительно дальнейшего несения службы снижаются в процессе обучения от второго к четвертому курсу. Интерпретация полученных результатов позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию работы психологических служб учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PERSONAL GROWTH OF CURSORS IN THE PROCESS OF TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FSIN OF RUSSIA

Discussed the issues of personal growth of santas in the process of training in educational organizations of the FSIN of Russia. By the method of slices it is shown that a number of professionally relevant personal qualities regarding further service are reduced during the training process from the second to the fourth courses. Interpretation of the obtained results allows us to make some suggestions for improving the work of psychological services of institutions

Текст научной работы на тему «Некоторые психологические проблемы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России»

УДК 378.6:343.83; ББК 88.6 © Сочивко Д.В. 2019

SOME PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PERSONAL GROWTH OF CURSORS IN THE PROCESS OF TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FSIN OF RUSSIA

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ

Dmitry Vladislavovich Sochivko,

doctor of psychology, professor, professor of the department of general psychology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia Е-mail: sochivo@mail.ru

Дмитрий Владиславович Сочивко,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Академия ФСИН России Е-mail: sochivo@mail.ru

Для цитирования: Сочивко Д.В. Некоторые психологические проблемы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 83-87.

Abstract. Discussed the issues of personal growth of santas in the process of training in educational organizations of the FSIN of Russia. By the method of slices it is shown that a number of professionally relevant personal qualities regarding further service are reduced during the training process from the second to the fourth courses. Interpretation of the obtained results allows us to make some suggestions for improving the work of psychological services of institutions.

Keywords: personality psychodynamics, self-attitude, psychological defenses, structure of interpersonal communication, existential fullness of personality.

Аннотация. Рассматриваются вопросы личностного роста курсантов в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России. Методом срезов показано, что ряд профессионально релевантных личностных качеств относительно дальнейшего несения службы снижаются в процессе обучения от второго к четвертому курсу. Интерпретация полученных результатов позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию работы психологических служб учреждений.

Ключевые слова: психодинамика личности, самоотношение, психологические защиты, структура межличностного общения, экзистенциальная наполненность личности.

Одной из актуальных проблем современной психологической науки является проблема воспитание и формирование личности в образовательном процессе. Особенно это касается высшей школы, так как эта последняя ступень подготовки специалиста к его самостоятельной профессиональной деятельности и станет одной из ключевых фигур экономического и социального прогресса в обществе [3]. Достаточно остро эта проблема стоит в отношении курсантов.

В настоящее время, точнее в постсоветский период образование и воспитание обучаемых оказались оторванными друг от друга. Воспитательному процессу педагогические коллективы образовательных учреждений стали уделять гораздо меньше внимания. К счастью военных и военизированных образовательных учреждений это по понятным причинам коснулось в меньшей мере,

тем не менее, проблемы существуют и главным образом в сфере воспитания курсанта как личности. Именно поэтому относительно недавно в образовательных учреждениях появились штатные психологи и психологические службы, значение которых продолжает расти.

Статья посвящена небольшому экспериментальному исследованию, результаты которого вновь напоминают психологам о том, что ряд профессионально важных качеств личности недостаточно развиваются в процессе обучения образовательных учреждениях ФСИН России, или даже развиваются не в том направлении, как это, возможно, будет востребовано профессией. Исследование проводилось методом срезов. Для сравнительного анализа были привлечены две группы психологов второго и четвертого курса по 34 человека в каждой.

1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.

Изучению были подвергнуты такие профессионально значимые личностные симпомоком-плексы как «самоотношение», «особенности межличностного общения», «сфера психологических защит» и «экзистенциальная наполненность личности». Были использованы следующие методы:

- исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева [1];

- обследования межличностных отношений В. Шутца (в адаптации А. А. Рукпвишникова) [5];

- исследования жизненного стиля (психологических защит Плучека с соавт. [2];

- «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Оглер (в адаптации И. Н. Майниной, А. Ю. Васанова) [6].

Обратимся к анализу полученного эмпирического материала.

Рис. 1. Средние показатели по методике МИС С. Р. Пантелеева в разных группах испытуемых

Из рис. 1 видно, что на 4-м курсе обучения практически по всем шкалам показатели снижаются, исключая разве что «самообвинение», которое несколько прирастает, хотя и не достигает в своем превышении статистической значимости. Эта тенденция никак не украшает более обученных и зрелых психологов. Несмотря на то, что статистически значимо различаются только два показателя, снижение всех показателей одновременно и повышение одного, тоже не полезного для психолога специалиста, не может быть случайностью. Подобно тому, как монета, брошенная девять раз подряд выпала бы одной и той же стороной, поэтому общая картина, представленная на рис. 1 говорит о некотором снижении самоотношения у кур-

сантов 4-го курса, что противоречит их профессиональной подготовленности. Уверенность в себе, саморуководство, самопринятие лежит в основе всей психотерапевтической и психокоррекцион-ной деятельности психолога практика.

Что касается статистически значимых различий по тесту, то они приведены в табл. 1. На достаточно высоком уровне значимости на 4-м курсе ниже самоуверенность, саморуководство и самопривязанность, что говорит о распространенности среди курсантов четвертого курса проблем с самооценкой и способностью управлять своим поведением и планировать деятельность. Возможно, одно с другим связано. Это требует специального внимания психологических служб.

Таблица 1

Значимость различий между показателями по тесту МИС

Курсанты Курсанты Значимость

2-го курса 4-го курса различий р <

Самоуверенность 10,76471 9,11765 0,0276

Саморуководство 8,32353 6,97059 0,036

Самопривязанность 6,50000 5,08824 0,0055

Причиной таких различий может быть и так называемый, психологический кризис личности обучающихся на 4-м курсе. Они еще никем не

стали, хотя уже много знают, будущее вызывает тревогу. Здесь совершенно необходима психологическая поддержка, как всего профессорско-препо-

давательского состава, так и в особенности психологической службы. Однако причина может быть и более глубокой, если эта тенденция не прекратит развиваться в интрапсихической психодинамике личности [4] и далее, то в лучшем случае будет выпущен не слишком годный специалист, в худшем - этот выпускник просто не пойдет (побоится) работать психологом и уйдет из системы.

Перейдем к анализу межличностного общения курсантов на 2-м и 4-м курсах обучения. Здесь важно помнить, что общение по существу является основным инструментом работы психолога. Причем инструментом достаточно специфическим. Ранее нами был проведен анализ видов деятельно-

сти (труд, общение и познание) по критерию соотношения орудия деятельности и ее результата [4]. Так, если применение орудие труда, будь то лопата или станок, однозначно определяет результат деятельности, то орудие общения (слово) таковым свойством не обладает. Человек может услышать просьбу или даже приказ и поступить совершенно по-своему. Именно поэтому психолог специально обучается ведению групповых или индивидуальных сессий психологической помощи, что самому, хотя и скрыто и ненавязчиво, контролировать общение. Однако как мы видим из рисунка 2 именно собственный контроль общения снижается на 4-м курсе.

Рис. 2. Средние показатели по методике ОМО Шутца (в адаптации Рукавишникова) в разных группах испытуемых

Из табл. 2 видно, что значимые различия получены по двум показателям теста ОМО требуемый контроль общения и требуемая аффектация общения. Оба не в пользу профессионального

психолога, который как раз должен уже научиться самому неявно контролировать общения и создавать положительный настрой у клиента или группы клиентов.

Таблица 2

Значимость различий между показателями по тесту ОМО

Курсанты Курсанты Значимость

2-го курса 4-го курса различий

Cw, требуемый 5,82353 4,82353 0,0431

контроль

Aw, требуемое

удовлетворение от 4,41176 3,41176 0,0528

общения

Наши испытуемые на 4-м курсе склонны ожидать этого от других. Это уже скорее дефект образования, а не воспитания. Психологи на 4-м курсе не ведут себя в общении как профессиональные психологи. Это не означает, что такой профессионализм присущ психологам 2-го курса. Пусть они и больше стремятся контролировать общение и создавать другим хорошее рабочее настроение, но делают это обычно слишком явно, иногда навязчиво.

На рис. 3 представлены уровни психологических защит курсантов второго и четвертого курса. Здесь нет особых различий отчетливо выражены только такие виды защитного поведения, как проекция и компенсация. Оба защитных механизма снижаются на 4-м курсе, что является положительным моментом личностного роста. Однако о снижении проекции можно говорить лишь в терминах выраженной тенденции, так как различия немного не дотягивают до принятой статистической значи-

мости (р < 0,1), тем не менее вероятность ошибки Будем считать это позитивной тенденцией лич-утверждения, что различия есть равна всего 10 %. ностного роста психолога.

Рис. 3. Средние показатели по методике ИЖС Плутчека с сотрудниками в разных группах испытуемых

Значимые различия получены только по показателю «компенсации». Это важный личностный сдвиг. Снижение компенсации показывает повышение внимание к собственным недостаткам и некоторой работе над собой. Курсанты перестают подменять факты своей биографии по типу «пусть я плохо учусь, зато я хороший ... спортсмен, человек, товарищ» и т. п.

Однако настораживает другое. Сам уровень проекции, даже при его некотором снижении, остается очень высоким, как и на втором курсе. Искушение обвинить во всем другого еще очень велико, что говорит о незрелости личности. То же самое можно сказать и такой психологической (примитивной) защите, как «отрицание», которое

есть просто безапелляционный отказ принять свое негативное поведение: «Это не я» - и все. Это один из самых верных признаков незрелости личности. Считается, что зрелая личность всегда изначально ищет причины неудач или каких-то неприятностей именно в себе, причем это касается не только психологов, а личности любого человека.

Обратимся к анализу экзистенциала личности, который характеризует развитость высших форм свободы (не «свободы от.», а «свободы для.» по Франклу [6]), ответственности как свободы принимать решения и быть уверенным в их правильности, то есть фактически речь идет об экзистенциальной ответственности перед самим собой.

Рис. 4. Средние показатели по методике «Шкала экзистенции» Лэнгле (в адаптации Васанова, Майниной) в разных группах испытуемых

Эти исключительно важные для психолога качества остаются в лучшем случае на низком уровне второго курса. Так, самодистанцирование, обеспечивающее объективный взгляд на ситуацию со стороны ниже средней оценки (35,5 - табл. 3), заставляет курсанта реагировать на все случайные раздражители, не позволяет ему выделять главное в ситуации деятельности. Все остальные показатели на четвертом курсе ниже, чем на втором.

Это говорит и несформированности такого важнейшего особенно для психолога практика качества, как экзистенциальная наполненность личности, характеризующего высокую степень личностного роста, позволяющего свободно управлять позитивными изменениями как собственной личности, так и личности своего клиента, подвергаемого психотерапии или психокоррекции.

Таблица 3

Значимость различий между показателями по тесту ОМО

Средне-статистическая оценка Курсанты 2-го курса Курсанты 4-го курса Значимость различий

Самодистанцирование 35,5 28,02941 29,76471 нет

Самотранстенденция 73 70,11765 59,67647 0,0012

Свобода 49 43,82353 38,82353 0,0308

Ответственно сть 57,5 48,17647 44,32353 нет

Значимые статистические различия выявлены по показателям «самотрансценденции» и «свободы», что составляет ядро экзистенциального личностного роста, если можно так сказать, специфической личностной самореализации именно психолога. Низкая само-трансценденция лишает человека способности прикасаться к ценностным основаниям мироустройства, фактически делает образовательно-воспитательный процесс в вузе формальным «зазубриванием» знаний, умений и навыков. Низкая экзистенциальная свобода говорит об отсутствии у личности свободы для творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей, что для психолога, который в любой практической работе постоянно должен не шаблонно реагировать на постоянно меняющиеся ситуации, просто неприемлемо.

Мы полагаем, что все указанные проблемы развития личности курсантов требуют специального повышенного внимания психологических служб учреждений, которое может быть проявлено как в индивидуальной работе с курсанта-

ми, так и в групповых занятиях по личностному росту.

Литература

1. Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеев (мис) : справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. М., 2006. С. 269-285.

2. Вассерман Л. И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС) / Пособие для врачей и психологов. СПб., 1998.

3. Кириллова Т. В. Образование - фактор экономического и социального прогресса // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 10. С. 138-139.

4. Сочивко Д. В. Психодинамика. М., 2007.

5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологи-ческая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 167-171.

6. Майнина И. Н., Васанов А. Ю. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Оглер // Психологический журнал. 2010. Т. 31. С.87-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.